Актуальность профориентационной работы в начальной школе.
«Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями» Апшерони А.
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий. Помочь ребенку найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация.
Профессиональная ориентация школьников – это не отдельная отрасль работы школы, а целая система воздействия опытных педагогов на обучающихся во время уроков и внеклассной работы, направленная на подготовку школьников к выбору профессий с учетом личных интересов.
По мнению психологов для детей младшего школьного возраста, авторитет и мнение учителя очень важны. Вот почему так важно создать для младших школьников необходимые условия для знакомства с профессиями.
Трудовое будущее человека во многом зависит от того, насколько полно еще в детстве будут выявлены его задатки, какое развитие получат его способности. Любовь к какому-то делу, потребность в творчестве, в активной пробе сил рождается у детей чаще всего там, где взрослые вовлекают ребят в круг своих интересов и пристрастий.
Профессиональная ориентация – это формирование у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в мере себя ней. На начальной формируется отношение труду, раскрывается и труда общества, сила красота , формируется быть людям. На стадии определенная основа, на базируется развитие самосознания. Для школьника высокий любознательности, он реагирует все , легко влиянию обстоятельств, с выполняет поручения, стремится активной . Следовательно, учитель школы отбирать формы методы работы, которые наибольшей соответствуют особенностям младшего , вносить них игры, романтики, творчества. Вполне , что шире глубже на этапе к и профессии, тем процесс трудовой и самоопределения подростковом старшем возрасте.
В школе профессий расширять: проводить о , где кем родители; по организовывать . Психологической младших ( 7 -11 ) является взрослым, поэтому для профессиями учительская , профессии , родственников, близких семьи.
образом, в школе предпрофильной – создание среды, насыщенной для способностей через интереса тому иному . Главное – обеспечить образовательную на ступени .
является с профессий урочную внеурочную , где стараемся к интерес .
такой в школе комплексного, системного .
начальной мы такую , которая ребенку в разных , активизирует интеллектуальные, и , и ресурсы, и со . Именно личностное с детства той , опираясь которую дальнейшем можно специализацию.
учитывать, что и ребенка, которые позволяют выбирать профиль старшей , возникают развиваются разных деятельности творчества, в вовлекается на своей , а даются уже готовом от .
знаем, что образом ребенком , в он активное , поэтому свою включаем , деятельностные познания.
этом помогает использование технических , применение и -коммуникационных в процессе. Программа школы так, что курсе окружающего , трудового , изобразительного , русского и уже темы, где знакомятся различными людей.
учителя классов – развить и школьников.
профориентационной в школе :
с мира ;
общие о труда профессий;
мотивацию интерес учебной трудовой ;
интеллектуальные творческие ;
трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость доведении до , бережное к своего чужого .
всех в школе значимость и деятельности, воспитывается ответственности свою . На русского , литературного , математики, окружающего , технологии, изобразительного , физической , музыки, учащиеся с профессиями, а пытается до детей важность значимость. Дети возможность себя той иной , проявить , творческое . Очень профориентационная выходит рамки .
внеурочная младших в мере формированию и к видам , развивает и способности . Введение в школе предоставить детям спектр , секций, творческих для полученных , умений навыков практической и значимой во время, т.е. организовать пространство социального, культурного профессионального , творческой личности .
работу профориентации начинаю первого , а следующих продолжаю. Планирую провожу , используя формы, такие :
;
занятия;
;
;
;
с интересных ;
в рисунков, фотографий, сочинений;
праздники;
проектов др.
начальных , на и внеурочное приходится работу следующих :
учащимся труда жизни ;
учащихся выполнению значимых ;
встречи представителями профессий (в числе родителями, моими , моими );
учащихся различные учебно-познавательной (, игровая, исследовательская);
учащихся миром ;
работе формированию «Портфолио» (« достижений»).
обучающихся классов начинает интерес профессиям. Общественно-полезная , в участвуют ( это быть за , изготовление и , ремонт и .), оказывает влияние формирование интереса. Когда видят чувствуют, что труд людям, они этого огромное . Для начальных необходимы важны и видов , очень отбор , соответствующий и ребенка, поэтому профориентационной в и классе несколько .
Так, в классе работы быть знаний трудовой , формирование труда, знакомство профессиями . А четвёртом , например, знакомство классификацией , расширение о нашего .
результате работы начальных должны:
и роль деятельности жизни ;
технологических и деятельности на среду здоровье ;
и применения машин, технических и ; владеть познавательной :
и особенности различных на наблюдений;
результаты деятельности соответствии поставленной ;
свою и ее;
правила гигиены безопасности работе материалами, инструментами, электроприборами.
, связанные профессией. Игра некоторое после обучения школе оставаться деятельностью ( есть деятельностью, которая развитие в или период жизни). В совершенствуются движения умственные . Поэтому профориентационные для должны две-три , связанные какими-то операциями, касающимися занятия. При профориентационных желательно различные существующих игр, учитывая , направленных, как , на произвольности , восприятия, мышления. Например, есть на ощущений восприятия «Волшебный ». В складываются предметы, связанные разными . Не внутрь , - на , – должны предметы связать с -то . Существует игр упражнений, направленных осмысление элементов профессии. К играм, которые школьникам во уроков, так во время, можно целый игр, объединенных « профессию». Это: « на ...», « использует работе?» ( профессии, которые заданный или , например, зеркало иглу), «» ( задуманную с ассоциативных типа «Какой () у ?», « ли с с ?»). При развивающих мы узнать, какая научного более интересует : окружающий , природоведение, астрономия, чтение, спорт, математика т.д. В ролевых по школьники выбирают профессию. Во игр учатся ответственными, серьезно к перед задачам. Важны игры школьников профориентации и , что начинают друг другом, делятся мечтами, любимыми , рассказывают, почему для ту иную в , то получают навыки (учатся в и других игры). Таким , работа профориентации помощью направлена то, чтобы ребенку, какими и нужно , чтобы в профессии. Профориентация - важнейшая к правильному профессии, о в не жалеть. А для по – первые к , что, возможно, когда-нибудь смыслом .
настоящее существует разнообразных и ведения с школьниками. Для по основной игровая , которая в мотивацию. Используя практике формы , я сделать , что интересными наших это игры театрализованные в дети свой и потенциал дает реальную адаптироваться социальной .
в проводится целью обучающихся осознанному профессии согласовании личных и . Данная реализуется на , так во деятельности.
построенная профориентационной в звене формированию сознании разнообразных о труда профессий, воспитывает них отношение результатам , а понимание труда для и общества.
подходы профессиональной школьников ее комплекс , направленных формирование личности к как субъекту профессиональной . В с , педагогу владеть методами приемами, позволяющими выстраивать работу начальных .
, можем вывод: работа профориентации начальной должна систематической, планомерной целенаправленной самое интересная .
Библиографический :
1. Н.В. Формирование -правовой педагогов контексте профильного // школа, 2008, № 6, . 41-46.
2. С.Н. Практика проб российских . Профориентация.
// Школьные . - 2007. - № 3. - С. 86-92.
3. О.В. Профориентация начальной . Классный " профессиях и ». // классного . - 2007. - № 11. - С. 26-31.
4. Н. Лекции, игры, упражнения другие заинтересовать профессиональным . // школы. - 2008. - № 6. - С. 84-90.
5. Семенюк, Н.И. Программа по профориентации для учащихся 1-11 классов
// Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2011. - № 7. - С. 26-34.
6. Семенюк, Н.И. Анкета "Трудовое воспитание в семье" для учащихся 1-3 классов, "Профессиональное самоопределение" для 3-4 кл.
7.Зулунова, Г.В. Профориентационная работа в школе
// Начальная школа. - 2011. - № 5. - С. 31-35.
3