Анализ работы педагога-психолога
МБДОУ детского сада № 11
Константиновой Елены Владимировны
за 2019 – 2020 учебный год.
Работа педагога-психолога строилась в соответствии со следующими целями и задачами:
Цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, достижению ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
Задачи:
Изучить уровень адаптации детей младших групп вновь поступивших в ДОУ и оказать необходимую психологическую помощь детям в адаптационный период.
Обеспечить психологическое сопровождение детей подготовительных групп посредством диагностики психологической готовности к школьному обучению, непосредственно образовательной деятельности с детьми, имеющими низкий уровень готовности к обучению в школе.
Осуществлять психологическое сопровождение детей по запросам педагогов и родителей путем проведения диагностической и развивающей работы, направленной на выявление и решение возможных проблем.
Выявление причин нарушений эмоционального и познавательного развития детей посредством диагностического обследования.
Способствовать повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей посредством просветительской и консультативной работы.
Повышать собственный профессиональный уровень.
Деятельность педагога-психолога ДОУ велась в следующих направлениях:
Психологическая диагностика
Коррекционно – развивающая работа
Психологическое просвещение, консультирование
Организационно – методическая работа
Результаты работы:
1.Психологическая диагностика.
1.1Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ.
В течение учебного года 34ребенка раннего и младшего дошкольного возраста прошли период адаптации, в процессе которого велось наблюдение за вновь прибывшими воспитанниками, с целью изучения личностных особенностей детей, их адаптационных возможностей, особенностей общения и взаимодействия со сверстниками. В работе с детьми использовались методы игровой деятельности, тактильный контакт и т. д.
На каждого ребенка заводился адаптационный лист, в котором отмечалось:
эмоциональное состояние (настроение)
аппетит во время завтрака, обеда, полдника
характер сна и длительность засыпания
проявления активности в игре, на занятиях, в речи
взаимоотношения с детьми
взаимоотношения со взрослыми
Таблица 1.
Адаптация | Группа Раннего возраста№1 | Группа Раннего возраста№2 | 1Младшая группа№1 | 1Младшая группа№2 | Процентное соотношение (%) |
Легкая степень | 5 | 5 | 0 | 2 | 50 |
Средняя степень | 3 | 7 | 0 | 0 | 42 |
Тяжелая степень | 1 | 1 | 0 | 0 | 8 |
В результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:
12 (50%) детей с легкой степенью адаптации. Дети спокойно входили в группу, внимательно осматривались, увлекались рассматриванием игрушек, играми. Безбоязненно ступали в контакт с воспитателями. Могли занять себя сами, при этом использовали игрушки. У детей было настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознавались. Дети придерживались установленных правил поведения, адекватно реагировали на замечания и одобрения, корректируя после них своё поведение. Они умели играть рядом с другими детьми, были доброжелательны к ним. В течение всего периода адаптации наблюдались незначительные нарушения сна и аппетита.
10(42%) детей со средней степенью адаптации и 2(8%)ребенка с тяжелой адаптацией. Настроение детей неустойчиво: они часто плакали, просились домой, звали маму. Первое время разлука с родителями сопровождалась слезами, долго не могли отпустить маму, плакали после ее ухода, реагировали на стук в дверь, приход других родителей. От данных переживаний ребенка можно было отвлечь беседой, игрушками, рассматриванием и чтением книг, режимными моментами (утренней зарядкой, умыванием, пальчиковыми играми, прослушиванием музыки, вовлечением в игру). У детей нарушался аппетит и сон, снижалась речевая и общая активность. Наблюдались трудности в установлении контакта с другими детьми. Они часто обращались за помощью взрослого. Сидели на коленях у воспитателя или помощника воспитателя. По истечению 2-3 недель поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось.
В течение года активно велась работа с родителями. Для родителей (законных представителей) вновь поступивших детей проводились консультации: «Адаптация ребенка в детском саду», «В первый раз в детский сад», «Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад», а также индивидуальные беседы: «Как помочь ребенку быстро привыкнуть к детскому саду», «Развивающие игры и игрушки для малышей», «Проблемы маленького ребенка» по запросам воспитателей и родителей. Давались рекомендации по повышению уровня положительной установки на пребывание в ДОУ, по облегчению процесса адаптации.
Таким образом, благодаря совместным, скоординированным усилиям адаптация детей в группах прошла благополучно. Сохраняется благоприятный эмоционально-психологический климат в группе,
поддерживаются партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
1.2. Выявление особенностей развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет.
1.Диагностическое обследование воспитанников второй младшей групп.
Психологическое обследование детей в возрасте 3-4 лет проводилось с целью выявления уровня интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. В качестве диагностического инструментария использовалась методика: Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко для детей 3-4 лет.
В диагностике применялись следующие методики:
Беседа об общей осведомленности
«Коробка форм»
«Матрешка» 3-составная
«Разрезные картинки» 2 – 3 части
«Цветные кубики»
«Парные картинки»
«Угадай, чего не стало?»
Формы проведения: индивидуальная .
На начало и конец учебного года из 38 детей обследован 37, на 1 ребенка родители написали отказ от диагностического обследования.
Психодиагностика показала следующие результаты:
На начало уч. года: таблица 2
Уровень психического развития | Количество детей | Процентное соотношение (%) |
Высокий | 26 | 70 |
Средний | 8 | 22 |
Низкий | 3 | 8 |
На конец уч. года: таблица 3
Уровень психического развития | Количество детей | Процентное соотношение (%) |
Высокий | 33 | 89 |
Средний | 3 | 20 |
Низкий | 1 | 5 |
Рис.1
Из таблицы 2 видно, что на начало уч. года 92% исследуемых детей имеют соответствующий возрасту уровень психического развития, 3ребенка (8%) нуждаются в специально организованных занятиях по развитию познавательной сферы. Воспитателям и родителям (законным представителям) были даны рекомендации по развитию познавательных процессов у детей с уровнем психического развития ниже среднего.
На конец уч. года очевиден положительный результат проделанной работы: различия в высоком, среднем и низком уровне не значительны, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.
2. Диагностическое обследование воспитанников средних групп.
Психологическое обследование детей в возрасте 4-5 лет проводилось с целью выявления уровня интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. В качестве диагностического инструментария использовалась методика: Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко для детей 4-5 лет.
В диагностике применялись следующие методики:
Беседа об общей осведомленности
«Покажи и назови»
«Матрешка» 4-составная»
«Коробка форм»
«Разрезные картинки» 4- составные
«8предметов»
«Лабиринты»
«Найди такую же картинку»
«Найди домик для картинки»
«На что похоже»
Формы проведения: индивидуальная .
На начало и конец учебного года из 42 детей обследован 40воспитанников, на 1 ребенка родители написали отказ от диагностического обследования,1ребенок отсутствовал .
Психодиагностика показала следующие результаты:
На начало уч. года: таблица 4
Уровень психического развития | Количество детей | Процентное соотношение (%) |
Высокий | 25 | 63 |
Средний | 13 | 32 |
Низкий | 2 | 5 |
На конец уч. года: таблица 5
Уровень психического развития | Количество детей | Процентное соотношение (%) |
Высокий | 28 | 70 |
Средний | 11 | 28 |
Низкий | 1 | 2 |
Рис.2
Из таблицы 4 видно, что 95% исследуемых детей показывают стабильную динамику развития по всем психическим процессам. 2 ребенка (2%) нуждаются в дальнейших специально организованных занятиях по развитию познавательной сферы. Для детей со средним и низким уровнем развития были подобраны специальные формы и методы коррекционно-развивающей работы. На каждого ребенка составлен индивидуальный маршрут сопровождения.
Воспитателям и родителям (законным представителям) даны рекомендации по развитию познавательных процессов у детей со средним и низким уровнем психического развития.
По результатам проведенной повторной диагностики на конец года , видна положительная динамика развития детей 95%,1(2%)воспитанник показал низкий уровень развития познавательной сферы ,рекомендовано продолжить индивидуальные коррекционные занятия с ребенком.
Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальная коррекционная развивающая работа с детьми, имеющими первоначально низкий и средний уровень развития познавательных процессов эффективна. Необходимо постоянно рекомендовать родителям детей с низким и средним уровнем развития наблюдать за их достижениями, использовать различные приемы для развития психических процессов при общении с ребенком дома.
3. Диагностическое обследование воспитанников старших групп.
Психологическое обследование детей в возрасте 5-6 лет проводилось с целью выявления уровня интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. В качестве диагностического инструментария использовалась методика: Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко для детей 5-6 лет.
В диагностике применялись следующие методики:
Беседа об общей осведомленности,
Лесенка (самооценка)
Нелепицы
Времена года
Найди такую же картинку
10предметов
Найди семью
Рыбка
Рисунок человека
Последовательные картинки
Разрезные картинки -4составные
На что похоже?
Формы проведения: индивидуальная.
На начало и конец учебного года из 42 детей обследован 41воспитанник, на 1 ребенка родители написали отказ от диагностического обследования.
Психодиагностика показала следующие результаты:
Начало года: таблица 6
Уровень развития | Количество детей | Процентное соотношение (%) |
Высокий | 16 | 39 |
Средний | 20 | 49 |
Низкий | 5 | 12 |
На конец уч. года: таблица 7
Уровень психического развития | Количество детей | Процентное соотношение (%) |
Высокий | 22 | 54 |
Средний | 17 | 41 |
Низкий | 2 | 5 |
Рис.3
Из таблицы 6 начало года видно, что 88% исследуемых детей показывают стабильную динамику развития по всем психическим процессам. 5детей (12,%) нуждается в дальнейших специально организованных занятиях по развитию познавательной сферы. На каждого ребенка составлен индивидуальный маршрут дальнейшего сопровождения. Воспитателям и родителям (законным представителям) даны рекомендации по развитию познавательных процессов у детей со средним и низким уровнем психического развития. Результаты повторной диагностики на конец года показал положительную динамику 95%, 2(5%)воспитанника показали низкий уровень развития познавательной сферы, рекомендовано продолжить индивидуальные коррекционные занятия с детьми.
Таким образом, коррекционно-развивающие занятия помогали сформировать и развивать у детей элементарные математические представления (сенсорное развитие, совершенствование мелкой моторики, формирование пространственных ориентировок, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность),ознакомление с окружающим миром и развитие речи (обогащение представлений о предметах и явлениях, расширение словарного запаса, стимуляция коммуникативной активности).
4. Диагностика готовности к обучению в школе детей 6-7 лет.
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе – одно из приоритетных направлений практической психологии образования. Важными показателями готовности к обучению в школе является развитие познавательных процессов, формирования значимых для школьного обучения предметно-специфических знаний, умений и навыков.
В подготовительных к школе группах был изучен уровень психологической готовности к школе детей с помощью комплексной методики, разработанной Павловой Н.Н., Руденко Л.Г.
Беседа об общей осведомленности
Лесенка
Вырежи круг
Домик
10 слов
Закончи предложение
4 лишний
Последовательные картинки
Найди недостающий
Разрезные картинки- 6частей
На что это похоже?
Графический диктант
Рисунок человека
Запрещенные слова
Формы проведения: индивидуальная.
На начало учебного года из 46 детей обследован 43воспитанника, на 1 ребенка родители написали отказ от диагностического обследования,2ребенка отсутствовали в детском саду.
Психодиагностика показала следующие результаты:
Начало года: таблица 8
Уровень готовности | Количество детей | Процентное соотношение (%) |
Высокий | 27 | 63 |
Средний | 15 | 35 |
Низкий | 1 | 2 |
Из таблицы видно, что 98% исследуемых детей показывают стабильную динамику развития по всем психическим процессам. 1 ребенок (2%) нуждается в дальнейших специально организованных занятиях по развитию познавательной сферы ( ребенок относится к категории «ребенок инвалид»).
В феврале проведен скрининг-обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе. С целью оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности детей. Используемые методики: тест Керна- Йирасека (диагностика уровня развития моторики, произвольности).
Рисунок человека
Подражание письменным буквам
Срисовывание группы точек
Диагностическое обследование проводилось в подгрупповой и индивидуальной форме. Обследовано 44 воспитанника, на 1 ребенка родители написали отказ от диагностического обследования,1ребенок отсутствовал в детском саду.
Психодиагностика показала следующие результаты:
Таблица 9
Уровень готовности к обучению в школе | Количество детей | Процентное соотношение (%) |
Полная готовность | | 80 |
Условная готовность | 8 | 18 |
Условная неготовность | | 2 |
По результатам диагностики видно, что 35(80%) будущих первоклассников готовы к началу регулярного обучения к школе. Эти дети усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем знаний.
У 8 детей (18%) выявлена условная готовность. Родителям (законным представителям) и воспитателям были даны рекомендации по развитию познавательных процессов.
2 (2%) ребенка условно не готовы к началу регулярного обучения из за недостаточного психофизического развития, низкого уровня усвоения программы подготовительной группы и нуждаются в дополнительной коррекционной помощи. Один из детей относится к категории «ребенок-инвалид».
Для заключительного психологического обследования проведено в марте месяце скрининг-обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе. Уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей выявлялся с помощью программы Н. Я. Семаго, М. М. Семаго «Скрининг – обследование готовности к школьному обучению», состоящей из пяти заданий.
«Продолжи узор»
«Сосчитай и сравни»
«Слова»
«Шифровка»
«Рисунок человека»
Диагностическое обследование детей проводилось в подгрупповой и индивидуальной форме. Обследовано 44 воспитанника, на 1 ребенка родители написали отказ от диагностического обследования,1ребенок отсутствовал в детском саду.
Психодиагностика показала следующие результаты:
Таблица 9
Уровень готовности к обучению в школе | Количество детей | Процентное соотношение (%) |
Полная готовность | | 91 |
Условная готовность | 3 | 7 |
Условная неготовность | | 2 |
Рис.4
Таким образом, из 44 выпускников: 40 детей полностью готовы к началу регулярного обучения к школе, имеют высокий уровень готовности. Эти дети усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности. 3 детей имеют средний уровень готовности – условно готовы. У этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности. Однако большинство детей смогут адаптироваться к началу обучения (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов. 1(2%) ребенок условно не готовы к началу регулярного обучения из-за недостаточного психофизиологического развития, низкого уровня усвоения программы подготовительной группы и нуждается в дополнительной коррекционной помощи. Так как он относится к категории «ребенок-инвалид», то в дальнейшем в школе для него необходимо обучение по коррекционной программе с участием педагога-психолога и учителя-логопеда.
По итогам проведенных психологических диагностик можно сделать вывод, что индивидуальная и групповая коррекционная развивающая работа с детьми, имеющими первоначально низкий и средний уровень развития познавательных процессов эффективна, но в данном случае необходима совместная системная психолого-педагогическая работа: педагога-психолога, воспитателей и родителей (законных представителей).
2.Психологическое консультирование.
Цель психологического консультирования – оказание профессиональной помощи по организации воспитательной работы педагогического состава, оказание помощи родителям.
На протяжении всего учебного года проводила консультирование родителей и педагогов по вопросам возрастной психологии детей дошкольного возраста. Консультирование по вопросам адаптации воспитанников младших групп, готовности к обучению в школе детей подготовительных групп, по поведению и эмоциональному состоянию дошкольников и по другим проблемам, которые продолжают волновать педагогов и родителей.
Тематика консультаций для родителей:
«В первый раз в детский сад»
«Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад».
«Как помочь ребёнку в период адаптации?».
«Что должен знать и уметь ребёнок данного возраста».
«Как бороться с детскими капризами, агрессивностью, тревожностью, страхами».
«Психологическая готовность к школе ».
«Проблемы «детско-родительских» отношений»
«Дружная семья - здоровый ребенок»
«Как нельзя поступать с ребенком»
«Как преодолеть рассеянность у ребенка»
«Ребенок 4-5 лет».
«Возрастные особенности детей 5-6 лет».
«Телевизор - друг или враг?»
« Играть или учить?»
«Правильно ли я воспитываю ребенка?»
Индивидуальные консультации по результатам диагностических обследований детей.
Психологическое консультирование для педагогов:
«Проблемы адаптации ребенка к ДОУ.»
«Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника».
«По результатам экспресс - диагностики познавательных процессов».
«Взаимодействие педагогов с тревожными детьми»
«Психолого-педагогические аспекты взаимодействия с тревожными детьми».
Ежеквартально в группах оформлялся уголок для родителей, где размещалась информация, помогающая повысить психологическую компетентность родителей( законных представителей) в области воспитания и взаимодействия с дошкольниками.
За прошедший период было проведено 35консультаций для родителей
(законных представителей),6 консультаций для педагогов. Консультативная помощь для родителей(законных представителей), чьи дети не посещают детский сад, оказывалась через консультационный пункт.
Консультации организовывались в ДОУ следующими способами:
по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени, с целью осознания проблемы и поиска оптимальных путей ее решения,
по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей, а также для регулирования актуального эмоционального состояния
консультативная помощь родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ.
В сравнении с прошлым годом увеличилось количество консультации с родителями (законными представителями ), что свидетельствует о доверии родителей (законных представителей) к психологу. В следующим году необходимо продолжить работу с родителями ( законными представителями),
а так же работу консультативного пункта ,с целью большего вовлечения родителей в процесс обучения и воспитания детей.
3.Коррекционно-развивающая работа.
Целью коррекционно-развивающей работы с воспитанниками дошкольного возраста является формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка. На данном возрастном этапе важно сформировать предпосылки для развития высших психических функций: внимания, памяти, различных видов восприятия, совершенствование моторных функций, межсенсорных связей, пробудить познавательную и творческую активность воспитанника.
Адресатом психологической помощи является ребенок. Психологическая помощь организуется по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей или на основании результатов психологической диагностики и рекомендаций ПМПК. Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. Занятия проводятся 1 –раз в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.
Основные методы, которые использовались для коррекционно – развивающих воздействий:
Игровая терапия
Арт-терапия
Мандалотерапия
Куклотерапия
Песочная терапия
Психогимнастика
Элементы нейропсихологической коррекции
Релаксационные упражнения
Сказкотерапия
Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
Упражнения для развития познавательных процессов
В работе используются коррекционно – развивающие программы авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам коррекции.
- «Цветик-семицветик» 4-5 лет (под ред. Н.Ю. Куражевой)
- «Цветик-семицветик» 5-6 лет (под ред. Н.Ю. Куражевой),С.В. Крюкова «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
-«Цветик-семицветик» 6-7 лет (под ред.Н.Ю. Куражевой) Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет, С.В. Крюкова «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
В результате проведённой коррекционно-развивающей работы можно сделать следующие выводы:
-произошла коррекция и устранение проблем у детей;
-формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста; снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере;
-формирование комплекса произвольности в соответствии с возрастом; укрепление психологического здоровья ребенка. Со стороны родителей произошло изменение позиции во взаимодействии с ребенком;
-нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.
4.Психологическое просвещение и профилактика.
Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей. С этой целью подбиралась актуальная и необходимая стендовая информация, выступления на родительских собраниях, разрабатывались рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности.
В 2019-2020 учебном году психологическое просвещение осуществлялось следующим образом:
1.Стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т.д.:
«Адаптация к детскому саду. Советы психолога»
«Возрастные кризисы развития»
«Индивидуальные особенности детей»
«Детские страхи»
«Ребенок идет в первый класс»
«Психологическая готовность к школе»
«О пользе пальчиковых игр» «Болезненная привязанность к матери»
«В стране детских страхов» «Примерный перечень игрушек и развивающего оборудования для детей раннего возраста» «Игры и упражнения для подготовки детей к школе» «Если ребенок кусается…» «Детские ссоры – как помирить детей»
2.Беседы и консультации с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов в работе с детьми и родителями:
«Взаимодействие с тревожными детьми»
«Раннее выявление отклонений в развитии ребенка»
«Раннее выявление отклонений в развитии ребенка»
«Семь причин детской агрессии».
Сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.
3.Выступления на родительских собраниях:
Подготовительные к школе группы «Школьная готовность ребенка»
1младшая группа «Кризис 3лет».
4.Участие в педсоветах по теме:
«Патриотическое воспитание дошкольников»
«Экономическое воспитание дошкольников»
5. Проведены тренинги для педагогов:
тренинг-консультация «Взаимодействие педагога с тревожными детьми».
Игровой тренинг « Остров сокровищ».
В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно:
-повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей педагогов и родителей;
-достижение взаимопонимания причин возникновения проблем и путей их преодоления.
5.Взаимодействие с социальными институтами.
На протяжении учебного года осуществлялось сетевое взаимодействие с представителями КДН и инспектором ПДН по раннему выявлению детей из неблагополучных семей и дальнейшему их сопровождению.
За 2019-2020 уч.год выявлено 5 детей из неблагополучных семей, которые поставлены на внутрисадовый учет.
Диагностическое сопровождение таких семей:
-анкетирование детей и родителей;
-опросники;
-тесты; тренинги;
-анализ документов;
-анализ продуктов детского творчества;
-составление социально-психологических паспортов семьи;
-анализ состояния здоровья детей;
-анализ развития, успеваемости.
Индивидуальная помощь социально - неблагополучной семье:
-советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
-консультации специалистов;
-индивидуальные беседы;
-индивидуальный патронаж семей;
-родительские собрания на дому.
Групповая работа с родителями из социально - неблагополучных семей:
- тренинговые группы; консультирование.
На каждого ребенка были заведены тетради-наблюдения, проводились дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации. Осуществлялось регулярное посещение семей воспитанников. На таких семей был составлен «Индивидуальный план работы с неблагополучной семьей».
По результатам работы за 2019-2020 уч. год, наблюдается оценка позитивной динамики ситуации по следующим показателям.
У 4 семей:
- уровень жизни доведен до средних показателей: родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье;
-родители проявляют заботу о детях;
-дети посещают образовательное учреждение;
-уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
- семья поддерживает контакт с образовательным учреждением,
-центром социальной помощи;
-в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
-семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
1 семья находится в зоне риска и под особым наблюдением. Все необходимые документы переданы в отдел ПДН.
6.Организационно-методическая работа.
В течение года:
- оформляла и заполняла рабочую документацию. Проводила анализ и обработку результатов диагностических обследований, написание заключений.
- подготавливала протоколы и бланки диагностического обследования, демонстрационного материала к коррекционно – развивающим занятиям;
- оформляла информацию для стендов, памяток и буклетов для педагогов и родителей, к семинарам, родительским собраниям, педсоветам, консультациям;
- посещала городские методические объединения, консультации и др.
Принимала участие в следующих семинарах и вебинарах:
«Организация малоподвижных игр и игровых упражнений с детьми от 3 до 7 лет» - 2ч.
«Успехи и заблуждения методик раннего развития детей »- 2ч.
«Основные компетенции педагога коррекционного профиля в области ИКТ»-2 ч.
Деловая программа 2020-ММСО-С с 24.04 -по 26.04.2020г.
Психологическая помощь родителям детей с ОВЗ,направленная на совладание со стрессом и личностным ростом -2ч.
Семинар – практикум : Формирование навыков медиаалокации средствами образования-2ч.
Прошла курсы повышения квалификации по теме:
«Проектирование образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»
«Психологическая диагностика и коррекция девиантного поведения в условиях образовательного учреждения –ВНОЦ «СОТех»-48ч.
Вывод: работа в 2019-2020 учебном году носит положительный характер. Исходя из всего изложенного, можно сделать вывод о положительной динамике в развитии воспитанников, успешной адаптации воспитанников к условию детского сада, коррекции детско-родительских отношений, повышению компетенции родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. За счет индивидуальных занятий с детьми улучшились результаты по развитию и коррекции познавательных процессов. Все запланированные мероприятия были осуществлены, задачи выполнены.
На следующий учебный год планируется больше времени уделять коррекционно-развивающим занятиям, проблемам познавательных процессов у дошкольников, эмоциональной сфере воспитанников, социальной сфере воспитанников. Продолжать осуществлять сетевое взаимодействие с организациями города. Принимать участие в методических объединениях и конкурсах различного уровня, обучение на курсах повышения квалификации, участвовать в проектах, осуществлять поиск инновационных методов работы с детьми дошкольного возраста, семьями воспитанников.
По работе с родителями продолжить работу, находящимися в социально опасном положении; повышать интерес родителей к жизни детского сада, к проблемам детей путем введения различных нетрадиционных методов преподнесения материала.
26.06.2020г. Педагог-психолог МБДОУ
детского сада № 11
Константинова Е.В.