Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.С. Пушкина
УТВЕРЖДЕНО директором
школы
приказ № 107
от «30 августа 2017г.
Принята на заседании
учителей начальных классов
Протокол № 1 от 30 августа 2017г.
Рук. ШМО: __________________
Падина Л.Г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе
_______________
Климовцева В.А.
«30» августа 2017г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(Для учащихся с ОВЗ)
4 класс
Падина Лидия Григорьевна,
учитель высшей квалификационной категории
Трубчевск
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС НОО МБОУ Трубчевская СОШ № 2 им. А.С.Пушкина на основании Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Трубчевская СОШ №2 им. А.С.Пушкина.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой», данная адаптированные программа разработана с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Программа предназначена для учащейся 4 «А» класса Садкевич Русалины, которой по заключению ПМПК рекомендовано обучение по АООП НОО вариант 7.2.
Цель: формирование образного мышления и творческого потенциала детей с ОВЗ, развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Задачи:
-расширять общий кругозор детей;
-создать условия для адаптивных возможностей путём их социальной ориентировки;
-обогащать жизненный опыт путём организации предметно-практической деятельности; -уточнять, расширять и активизировать лексический запас; -развивать зрительное восприятие, зрительную и словесную память;
-формировать функционально грамотную личность;
-обучать и эстетически развивать младших школьников;
-воспитывать интерес к искусству;
-развивать зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире;
-формировать наглядно-образное и логическое мышление; -совершенствовать речевые навыки;
-обеспечить понимание основных законов изобразительного искусства.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельные задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
-учиться планировать работу в группе;
-учиться распределять работу между участниками проекта;
-понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
-уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;
• понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;
• рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:
• рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;
• рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
• разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
• работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).
4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).
6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
• композиция, рисунок, цвет для живописи;
• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного курса «Изобразительное искусство 4 класс» используется УМК:
О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. Программа «Изобразительное искусство» // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – М.; Баласс, 2011.
Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4 класс. - М.: Баласс, 2013.
Куревина, О.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство», 4 класс / О. А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. - М.: Баласс, 2017.
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, и авторской программы курса, учебно – методической системы О.А.Куревиной, Е.Д.Ковалевской, и имеет несущественные изменения, связанные с изменением количества часов.
На изучение курса отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.
Форма годовой промежуточной аттестации - защита проекта.
Принципы реализации программы
Принцип гуманизации – предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
Принцип индивидуального подхода — предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
Принцип системности – обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.
Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ
Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
— систематический характер обучения;
— логически правильное изучение учебного материала.
Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает
создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся.
Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания.
Дифференцированное обучение - помогает учитывать индивидуально-типологические особенности личности и обучать каждого на уровне его возможностей и способностей. Здоровьесберегающие технологии - позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, что дает положительные результаты в обучении.
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы Формы контроля знаний и умений учащихся
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность обучающихся с ОВЗ решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.
Требования, предъявляемые к учащимся с ОВЗ, согласуются с требованиями образовательных программ и Положением о текущем оценивании учащихся с ОВЗ по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля.
Коррекционная работа
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР в ходе обучения ИЗО, с целью усиления практической направленности обучения, проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
3.Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4.Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий и предметов; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
6.Формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
Методы, используемые для коррекции познавательной сферы обучающихся:
Работа над укреплением памяти и преодолением её дефектов через охранительный режим..
Коррекция устойчивости внимания.
Активизация процессов запоминания и воспроизведения вербальной памяти (коррекция вербальной памяти на основе упражнений учащихся в запоминании слов).
Коррекция и развитие умения работать в группе.
Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.
Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы.
Коррекция устойчивости внимания.
Содержание учебного предмета
4-й класс (33 ч)
Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства-2ч.
Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Особенности этой техники. Фрески Джотто, Ф.Грека, А. Рублёва. Что такое мозаика и витраж.
Русская икона- 2ч.
Монументальная скульптура- 2ч.
Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне.
Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография- 3ч.
Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Виды фотографий. Художественная фотография.
Родная природа – 2ч.
Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению. Передача объёма предмета цветными карандашами.
Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки.
Рефлекс-2ч.
Падающая тень и конструкция предмета.
Композиция- 2ч.
Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки». Оформление панно подходящей рамкой
Зарисовки животных- 2ч.
Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации.
Композиция- 2ч.
Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли.
Народные промыслы – 2ч.
Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву.
Линейная перспектива – 2ч.
Значение точки схода и положения линии горизонта. Перспективные сокращения на улице (уходящая вдаль дорога, уменьшающиеся по мере удаления от зрителя предметы и т. п.).
Получение представления о воздушной перспективе.
Родная история и искусство -3ч.
Картины советских художников, посвящённые Великой Отечественной войне. Разработка макета альбома Славы. Коллективная работа. Создание классного альбома Славы.
Пропорции человеческой фигуры -3ч.
Понятие о модуле. Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее».
Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир».
Русский народный театр -2ч.
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».
Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран -3ч.
Открытки или панно к праздникам. Дизайнерские проекты: настенный календарь, декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента, шрифтовая композиция.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
| Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства. | 2 | | | |
1. | Монументально-декоративное искусство. | 1 | 07.09 | | Фронтальный опрос |
2. | Что такое фреска, мозаика, витраж. | 1 | 14.09 | | Задания по группам |
| Русская икона. | 2 | | | |
3. | Русская икона. Звенигородская находка. | 1 | 21.09 | | Фронтальный и индивидуальный опрос |
4. | Иконы разного времени и школ. | 1 | 28.09 | | Беседа по вопросам |
| Монументальная скульптура. | 2 | | | |
5. | Монументальная скульптура. | 1 | 05.10 | | Самостоятельная работа |
6. | Эскиз памятника героям Великой Отечественной войны. | 1 | 12.10 | | Устный опрос |
| Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. | 3 | | | |
7. | Новые виды искусств: дизайн и фотография. | 1 | 19.10 | | Фронтальный и индивидуальный опрос |
8. | Проект календаря для класса. | 1 | 26.10 | | Фронтальный опрос |
9. | Виды фотографий. Конкурс фотографий «Моя семья». | 1 | 09.11 | | |
| Родная природа. | 2 | | | |
10. | Родная природа. Поэт пейзажа. | 1 | 16.11 | | Индивидуальный опрос |
11. | Осенний пейзаж. | 1 | 23.11 | | Фронтальный опрос |
| Рефлекс. | 2 | | | |
12. | Мастер Д.Митрохин «Яблоки». Разные виды штриховки. | 1 | 30.11 | | Работа в парах |
13. | Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. | 1 | 07.12 | | Беседа по вопросам |
| Композиция. | 1 | | | |
14. | Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. | 1 | 14.12 | | Самостоятельная работа |
| Зарисовки животных. | 3 | | | |
15. | Зарисовки животных. | 1 | 21.12 | | Устный опрос |
16. | Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации. | 1 | | | |
17. | Для любознательных: отмывка, гризайль. | 1 | 28.12 | | Работа в парах |
| Композиция. | 2 | | | |
18. | Композиция и её основные законы. | 1 | 11.01 | | Беседа по вопросам |
19. | Натюрморт с тыквой. | 1 | 18.01 | | Самостоятельная работа |
| Народные промыслы. | 2 | 25.01 | | |
20. | Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву. | 1 | 01.02 | | Устный опрос |
21. | Народные промыслы. Сказочная птица. | 1 | 08.02 | | Самостоятельная работа |
| Линейная перспектива. | 2 | | | |
22. | Линейная перспектива. | 1 | 15.02 | | Устный опрос |
23. | Перспективные сокращения на улице. | 1 | 22.02 | | Фронтальный опрос |
| Родная история и искусство. | 3 | | | |
24. | Родная история и искусство. | 1 | 0103 | | Беседа по вопросам |
25. | Работы мастеров (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы»). | 1 | 15.03 | | Самостоятельная работа |
26. | Альбом Славы. | 1 | 22.03 | | Устный опрос |
| Пропорции человеческой фигуры. | 3 | | | |
27. | Фигура человека. Пропорции. | 1 | 05.04 | | Устный опрос |
28. | Рисование фигуры человека в движении. | 1 | 12.04 | | Беседа по вопросам |
29. | Коллективное панно «Сказочный мир». Начало проекта. | 1 | 19.04 | | Самостоятельная работа |
| Русский народный театр. | 2 | | | |
30. | Родная история и искусство - русский народный театр. | 1 | 26.04 | | Устный опрос |
31. | Кукольный спектакль по сказке С.Козлова «Снежный цветок». | 1 | 03.05 | | Работа в группах |
| Изучение истории Эрмитажа и некоторых других представленных в этом музее шедевров живописи разных стран. | 1 | 10.05 | | |
32. | Эрмитаж. Шрифтовая композиция. «Сказочный мир». Продолжение работы над проектом. | 1 | 17.05 | | Работа в парах |
33. | Защита проекта «Сказочный мир» в рамках годовой промежуточной аттестации. | 1 | 24.05 | | Коллективная работа |
| Итого: | 33 | | | |