СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация учебного материала для обучающихся с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации отражены методы и приёмы адаптации учебных материалов для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация учебного материала для обучающихся с задержкой психического развития»

Особенности адаптации учебного материла для обучающихся с ЗПР

Особенности адаптации учебного материла

для обучающихся с ЗПР

Коррекционные подходы в обучении Принцип «пошаговости» Этапность формирования учебных действий, навыков Алгоритмизация при изучении учебного материала Дифференцированный подход Коррекционная направленность

Коррекционные подходы в обучении

  • Принцип «пошаговости»
  • Этапность формирования учебных действий, навыков
  • Алгоритмизация при изучении учебного материала
  • Дифференцированный подход
  • Коррекционная направленность
Специфические приемы обучения детей с ЗПР Эмоциональная вовлеченность ребенка (проблемная ситуация, игровой момент, поисковая деятельность). Актуализация имеющихся знаний (визуальная поддержка). Предъявление дозированной помощи. Восполнение пробелов, образовательных дефицитов (особенно при варианте 7.2, когда срок обучения пролонгированный). Подготовка к восприятию учебного материала. Пошаговость, алгоритмизация. Поэтапность (выделение и отработка каждого этапа). Визуализация (наглядные опоры схемы, символы). Усиление предметно-практической направленности (Нумикон, палочки Кюизенера, счетный материал, математические бусы и т.д.). Коррекционная направленность обучения. Систематическое повторение изученного (закрепление навыка). Опора на жизненный опыт ребенка.

Специфические приемы обучения детей с ЗПР

  • Эмоциональная вовлеченность ребенка (проблемная ситуация, игровой момент, поисковая деятельность).
  • Актуализация имеющихся знаний (визуальная поддержка).
  • Предъявление дозированной помощи.
  • Восполнение пробелов, образовательных дефицитов (особенно при варианте 7.2, когда срок обучения пролонгированный).
  • Подготовка к восприятию учебного материала.
  • Пошаговость, алгоритмизация.
  • Поэтапность (выделение и отработка каждого этапа).
  • Визуализация (наглядные опоры схемы, символы).
  • Усиление предметно-практической направленности (Нумикон, палочки Кюизенера, счетный материал, математические бусы и т.д.).
  • Коррекционная направленность обучения.
  • Систематическое повторение изученного (закрепление навыка).
  • Опора на жизненный опыт ребенка.
? Задержка психического развития (ЗПР) Умственная отсталость (УО) Совершенно разные понятия! Слово «задержка» говорит само за себя, что при ней ребенок лишь ЗАДЕРЖАЛСЯ в освоении некоторых школьных дисциплин, в развитии каких-либо психических функций. Умственная отсталость представляет собой СТОЙКОЕ когнитивное снижение. Дети с ЗПР отличаются от детей с УО тем, что ПРИ ХОРОШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ помощи они могут «ДОГНАТЬ» своих сверстников в освоении учебной программы.

?

Задержка психического развития (ЗПР)

Умственная отсталость (УО)

Совершенно разные понятия!

Слово «задержка» говорит само за себя, что при ней ребенок лишь ЗАДЕРЖАЛСЯ в освоении некоторых школьных дисциплин, в развитии каких-либо психических функций.

Умственная отсталость представляет собой СТОЙКОЕ когнитивное снижение.

Дети с ЗПР отличаются от детей с УО тем, что ПРИ ХОРОШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ помощи они могут «ДОГНАТЬ» своих сверстников в освоении учебной программы.

Ситуация .

Ребенок обучается в 1 классе. В конце учебного года либо полугодия учитель обсуждает с родителями (законными представителями) дальнейший маршрут ребенка, так как ребенок не в полном объеме усвоил учебный материал 1 класса, на заседании ПМПк предлагается пройти ПМПК с целью упрощения программы: « Пройдите ПМПК и Ваш ребенок будет обучаться по «ОБЛЕГЧЕННОЙ» программе в своем классе (инклюзия). »

?

Программа для обучающихся с ЗПР «НЕ ОБЛЕГЧЕННАЯ»! Варианты 7.1 и 7.2 (для обучающихся с ЗПР) предусматривают обучение по ТОЙ ЖЕ ПРОГРАММЕ (уровень сложности тот же), что и основная часть класса, НО, при необходимости, сроки обучения пролонгируются (5 лет обучения в системе НОО – вариант 7.2), реализуется коррекционный блок, сокращается объем материала, используются дополнительные приемы обучения, необходимые для конкретного ребенка, обучающегося во варианту 7.1 или 7.2.

Программа для обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2) рекомендуется в заключении ПМПК НЕ ДЛЯ ТОГО , чтобы у образовательного учреждения было основание для выставления отметки «3» и перевода обучающегося из класса в класс, а с целью ПОМОЧЬ ребенку «ДОГНАТЬ» своих сверстников в освоении материала, за счет сокращения объема, введения и реализации коррекционного блока, использования дополнительных средств обучения и т.д.

?

Психофизические особенности детей с ЗПР, вследствие которых им необходимы те ОСОБЫЕ условия, которые предусматривают программы 7.1 и 7.2

Незрелость ВПФ (нарушение памяти, внимания, мыслительных процессов), функциональная недостаточн. зрительного и слухового восприятия, нарушение координации движений и недоразвитие речи.

У обучающихся с ЗПР возникают затруднения в усвоении учебного материала по следующим причинам:

  • не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова;
  • нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами;
  • допускают нелепые ошибки в письменных работах;
  • оказываются неспособными оценить результаты своих действий;
  • представления об окружающем мире несколько ниже, чем у сверстников.

Не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. Наблюдается быстрая утомляемость. У многих из них преобладают игровые мотивы, нарушения поведения и саморегуляции.

Отмечается, что иногда такие дети активно работают в классе и выполняют задания вместе со всеми обучающимися, но скоро устают , начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал , в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

Ограниченность знаний об окружающей действительности.

? ? Как помочь ребенку с ЗПР освоить тот или иной учебный материал, учитывая индивидуальные особенности и особые образовательные потребности? 1. Индивидуальный подход на уроке Индивидуальная визуальная поддержка (правила, алгоритмы, шаблоны, опорные карточки). Адаптация условий для работы на уроке: изменение формы опроса, разметка листа в тетради, шаблоны-карточки с заданиями, пунктирное написание начала работы, размещение одного задания на листе, специальные приспособления и принадлежности. Адаптация предъявления задания. Индивидуальное расписание работы на уроке.

?

?

Как помочь ребенку с ЗПР освоить тот или иной учебный материал, учитывая индивидуальные особенности и особые образовательные потребности?

1. Индивидуальный подход на уроке

  • Индивидуальная визуальная поддержка (правила, алгоритмы, шаблоны, опорные карточки).
  • Адаптация условий для работы на уроке: изменение формы опроса, разметка листа в тетради, шаблоны-карточки с заданиями, пунктирное написание начала работы, размещение одного задания на листе, специальные приспособления и принадлежности.
  • Адаптация предъявления задания.
  • Индивидуальное расписание работы на уроке.
Адаптированное задание. Как оно выглядит? Сокращен объем, матрица задания (дописать). Адаптированное задание Перепиши примеры в тетрадь и запиши ответ: Например: 4+5 = 9 4-2 = 2  3+5 =  4+2 = +  опорная таблица с  8-2 = составом числа   5-3 = Предъявлен шаблон для выполнения задания, задающий последовательность действий. Задание содержит визуальную инструкцию. Наглядно предъявленное задание. Задание с возможностью выбора из 2-3 вариантов . Задание, с возможностью крепления ответа (липучка, магнит). Адаптированное задание Запиши в тетрадь: 0,5 строки буквы «А» заглавной и 0,5 строки буквы «а» строчной А_____________а_____________. Адаптированное задание Выбери правильный вариант ответа: 14+7= а)23 б)21 в)7

Адаптированное задание. Как оно выглядит?

  • Сокращен объем, матрица задания (дописать).

Адаптированное задание

Перепиши примеры в тетрадь и запиши ответ:

Например: 4+5 = 9 4-2 = 2

3+5 =

4+2 = + опорная таблица с

8-2 = составом числа

5-3 =

  • Предъявлен шаблон для выполнения задания, задающий последовательность действий.
  • Задание содержит визуальную инструкцию.
  • Наглядно предъявленное задание.
  • Задание с возможностью выбора из 2-3 вариантов .
  • Задание, с возможностью крепления ответа (липучка, магнит).

Адаптированное задание

Запиши в тетрадь:

0,5 строки буквы «А» заглавной и 0,5 строки буквы «а» строчной

А_____________а_____________.

Адаптированное задание

Выбери правильный вариант ответа: 14+7=

а)23

б)21

в)7

Алгоритмы, показ способа решения, образец, схемы, формулы, таблицы, как помощь в выполнении того или иного задания Алгоритм-инструкция Алгоритм-памятка Алгоритм решения задачи Алгоритм последовательности действий

Алгоритмы, показ способа решения, образец, схемы, формулы, таблицы, как помощь в выполнении того или иного задания

  • Алгоритм-инструкция
  • Алгоритм-памятка
  • Алгоритм решения задачи
  • Алгоритм последовательности действий
Алгоритмы, показ способа решения, образец, схемы, формулы, таблицы, как помощь в выполнении того или иного задания

Алгоритмы, показ способа решения, образец, схемы, формулы, таблицы, как помощь в выполнении того или иного задания

Алгоритмы, показ способа решения, образец, схемы, формулы, таблицы, как помощь в выполнении того или иного задания

Алгоритмы, показ способа решения, образец, схемы, формулы, таблицы, как помощь в выполнении того или иного задания

Картинный словарь

Картинный словарь

Специальные приспособления и принадлежности Трафареты и ограничители строки. Специальные насадки на ручку. Маркировка начала работы в тетради (желтая полоска). Выделение строки. Тетради большого формата. Обозначение начала строки. Проведение дополнительных наклонных линий. Обозначение красной точкой нужной клетки.

Специальные приспособления и принадлежности

  • Трафареты и ограничители строки.
  • Специальные насадки на ручку.
  • Маркировка начала работы в тетради (желтая полоска).
  • Выделение строки.
  • Тетради большого формата.
  • Обозначение начала строки.
  • Проведение дополнительных наклонных линий.
  • Обозначение красной точкой нужной клетки.

Пример специальных условий ,

необходимых обучающимся с ЗПР на следующих учебных дисциплинах:

  • Русский язык:

Для учащихся с ЗПР, при необходимости, творческие работы (изложения, сочинения) даются с опорой . Это могут быть: опорные слова, план, начало текста, окончание текста . Как вариант написания сочинения ребенку можно предложить составить текст по картинкам . В силу несформированности навыков словообразования , что приводит к аграмматизмам , педагогу необходимо обращать внимание на согласованность речи ребенка, упражнять обучающегося в словообразовании. Трудности языкового анализа и синтеза требуют введения дополнительных упражнений на определение границ предложения , работы с деформированным предложением и текстом.

Пример пошагового выполнения задания

1. Прочитай правило:

3.Найди в тексте (адаптированном), предлоги и

подчеркни их (те предлоги, которые ты только что

«Предлог — это...»

записывал в тетрадь).

2. Запиши предлоги, прописанные

в правиле, в тетрадь.

  • Литературное чтение:

Учащимся с ЗПР предлагаются для прочтения отрывки текста . При пересказе текста учитель задает ученику наводящие вопросы для облегчения построения связных предложений, использовать карточки-подсказки . Как вариант, ученику может быть предложено прочитать текст заранее.

Карточка-подсказка для проведения учебной дискуссии после изучения того или иного произведения:

- Я согласен с тем, что …

- Я не согласен, потому что …

- Я считаю, что …

- Я хочу дополнить ответ ...

Математика: В силу особенностей памяти , им необходимо постоянно видеть , например,тот же состав числа, для дальнейшего выполнения задания. Они могут не понимать условия задачи . Следовательно, необходимо использовать алгоритмы решения примеров, сокращение количества примеров (с сохранением уровень сложности), опорные таблицы с последовательностью решения задач, подключать специалистов коррекционного профиля для совместного решения проблемы (отработка навыков) и т.д. Реши примеры в столбик. 1. 50 - 28 = 2. 64 - 36 = 3. 81 - 30 = 4. 37 - 19 = Решает 4 примера, а не 6 (как основная часть класса) + дан алгоритм решения примера, с подробным объяснением Окружающий мир: К предметам естественно-научного цикла предъявляются те же требования, что и для уроков литературы . Выполнение лабораторных работ проводится при помощи опорных таблиц, алгоритмов работы, примеров выполнения заданий. Подчеркни только те детали, которые есть у велосипеда:  Рама, дверь, спицы, шина, ручка и т.д. Дана индивидуальная карточка + схема устройства велосипеда Прочитай ответ: У велосипеда есть ….
  • Математика:

В силу особенностей памяти , им необходимо постоянно видеть , например,тот же состав числа, для дальнейшего выполнения задания. Они могут не понимать условия задачи . Следовательно, необходимо использовать алгоритмы решения примеров, сокращение количества примеров (с сохранением уровень сложности), опорные таблицы с последовательностью решения задач, подключать специалистов коррекционного профиля для совместного решения проблемы (отработка навыков) и т.д.

Реши примеры в столбик.

1. 50 - 28 =

2. 64 - 36 =

3. 81 - 30 =

4. 37 - 19 =

Решает 4 примера, а не 6 (как основная часть класса) +

дан алгоритм решения примера, с подробным объяснением

  • Окружающий мир:

К предметам естественно-научного цикла предъявляются те же требования, что и для уроков литературы .

Выполнение лабораторных работ проводится при помощи опорных таблиц, алгоритмов работы, примеров выполнения заданий.

Подчеркни только те детали, которые

есть у велосипеда:

Рама, дверь, спицы, шина, ручка и т.д.

Дана индивидуальная карточка

+ схема устройства велосипеда

Прочитай ответ:

У велосипеда есть ….

Социализация ребенка с ОВЗ во время урока Проведение физминутки Проведение гимнастики для глаз Осознание себя как части класса Сбор тетрадей в конце урока Социализация ребенка с ОВЗ Проверить наличие обложки на книге Раздать наглядно-дидактический  материал Формирование авторитета в глазах одноклассников Участие в групповых заданиях Реализация одной из основных целей инклюзивного образования Подбор выступления на классном часе  с учетом сильных сторон развития

Социализация ребенка с ОВЗ во время урока

Проведение физминутки

Проведение гимнастики

для глаз

Осознание себя как части класса

Сбор тетрадей в

конце урока

Социализация ребенка с ОВЗ

Проверить наличие

обложки на книге

Раздать наглядно-дидактический

материал

Формирование авторитета в

глазах одноклассников

Участие в групповых

заданиях

Реализация одной из основных целей инклюзивного образования

Подбор выступления на классном часе

с учетом сильных сторон развития