СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС ОВЗ

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС ОВЗ»


I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» предназначена для учащихся 5 класса c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрированного в Минюсте РФ 03.02.2015 года;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Леженская ООШ» на 2024-2025 учебный год;

  • Программа воспитания МКОУ «Леженская ООШ»

  • Учебный план МКОУ «Леженская ООШ»

Рабочая программа по рисованию (изобразительному искусству) для 5 класса разработана на основе Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» (I-IV и дополнительный классы) предметная область «Искусство» и ориентирована учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы,

«Изобразительное искусство» 5 класс. Авторы: М.Ю. Рау, М.А. Зыкова –3 - изд. – М.: Просвещение, 2022.

Цель рабочей программы – всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Основные задачи изучения предмета:

  • воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;

  • расширение художественно-эстетического кругозора;

  • развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;

  • обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;

  • обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности;

  • воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная аппликация").

  • коррекция познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

  • коррекция ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;

  • развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении деятельностного, дифференцированного и индивидуального подхода, на основе широкого использования предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. При проведении уроков рисования (изобразительного искусства) предполагается использование следующих методов:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, инструктаж;

  • наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр, образцы аппликаций, рисунков, творческих работ, макеты, пооперационные карты, картины художников;

  • предметно – практические – графические упражнения, конструирование, составление аппликации, работа в альбоме, составление композиции.

В рабочей программе для 5 класса по рисованию предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по рисованию в 5 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 5 класса по 5-балльной шкале системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить продемонстрированные учеником, с оценками типа:

Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;

Оценка «4» - «хорошо» ― от 51% до 65% заданий;

Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.

Результаты оценки достижений предметных результатов дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

В ходе реализации программы «Рисование» в 5 классе так же проводится диагностика всех групп базовых учебных действий, которая отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит сделать вывод об эффективности проводимой в этом направлении работы. Она состоит из двух этапов (стартовый – сентябрь, итоговый – май).

Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:

  1. баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

  2. балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

  3. балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  4. балла ― способен(а) самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  5. балла ― способен(а) самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

  6. баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений, опроса, практических действий в игровых ситуациях в виде различных заданий с элементами тестирования.

II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.

Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно – развивающее значение, оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует формированию личности учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Обучение рисованию учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) организовано на практической и наглядной основе.

Рабочая программа в 5 классе по рисованию включает следующие разделы:

  • Обучение композиционной деятельности.

  • Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

  • Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

  • Обучение восприятию произведений искусства.

Обучение композиционной деятельности.

Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).

Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства).

Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.

Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.

Главное и второстепенное в композиции.

Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии.

Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

Закрепление понятий: "предмет", "форма", "фигура", "силуэт", "деталь", "часть", "элемент", "объем", "пропорции", "конструкция", "узор", "орнамент", "скульптура", "барельеф", "симметрия", "аппликация".

Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных.

Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта.

Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре).

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок.

Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись".

Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.

Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.

Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светлозеленый, темно-зеленый).

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка).

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

Обучение восприятию произведений искусства.

Примерные темы бесед:

"Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров".

"Виды изобразительного искусства". Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.

В процессе обучения рисованию учащиеся рисуют, составляют аппликацию, лепят, знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Все уроки проводятся в занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, образцы несложных рисунков, а также различные игрушки. Подбираемый к урокам материал доступен пониманию учащихся по содержанию и отвечает их интересам. На каждом уроке предусмотрена работа по обогащению словаря и развитию речи. Также на уроках рисования используется разнообразный игровой и графический материал, осуществляется работа, направленная на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание отведено совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Основной формой организации процесса обучения по предмету «Рисование» является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Все уроки проводятся в занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки. Подбираемый к уроку материал для демонстрации должен быть доступен пониманию учащихся по содержанию и отвечать их интересам.

Реализация воспитательного потенциала каждого урока, заложенного в модуль «Школьный урок» Программы воспитания КОУ «Исилькульская школа-интернат» предполагает его организацию с учетом совокупности методов, приемов, направленных на воспитание обучающихся. Воспитывающее содержание урока направлено на побуждение школьников, задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах.

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров осознанного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа жизненных историй, поступков и ситуаций организуется путём проведения единых тематических уроков в образовательных областях: математика, язык и речевая практика, естествознание, человек и общество, искусство, технология.

С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на уроках по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» включается материал, направленный на знакомство учащихся с многообразием мира профессий.

На данных уроках рассматриваются вопросы профориентационного характера, ведется работа по формированию ценностного отношения к труду, пониманию его роли в жизни человека и в обществе; по развитию интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую.

При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Рисование (изобразительное искусство)» вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – Telegram) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.

Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал: онлайн-тесты, опросники, задания для контрольных и самостоятельных работ в дистанционном режиме.

При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:

  • образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;

  • ЯндексУчебник;

  • ЯКласс;

  • Российская электронная школа;

  • ВК сообщество, «Наша начальная школа»;

  • ВК сообщество, «В стране выученных уроков. Начальная школа»;

  • ВК сообщество, Коррекционная педагогика. ОВЗ.ФГОС;

  • ВК сообщество, Дети и родители;

  • Социальная сеть работников образования nsportal.ru.

Весь учебный материал по предмету «Рисование» размещается на сайте ( https://nsportal.ru/user/1425611 ).

Продолжительность урока составляет 40 минут. С целью профилактики утомления на каждом уроке используются различные виды учебной деятельности от 5 до 7 видов. Продолжительность одного вида учебной деятельности составляет 7 – 10 минут.

На 20 минуте урока организуется проведение динамических пауз в виде, комплексов упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей. На протяжении всего урока обеспечивается контроль за осанкой.

Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать 30 минут.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Рисование (изобразительное искусство)» входит в образовательную область «Искусство» обязательной части учебного плана для 5 классов. На предмет «Рисование» в 5 классе отведено 2 часа из основной части. Количество часов составляет в год 68 час (2 час в неделю) и регламентируется расписанием, годовым календарным графиком МКОУ «Леженской ООШ» на 2024 – 2025 учебный год.

  1. Результаты освоения учебного предмета.

Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:

  • осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению;

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • способность к осмыслению картины мира, ее временно- пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной

и социальной частей;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

V. Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

К концу обучения в 5 классе учащиеся должны знать и уметь:

Минимальный уровень:

− знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

− знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета;

− знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование материалами для рисования;

− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;

− знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

− уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;

− следовать при выполнении работы инструкциям учителя;

− владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

− рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;

− применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

− ориентироваться в пространстве листа;

− размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

− адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета.

Достаточный уровень

− знать названия жанров изобразительного искусства;

− знать названий некоторых народных и национальных промыслов

(Дымково, Гжель, Хохлома и др.);

− знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

− знать и применять выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия»,

«штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

− знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

− знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

− знать способы лепки(конструктивный,пластический, комбинированный);

− находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

− следоватьпри выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других

информационных источниках;

− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

− использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации;

− применять разные способы лепки;

− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;

− различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу;

− различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

− различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

VI. Программа обеспечивает достижение учащимися 5 класса базовых учебных действий.

1. Личностные учебные действия:

• положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию.

2. Коммуникативные учебные действия:

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

3. Регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);

  • работать с учебными принадлежностями (инструментами) и

организовывать своё рабочее место;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.

Познавательные учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях).

VII. Содержание учебного предмета.

Обучение композиционной деятельности.

Внешность людей (овал лица, форма губ, носа, глаз).

Модель фигуры человека.

Дорисовывание и срисовывание фигуры человека в разных положениях.

Иллюстрация к сказке «Маша и медведь».

Размер (величина) изображений большой – маленький, высокий – низкий.

Лепка иллюстрации к сказке «Маша и медведь».

Лепка на плоскости – барельеф.

Животные, изображенные в скульптуре и на рисунках известных художников.

Кружка в хохломской росписи.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

Натюрморт, виды натюрморта.

Натюрморт из двух предметов.

Букет в вазе и оранжевый апельсин.

Мама готовит обед на кухне.

Разные сосуды (кувшины, вазы, кубки).

Богородская игрушка.

Хохломская роспись.

Животные в скульптуре (собака).

Игра – итог. «Народное искусство.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

Наблюдение за признаками уходящего лета.

Рисование с натуры веточки дерева с листьями (дуб, клен).

Окраска листьев.

Зарисовка карандашом – деревья.

Деревенский пейзаж.

Городской пейзаж.

Горный пейзаж.

Открытка.

Музеи мира.

Обучение восприятию произведений искусства.

Художники пейзажисты.

Художники портретисты.

Виды портрета. Разное положение портретируемого.

Как построена книга.

Профессия художник – иллюстратор.

Виды скульптуры.

Плакат. Зачем он нужен.

Что такое музей.

VII. 1. Тематическое планирование.

П.п.

Наименование разделов

Всего часов

1.

Обучение композиционной деятельности.

22 ч.

2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

17 ч.

3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

17 ч.

4.

Обучение восприятию произведений искусства.

12 ч.


Итого:

68 ч.




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Изобразительное искусство

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

№ п/п Колич. Дата проведения

Наименование разделов/тем часов По плану По факту

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

  1. Наблюдение за признаками уходящего лета. 2 11.09.

12.09

  1. Рисование с натуры веточки деревьев с листьями 2 18.09

(дуб, клен). 19.09

  1. Окраска листьев. 2 25.09

26.09 Обучение восприятию произведений искусства.

  1. Художники - пейзажисты 1 02.10

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

  1. Зарисовка карандашом – деревья 1 03.10

  2. Деревенский пейзаж 2 09.10

10.10

  1. Городской пейзаж 2 16.10

17.10

  1. Горный пейзаж 2 23.10

24.10

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

  1. Натюрморт. Виды натюрморта 1 06.11

  2. Натюрморт из 2 предметов (кувшин и стакан) 2 07.11

13.11

  1. Букет в вазе и оранжевый апельсин 2 14.11

20.11

  1. «Мама готовит обед на кухне» 3 21.11

27.11

28.11

  1. Разные сосуды (кувшины, вазы, кубки) 2 04.12

05.12

  1. Художники – портретисты 1 11.12

  2. Виды портрета. Разное расположение 1 12.11

портретируемого.

Обучение композиционной деятельности.

  1. Внешность людей (овал лица, форма губ, носа, 3 18.12

глаз). 19.12

25.12

  1. Модель фигуры человека 3 26.12

08.01

09.01

  1. Дорисовывание и 2 15.01

срисовывание фигуры человека в разных 16.01

положениях (фронтальном и

профильном)

Обучение восприятию произведений искусства.

  1. Как построена книга? 2 22.01

23.01

  1. Профессия художник – иллюстратор. 2 29.01

30.01

  1. Иллюстрации к сказке «Маша и медведь». 3 05.02

06.02

12.02

  1. Размер (величина) изображений: большой – 2 13.02

меленький, высокий – низкий. 19.02

  1. Лепка иллюстрация к сказке «Маша и медведь». 2 20.02

26.02

  1. Виды скульптуры. 2 27.02

05.03

  1. Лепка на плоскости – барельеф. 2 06.03

12.03 Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

  1. Животные в скульптуре (Собака) 1 13.03

Обучение композиционной деятельности.

  1. Животные изображенные в скульптурах и на 3 19.03 рисунках известных художников. 20.03

02.04 Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

  1. Богородские игрушки . 2 03.04

09.03

  1. Хохломская роспись 2 10.04

16.04 Обучение композиционной деятельности.

  1. Кружка в хохломской росписи 2 17.04

23.04 Обучение восприятию произведений искусства.

  1. Плакат. Зачем он нужен? 2 24.04

30.04

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

  1. Открытка. 2 01.05

07.05 Обучение восприятию произведений искусства.

  1. Что такое музей. 2 08.05

14.05

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

34 Картины музеев мира.

2

15.05

21.05

35 Игра – итог. «Народное искусство.

1

22.05


VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Освоение учебного предмета «Рисование» в 1 классе предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:

Демонстрационные и печатные пособия:

  • магнитная доска;

  • наборы геометрических фигур;

  • демонстрационные карточки «Мир животных»;

  • демонстрационные карточки «Животные»;

  • демонстрационные карточки «Птицы»;

  • демонстрационные карточки «Птицы домашние»;

  • демонстрационные карточки «Овощи»;

  • демонстрационные карточки «Насекомые»;

  • демонстрационные карточки «Ягоды лесные»;

  • демонстрационные карточки «Ягоды садовые»;

  • демонстрационные карточки «Фрукты»;

  • демонстрационные карточки «Цветы»;

Технические средства обучения

  • компьютер;

  • ноутбук ICL RAYbook (nb2946);

  • многофункциональное устройство;

  • мультимедиа проектор в комплекте с креплением;

  • интерактивная доска;

  • интерактивный комплекс;

  • документ-камера;

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по изобразительному искусству.

Модели и натуры

  • гербарии;

  • муляжи;

  • репродукции картин.

Учебно – практическое оборудование

  • альбомы;

  • тетради в клетку;

  • простые и цветные карандаши, акварельные краски;

  • ластик;

  • шаблоны геометрических фигур;

  • шаблоны предметов (яблоко, огурец, груша и т.д.).

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

Учебно – методическая литература:

  1. Программы для 5-7 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Автор: М.Ю.Рау. Под редакцией И.М. Бгажноковой - М.: Просвещение, 2011.

  2. Емельянова Т. Энциклопедия рисования.

  3. С.Корнилова, А.Галанов. Уроки изобразительного искусства (для детей 5-9 лет). Айрис-пресс рольф, Москва, 2000.

Литература для учащихся.

1.«Изобразительное искусство», 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авторы: М.Ю. Рау, М.А. Зыкова –3 - изд. – М.: Просвещение, 2021.