Анализ результатов
всероссийских проверочных работ обучающихся 6 класса по истории
(за курс 5 класса)
ВПР проводятся в целях осуществления мониторинга системы образования, в том числе мониторинга уровня подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; совершенствования преподавания учебных предметов и повышения качества образования в образовательных организациях.
Цель анализа – определить уровень достижения образовательных результатов обучающихся 5 класса по истории с разным уровнем подготовки.
Задачи анализа:
- выявить задания, при выполнении которых у обучающихся появляются затруднения;
-выявить темы, плохо усвоенные или неусвоенные обучающимися с разным уровнем подготовки;
- определить группы обучающихся с высоким и низким уровнем достижения образовательных результатов.
– оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС. КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
-результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
1.1.Структура и содержание ВПР
Работа состоит из 7 заданий. Ответом к каждому из заданий 1 и 2 является цифра или последовательность цифр. Задания 3–4, 6 и 7 предполагают развёрнутый ответ. Задание 5 предполагает работу с контурной картой.
Проверочная работа нацелена на выявление овладения школьниками базовыми историческими знаниями, опытом применения историко-культурного подхода к оценке социальных явлений, умением применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, умением искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. Проверочная работа для 5 класса посвящена истории Древнего мира (история зарубежных стран с древнейших времён до 476 г. н.э.) с учётом объёма изученного материала к моменту написания работы. Одно из заданий работы посвящено памяти народа России о Великой Отечественной войне.
Время выполнения проверочной работы – 45мин.
Максимальный первичный балл – 15.
По результатам выполнения заданий ВПР оценивались умения
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Качество выполнения ВПР
Класс | Предмет | Количество учащихся по списку | Количество выполнявших работу | «5» | «4» | «3» | «2» | Успеваемость | Качество |
6 | история | 9 | 6 | 2 | 3 | 1 | 0 | 100% | 83% |
По результатам ВПР успеваемость равна 100%, качество – 83%, это позволяет сделать вывод, что результаты ВПР показали высокий уровень освоения предметных результатов по историю в 5 классе.
Соответствие отметок по итогам ВПР и отметок по журналу
Предмет | Класс | Кол-во уч-ся в классе | Кол-во писавших | Подтвердили отметку (%) | Повысили (%) | Понизили (%) |
история | 6 | 9 | 6 | 83% (5 человек) | 0% | 17% (1 человек) |
Анализ результатов свидетельствует о том, что 1 ученик получил оценку за ВПР ниже своих результатов за учебный год по предмету.
Анализ выполнения заданий ВПР
Анализ выполнения работ обучающимися показывает, наиболее успешно выполнены следующие задания:
-Задание 1 - нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом: обучающийся должен соотнести изображения памятников культуры с теми странами, где эти памятники были созданы.
-Задание 2 - проверяет умения работать с письменными историческими источниками. В задании необходимо определить, с какой из представленных в задании стран непосредственно связан данный исторический источник.
- Задание 7 посвящено памяти народа России о Великой Отечественной войне.
Задания, вызвавшие затруднения:
Наибольшую трудность у ребят вызвал вопросы 3 и 4
Задание 3 является альтернативным. Оно нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с термином (понятием), который с ней непосредственно связан. Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия).
Задание 4 является альтернативным. Задание нацелено на проверку знания исторических фактов и умения излагать исторический материал в виде последовательного связного текста. Оно состоит из двух частей. От обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с одним из событий (процессов, явлений), данных в списке. Во второй части задания обучающийся должен привести краткий письменный рассказ об этом событии (явлении, процессе)
Таблица верных и не верных ответов
ФИ ученика | | | | | | | |
1Б | 2Б | 3Б | 4П | 5Б | 6В | 7Б |
1. | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
2. | отсутствовала по причине болезни |
3. | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 |
4. | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 |
5. | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
6. | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 |
7. | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 2 | 3 |
6. | отсутствовал по причине болезни |
7. | отсутствовал по причине болезни |
качество знания по отдельным заданиям | 100% | 100% | 67% | 67% | 83% | 830% | 100% |
Б- базовые задания, П- задания повышенного уровня,
типичные ошибки:
1) невнимательное прочтение заданий
2) даны ответы не на все вопросы задания, а лишь на часть
3) перепутаны страны и события
4) неверное объяснение высказывания или дано объяснение, но нет верного пояснения
Выводы: можно сказать, что обучающиеся справились с работой. Все обучающиеся 5 класса достигли базового уровня подготовки. Результаты проведенного анализа указывают на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения. В 2022-2023 учебном году при подготовке к ВПР необходимо уделить особое внимание заданиям № 3 и 4
Планируемые мероприятия повышения результативности:
1) скорректировать содержание рабочей программы формирования УУД, при проведении школьного мониторинга включать в содержание КИМ дидактические единицы, освоение которых по результатам мониторинга вызывают затруднения;
2) установить причины выявленных проблем, разработать план работы на следующий учебный год по их устранению;
3) проанализировать положительные и отрицательные моменты в выполнении работы, разработать план мероприятий по устранению типичных ошибок и ликвидации пробелов в знаниях учащихся по основным темам и разделам программы;
4) использовать в педагогической практике технологии, позволяющие обучать всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, уделять особое внимание практико-ориентированным технологиям обучения;
5) Знакомство обучающихся с кодификатором и системой оценивания ВПР