I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» предназначена для учащихся 5 класса c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составлена на основе следующих нормативных документов:
образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрированного в Минюсте РФ 03.02.2015 года;
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Леженская ООШ» на 2024-2025 учебный год;
Программа воспитания МКОУ «Леженская ООШ»
Учебный план МКОУ «Леженская ООШ»
Рабочая программа по рисованию (изобразительному искусству) для 5 класса разработана на основе Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» (I-IV и дополнительный классы) предметная область «Искусство» и ориентирована учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Изобразительное искусство» 5 класс. Авторы: М.Ю. Рау, М.А. Зыкова –3 - изд. – М.: Просвещение, 2022.
Цель рабочей программы – всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
расширение художественно-эстетического кругозора;
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная аппликация").
коррекция познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
коррекция ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;
развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении деятельностного, дифференцированного и индивидуального подхода, на основе широкого использования предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. При проведении уроков рисования (изобразительного искусства) предполагается использование следующих методов:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, инструктаж;
наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр, образцы аппликаций, рисунков, творческих работ, макеты, пооперационные карты, картины художников;
предметно – практические – графические упражнения, конструирование, составление аппликации, работа в альбоме, составление композиции.
В рабочей программе для 5 класса по рисованию предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по рисованию в 5 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 5 класса по 5-балльной шкале системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить продемонстрированные учеником, с оценками типа:
Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
Оценка «4» - «хорошо» ― от 51% до 65% заданий;
Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Результаты оценки достижений предметных результатов дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
В ходе реализации программы «Рисование» в 5 классе так же проводится диагностика всех групп базовых учебных действий, которая отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит сделать вывод об эффективности проводимой в этом направлении работы. Она состоит из двух этапов (стартовый – сентябрь, итоговый – май).
Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:
баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
балла ― способен(а) самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
балла ― способен(а) самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений, опроса, практических действий в игровых ситуациях в виде различных заданий с элементами тестирования.
II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.
Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно – развивающее значение, оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует формированию личности учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучение рисованию учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) организовано на практической и наглядной основе.
Рабочая программа в 5 классе по рисованию включает следующие разделы:
Обучение композиционной деятельности.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.
Обучение восприятию произведений искусства.
Обучение композиционной деятельности.
Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства).
Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Закрепление понятий: "предмет", "форма", "фигура", "силуэт", "деталь", "часть", "элемент", "объем", "пропорции", "конструкция", "узор", "орнамент", "скульптура", "барельеф", "симметрия", "аппликация".
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок.
Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись".
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светлозеленый, темно-зеленый).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка).
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства.
Примерные темы бесед:
"Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров".
"Виды изобразительного искусства". Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.
В процессе обучения рисованию учащиеся рисуют, составляют аппликацию, лепят, знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Все уроки проводятся в занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, образцы несложных рисунков, а также различные игрушки. Подбираемый к урокам материал доступен пониманию учащихся по содержанию и отвечает их интересам. На каждом уроке предусмотрена работа по обогащению словаря и развитию речи. Также на уроках рисования используется разнообразный игровой и графический материал, осуществляется работа, направленная на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание отведено совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Основной формой организации процесса обучения по предмету «Рисование» является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Все уроки проводятся в занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки. Подбираемый к уроку материал для демонстрации должен быть доступен пониманию учащихся по содержанию и отвечать их интересам.
Реализация воспитательного потенциала каждого урока, заложенного в модуль «Школьный урок» Программы воспитания КОУ «Исилькульская школа-интернат» предполагает его организацию с учетом совокупности методов, приемов, направленных на воспитание обучающихся. Воспитывающее содержание урока направлено на побуждение школьников, задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров осознанного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа жизненных историй, поступков и ситуаций организуется путём проведения единых тематических уроков в образовательных областях: математика, язык и речевая практика, естествознание, человек и общество, искусство, технология.
С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на уроках по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» включается материал, направленный на знакомство учащихся с многообразием мира профессий.
На данных уроках рассматриваются вопросы профориентационного характера, ведется работа по формированию ценностного отношения к труду, пониманию его роли в жизни человека и в обществе; по развитию интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую.
При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Рисование (изобразительное искусство)» вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – Telegram) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.
Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал: онлайн-тесты, опросники, задания для контрольных и самостоятельных работ в дистанционном режиме.
При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:
образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;
ЯндексУчебник;
ЯКласс;
Российская электронная школа;
ВК сообщество, «Наша начальная школа»;
ВК сообщество, «В стране выученных уроков. Начальная школа»;
ВК сообщество, Коррекционная педагогика. ОВЗ.ФГОС;
ВК сообщество, Дети и родители;
Социальная сеть работников образования nsportal.ru.
Весь учебный материал по предмету «Рисование» размещается на сайте ( https://nsportal.ru/user/1425611 ).
Продолжительность урока составляет 40 минут. С целью профилактики утомления на каждом уроке используются различные виды учебной деятельности от 5 до 7 видов. Продолжительность одного вида учебной деятельности составляет 7 – 10 минут.
На 20 минуте урока организуется проведение динамических пауз в виде, комплексов упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей. На протяжении всего урока обеспечивается контроль за осанкой.
Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать 30 минут.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Рисование (изобразительное искусство)» входит в образовательную область «Искусство» обязательной части учебного плана для 5 классов. На предмет «Рисование» в 5 классе отведено 2 часа из основной части. Количество часов составляет в год 68 час (2 час в неделю) и регламентируется расписанием, годовым календарным графиком МКОУ «Леженской ООШ» на 2024 – 2025 учебный год.
Результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
способность к осмыслению картины мира, ее временно- пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной
и социальной частей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
V. Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу обучения в 5 классе учащиеся должны знать и уметь:
Минимальный уровень:
− знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
− знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета;
− знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование материалами для рисования;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
− знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
− уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
− владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
− рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;
− применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
− ориентироваться в пространстве листа;
− размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
− адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета.
Достаточный уровень
− знать названия жанров изобразительного искусства;
− знать названий некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Хохлома и др.);
− знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
− знать и применять выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия»,
«штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
− знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
− знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
− знать способы лепки(конструктивный,пластический, комбинированный);
− находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
− следоватьпри выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других
информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;
− различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу;
− различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
− различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
VI. Программа обеспечивает достижение учащимися 5 класса базовых учебных действий.
1. Личностные учебные действия:
• положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию.
2. Коммуникативные учебные действия:
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
3. Регулятивные учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами) и
организовывать своё рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.
Познавательные учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях).
VII. Содержание учебного предмета.
Обучение композиционной деятельности.
Внешность людей (овал лица, форма губ, носа, глаз).
Модель фигуры человека.
Дорисовывание и срисовывание фигуры человека в разных положениях.
Иллюстрация к сказке «Маша и медведь».
Размер (величина) изображений большой – маленький, высокий – низкий.
Лепка иллюстрации к сказке «Маша и медведь».
Лепка на плоскости – барельеф.
Животные, изображенные в скульптуре и на рисунках известных художников.
Кружка в хохломской росписи.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Натюрморт, виды натюрморта.
Натюрморт из двух предметов.
Букет в вазе и оранжевый апельсин.
Мама готовит обед на кухне.
Разные сосуды (кувшины, вазы, кубки).
Богородская игрушка.
Хохломская роспись.
Животные в скульптуре (собака).
Игра – итог. «Народное искусство.
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.
Наблюдение за признаками уходящего лета.
Рисование с натуры веточки дерева с листьями (дуб, клен).
Окраска листьев.
Зарисовка карандашом – деревья.
Деревенский пейзаж.
Городской пейзаж.
Горный пейзаж.
Открытка.
Музеи мира.
Обучение восприятию произведений искусства.
Художники пейзажисты.
Художники портретисты.
Виды портрета. Разное положение портретируемого.
Как построена книга.
Профессия художник – иллюстратор.
Виды скульптуры.
Плакат. Зачем он нужен.
Что такое музей.
VII. 1. Тематическое планирование.
№ П.п. | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Обучение композиционной деятельности. | 22 ч. |
2. | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. | 17 ч. |
3. | Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи. | 17 ч. |
4. | Обучение восприятию произведений искусства. | 12 ч. |
| Итого: | 68 ч. |
| | |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Изобразительное искусство
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/п Колич. Дата проведения
Наименование разделов/тем часов По плану По факту
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.
Наблюдение за признаками уходящего лета. 2 11.09.
12.09
Рисование с натуры веточки деревьев с листьями 2 18.09
(дуб, клен). 19.09
Окраска листьев. 2 25.09
26.09 Обучение восприятию произведений искусства.
Художники - пейзажисты 1 02.10
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.
Зарисовка карандашом – деревья 1 03.10
Деревенский пейзаж 2 09.10
10.10
Городской пейзаж 2 16.10
17.10
Горный пейзаж 2 23.10
24.10
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Натюрморт. Виды натюрморта 1 06.11
Натюрморт из 2 предметов (кувшин и стакан) 2 07.11
13.11
Букет в вазе и оранжевый апельсин 2 14.11
20.11
«Мама готовит обед на кухне» 3 21.11
27.11
28.11
Разные сосуды (кувшины, вазы, кубки) 2 04.12
05.12
Художники – портретисты 1 11.12
Виды портрета. Разное расположение 1 12.11
портретируемого.
Обучение композиционной деятельности.
Внешность людей (овал лица, форма губ, носа, 3 18.12
глаз). 19.12
25.12
Модель фигуры человека 3 26.12
08.01
09.01
Дорисовывание и 2 15.01
срисовывание фигуры человека в разных 16.01
положениях (фронтальном и
профильном)
Обучение восприятию произведений искусства.
Как построена книга? 2 22.01
23.01
Профессия художник – иллюстратор. 2 29.01
30.01
Иллюстрации к сказке «Маша и медведь». 3 05.02
06.02
12.02
Размер (величина) изображений: большой – 2 13.02
меленький, высокий – низкий. 19.02
Лепка иллюстрация к сказке «Маша и медведь». 2 20.02
26.02
Виды скульптуры. 2 27.02
05.03
Лепка на плоскости – барельеф. 2 06.03
12.03 Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Животные в скульптуре (Собака) 1 13.03
Обучение композиционной деятельности.
Животные изображенные в скульптурах и на 3 19.03 рисунках известных художников. 20.03
02.04 Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Богородские игрушки . 2 03.04
09.03
Хохломская роспись 2 10.04
16.04 Обучение композиционной деятельности.
Кружка в хохломской росписи 2 17.04
23.04 Обучение восприятию произведений искусства.
Плакат. Зачем он нужен? 2 24.04
30.04
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.
Открытка. 2 01.05
07.05 Обучение восприятию произведений искусства.
Что такое музей. 2 08.05
14.05
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.
34 Картины музеев мира. | 2 | 15.05 21.05 |
35 Игра – итог. «Народное искусство. | 1 | 22.05 |
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Освоение учебного предмета «Рисование» в 1 классе предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:
Демонстрационные и печатные пособия:
магнитная доска;
наборы геометрических фигур;
демонстрационные карточки «Мир животных»;
демонстрационные карточки «Животные»;
демонстрационные карточки «Птицы»;
демонстрационные карточки «Птицы домашние»;
демонстрационные карточки «Овощи»;
демонстрационные карточки «Насекомые»;
демонстрационные карточки «Ягоды лесные»;
демонстрационные карточки «Ягоды садовые»;
демонстрационные карточки «Фрукты»;
демонстрационные карточки «Цветы»;
Технические средства обучения
компьютер;
ноутбук ICL RAYbook (nb2946);
многофункциональное устройство;
мультимедиа проектор в комплекте с креплением;
интерактивная доска;
интерактивный комплекс;
документ-камера;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по изобразительному искусству.
Модели и натуры
гербарии;
муляжи;
репродукции картин.
Учебно – практическое оборудование
альбомы;
тетради в клетку;
простые и цветные карандаши, акварельные краски;
ластик;
шаблоны геометрических фигур;
шаблоны предметов (яблоко, огурец, груша и т.д.).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Учебно – методическая литература:
Программы для 5-7 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Автор: М.Ю.Рау. Под редакцией И.М. Бгажноковой - М.: Просвещение, 2011.
Емельянова Т. Энциклопедия рисования.
С.Корнилова, А.Галанов. Уроки изобразительного искусства (для детей 5-9 лет). Айрис-пресс рольф, Москва, 2000.
Литература для учащихся.
1.«Изобразительное искусство», 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авторы: М.Ю. Рау, М.А. Зыкова –3 - изд. – М.: Просвещение, 2021.