Автор: Пронькина В.Н. – учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г.о. Саранск
Тема - «Групповая работа на уроках как форма активизации познавательной деятельности учащихся».
Актуальность
- В настоящее время продолжается модернизация образования. По новым, Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) второго поколения главное – не просто дать ученику новые знания и умения, а научить их применять и развивать в урочное и внеурочное время. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда.
Новизна
Новизна опыта заключается в том, что технология использования на уроках групповой работы несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:
- Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- Меняется характер взаимоотношений между детьми;
- Растёт самокритичность, точнее, дети оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.
Содержание опыта
- Методы и формы работы:
- Пила - это метод обучения проблемный «Учимся вместе». Знакомство с поставленной проблемой. Распределение фрагментов учебного материала. Осмысление каждым членом группы своей части задания. Работа с источниками. Обучение членов своей группы. Оформление.
- Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме. Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания «ловушки».
- Пчёлки - мозговая атака по типу «Сбора нектара» используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Я провожу его чаще всего при изучении нового материала, при проведении словарной работы на уроках чтения. В текстах учебника встречается много слов, значение которых дети не знают, но в ходе коллективного обсуждения значение этих слов становится им понятно.
- Вертушка – метод знакомства с проблемой. Выполнение заданий с помощью опор по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником. Начинать может сильный, может слабый).
Технологический процесс
1. Подготовка к выполнению группового задания:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы;
- подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть работы:
- сообщение о результатах работы в группе;
- анализ познавательной задачи, рефлексии.
Заключение
Работа в группах применялась на различных этапах урока: до изучения нового учебного материала, в ходе изучения, а также после изучения в ходе практического применения. Например, на этапе актуализации, перед изучением нового материала вместо традиционных фронтальных вопросов и индивидуальных работ по карточкам я проводила работу в малых группах по специально подготовленным заданиям в форме учебного эксперимента, практической работы.
Даже выполнение и проверку домашнего задания можно провести, применяя групповые методы и формы обучения. Единственное требование - каждый член группы, в процессе обсуждения и объяснения работы должен знать, как решается любое задание из домашней работы. Очень важно при этом, что каждый член группы имеет возможность понять любой вопрос из домашнего задания, выполненного другими членами группы, задать друг другу вопросы, откорректировать неправильные ответы и оформить окончательный вариант ответа для сдачи преподавателю на проверку. В процессе проверки групповых домашних заданий я выборочно приглашала отдельных членов команды для объяснений и комментариев по конкретным вопросам из домашнего задания. Это наглядно показывало детям уровень ответственности каждого за результат работы всей группы. Это лишний раз мотивировало учащихся к сознательному выполнению домашних заданий. Для повышения ответственности каждого члена группы я сочетала групповые домашние задания с индивидуальными.
Во время групповой работы я выполняла разнообразные функции: контролировала ход работы в группах, отвечала на вопросы, регулировала споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывала помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Реализация группового обучения требует серьезной теоретической и практической подготовки педагога. В своей работе я сталкивалась с такими трудностями как:
- трудность организационного характера.
- трудность психологического характера, когда сильные по уровню обученности члены группы постоянно доминируют в обсуждении, игнорируют мнения слабых или отказываются им помогать.
Я обращалась к психологу, проводила неформальные встречи с группами, испытывающими трудности, обращала внимание учащихся на положительные качества группы и ее членов, подчеркивала учащимся значимость формирования и овладения коммуникативными умениями, способностью работать в команде.
Все вышесказанное доказывает, что групповые методы обучения, групповые формы работы помогают проявить учащемуся не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.
Источник информации и публикации
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/11/15/publikatsiya-peredovogo-innovatsionnogo-opyta-uchitelya
открытый урок в 3 классе по русскому языку на республиканском семинаре учителей начальных классов на тему: «Местоимение».
выступление на республиканском семинаре МО учителей начальных классов на тему: «Групповая форма работы как форма формирования коммуникативных УД», 2014г.
Материалы размещены на сайте ped-kopilrf.ru, в электронном периодическом издании Numi.ru.
Экспертное заключение
1.По новым, Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) второго поколения главное – не просто дать ученику новые знания и умения, а научить их применять и развивать в урочное и внеурочное время. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда – соответствует общественному развитию и социальному заказу
Экспертное заключение
2.
1. Качество усвоения программного материала - 70-80%
2. Дети ходят в школу с хорошим настроением - 100%
3. Считают уроки интересными - 75%
4.Нравится свой класс - 86%
5.Считают уровень взаимоотношений хорошим-90%
Опыт имеет высокую результативность и эффективность педагогической деятельности
Экспертное заключение
3.Оптимальное расходование сил оценить не представляется возможным
4.Стабильность результатов оценить не представляется возможным
5.Актуален, т.к. соответствует ФГОС
6.По мнению учителя первый опыт применения групповой работы педагогом на уроке часто является неудачным, поэтому он предлагает вносить черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности.
Экспертное заключение
7.Опыт применим для любой программы обучения, типа урока и этапа урока, поэтому репрезентативен
8.Соответствует современным достижениям пед науки, т.к. применяется при современных образовательных технологиях, соответствует ФГОС
Использование отдельных элементов опыта не представляется возможным
Внедрение опыта
Опыт демонстрируется с 2009 года.