Ни минуты покоя! К такому выводу приходим мы, взрослые, наблюдая за деятельностью детей.
Что больше всего любят малыши? Не колеблясь, можем ответить – играть.
Детская психика устроена так, что без игрушек и двигательных навыков малыш не может стать полноценной личностью. Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные игры.
Роль подвижных игр в жизни и развитии детей младшего возраста трудно переоценить. Можно сказать, что с их помощью ребенок развивается всесторон- нее и гармоничнее. Увлекательная подвиж- ная игра дает возможность воздействовать на детей, прививая им в игровой форме многие важные навыки и знания.
В процессе игры можно благоприятным образом проводить физическое, нравственное, моральное воспитание детей.
На физическом уровне подвижные игры
способствуют общему укреплению многих систем организма ребенка. В процессе игр у детей нормализуется работа сердечно- сосудистой системы, активно работают мышцы, улучшается моторика и координация движений, развивается двигательная активность детей. Особенно они полезны для детей, которые имеют склонность к аллергическим заболеваниям,
ОРВИ
или просту- дным заболе- ваниям.
Благотворное влияние оказывают они и на психическое и эмоциональное состояние детей.
Многие игры позволяют ребенку раскрепоститься, побороть страхи, преодолеть стеснение и научиться общаться с детьми.
Организовывать игры необходимо так, чтобы все дети активно в них участвовали. Особенно это касается коллективных игр.
Подвижные игры детей младшего возраста очень разнообразны и каждая из них несет определенную функцию и благотворный эффект. Заставить ребенка приседать или делать наклоны определенное количество раз довольно тяжело, даже если использовать мотивацию. А вот в ходе веселой игры дети настолько увлекаются, что не замечают, сколько раз они выполняли то или иное полезное движение.
Подвижные игры содержат много познавательного. Например, дети узнают, что их ножки очень быстрые, они убежали от мишки, зайки, и даже быстрый мячик их не догнал; оказывается, у дождика есть веселая песенка, и поют ее дождевые капельки; а гусь когда сердится, шипит и может ущипнуть.
Игровые действия и игровые правила соответствуют возрастным особенностям малышей, их знаниям и представлениям об окружающем мире.
Как же научить малыша играть?
Очень просто – надо чтобы родители играли вместе с ним. Именно взрослый впер- вые «оживляет» куклу или любимого мишку малыша. Именно взрослый впервые предлага- ет: давай я буду мама-собака, а ты мой сынок- щенок, после чего изображает настоящую собаку, и если надо, то становится на четвере- ньки и лает. Все это необходимо делать эмоционально, по возможности естественно и с удовольствием.
ПАМЯТКА С СОВЕТАМИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИГР
Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожаю- щего здоровью детей;
Правило второе: игра требует чувства ме- ры и доступности, соответствовать возрасту и возможностям вашего ребёнка.
Правило третье: ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, разви- вающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным.
Добровольность – основа игры.
Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетер- пение, не критикуйте.
Правило пятое: поддерживайте актив- ный, творческий подход к игре. Дети больше фантазеры и выдумщики. Они смело вносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в ми- лость по принципу «чем бы дитя не тешилось»
Правило шестое: при проведении игр с активной деятельностью немало важно следить за одеждой детей: она должна быть свободной не стеснять движений детей, если вы планиру- ете играть с ребёнком на улице, то обращайте внимание на верхнюю одежду, чтобы ребёнок не потел, головной убор не падал на глаза, обувь была лёгкая не скользкая.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ВОРОНЯТА
Задачи. Упражнять в беге; развивать внимание, умение подражать; учить действовать в соответствии с текстом; вызывать чувство радости от совместных
действий.
Содержание игры. Дети изображают во-
ронят. Взрослый показывает, где гнездышки (круги, нарисованные на полу по количеству воронят), в которых живут воронята.
Вспоминает с детьми, как кричат воронята, как клюют зернышки. Затем воронята занимают свои гнездышки, а взрослый читает стихи:
Воронята крепко спят, Все по гнездышкам сидят, А проснутся на заре, Будут каркать во дворе.
В соответствии с текстом воронята
присаживаются на корточки, склоняют го- ловку, закрывают глазки. На последние сло- ва текста они просыпаются и произносят:
«Кар-кар-кар!», затем летают по комнате, машут крыльями. Взрослый сопровождает их действия словами:
Полетели, полетели, Воронята полетели, Кар-кар, кар-кар! Вышла Таня на дорожку, Воронятам сыплет крошки.
Воронята прилетали, Все до крошки поклевали. Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Клювами стучали.
Воронята-дети присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук!»
Взрослый берет собачку и говорит:
Тузик по двору гулял, Вороняток испугал:
«Ав-ав, ав-ав!». Собачка догоняет воронят, а воронята улетают в свои гнездышки.
КОШКИ-МЫШКИ
Задачи. Развивать у детей умение действо- вать по сигналу, сохранять форму круга, упраж- нять в беге.
Содержание игры. Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Мышка входит в круг,
а кот выходит из круга.
Становитесь в хоровод! Оля – мышка,
Саша – кот!
Будем дружно играть, Коту мышку не поймать!
По сигналу взрослого малыши поднимают
сцепленные руки вверх, образуя «воротца», через которые они стараются пропустить только мышку. Если коту не удалось поймать мышку, дети опускают руки вниз («воротца» закрываются) и вместе со взрослым произно- сят слова: Ты не бойся, мышка, кот
Не пройдет в наш хоровод!
Игра повторяется с другим котом и мышкой.
МОРОЗ КРАСНЫЙ НОС
Задачи. Развитие умения выполнят харак- терные движения; упражнять детей в беге.
Содержание игры. Взрослый стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова:
Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос. Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!
Выходите, зайчики! Девочки и мальчики! (Дети идут навсвстречу взрослому.)
- Заморожу! Заморожу!
Взрослый пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются. В следующий раз роль мороза можно поручить наиболее активному.
РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ
ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА