ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по биологии для 8 класса «Животные» на 2013-2014 учебный год составлена на основании Программы «Биология» В.И. Сивоглазова (сборник «Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» (под редакцией В.В. Воронковой) допущенных Министерством образования Российской Федерации). Программа рассчитана на 69 часов из расчета 2 часа в неделю.
В программе предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой природе, об организмах наиболее известных животных, их значении в жизни животных и человека.
Основные задачи:
1) сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных, о значении животных в природе, жизни человека);
2) формирование правильного понимания таких природных явлений осень, зима, весна, лето в жизни животных;
3) проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных), бережного отношения к природе;
4) первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
5) привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Основная задача в процессе коррекционно-развивающего обучения – организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной
самостоятельности, развитие и формирование способностей, нравственных убеждений. Биология как предмет имеет ряд преимуществ в выполнении данной важнейшей задачи. Познать природу – значит понять законы, по которым она развивается, осмыслить причинно-следственные связи и отношения между явлениями и предметами окружающей
действительности, овладеть методами самостоятельного изучения объекта. Современная организация обучения должна быть направлена не столько на увеличение объема знаний, сколько на обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, обобщению, классификации. Раздел биологии «Животные» даёт богатый материал для развития всех умственных операций школьника.
Преподавание биологии в коррекционной школе VIII вида направлено на коррекцию недостатков умственного развития обучающихся. В процессе знакомства с живой природой у школьников развивается наблюдательность, речь и мышление, дети учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Уроки биологии играют огромную роль в развитии и поддержании интереса учащихся к учению. Предметная наглядность, связь с жизненным опытом, практическая значимость изучаемого на уроках материала позволяет обогащать впечатления, поддерживать внимание обучающихся в течение всего урока, формировать мотивацию. Естествознание дает возможность вовлекать школьников в природоохранную работу, что способствует формированию экологической культуры, необходимой в процессе социальной адаптации в общество выпускников школы.
В процессе изучения раздела «Животные» обучающиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни, об использовании животных человеком, домашних сельскохозяйственных животных.
Курс биологии включает изучение беспозвоночных (черви, насекомые) и позвоночных животных (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
При изучении курса биологии в 8 классе обучающиеся получают знания о наиболее распространенных животных Ханты-Мансийского автономного округа, об их использовании человеком, об основных мерах сохранении природы родного края.
С целью повышения мотивации к предмету, на уроках биологии используется рабочая тетрадь А.И. Никишова, используются наглядные пособия, коллекции насекомых. Особый интерес у обучающихся вызывает просмотр и обсуждение видеосюжетов о строении и образе жизни представителей различных классов животных, использовании их человеком.
На уроках биологии используются дидактические игры Т.М. Лифановой, которые позволяют в разнообразной форме не только изучить новый материал, но и закреплять и проверять знания обучающихся, что позволяет выявлять степень усвоения изученного материала. Использование дидактических игр на уроках помогает эффективно решать дидактические, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи.
В процессе изучения биологии реализуются коррекционные задачи, коррекция ВПФ, личностных недостатков, формируется мотивация к учению.