Коммунальное учреждение
«Общеобразовательная школа I-III-ступеней №8
г. Енакиево»
Интегрированный урок по литературе и музыкальному искусству
«Александр Сергеевич Пушкин и музыка»
Павленко Наталья Павловна,
учитель музыки
Мишина Анна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2017
Пояснительная записка
Научно-технический прогресс, информационная и компьютерная революция, процессы гуманизации и демократизации, возрождение православных ценностей, развитие новых технологий оказывают огромное влияние на жизнь каждого человека, в том числе и школьника. Существенно изменилась культурная среда, а вместе с ней и ценности нашего общества, включая эстетическую сферу. Динамично меняются за счет интеграционных и других процессов, происходящих в нашем обществе, ценностные ориентации гуманитарного образования.
Новые условия жизни общества, его ценности и требования диктуют создание новых моделей образования, предполагающих интеграцию различных школьных дисциплин, в частности предметов гуманитарно-эстетического цикла.
В настоящее время не вызывает сомнения, что одним из важнейших принципов современной модели образования является переход от пассивных форм обучения к активным, коллективным формам обучения, предполагающим межпредметную интеграцию. По мнению многих ученых, доминирующее положение должны занять такие методы и формы обучения, которые способствуют развитию личности учащегося, в частности его эстетического вкуса, закономерно включающие в себя умение вести конструктивный диалог, сопрягая ценности различных областей искусства, среди которых наиболее гармоничными выступают литература и музыка.
Данная разработка представляет собой интегрированный урок по литературе и музыкальному искусству в 8 классе. Проводится он как итоговый по творчеству А. С. Пушкина. Многогранный пушкинский талант с присущим ему разнообразием идей и жанровых форм, изобразительностью и музыкальностью стиха вызывает глубокий резонанс во всех видах искусства, а музыкальная жизнь произведений Пушкина настолько значительна, что заслуживает особого разговора.
Музыкальность пушкинского стиха была отмечена и высоко оценена его современниками. Великолепно чувствуя звуковую красоту русской речи, Пушкин средствами обычного обиходного языка сумел создать недосягаемые шедевры поэтической легкости и благозвучия. Огромная заслуга Пушкина-лирика и в том, что он окончательно утвердил в русской поэзии силлабо-тонический принцип стихосложения и убедительно продемонстрировал его богатейшие ритмические возможности.
Урок делится на четыре этапа
1. Литературоведы о музыкальной природе поэзии А. С. Пушкина.
2. Представление группы искусствоведов мировых шедевров музыкального наследия А.С. Пушкина.
3. Романс «чувственная, лирическая пеня о любви».
4. Подведение итогов урока.
На первом этапе группа учащихся, получившая опережающее задание, рассказывает о музыкальной природе поэзии А. С. Пушкина. Учитель литературы подводит итоги выступления группы, учащиеся делают выводы, самостоятельно приходят к заключению о том, какие факты биографии, обстоятельства способствовали развитию необычайного таланта поэта и музыкальной природы его стихотворений.
На втором этапе группа искусствоведов, также получившая опережающее задание, представляет шедевры музыкального наследия А. С. Пушкина. Учитель музыки подводит итоги выступления группы, учащиеся делают выводы о том, что же привлекало известных композиторов в творчестве поэта, почему к его поэзии они так часто обращались.
На третьем этапе урока проводится работа с романсом на стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновение». Сначала учитель литературы акцентирует ещё раз внимание учащихся на том, как насыщено песенным творчеством только что изученное ими произведение поэта «Капитанская дочка». Затем обращается к стихотворению, посвящённому А. П. Керн. Учащиеся уже знакомы с этим стихотворением, знают историю его создания. Стихотворение звучит в исполнении учащегося. Учитель музыки рассказывает о том, что на это стихотворение было написано более двадцати романсов, но наиболее известен романс композитора Глинки, так как он являет собой пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без интонации композитора. Учащиеся определяют, что такое романс, чем он отличается от песни. Потом слушают романс и под руководством учителя музыки приходят к выводу о том, как прекрасно в этом произведении сочетаются стихи и музыка.
К уроку прилагается презентация, в которую включены музыкальные элементы, видеоряд, визуальное сопровождение. С помощью презентации урок будет более ярким, запоминающимся, учащиеся будут иметь возможность познакомиться с портретами композиторов, обращавшихся к творчеству А. С. Пушкина.
Тема урока А. С. Пушкин и музыка
Цели урока:
- образовательная цель – показать, как связано творчество А. С. Пушкина с музыкальным искусством, помочь обучающимся убедиться в том, что музыка и литература – родственные и взаимодополняющие виды искусства.
- развивающая цель – развивать у обучающихся навыки анализа лирического произведения, коммуникативные и исследовательские способности учащихся, критическое мышление
- воспитательная цель – воспитывать у обучающихся интерес к искусству, эстетический вкус, стремление к духовному обогащению и самосовершенствованию
Задачи урока:
- учить отбирать нужную информацию и воспроизводить её по памяти; выявлять особенности речи при анализе текста; сопоставлять разные виды искусства; высказывать идеи.
- развивать умение проводить исследование; анализировать собственную деятельность; вступать в диалог и полилог; считаться с другим мнением и принимать его; грамотно выражать свои мысли; участвовать в групповой работе.
- формировать умение соблюдать этические и нравственные нормы во время урока, позитивное отношение к процессу познания.
Оборудование урока:
проектор, ноутбук, авторская презентация «Пушкин и музыка».
Планируемый результат:
понимание обучающимися, что взаимодействие смежных видов искусства – литературы и музыки – способствует созданию настоящих мировых шедевров, приобщение к художественным ценностям русской культуры.
Тип урока:
интегрированный урок литературы и музыкального искусства
Используемые технология обучения:
личностно-ориентированное обучение.
Методы обучения:
Проблемный, словесный, наглядный, частично-поисковый, репродуктивный, практический
Ход урока
Что это такое? волшебная картина,
фантастическое видение или
музыкальный аккорд? Что это –
поэзия, живопись, музыка? Или то,
и другое, и третье, слившееся в
одно, где картина говорит звуками,
звуки образуют картину, а слова
блещут красками, вьются образами,
звучат гармониею и выражают
разумную речь?..
В. Г. Белинский (слайд №2)
I. Организационный момент.
Учитель литературы. Вы, очевидно, заметили, что в кабинете присутствуют два учителя: учитель литературы и учитель музыки. Это не случайно, так как у нас сегодня не обычный урок, а интегрированный.
II. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).
Звучит «Вальс Свиридова» из музыкальных иллюстраций к повести «Метель» Пушкина (слайд №2)
Учитель литературы. Сегодня мы с вами проводим последний урок по творчеству А. С. Пушкина. Я хочу, чтобы вы сами определили, о чём мы будем говорить на этом уроке. Давайте обратимся к эпиграфу. Перед вами на экране слова известного критика начала девятнадцатого века В. Г. Белинского. Как вы думаете, в чём смысл этого высказывания, о чём оно может быть? (слайд №1)
Примерный ответ учащихся: в высказывании идёт речь о стихотворении А. С. Пушкина. Смысл этого выражения заключается в том, что поэзия Пушкина очень музыкальна, что неразрывна связь его поэзии с музыкой.
Учитель литературы. Так давайте попробуем определить тему нашего урока.
Примерный ответ учащихся: связь творчества А. С. Пушкина с музыкой.
Учитель литературы. Вы на правильном пути. Давайте запишем тему нашего урока: «Пушкин и музыка»
ІІІ. Основной этап урока.
Учитель литературы. Я хочу обратить ваше внимание на высказывание П. И. Чайковского: «Пушкин силой гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки... В самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка…» (слайд №3). Давайте попробуем разобраться, откуда же столько музыкальности в стихах поэта. А поможет нам в этом группа литературоведов-исследователей.
Выступление группы литературоведов о музыкальной природе поэзии А. С. Пушкина (Приложение №1)
Учитель литературы. Спасибо, исследовательской группе за содержательное и интересное сообщение. Давайте подведём итог. С чем связана чрезвычайная музыкальность поэзии Александра Сергеевича?
Примерный ответ: её истоки в устном народном творчестве, в общении с няней, Ариной Родионовной, в любви к своей земле, к своему народу, к великому русскому слову.
Учитель музыки. Давайте теперь поговорим о том, сколько композиторов обращалось к творчеству А. С. Пушкина. И поможет нам в этом разобраться группа искусствоведов-исследований.
Выступление группы искусствоведов (Приложение №2)
Учитель музыки. Спасибо, ребята, вы подобрали хороший материал. Давайте сделаем выводы. Чем объясняется интерес композиторов к творчеству А. С. Пушкина?
Примерный ответ: любовь и тяготение русских композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, а разнообразие проблем и образов позволяет находить композиторам в его произведениях созвучное своему творчеству. Привлекала композиторов и музыкальность стиля поэта.
Учитель литературы. В восьмом классе мы работали над повестью «Капитанская дочка». Давайте вспомним, существует ли связь между этим произведением и музыкой? (слайд №14)
Ответы учащихся. - Народную атмосферу повести создают широко используемые писателем народные песни. Гармонично вплетается в дорожные размышления Гринева старинная песня:
Сторона ль моя, сторонушка,
Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебя зашел,
Что не добрый ли да меня конь завез...
- Народные песни часто поются и в окружении самого Пугачева. Так, перед походом он просит своих товарищей затянуть его любимую песню. И в собрании звучит старинный бурлацкий напев:
Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.
Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти
Перед грозного судью, самого царя...
- Большинство эпиграфов к главам повести также являются пословицами, словами и куплетами из народных лирических или солдатских песен.
Учитель литературы. А теперь обратимся ещё раз к стихотворению А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновение» (слайд №15) Вы уже знаете, что посвящено оно женщине, чьё имя, благодаря поэту, стало тоже бессмертным. Именно Анна Петровна вдохновила Александра Сергеевича на создание шедевра мировой лирики. Давайте ещё раз послушаем это прекрасное стихотворение.
Ученик читает стихотворение «Я помню чудное мгновение».
Учитель музыки. Наверное, вы заметили, что стихотворение Пушкина очень музыкально. Стройность и музыкальность стихотворения не могли не заинтересовать композиторов.
И действительно, на это стихотворение было написано более 20 романсов разными композиторами, но наиболее известна мелодия М. И. Глинки. Романс Глинки являет собой пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без интонации композитора. Поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу. Вряд ли найдется поэт, который не мечтал бы о таком обрамлении своих творений. Оказывается, что женщин, причастных к созданию шедевра, две, но с одной фамилией: Керн — мать Анна Петровна и дочь Екатерина Ермолаевна. Первая вдохновила Пушкина на создание стихотворного шедевра, вторая - Глинку на создание шедевра музыкального. Романс написан в 1838-1840 гг.
Учитель музыки: Вы должны были к сегодняшнему уроку выписать определение романса. Кто нам ответит на вопрос, какое произведение называется романсом?
Ответы учащихся: это вокальное произведение в сопровождении рояля, гитары или камерного ансамбля; музыкально-поэтическое произведение для голоса в сопровождении инструмента (слайд №16)
Учитель музыки. Родина романса – Испания. «Романсеро» - песня народного склада на испанском языке в XV – XV вв. Название «Романс» утвердилось за сольной песней с гитарным сопровождением в XVIII веке. Жанр завоевал Европу. Первоначально означал «чувственная, лирическая пеня о любви»
Учитель музыки. Чем отличается романс от другого вокального жанра – песни?
Ответы учащихся. В песне: куплетная форма; несложная, быстро и легко запоминающаяся мелодия; аккомпанемент носит второстепенную роль.
В романсе: трехчастная форма; усложненная мелодия; новая роль аккомпанемента – дополняет, продолжает мелодию.
Учитель музыки. Вслушайтесь в звучание романса, проникнитесь в его смысл, и вы почувствуете то, что хотел передать в музыке композитор.
Звучит аудиозапись романса «Я помню чудное мгновенье» (слайд №16)
Учитель музыки. Каковы особенности музыкального построения этого романса (были ли повторения мелодии, появлялись ли совершенно новые эпизоды)?
Ответы учащихся. Музыку произведения можно разделить на три части, две из них с одинаковой мелодией – первая и третья, совершенно новая мелодия в средней части. Можно определить трехчастную форму романса.
Учитель музыки. Подумайте над вопросом, как музыка раскрывает оттенки настроения поэтических строк?
Ответы учащихся. В начале романса звучит рассказ о былом – герой вспоминает явление ему дивного образа, музыка фортепианного вступления звучит в высоком регистре, тихо, светло, словно мираж. В третьем куплете Глинка замечательно передаёт в музыке изображение «бурь порыв мятежный: в аккомпанементе движение становится взволнованным, аккорды звучат, словно учащённые удары пульса; в музыке встречаются интонации, изображающие борьбу, стремление, порывы.
Учитель музыки: По выражению композитора Александра Николаевича Серова, Глинка в романсе «следит за каждою мыслию поэта», а также за тончайшей игрой ритма, звучания. «Музыкальный ритм является тончайшей «записью» ритма поэтического». Плавно льющаяся мелодия первой части рисует пленительный образ «гения чистой красоты». Музыка передаёт все оттенки поэтического образа. На слова «как мимолётное виденье» мелодия становится совсем лёгкой и воздушной. Музыка второй части контрастна первой. Резко меняется характер вокальной партии, а партия фортепиано звучит взволнованно. Идёт медленный подъём к кульминации, которая приходится на слова: «Без слёз, без жизни, без любви». В третьей части звучит живая радость настоящего. Музыка заключительных слов радостная, оживлённая. «Поэмой любви» назвал этот романс Александр Николаевич Серов.
Учитель литературы. Человеческая жизнь многогранна. В ней есть место и печалям, и тревогам, и солнцу, и сумеркам. Но ничто в жизни не имеет смысла, если эта жизнь не освящена любовью. Потому что любовь - это свет, чистота, гармония. Это то, что наполняет смыслом все наше существование. В начале века Владимир Соловьев, известный русский философ, написал: «Главное проявление душевной жизни человека, открывающее ее смысл, есть любовь» (слайд №17)
Любовь - это источник лучших побуждений человеческой души, потребность сердца. Наверно, лучше всех об этом сказал Пушкин:
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может...
С прекрасной музыкой сравнивает Пушкин это чувство:
... Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь - мелодия...
Эти слова он написал в альбоме Марии Шимановской. Пушкин признает музыку одним из высших наслаждений, по своей силе уступающим только любви. Но и любовь - мелодия, музыка...
IV. Рефлексия (слайд №18)
Учитель литературы. Сегодня на уроке мы в очередной раз убедились в том, что А. С. Пушкин внёс огромнейший вклад в развитие не только поэзии, но и музыкального искусства. О каких музыкальных произведениях, созданных по произведениям поэта, вы сегодня услышали впервые? С какими произведениями были уже знакомы? Какие чувства вызвало у вас знакомство с романсом Глинки «Я помню чудное мгновение»?
V. Домашнее задание (слайд №19)
Прослушать романс А. С. Даргомыжского на стихи А. С. Пушкина «Я Вас любил» и проанализировать его по плану:
Алгоритм анализа фонетической стороны лирического произведения.
1. Название.
2. Основная идея.
3. Какие звуки повторяются (литературный прием)
4. Имеет ли смысловую функцию данный звуковой повтор.
Список литературы
Д. Д. Благой, А. С. Пушкин: Собрание сочинений в десяти томах, М.: Художественная литература, 1974.
Л. Гафонова, Г. Семенцова, Не уходи, побудь со мной…: Русские романсы, М.: Профиздат, 1996.
Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек, Календарь «В мире музыки», Советский композитор, 1974.
Л. С. Третьякова, Русская музыка XIX века, М.: Просвещение, 1982.
Приложение №1. Выступление группы литературоведов о музыкальной природе поэзии А. С. Пушкина
Пушкин – основоположник нового русского литературного языка, и уже на этом преобразованном им языке он создавал самые блистательные классические произведения русской поэзии. Пушкин – волшебник родного русского слова. Он был еще отроком, но уже видные писатели того времени предсказывали ему блестящую литературную судьбу. По воспоминаниям брата Пушкина – Льва Сергеевича, «страсть к поэзии в юном Пушкине проявилась с первыми понятиями» (слайд №4)
Академик Бразоль говорил о том, что «... у Пушкина есть нечто совершенно исключительное, ему одному свойственное - это его лучезарное спокойствие, внутренняя тишина, солнечность души, душевная тишина, согретая пламенем любви и всепрощения». Читая его поэзию, мы все чувствуем это. Чувствуем и тишину, и гармонию, и ощущение внутренней свободы.
Пушкин раскрыл в своих стихах и музыкальное начало русской речи: ее напевность, ее ритмическое богатство. Он показал, что звучание русского стиха может быть бесконечно разнообразным.
Музыкальный мир поэта был многообразен и прекрасен. Музыкальные впечатления насыщали его жизнь и его творчество с юных лет до дней его безвременной гибели. Каковы же были первые музыкальные впечатления Александра Сергеевича? Они связаны с одним из самых близких Пушкину людей - няней Ариной Родионовной. Она вводила будущего поэта в русский сказочный мир. Песни, которые пела Арина Родионовна, не могли не оказать музыкального воздействия на маленького Пушкина.
Вот как вспоминает об этом Александр Сергеевич. В стихотворении 1821 года «Наперсница волшебной старины...» он объединяет образ музы с образом няни:
... в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой.
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила,
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила (слайд №5)
А в стихотворении 1815 года «Послание к Юдину» Пушкин вспоминает подмосковное имение родителей Захарово:
Мне видится мое селенье,
Мое Захарово; оно
С заборами в реке волнистой
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено...
Наиболее яркие музыкальные впечатления поэта связаны именно с Захаровым, с народными песнями. Истоки музыкальной культуры Пушкин видел именно в народной песне. В стихотворении «Зимний вечер» Пушкин обращается к няне:
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой по утру шла... (слайд №6)
Стихотворение «Зимняя дорога»(1828) написано Пушкиным во время поездки в деревню. Здесь мы слышим ямщицкую песню:
…По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Как умеет понимать русскую песню Пушкин! Гоголь писал, что такое любовное отношение к русской песне понятно только тому, «чья душа так нежно организована, что способна понять не блестящие с виду русские песни и русский дух».
В стихотворении 1833 года «В поле чистом серебрится...» Пушкин возвращается к ямщицким песням:
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки,
Звуки песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.
Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?» (слайд №7)
О том, как Пушкин бережно относился к русским песням, говорит один замечательный факт. П. В. Киреевскому, собирателю народных песен, Пушкин передал целую тетрадь своих записей. В предисловии к сборнику русских народных песен Киреевский напишет: «Пушкин доставил мне пятьдесят номеров песен, которые он с большой точностью записал сам со слов народа». Вручая Киреевскому тетрадь, Пушкин сказал, что среди записанных им песен есть одна или две, которые он сам сочинил (слайд №8)
Русская песня входит в большинство поэм Пушкина, в его драматические произведения.
Песня - это история человеческого сердца, если говорить точнее - русского сердца, душа народа. В каждой песне русской мы услышим глубокие душевные помыслы. Русской песне присущи и духовное богатство, и красота звучания, глубина и высокая культура человеческого чувства.
Русская песня - это раздумья народа о жизни. Пушкин любил русского человека, душу его. Понимал, что слезы, которые выливаются в песне, облегчают сердце и утверждают жизнь.
Приложение №2. Выступление группы искусствоведов
Уже первые лицейские стихи Пушкина были положены на музыку. И с тех пор этот процесс не прекращается. Высокий настрой души поэта, апофеоз дружбы и любви в его лирике получили такой отзвук в русском вокальном творчестве, какой можно сравнить разве что с многократным горным эхом.
Пушкин-сказочник отозвался в оперном творчестве М. И. Глинки («Руслан и Людмила») и вдохновил замечательного колориста Н. А. Римского-Корсакова («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок») (слайд №9)
Романтические поэмы Пушкина, рисующие исключительную личность в исключительных обстоятельствах, легли в основу музыкальной драматургии многих оперных и балетных спектаклей. Лучшие из них – «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан» (балеты Б. В. Асафьева) (слайд №10)
Оперные композиторы послепушкинской эпохи – периода расцвета русского симфонизма и реалистической оперы – продолжали обращаться к сюжетам Александра Сергеевича, в которых наряду с яркой драматической коллизией присутствовали реалистически решенные характеры героев. Так возникли «Русалка» и «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова. Музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, звучат со сцен больших и малых театров, концертных залов (слайд №11)
Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи. Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке двадцатого века у Георгия Свиридова. Кстати, его первой творческой удачей в свое время стали именно романсы на стихи Александра Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Через несколько десятилетий Свиридов, уже будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл "Пушкинский венок".
Романс из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» стал достоянием народной музыки (слайд №13)
Русская музыка всегда была неразрывно связана с классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина. «Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки; «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского; «Пиковая дама» — психологическая опера Чайковского.
Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки (слайд №12)