Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ужурская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза А. К. Харченко»
«Рассмотрено на ШМО учителей «Согласовано» «Утверждаю»
МБОУ «Ужурская Заместитель директора по УВР Директор школы
СОШ №1 им. А.К. Харченко» _________/Л.В. Головач _________/Т.Г. Агеева
от «___»_______2021 г. «____»_________2021 г. «___»_________2021 г.
Адаптированная рабочая программа
для групповых занятий с детьми ОВЗ
(вариант 5.1, 7.1)
1 класс А
Ф.И.О. и должность педагога разработавшего рабочую программу: Минабутдинова И.В.
учитель начальных классов
2021-2022 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса индивидуально-групповых занятий (ИГЗ)по русскому языку для учащихся 1 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и является частью адаптированной основной общеобразовательной программы для учащихся с ОВЗ. Курс включает 34 занятия: 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут.
Авторской программы С.В. Иванова «Русский язык 1-4 классы» (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Цель программы:
ликвидация пробелов в знаниях по русскому языку;
предупреждение возможных пробелов в знаниях учащихся по русскому языку.
Задачи программы:
обогащать активный словарный запас, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность,
развивать речевую культуру, обучать правилам использования языка в разных ситуациях общения.
2. Характеристика коррекционного курса
Все ученики с задержкой психического развития требуют индивидуального подхода в связи с нарушениями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере. Индивидуально-групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся.
Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей и коррекции пробелов в знаниях по русскому языку.
Коррекционная направленность обучения русскому языку реализуется в практической направленности обучения, разделение каждой темы на доступные ученикам порции знаний, детальном объяснении материала, используя разные виды наглядных пособий, последовательном и поэтапном формировании понятий, использовании подготовительных упражнений с целью предупреждения ошибок и трудностей при их выполнении, индивидуальный подход к ученикам с учетом уровня их подготовленности к восприятию нового материала, личностных качеств, познавательных возможностей, работоспособности.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
коррекционного курса
Личностными результатами изучения данного группового занятия являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – важных качеств в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартного мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД:
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя исамостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
Предметные результаты: результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
4. Содержание коррекционного курса
Раздел «Фонетика и графика»
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Раздел «Лексика»
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
Раздел «Морфология»
различать знаменательные (самостоятельные) и служебные части речи;
определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Раздел «Синтаксис»
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/ побудительные/ вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Содержательная линия «Развитие речи»
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его с учетом ситуации общения;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста.
К концу обучения в 1 классе ученик научится:
различать, сравнивать: звуки и буквы; ударные и безударные гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки; звук, слог, слово; слово и предложение;
кратко характеризовать: звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие); условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи: выделять предложение и слово из речевого потока; проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков; выделять в словах слоги; правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность; правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи – ши под ударением; переносить слова; писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных; правильно писать словарные слова, определенные программой; ставить точку в конце предложения; грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают); безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15- 30 слов; осознавать цели и ситуации устного общения; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Календарно-тематическое планирование русский язык 1 класс обучающиеся с ОВЗ
№ урока | Тема урока | Дата | Планируемые результаты обучения |
Предметные | Метапредметные и Личностные результаты |
План факт |
1 | Сравнение слов по звуковой структуре | 03.09 | Звуковая структура слов. Ориентация в пространстве листа тетради и пространстве классной доски. Алгоритм действий на страницах прописей. Рабочая строка (верхняя линия рабочей строки, нижняя линия рабочей строки, вспомогательная линия). Левые и правые полуовалы на рабочей строке. Гигиенические требования при письме | Познавательные: общеучебные – сравнение звукового состава слов; усвоение графических действий по проведению линий, начинающихся и заканчивающихся в заданных точках; логические – моделирование звуковой схемы слова; самостоятельное воспроизведение алгоритма графических действий на страницах прописей. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, искать пути ее практического решения. Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника; оформлять речевое высказывание в соответствии с грамматическими нормами. Личностные: имеют желание учиться, работать коллективно; осознают необходимость совершенствования своих знаний и умений |
2 | Звуковой анализ слов. | 10.09 | Звуковой анализ слов (кит и кот). Сравнение слов по звуковой структуре. Подбор слов к схемам. Ориентирование на рабочей строке. Овалы. Заданные линии (наклонные прямые – длинные и короткие) на рабочей строке. Зигзаги (с продвижением руки по странице). Линии между двумя заданными линиями | Познавательные: общеучебные – сравнение звукового состава слов; усвоение графических действий по проведению линий, начинающихся и заканчивающихся в заданных точках; логические – моделирование звуковой схемы слова; самостоятельное воспроизведение алгоритма графических действий на страницах прописей. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, искать пути ее решения; вносить изменения в процесс деятельности с учетом своих ошибок. Коммуникативные: описывать языковой или предметный объект, характеризуя его признаки; оформлять речевое высказывание в соответствии с грамматическими нормами. Личностные: имеют желание учиться, работать коллективно; осознают необходимость совершенствования своих знаний и умений |
3 | Звуковой анализ слов. | 17.09 | Звуковой анализ слов (лук и лес). Схемы слов. Сравнение слов по звуковой структуре. Подбор слов с одинаковым звуком. Интонационное выделение звуков. Мягкое и твердое произнесение звуков. Ориентирование на рабочей строке. Малые и большие овалы. Линии заданной траектории (пунктирные, зигзагообразные, плавные) | Познавательные: общеучебные – сравнение звукового состава слов; усвоение графических действий по проведению линий, начинающихся и заканчивающихся в заданных точках; логические – моделирование звуковой схемы слова; самостоятельное воспроизведение алгоритма графических действий на страницах прописей. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: формулировать и обосновывать собственное мнение; участвовать в учебном диалоге; задавать учителю и одноклассникам вопросы в целях получения необходимой информации. Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность |
4 | Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов | 24.09 | Звуковой анализ слов. Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов. Овалы и круги, их различие. Элементы букв (короткие и длинные палочки, палочки с закруглением внизу, округлые линии) | Познавательные: общеучебные – сравнение звукового состава слов; усвоение графических действий по проведению линий, начинающихся и заканчивающихся в заданных точках; логические – моделирование звуковой схемы слова; построение цепочки слов с заданным звуком по порядку; самостоятельное воспроизведение алгоритма графических действий на страницах прописей. Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать необходимые учебные средства (прописи, наглядный материал). Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации действий в сотрудничестве с коллективом; использовать речь для регуляции своей рабочей деятельности. Личностные: осознают необходимость совершенствования своих знаний и умений; проявляют старание в самостоятельной деятельности; сохраняют положительную мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в работе; развивают способность к оценке своей деятельности и деятельности одноклассников |
5 | Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов. Звуковой анализ слова. | 01.10 | Звуковой анализ слов. Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов. Сравнение слов по звуковой структуре. Линии заданного направления движения (плавные, зигзагообразные линии, малые и большие квадраты). Ориентирование на высоту строки при использовании рабочих строк двух видов. Элементы букв | Познавательные: общеучебные – сравнение звукового состава слов; усвоение графических действий по проведению линий, начинающихся и заканчивающихся в заданных точках; логические – моделирование звуковой схемы слова; построение цепочки слов с заданным звуком по порядку; самостоятельное воспроизведение алгоритма графических действий на страницах прописей. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; вносить изменения в процесс деятельности с учетом своих ошибок. Коммуникативные: оформлять речь в соответствии с грамматическими нормами. Личностные: понимают значение границ собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
6 | Закрепление правил обозначения звука [а] буквами | 08.10 | Правильное обозначение звука [а] буквами. Соотнесение звуковой и буквенной записей слова. Обозначение буквы я в начале слова и после гласных двумя звуками [й’а]. Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов | Познавательные: общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания; сравнение звукового состава слов; логические – осуществление анализа поэлементного состава букв а и я; моделирование звуковой схемы слова. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность действий. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; проявляют старание в освоении новых учебных действий; осуществляют самоконтроль при проведении графических работ |
7 | Закрепление правил обозначения звуков [о] и [а] буквами. | 15.10 | Обозначение звуков [о] и [а] буквами. Тренировка в написании букв я, а, о, ё. Составление текста по серии сюжетных картинок. Активизация и расширение словарного запаса. Соблюдение лексических и грамматических норм | Познавательные: общеучебные – написание изученных букв, вписывание их с опорой на звуковые модели слов; логические – осуществление анализа поэлементного состава письменных заглавных и строчных букв; сравнение начертания заглавных и строчных письменных букв. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: включаться в совместную работу по составлению рассказа по серии сюжетных картинок; формулировать и обосновывать собственное мнение; соблюдать грамматические нормы устной речи. Личностные: контролируют собственные действия; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с затраченными усилиями, трудолюбием; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий |
8 | Закрепление правил обозначения звуков [о], [а], [у] буквами | 22.10 | Обозначение звуков [о], [а], [у] буквами. Письмо изученных букв. Вписывание знакомых букв с опорой на звуковые модели слов. Соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными. Гигиенические требования при письме | Познавательные: общеучебные – понимание соотношения звука и соответствующей ему буквы; усвоение функций букв е, ё, ю, я; обозначение гласных звуков буквами при осуществлении выбора гласного звука в зависимости от твердости-мягкости предшествующего согласного; логические – произведение анализа поэлементного состава печатных и письменных заглавных и строчных букв. Регулятивные: адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности со стороны учителя; удерживать внимание при решении учебных задач. Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия; учитывать разные мнения и стремиться к координации действий в сотрудничестве с коллективом. Личностные: имеют адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности; сохраняют положительную мотивацию к учебе, к усвоению новых действий; проявляют старание в применении усвоенных знаний |
9 | Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. | 29.10 | Обозначение гласных звуков буквами. Письмо изученных букв. Вписывание знакомых букв с опорой на звуковые модели слов. Соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Установление закономерности в расположении букв в ряду. Режим письма | Познавательные: общеучебные – понимание соотношения звука и соответствующей ему буквы; обозначение гласных звуков буквами при осуществлении выбора гласного звука в зависимости от твердости-мягкости предшествующего согласного; логические – произведение анализа поэлементного состава печатных и письменных заглавных и строчных букв. Регулятивные: адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности со стороны учителя. Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи. Личностные: проявляют ответственное и прилежное отношение к самостоятельной деятельности |
10 | Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твердости – мягкости согласных звуков. | 12.11 | Отработка написания гласных букв. Активизация и расширение словарного запаса. Соблюдение лексических и грамматических норм. Гигиенические требования к правильной посадке, положению тетради на рабочем столе, положению ручки в руке при письме | Познавательные: общеучебные – понимание соотношения звука и соответствующей ему буквы; обозначение гласных звуков буквами при осуществлении выбора гласного звука в зависимости от твердости-мягкости предшествующего согласного; логические – произведение анализа поэлементного состава печатных и письменных заглавных и строчных букв; моделирование звуковой схемы слов. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать собственную работу, вносить изменения в процесс деятельности с учетом возникших трудностей; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия; слушать и стремиться понять собеседника; задавать уточняющие вопросы; излагать мысли точно и просто; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи. Личностные: расширяют познавательные интересы; проявляют ответственное и прилежное отношение к самостоятельной деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий |
11 | Чтение и письмо слогов, слов с изученными буквами. | 19.11 | Соотнесение звуковой и буквенной записей слова. Способ чтения прямого слога: ориентация на букву, обозначающую гласный звук. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами. Письмо слогов, слов, предложений. Правильный режим письма | Познавательные: общеучебные – соотнесение звука и соответствующей ему буквы; обозначение гласных звуков буквами при осуществлении выбора гласного звука в зависимости от твердости-мягкости предшествующего согласного; воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи; логические – моделирование звукового состава слова, отражение в модели качественных характеристик звуков; установление соответствия прочитанных слов с картинками-изображениями предметов; осознание смысла прочитанных предложений. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать собственную работу; вносить изменения в процесс действий с учетом возникших трудностей; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; соблюдать орфоэпические нормы речи и законченную интонацию предложения. Личностные: расширяют познавательные интересы к постижению новых понятий; проявляют ответственное и прилежное отношение к самостоятельной деятельности |
12 | Письмо слогов и слов | 26.11 | Звуковой анализ слов. Чтение слогов, слов, предложений. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Р (р), написание букв. Письмо слогов, слов, предложений. Соблюдение лексических и грамматических норм. Правильный режим письма | Познавательные: общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания; сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков; логические – осуществление анализа поэлементного состава заглавной и строчной буквы Р (р); моделирование звуковой схемы слов, доказательство выбора фишки при обозначении звука. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать собственную работу; вносить изменения в процесс действий с учетом возникших трудностей. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге; учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи. Личностные: выражают положительное отношение к учебному процессу; проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний и умений |
13 | Понятия «слог», «ударение» | 03.12 | Слог как минимальная произносительная единица. Различие между словом и слогом. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Смыслоразличительная роль ударения | Познавательные: общеучебные – деление слов на слоги; уяснение слогообразующей функции гласных звуков; определение места ударения в слове; логические – осуществление слогового анализа слов; составление классификации слов по количеству слогов и месту ударения. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать собственную работу; вносить изменения в процесс действий с учетом возникших трудностей; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге; учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве; продумывать ответы перед их озвучиванием вслух; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи. Личностные: выражают положительное отношение к учебному процессу; проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний и умений; контролируют собственные действия |
14 | Дифференциация букв Г (г) и К (к) | 10.12 | Согласные звонкие и глухие. Дифференциация букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки. Письмо слогов, слов, предложений. Расширение словарного запаса. Соблюдение лексических и грамматических норм | Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формой речи; соблюдать орфографические нормы произношения. Личностные: понимают значение границ собственного знания и «незнания»; способны к самооценке; проявляют интерес к освоению нового |
15 | Дифференциация букв З (з) и С (с). | 17.12 | Согласные звонкие и глухие, парные и непарные согласные по звонкости– глухости. Дифференциация букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки. Письмо слогов, слов, предложений. Активизация и расширение словарного запаса | Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов с изученными звуками. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формой речи; соблюдать орфографические нормы произношения. Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; осуществляют самоконтроль действий |
16 | Дифференциация букв Д (д) и Т (т) | 24.12 | Согласные звонкие и глухие, парные и непарные согласные по звонкости–глухости. Дифференциация букв, по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки. Письмо слов, предложений. Активизация и расширение словарного запаса | Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов с изученными звуками. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формой речи; соблюдать орфографические нормы произношения. Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; обнаруживают умение преодолевать трудности; стремятся к активному учебному взаимодействию на доброжелательной основе |
17 | Письмо заглавной и строчной буквы Б (б) | 14.01 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Б (б), написание букв. Преобразование печатного шрифта в письменный. Дифференцирование букв д–б. Определение ударного слога. Правила посадки при письме, правильное положение тетради на рабочем столе | Познавательные: общеучебные – усвоение смыслоразличительных функций твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих; логические – осуществление звукового анализа слов; классификация звуков по заданному основанию; моделирование звукового состава слова. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы; удерживать внимание при выполнении необходимых действий. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге; формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; соблюдать правильность устной речи. Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; выражают интерес к новому учебному материалу; осуществляют самоконтроль деятельности; проявляют инициативу в процессе работы; обнаруживают настойчивость в преодолении трудностей при освоении новой информации |
18 | Слова с разделительным мягким знаком. | 21.01 | Звукобуквенный анализ слов. Разделительная функция ь. Использование слов с разделительным ь. Расширение словарного запаса. Письмо слов и предложений. Орфоэпические нормы: предупреждение ошибок в произношении | Познавательные: общеучебные – усвоение правописания разделительного ь после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и; логические – усвоение алгоритма написания разделительного ь; сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов по заданному основанию. Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия; анализировать собственную работу; вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: обосновывать высказанное суждение; задавать уточняющие вопросы; формулировать простые выводы; использовать в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения; правильно оформлять свою мысль в устной форме речи. Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий в тетради; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении |
19 | Закрепление написания всех букв русского алфавита | 28.01 | Актуализация знаний о буквах и звуках русского алфавита. Смысловое чтение текстов. Интонационное оформление устной речи. Расширение словарного запаса. Орфоэпические нормы речи. Списывание с письменного текста | Познавательные: общеучебные – осознание алфавита как определенной последовательности букв; освоение особенностей гласных и согласных звуков; уяснение смыслоразличительных функций твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих; понимание роли букв, не обозначающих звуков; осознание связи звуковой структуры слова и его значения; овладение разборчивым аккуратным письмом; логические – моделирование алгоритма списывания; чтение написанного, осознание смысла написанного. Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия; анализировать собственную работу. Коммуникативные: участвовать в учебном полилоге: слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать деловое общение; использовать речь для регуляции своего действия. Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий |
20 | Упражнение в письме | 04.02 | Правильное слоговое чтение текста вслух. Интонационное оформление устной речи. Орфоэпические нормы речи. Списывание с письменного текста | Познавательные: общеучебные – овладение плавным слоговым чтением, осознание смысла прочитанного; овладение навыком написания всех букв алфавита; применение на практике изученных правил правописания; логические – моделирование алгоритма списывания; использование алгоритма порядка действий при письме. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи, интонационную выразительность. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить необходимые коррективы в действия. Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учебной деятельности, связывая успехи с усилиями, приложенным старанием, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые приемы и действия, достигать положительных результатов труда |
21 | Знаки препинания в конце предложения | 11.02 | Цели и ситуации устного и письменного общения. Правило постановки знаков препинания в конце предложения. Приемы и последовательность правильного списывания текста | Познавательные: общеучебные – представление о различных видах и формах общения: в устной форме – слушание и говорение, в письменной – чтение и письмо; понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи; овладение приемами письменной речи; логические – осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте. Регулятивные: проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге. Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи. Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда |
22 | Собственные имена, их правописание | 25.02 | Знакомство со взрослыми и сверстниками. Ситуация представления себя. Собственные и нарицательные имена существительные, заглавная буква в именах. Письмо предложений с соблюдением гигиенических норм | Познавательные: общеучебные – осуществление правильного выбора языковых средств в ситуации знакомства; усвоение знаний о собственных именах существительных и их правописании; логические – проведение анализа речевых ситуаций, в которых необходимо называть имя и фамилию. Регулятивные: проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; удерживать внимание при решении учебной задачи; оценивать собственную речь и речь собеседника согласно правилам речевого этикета. Коммуникативные: понимать отличительные особенности общения со сверстниками и взрослыми; правильно использовать речевые средства (логическое ударение, паузы, тембр голоса, мимику, жесты, движения) при общении в повседневной жизни; соблюдать грамматические и орфографические нормы речи. Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; проявляют прилежание в учебе |
23 | Правила переноса слов | 04.03 | Написание адреса на конверте, открытке. Указание в адресе названия страны. Правила переноса слов (буквы й, ь, ъ). Слова, называющие признаки. Многозначные слова. Звуковые модели слов. Расширение словарного запаса | Познавательные: общеучебные – усвоение приемов оформления адреса на конверте или открытке с указанием названия страны; овладение навыком переноса слов с буквами й, ь, ъ в своем составе; представление о словах, имеющих несколько значений; логические – осуществление звукового анализа слов; использование алгоритма порядка действий при списывании. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: участвовать в учебном полилоге; формулировать собственное мнение и аргументировать его; излагать свои мысли точно и ясно; соблюдать нормы речевого этикета и чистоту произношения. Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают умение преодолевать трудности; выражают заинтересованность в получении совета с целью улучшения результатов деятельности; проявляют прилежание в учебе |
24 | Правописание сочетаний жи – ши в словах | 11.03 | Словесное описание характера человека, его поступков. Речевые формулы извинения, соотнесение их с ситуациями общения. Правило правописания гласных после шипящих (жи – ши). Письмо предложений с соблюдением гигиенических норм | Познавательные: общеучебные – моделирование на основе приведенного текста монологического высказывания о собственных поступках; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; применение правила правописания сочетаний жи – ши; логические – формулирование простых выводов о характере героя, его поступках (с опорой на текст); осуществление анализа речевых формул извинения в соотношении с приведенными ситуациями общения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; оперировать диалогической формой речи; соблюдать грамматические нормы произношения. Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда |
25 | Правописание сочетаний ча – ща, чу – щу | 18.03 | Роль слова в изменении характера. Правило правописания гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу). Звуковой анализ слов. Приемы и последовательность правильного списывания текста. Расширение активного и пассивного словаря | Познавательные: общеучебные – овладение умением использовать речь для убеждения; применение правила правописания сочетаний ча – ща, чу – щу; логические – осуществление звукового анализа слов; использование алгоритма порядка учебных действий при списывании. Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; оперировать диалогической формой речи; соблюдать грамматические нормы произношения и интонационную выразительность. Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; осуществляют самоконтроль при выполнении заданий; проявляют прилежание в учебе; имеют адекватную позитивную самооценку; выражают желание осваивать новые учебные действия, достигать положительных результатов труда |
26 | Знакомство с родственными словами | 01.04 | Правило речевого взаимодействия. Языковые средства, позволяющие договориться с собеседником. Общее значение однокоренных слов. Слова с определенными звуковыми характеристиками. Приемы и последовательность правильного списывания текста | Познавательные: общеучебные – овладение умением успешного речевого взаимодействия с учетом существования различных точек зрения; осуществление выбора адекватных языковых средств для преодоления конфликта при общении; различение родственных слов; логические – проведение анализа слов с определенными звуковыми характеристиками; использование алгоритма порядка действий при списывании. Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его; соблюдать нормы речевого этикета и чистоту произношения. Личностные: расширяют познавательные интересы; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают умение преодолевать трудности |
27 | Правило переноса слов | 08.04 | Языковые средства, позволяющие выразить просьбу, отказ и совет. Правила правописания гласных после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу) и правила переноса слов без стечения согласных. Приемы и последовательность правильного списывания текста | Познавательные: общеучебные – моделирование речевых ситуаций, в которых выражаются просьба, вежливый отказ (при использовании опорных слов); осуществление выбора языковых средств, соответствующих ситуации общения; применение правил правописания гласных после шипящих и правил переноса слов; логические – аналитический разбор представленных речевых ситуаций; использование алгоритма порядка действий при списывании. Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге. Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета. Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят свой ответ с предложенным вариантом; контролируют собственные действия |
28 | Правила правописания имен собственных | 15.04 | Объявление как жанр. Структура объявления. Слова, называющие признаки. Правило правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных. Письмо предложений с соблюдением гигиенических норм | Познавательные: общеучебные – усвоение понятия объявление; осмысление структуры объявления; приобретение умения составлять тексты объявлений; применение практических навыков написания прописной буквы в именах собственных; логические – осуществление сопоставительного анализа текстов объявлений; выявление неточностей в приведенных объявлениях. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить коррективы в действия. Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; соблюдать орфоэпические нормы речи и законченную интонацию предложения. Личностные: владеют элементарными приемами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы |
29 | Повторение правил правописания сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу | 22.04 | Отличие языка человека от языка животных. Постановка вопросов к словам, называющим предметы и признаки. Слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. Звуковой анализ. Расширение активного и пассивного словаря | Познавательные: общеучебные – понимание различий между средствами общения человека и животных; освоение умений постановки вопросов к словам; применение практических навыков написания гласных после шипящих и прописной буквы в именах собственных; логические – осуществление анализа текста с целью сопоставления сигналов, с помощью которых общаются животные, и языка людей; формулирование простых выводов о поведении героя, его поступке (с опорой на текст). Регулятивные: применять освоенные способы действия; осмысливать текстовой материал; выделять предмет речи и его свойства. Коммуникативные: представлять существенные признаки изучаемого объекта в словесно-описательной форме; строить устные свободные высказывания, удерживая логику изложения; правильно использовать речевые средства (логическое ударение, паузы, тембр голоса, мимику, жесты, движения) при устном общении. Личностные: владеют общими логическими приемами мышления; используют воображение; создают новые связи, ассоциации; проявляют интерес к учебному материалу; выражают готовность к преодолению трудностей в освоении новых действий |
30 | Правило правописания безударного проверяемого гласного в корне слова | 29.04 | Языковые средства, которые используются при извинении. Многозначные слова, их употребление в речи. Ознакомление с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. Устойчивые сочетания. Звуковой анализ. Расширение активного и пассивного словаря | Познавательные: общеучебные – освоение умения использовать слова извинения в различных ситуациях общения; осуществление выбора соответствующих языковых средств; наблюдение за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию; уяснение правила правописания безударного проверяемого гласного в корне слова; логические – аналитический разбор речевых ситуаций с целью выбора адекватных высказываний, в которых содержится извинение; проведение звукового анализа (соотнесение слова со звуковой моделью). Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить коррективы в действия с учетом допущенных неточностей и ошибок. Коммуникативные: излагать мысли точно, ясно и просто; осознавать цели и ситуации общения; использовать в речи языковые средства, соответствующие коммуникативным условиям; соблюдать нормы речевого этикета и чистоту произношения. Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес; владеют элементарными приемами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы; понимают и осознают необходимость выполнения учебных требований |
31 | Звуковой анализ и правила переноса слов | 06.05 | Что делает нашу речь понятной и точной. Слова, которые не называют предметы, их признаки или количество, а только указывают на них. Звуковой анализ. Перенос слов. Письмо предложений с соблюдением гигиенических норм | Познавательные: общеучебные – овладение умением выражать свои мысли точно, правильно, соблюдая логику изложения; ознакомление с употреблением слов, которые не называют предметы, их признаки или количество, а только указывают на них; установление соотношения звукового и буквенного состава слова; логические – осуществление анализа текста, в котором нарушены точность и правильность речи; проведение звукобуквенного анализа слов. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; искать пути решения заявленной проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности со стороны учителя. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формой речи; продумывать ответы перед их озвучиванием вслух; формулировать простые выводы на основе анализа текстового материала; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения поставленных учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий |
32 | Правило правописания сочетаний чк – чн. | 13.05 | Языковые средства, которые используются при обращении с просьбой. Составление небольшого высказывания о театре. Значение слова. Сочетания чк – чн. Частичный звуковой анализ. Различение твердых и мягких согласных звуков. Расширение активного и пассивного словаря | Познавательные: общеучебные – овладение умением составлять небольшое монологическое высказывание о театре; освоение практических навыков работы с толковым словарем с целью уточнения значения незнакомых слов; уяснение правила правописания сочетаний чк – чн; различение твердых и мягких согласных звуков на практике; логические – осуществление анализа текстов для определения нарушений правил речевого поведения (неправильное обращение к взрослому); формулирование вывода о написании сочетаний чк – чн на основе рассуждений об особенностях звука [ч’]. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы; удерживать внимание при выполнении необходимых действий; оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения грамматических и этических норм. Коммуникативные: использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям общения; учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве; оформлять свою мысль в устной и письменной форме речи. Личностные: осознают необходимость самосовершенствования; проявляют устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей |
33 | Повторение звукового анализа | 20.05 | Языковые средства, позволяющие выразить запрет. Йотированная функция гласных букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Слова, называющие предметы и действия. Приемы и последовательность правильного списывания текста | Познавательные: общеучебные – освоение умений использовать различные речевые формы запретов с учетом возникших ситуаций общения; понимание особенностей йотированных букв (е, ё, ю, я); овладение навыком обозначать на письме мягкость согласных звуков; оперирование вопросами к словам, обозначающим предметы и действия; логические – осуществление анализа различных речевых форм запрета; использование алгоритма порядка действий при списывании. Регулятивные: осмысливать учебный материал; выполнять оперативные действия по усвоенному алгоритму; определять конкретные практические результаты деятельности; вносить необходимые изменения в работу с учетом возникших трудностей. Коммуникативные: осознавать цель и ситуацию устного общения; владеть диалогической формой речи с соблюдением произношения слов в соответствии с орфоэпическими нормами русского литературного языка. Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; владеют общими логическими приемами мышления; используют воображение; создают новые связи, ассоциации; стремятся к достижению положительных результатов учебно-познавательного труда |