Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Батамайская основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка
авторской развивающей игры
Составитель
Павлова И.Г.
с.Батамай 2023г.
Пояснительная записка
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его ручных умений. По умелости детской руки специалисты, на основе данных современных исследований, делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.
Известный физиолог И. П. Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».
Руки - это наш рабочий орган. Именно через него мы получаем сведения о мире, играем, исследуем, творим.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики руки? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь, мышление, творчество. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, стимулирует развитие нервной системы, всех психических процессов и речи. Игры на развитие мелкой моторики дают возможность развивать мышечные и тактильные ощущения, расширяют кругозор, стимулируют развитие творческого воображения. Благодаря таким играм, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Работу по совершенствованию и коррекции мелкой моторики необходимо проводить как можно раньше.
Поэтому в группе необходимо иметь набор игр и игрового материала для моторного развития детей, которые необязательно покупать в магазине, а изготовить своими руками.
За годы своей работы я разработала комплекс игр по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста:
«Книжка-цилиндр». Цель: стимулировать познавательную и двигательную активность.
Развивающая панель «Бутылочные горлышки». Цель: развитие логического мышления, ловкости рук.
«Рамки – вкладыши». Цель: развитие мелкой моторики, наблюдательности.
Каждая игра имеет паспорт, где дается название и описание игры, ее вид, рекомендуемый возраст, методические рекомендации и правила игры. Также для педагогов и родителей прилагается технологическая карта изготовления игрушки, материалы и инструменты.
Паспорт
Развивающая игра
Развивающая панель «Бутылочные горлышки»
Автор: Павлова Ираида Григорьевна
Воспитатель МБОУ «Батамайская ООШ»
Описание: пластиковые бутылки с горлышками разного диаметра, картон.
Вид: развивающая игра.
Рекомендуемый возраст: с 1,5 лет.
Методические рекомендации: игра предназначена для развития мелкой моторики, логического мышления, ловкости рук. Игра обучает малышей различать размер, цвет предмета.
Правила игры: покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки. Предложите малышу проделать это самостоятельно. Спросите, какого цвета закрученные крышки.
Технологическая карта изготовления игрушки
Возьмите четыре пластиковые бутылки с горлышками разного диаметра. Отрежьте верхнюю часть бутылки (высотой 5-7см), разрежьте край на полоски, отогните их в разные стороны.
На листе плотного картона разметьте отверстия в соответствии с диаметром горлышек и прорежьте их.
Бутылочные горлышки вставьте таким образом, чтобы отогнутые «лепестки» располагались снизу, а на лицевой части панели были горлышки бутылок.
Второй лист картона приклейте снизу, чтобы горлышки не вращались.
Материалы и инструменты: четыре пластиковые бутылки с крышками, канцелярские ножницы, клей.
Паспорт
Развивающая игра
Книжка-цилиндр («Каталка»)
Автор: Павлова Ираида Григорьевна
Воспитатель МБОУ «Батамайская ООШ»
Описание: жестяная банка, однотонная цветная бумага, картинки, скотч, мелкие игрушки.
Вид: развивающая игра.
Рекомендуемый возраст: с 2 лет.
Методические рекомендации: стимулирует познавательную и двигательную активность, слуховое восприятие.
Правила игры: ребенок с завязанными глазами катает банку и по звуку должен определить цвет, предметы, нарисованные на банке.
Технологическая карта изготовления игрушки
Оклеить банку однотонной бумагой.
На всю поверхность банки картинки, поперек банки, чтобы при игре-катании они были расположены прямо.
Оклеить банку скотчем.
Внутрь вложить несколько мелких предметов, чтобы банка гремела. Крышку банки приклеить.
Материалы: банки, мелкие игрушки, бумага, картинки, скотч.
Паспорт
Развивающая игра «Рамки-вкладыши»
Автор: Павлова Ираида Григорьевна
Воспитатель МБОУ «Батамайская ООШ»
Описание: крышки из пластиковых бутылочек, картон.
Вид: развивающая игра
Рекомендуемый возраст: с 1,5 лет
Методические рекомендации: рамки-вкладыши отлично тренируют мелкую моторику, развивают логическое мышление, наблюдательность и внимание.
Правила игры: предложить ребенку разложить крышки по своим домикам. Когда малыш, подбирая цветовые пары, основательно запомнит их, перепутайте крышки и предложите ребенку навести порядок.
Технологическая карта изготовления игрушки
Изобразить на основе несложные рисунки – рыбку, елочку, машину, снеговика.
Расположите прорези для крышек в соответствии с рисунком: чешуя у рыбки, украшения на елке, колеса у машины, туловище у снеговика.
Наклеить полученную основу на лист картона соответствующего размера.
Материалы и инструменты: крышки разного цвета, размера, картон, гуашь, кисточка, канцелярский нож.