СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Былина как жанр фольклора.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Были на как жанр. Определение. Основные черты былин. Виды былин. История появления. Основные темы былин. 2) Основные герои былин. Образы бгатырей (Святогор, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Нииктич и т.д.) 3) Поэтика былин: ср-ва создания образов, особенностия языка.

Просмотр содержимого документа
«Былина как жанр фольклора.»

На 1-м слайде - репродукция рисунка В.Васнецова «Богатырь».

На 1-м слайде - репродукция рисунка В.Васнецова «Богатырь».

Эпические сказания В разных уголках Земли  люди в древности сочиняли торжественные песнопения, повествующие о великих деяниях необыкновенных людей . Карелы называли эти песни руны , якуты – олонхо , буряты – улигер , жители Древней Руси – старины , или былины . Учёные-фольклористы используют для таких песен термин « народный эпос ». Вяйнямёйнен – старший богатырь, сын матери Воды, прародитель и покровитель всех певцов, герой карело-финского эпоса «Калевала». На фото – скульптура в парке Монрепо (г.Выборг Ленинградской обл.), авт.К.Бобков, 2007; копия утраченного в годы второй мировой войны памятника Й.Токанена (1873) - первого в мире памятника литературному персонажу. Задание: запишите определение термина «народный эпос». Вяйнямёйнен, играющий на кантеле

Эпические сказания

В разных уголках Земли

люди в древности сочиняли торжественные песнопения, повествующие о великих деяниях необыкновенных людей .

Карелы называли эти песни руны , якуты – олонхо , буряты – улигер , жители Древней Руси – старины , или былины .

Учёные-фольклористы используют для таких песен термин « народный эпос ».

Вяйнямёйнен – старший богатырь, сын матери Воды, прародитель и покровитель всех певцов, герой карело-финского эпоса «Калевала». На фото – скульптура в парке Монрепо (г.Выборг Ленинградской обл.), авт.К.Бобков, 2007; копия утраченного в годы второй мировой войны памятника Й.Токанена (1873) - первого в мире памятника литературному персонажу.

Задание: запишите определение термина «народный эпос».

Вяйнямёйнен,

играющий на кантеле

Произведения народного эпоса исполнялись напевно, речитативом с соблюдением особого ритма, в сопровождении струнных музыкальных инструментов. Напевы былин торжественны и величавы. Исполнитель былины в народе назывался сказителем, былину не пели и не рассказывали, а именно СКАЗЫВАЛИ. Былины не имеют рифмы, обладают тоническим ритмом: В былинном стихе обычно четыре главных ударения, четвёртое падает на последний слог, третье – на третий слог от конца; число слогов в строке и место первых двух ударений изменчиво. Как из дАлеча, далЕча, из чистА полЯ, Из тогО было раздОльица из ширОкогО Что не грОзная бы тУча накатИласЯ, Что не бУйные бы вЕтры подымАлисЯ, - ВыбегАло там стАдечко змеИноЕ. («Рождение богатыря», Цит.по: Былины, С.27) Уместно предложить школьникам здесь услышать небольшой фрагмент исполнения былины. В.Васнецов «Гусляры»

Произведения народного эпоса исполнялись напевно, речитативом с соблюдением особого ритма, в сопровождении струнных музыкальных инструментов. Напевы былин торжественны и величавы.

Исполнитель былины в народе назывался сказителем, былину не пели и не рассказывали, а именно СКАЗЫВАЛИ. Былины не имеют рифмы, обладают тоническим ритмом:

В былинном стихе обычно четыре главных ударения, четвёртое падает на последний слог, третье – на третий слог от конца; число слогов в строке и место первых двух ударений изменчиво.

Как из дАлеча, далЕча, из чистА полЯ,

Из тогО было раздОльица из ширОкогО

Что не грОзная бы тУча накатИласЯ,

Что не бУйные бы вЕтры подымАлисЯ, -

ВыбегАло там стАдечко змеИноЕ. («Рождение богатыря», Цит.по: Былины, С.27)

Уместно предложить школьникам здесь услышать небольшой фрагмент исполнения былины.

В.Васнецов «Гусляры»

Для народного эпоса характерны: 1) широкий охват событий в пространстве и во времени; 2) патриотическая направленность; 3) героическое содержание сюжета: нередко это битва национального героя (богатыря) с врагами; 4) отношение к изображаемым событиям как к достоверным, отражающим историческую память народа. Задание: объясните смысл словосочетаний «широкий охват событий», «патриотическая направленность».

Для народного эпоса характерны:

1) широкий охват событий в пространстве и во времени;

2) патриотическая направленность;

3) героическое содержание сюжета: нередко это битва национального героя (богатыря) с врагами;

4) отношение к изображаемым событиям как к достоверным, отражающим историческую память народа.

Задание: объясните смысл словосочетаний «широкий охват событий», «патриотическая направленность».

Былина (определения) «фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории» (Т.Зуева) «русские народные эпические песни о богатырях» (Словарь русского языка в 4-х томах) «эпические песни, сложенные народом в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом XI – XVI в.в.» (Краткая литературная энциклопедия) «жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси» (А. Квятковский) «жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях» (В.Коровина)   Задание: Рассмотрев несколько определений былин, найти 3 главных признака этого жанра.

Былина (определения)

  • «фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории» (Т.Зуева)
  • «русские народные эпические песни о богатырях» (Словарь русского языка в 4-х томах)
  • «эпические песни, сложенные народом в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом XI – XVI в.в.» (Краткая литературная энциклопедия)
  • «жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси» (А. Квятковский)
  • «жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях» (В.Коровина)

Задание: Рассмотрев несколько определений былин, найти 3 главных признака этого жанра.

рассказывает о поступках народных героев - богатырей отражает исторические события Древней Руси, главным образом - XI – XVI в.в. песня, народная, эпическая (повествует о значительных событиях) Основные черты былины как фольклорного жанра. Былина

рассказывает

о поступках народных героев - богатырей

отражает

исторические события

Древней Руси,

главным образом -

XI – XVI в.в.

песня, народная, эпическая (повествует о значительных событиях)

Основные черты былины как фольклорного жанра.

Былина

Былины, вероятнее всего, возникли в Киевской Руси, выразив оформившееся самосознание русского народа.  Однако вопрос о происхождении былин в науке до сих пор остаётся спорным.  Существуют различные классификации русского былинного эпоса. В.Васнецов «Баян» Одна из наиболее популярных в современной науке классификаций былин представлена в учебнике.

Былины, вероятнее всего, возникли в Киевской Руси, выразив оформившееся самосознание русского народа. Однако вопрос о происхождении былин в науке до сих пор остаётся спорным. Существуют различные классификации русского былинного эпоса.

В.Васнецов «Баян»

Одна из наиболее популярных в современной науке классификаций былин представлена в учебнике.

Задание: Познакомившись со статьёй учебника  «О собирании, исполнении, значении былин» (С.15 -16), выясните,  на какие группы делит былины учёный-фольклорист В.П.Аникин . Какой принцип в основе этой классификации? Запишите ответ. Учащиеся работают самостоятельно, могут совещаться в парах.

Задание:

Познакомившись со статьёй учебника

«О собирании, исполнении, значении былин» (С.15 -16), выясните,

на какие группы делит былины учёный-фольклорист В.П.Аникин .

Какой принцип в основе этой классификации?

Запишите ответ.

Учащиеся работают самостоятельно, могут совещаться в парах.

Былины (по В.Аникину): древнейшие (докиевские) – о Волхе, Дунае, Потыке; киевские – о Добрыне, Сухмане, Даниле Ловчанине, Чуриле, Соловье Будимировиче; владимиро-суздальские – об Илье Муромце, Алёше Поповиче; галицко-волынские – о Дюке; псково-новгородские – о Вольге и Микуле, Садко, Василии Буслаеве; черниговские – об Иване-гостином сыне; брянские – о князе Романе и братьях Ливиках...  В основе классификации – циклизация по месту действия и героям. Один из вариантов выполнения задания по учебнику.

Былины (по В.Аникину):

  • древнейшие (докиевские) – о Волхе, Дунае, Потыке;
  • киевские – о Добрыне, Сухмане, Даниле Ловчанине, Чуриле, Соловье Будимировиче;
  • владимиро-суздальские – об Илье Муромце, Алёше Поповиче;
  • галицко-волынские – о Дюке;
  • псково-новгородские – о Вольге и Микуле, Садко, Василии Буслаеве;
  • черниговские – об Иване-гостином сыне;
  • брянские – о князе Романе и братьях Ливиках...

В основе классификации – циклизация по месту действия и героям.

Один из вариантов выполнения задания по учебнику.

Г.Травников «Былина» О чём рассказывают былины? О борьбе с чудовищами; о борьбе с иноземными врагами; о встречах и спасении родных; о сватовстве и борьбе героя за невесту; о состязаниях между богатырями... Современная наука выделяет около 100 былинных сюжетов; здесь перечислены 5 самых расхожих. Н этом слайде – репродукция картины Травников. Современный художник изобразил свои ассоциации со словом «Былина».Какие?

Г.Травников «Былина»

О чём рассказывают былины?

  • О борьбе с чудовищами;
  • о борьбе с иноземными врагами;
  • о встречах и спасении родных;
  • о сватовстве и борьбе героя за невесту;
  • о состязаниях между богатырями...

Современная наука выделяет около 100 былинных сюжетов; здесь перечислены 5 самых расхожих.

Н этом слайде – репродукция картины Травников. Современный художник изобразил свои ассоциации со словом «Былина».Какие?

Своеобразие былинных образов   Главный герой - Защитник родной земли, человек необыкновенной физической силы и воинской доблести, носитель нравственных ценностей своего народа. Смысл жизни богатырь видит в служении родине. Богатырь – типичный фольклорный образ, которому должна быть чужда индивидуализация. Между тем, богатыри в былинах обладают чертами индивидуальных характеров.  Ю. Арсенюк «Богатырская застава»

Своеобразие былинных образов

Главный герой - Защитник родной земли, человек необыкновенной физической силы и воинской доблести, носитель нравственных ценностей своего народа. Смысл жизни богатырь видит в служении родине.

Богатырь – типичный фольклорный образ, которому должна быть чужда индивидуализация. Между тем, богатыри в былинах обладают чертами индивидуальных характеров.

Ю. Арсенюк «Богатырская застава»

Святогор

Обладает сверхъестественной силой, под его тяжестью прогибается земля, силы в нём слишком много, за что богатыря не может носить Мать-сыра-Земля, и он гибнет.

… У Святогора конь да будто лютый зверь,

А богатырь сидел да во косу сажень,

Он едет в поле спотешается,

Он бросает палицу булатную

Выше лесушку стоячего,

Выше облаку да ходячего,

Улетает эта палица

Высоко да по поднебесью;

Когда палица да вниз спускается,

Он подхватывает да одной рукой. («Святогор и Илья Муромец» Цит. по: Былины, С.35-36) Казалось бы, никто не может противостоять силе богатыря, олицетворяющего грозовые тучи и горы. Но, пытаясь поднять суму перемётную с «тягой земною», Святогор проваливается в землю по пояс, и если б верный конь его не выручил, тут бы ему и смерть пришла. Однажды Святогор обнаружил в горах пустой гроб и любопытства ради улёгся в него, чтобы «примериться». Гроб пришёлся впору, но сдвинуть крышку оказалось не под силу даже Илье Муромцу. Святогор понял, что пришёл его последний час, он предлагает Илье вдохнуть в него свою богатырскую силу, но Муромец отказывается, понимая, что избыток силы, как у Святогора, совсем не благо.

А.Рябушкин «Святогор»

Добрыня Никитич

Доблестный воин, умеющий также хорошо петь и играть на гуслях; не знает себе равных в игре в шахматы. Добрыня – змееборец, олицетворение вежливости и изящного благородства.

Главный подвиг Добрыни – победа над Змеем Горынычем. Под этим чудовищем понимается не только обобщённый образ врага Русской земли, но и языческие божества и духи, которым поклонялись русичи до принятия Христианства. Известно, что верным помощником князя Владимира в искоренении старой «поганой» веры был дядя Добрыня. Вероятно, он и послужил прообразом былинного богатыря.

Говорил Добрыня сын Никитич:

«Ах ты эй, Змея да ты проклятая!

Чёрт ли тя нёс да через Киев-град!

Ты зачем взяла князёву племянницу,

Молоду забаву, дочь Путятичну?

Ты отдай же мне князёву племянницу Без бою, без драки-кровопролития»!

Тогда Змея она проклятая Говорила-то Добрыне да Никитичу:

«Не отдам я тебе князёвой племянницы

Без бою. Без драки-кровопролития!»

Заводила она бой-драку великую,

Они дрались трои суточки,

Но не мог Добрыня Змею перебить.

Хочет тут Добрыня от Змеи отстать,

Как с небес Добрыне глас гласит:

«Молодой Добрыня, сын Никитинич!

Дрался со Змеёй ты трои суточки,

Подерись со Змеёю ещё три часа:

Ты побьёшь Змею да ту проклятую!»

Он подрался со Змеёю ещё три часа,

Он побил Змею да ту проклятую. («Добрыня и Змей». Цит.по: Соловьев, С.42)

С.Москвитин «Добрыня Никитич»

Алёша Попович Сын священника из города Ростова на богатырской службе удивляет не столько силой, сколько удалью, находчивостью, хитростью. Сметливый ум помогает этому озорному пересмешнику подчас больше, чем меч-кладенец. Во славном было во городе во Ростове, У того попа Ростовского Едино было чадо милое, Удал добрый молодец на возрасте, По имени Алёшенька млад. И стал Алёшенька конём владеть, И стал Алёшенька мечом владеть. Приходит Алёшенька к своему родителю, К тому попу Ростовскому, И падает ему во резвы ноги И просит у него благословеньица Ехать да во чисто поле во раздольице…(«Алёша Попович и Илья Муромец». Цит.по: Былины, С.215) К.Васильев «Алёша Попович и красна девица»

Алёша Попович

Сын священника из города Ростова на богатырской службе удивляет не столько силой, сколько удалью, находчивостью, хитростью. Сметливый ум помогает этому озорному пересмешнику подчас больше, чем меч-кладенец.

Во славном было во городе во Ростове,

У того попа Ростовского

Едино было чадо милое,

Удал добрый молодец на возрасте,

По имени Алёшенька млад.

И стал Алёшенька конём владеть,

И стал Алёшенька мечом владеть.

Приходит Алёшенька к своему родителю,

К тому попу Ростовскому,

И падает ему во резвы ноги

И просит у него благословеньица

Ехать да во чисто поле во раздольице…(«Алёша Попович и Илья Муромец». Цит.по: Былины, С.215)

К.Васильев «Алёша Попович и красна девица»

Илья Муромец Родился в городе Муроме, в селе Карачарове. Прославив себя ратными подвигами, победив Соловья-разбойника и Идолище поганое, Илья становится первым богатырём князя Владимира, его признают за главного другие русские богатыри. Олицетворяет спокойную и уверенную в себе силу. И поехал Илья по раздольицу чисту полю Во ту во силушку великую, Стал конём топтать да и копьём колоть. А он бьёт-то силу как траву косит; У Ильи-то сила не уменьшится. («Илья Муромец и Калин-царь». Цит.по: Былины, С.131) Е.Кибрик «Илья Муромец»

Илья Муромец

Родился в городе Муроме, в селе Карачарове. Прославив себя ратными подвигами, победив Соловья-разбойника и Идолище поганое, Илья становится первым богатырём князя Владимира, его признают за главного другие русские богатыри. Олицетворяет спокойную и уверенную в себе силу.

И поехал Илья по раздольицу чисту полю

Во ту во силушку великую,

Стал конём топтать да и копьём колоть.

А он бьёт-то силу как траву косит;

У Ильи-то сила не уменьшится. («Илья Муромец и Калин-царь». Цит.по: Былины, С.131)

Е.Кибрик «Илья Муромец»

Илья Муромец По мнению исследователей, прототипом любимого в народе богатыря было историческое лицо – силач по прозвищу Чоботок, родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре, причисленный к лику святых. Его нетленные мощи хранятся в Ближних Пещерах лавры.

Илья Муромец

По мнению исследователей, прототипом любимого в народе богатыря было историческое лицо – силач по прозвищу Чоботок, родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре, причисленный к лику святых. Его нетленные мощи хранятся в Ближних Пещерах лавры.

Илья Муромец Благодаря современным научным методам, проведена реконструкция облика Ильи. Её результаты подтвердили многие сведения о герое былин: он имел богатырское телосложение, высокий рост и до 33-х лет не мог двигаться из-за паралича позвоночника.

Илья Муромец

Благодаря современным научным методам, проведена реконструкция облика Ильи. Её результаты подтвердили многие сведения о герое былин: он имел богатырское телосложение, высокий рост и до 33-х лет не мог двигаться из-за паралича позвоночника.

Вольга Святославич  (Волх Всеславич) Сын княжны и Змея Горыныча, который унаследовал от отца способность превращаться в зверей и птиц, что использует только с благими целями, например, чтобы разузнать секреты врагов Русской земли. Рос в детстве «не по дням, а по часам», стремился стать мудрым, с 12-ти лет возглавляет воинскую дружину. А и будет Волх семи годов, Отдавала его матушка грамоте учиться, А грамота Волху в наук пошла; Посадила его уж пером писать, Перо ему в наук пошло. А и будет Волх десяти годов, Втапоры поучился Волх ко премудростям: А и первой мудрости учился Обертываться ясным соколом; А и другой-то мудрости учился он, Волх, Обёртываться серым волком4 А и третей мудрости-то учился Волх Обертываться гнедым туром – золотые рога. («Волх Всеславич». Цит.по: Былины, С.29) И.Билибин «Вольга»

Вольга Святославич (Волх Всеславич)

Сын княжны и Змея Горыныча, который унаследовал от отца способность превращаться в зверей и птиц, что использует только с благими целями, например, чтобы разузнать секреты врагов Русской земли. Рос в детстве «не по дням, а по часам», стремился стать мудрым, с 12-ти лет возглавляет воинскую дружину.

А и будет Волх семи годов,

Отдавала его матушка грамоте учиться,

А грамота Волху в наук пошла;

Посадила его уж пером писать,

Перо ему в наук пошло.

А и будет Волх десяти годов,

Втапоры поучился Волх ко премудростям:

А и первой мудрости учился

Обертываться ясным соколом;

А и другой-то мудрости учился он, Волх,

Обёртываться серым волком4

А и третей мудрости-то учился Волх

Обертываться гнедым туром – золотые рога. («Волх Всеславич». Цит.по: Былины, С.29)

И.Билибин «Вольга»

Микула Селянинович Этот богатырь не воин, а пахарь. По-старинному – оратай . Мать-сыра-Земля его любит и помогает ему, поэтому крестьянин Микула может посрамить и Святогора, и Вольгу. Микула олицетворяет силы народные: сегодня он мирно трудится на пашне, а завтра, если придут враги на Русскую землю, возьмётся за меч. Е.Кибрик «Микула Селянинович» Как орет в поле оратай посвистывает, А бороздочки он да помётывает, А пенья-коренья вывёртывает, А большие-то камни в борозду валит. («Вольга и Микула», Цит.по: Былины, С.42) И.Билибин «Вольга и Микула»

Микула Селянинович

Этот богатырь не воин, а пахарь. По-старинному – оратай . Мать-сыра-Земля его любит и помогает ему, поэтому крестьянин Микула может посрамить и Святогора, и Вольгу. Микула олицетворяет силы народные: сегодня он мирно трудится на пашне, а завтра, если придут враги на Русскую землю, возьмётся за меч.

Е.Кибрик «Микула Селянинович»

Как орет в поле оратай посвистывает,

А бороздочки он да помётывает,

А пенья-коренья вывёртывает,

А большие-то камни в борозду валит. («Вольга и Микула», Цит.по: Былины, С.42)

И.Билибин «Вольга и Микула»

Это полотно В.Васнецова, называемое в народе «Три богатыря», хорошо известно каждому. Здесь изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Васнецов стремился на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил русской земли. Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. Под копытами богатырских коней хрупкая молодая поросль елочки и сосенки – метафора преемственности поколений. Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алеши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты. Это, пожалуй, самые известные былинные герои, но есть и другие не менее интересные образы богатырей в русском фольклоре.

В.Васнецов «Богатыри»

Садко Историческим прототипом героя был новгородский купец Садко Сытинец. Былинный садко – человек торговый, путешественник, умеющий замечательно играть на гуслях. В отличие от других былинных героев, у Садко нет ни физической силы, чтобы бороться с врагами, ни богатства, чтобы состязаться с новгородскими купцами. Он гусляр, богатырь в сфере искусства. Талант возвеличивает этого героя. Как тут в озере вода всколыбалася, Показался царь морской, Вышел со Ильменя со озера, Сам говорил таковы слова: «Ай же ты, Садке Ногородскиий! Не знаю, чем буде тебя пожаловать За твои успехи за великия, За твою-то игру нежную. Аль бессчётной золотой казной?..» («Садко». Цит.по: Былины, С.436) К.Васильев «Садко и владыко морской»

Садко

Историческим прототипом героя был новгородский купец Садко Сытинец. Былинный садко – человек торговый, путешественник, умеющий замечательно играть на гуслях.

В отличие от других былинных героев, у Садко нет ни физической силы, чтобы бороться с врагами, ни богатства, чтобы состязаться с новгородскими купцами. Он гусляр, богатырь в сфере искусства. Талант возвеличивает этого героя.

Как тут в озере вода всколыбалася,

Показался царь морской,

Вышел со Ильменя со озера,

Сам говорил таковы слова:

«Ай же ты, Садке Ногородскиий!

Не знаю, чем буде тебя пожаловать

За твои успехи за великия,

За твою-то игру нежную.

Аль бессчётной золотой казной?..» («Садко». Цит.по: Былины, С.436)

К.Васильев «Садко и владыко морской»

Богатыри святорусские

Сухман

Василий Буслаев

Бова-королевич

Русские былины рассказывают о подвигах многих славных богатырей, таких, как Сухман-богатырь, Бова-королевич, сын киевского кожевника Ян Усмарь и новгородец Василий Буслаев. В трудные для родины годы богатырскую силу, находчивость, хитрость и ум проявляли женщины-богатырши, среди них дочка Микулы Селяниновича – Настасья Микулична.

Выезжали на Сафат-реку

На закате красного солнышка

Семь удалых русских витязей,

Семь могучих братьев названых:

Выезжал Годенко Блудович,

Да Василий Казимирович,

Да Василий Буслаевич,

Выезжал Иван Гостиный сын,

Выезжал Алёша Попович млад,

Выезжал Добрыня-молодец,

Выезжал и матерой казак,

Матерой казак Илья Муромец.

Перед ними раскинулось поле чистое,

А на том на поле старый дуб стоит,

Старый дуб стоит кряковистый.

У того ли дуба три дороги сходятся:

Уж как первая дорога к Нову-городу,

А вторая-то дорога к стольному Киеву,

А что третья дорога ко синю морю,

Ко синю морю далёкому. («С каких пор перевелись витязи на Святой Руси». Цит.по: Соловьёв, С.43)

Задание для желающих: прочитайте былины об этих или других богатырях, подготовьте о них сообщения.

В оформлении слайда использованы следующие репродукции: Е.Кибрик «Сухман», И.Билибин «Пречудный богатырь Бова-королевич», А.Рябушкин «Василий Буслаев», Е.Сорокин «Ян Усмарь, удерживающий быка», Н.Рерих «Настасья Микулична».

Настасья Микулична

Ян Усмарь

Средства создания образов  Художественное преувеличение : Его добрый конь да богатырскии С горы на гору стал перескакивать, С холмы на холму стал  перемахивать, Мелки реченьки, озёрка промеж ног спущал . На этом слайде использована цитата из былины «Илья и Соловей-разбойник» (см.Былины, С.114) С помощью гипербол в былинах рисовалось несметное вражеское войско, которое побеждал русский богатырь; она использовалась и для развенчания силы врагов, для насмешливого изображения вражеских размеров; но особенно значительны и многочисленны гиперболы, использованные для изображения богатырей. При помощи гипербол создаётся идеальный богатырский образ: изображается тяжесть и дорогая цена богатырского оружия, необычайная скорость богатырской поездки на коне, огромные расстояния, которые с лёгкостью преодолевает богатырский конь. Высшей степени гиперболы достигали в изображении боя: богатырь хватает то. Что попадается по руку и начинает этим «помахивать», всё сокрушая и побеждая. В.Васнецов «Богатырский скок»

Средства создания образов

Художественное преувеличение :

Его добрый конь да богатырскии

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холму стал перемахивать,

Мелки реченьки, озёрка промеж ног спущал .

На этом слайде использована цитата из былины «Илья и Соловей-разбойник» (см.Былины, С.114)

С помощью гипербол в былинах рисовалось несметное вражеское войско, которое побеждал русский богатырь; она использовалась и для развенчания силы врагов, для насмешливого изображения вражеских размеров; но особенно значительны и многочисленны гиперболы, использованные для изображения богатырей. При помощи гипербол создаётся идеальный богатырский образ: изображается тяжесть и дорогая цена богатырского оружия, необычайная скорость богатырской поездки на коне, огромные расстояния, которые с лёгкостью преодолевает богатырский конь. Высшей степени гиперболы достигали в изображении боя: богатырь хватает то. Что попадается по руку и начинает этим «помахивать», всё сокрушая и побеждая.

В.Васнецов «Богатырский скок»

Средства создания образов Одно явление или понятие проясняется через сопоставление с другим : Богатырь выезжает на своём коне « как есён сокол », « как бы белой кречет », конь под ним « как бы лютой зверь », копьё в руках « как свеча горит ». В былинах распространена форма отрицательного сравнения, при котором отрицание одновременно является и способом сопоставления: А не темныя ли темени затемнели, А не чёрныя тут облаци попадали, А летит ко Добрынюшке люта змея, А люта-то змея да печерская. (Цит. По: Т.Зуева, С.243) Б.Ольшанский «Алёша Попович и Елена Краса» (фрагмент)

Средства создания образов

Одно явление или понятие проясняется через сопоставление с другим :

Богатырь выезжает на своём коне « как есён сокол », « как бы белой кречет », конь под ним « как бы лютой зверь », копьё в руках « как свеча горит ».

В былинах распространена форма отрицательного сравнения, при котором отрицание одновременно является и способом сопоставления:

А не темныя ли темени затемнели,

А не чёрныя тут облаци попадали,

А летит ко Добрынюшке люта змея,

А люта-то змея да печерская. (Цит. По: Т.Зуева, С.243)

Б.Ольшанский «Алёша Попович и Елена Краса» (фрагмент)

Особенности поэтического языка Традиционные, универсальные для фольклора художественные определения: ДОБРЫЙ молодец , КРАСНА девица , травушка-МУРАВУШКА , палаты БЕЛОКАМЕКННЫЕ ... В.Васнецов «Баян» (эскиз)

Особенности поэтического языка

Традиционные, универсальные для фольклора художественные определения:

ДОБРЫЙ молодец ,

КРАСНА девица ,

травушка-МУРАВУШКА ,

палаты БЕЛОКАМЕКННЫЕ ...

В.Васнецов «Баян» (эскиз)

Особенности поэтического языка Повторения слов : тавтологические ( « черным-черно », « много-множество »); синонимические  ( « злодей-разбойник », « драться-ратиться ») Палилогия, или подхват (повторение последних слов предыдущего стиха )  Б.Ольшанский «Из тёмной глубины веков»

Особенности поэтического языка

Повторения слов :

  • тавтологические

( « черным-черно », « много-множество »);

  • синонимические

( « злодей-разбойник », « драться-ратиться »)

  • Палилогия, или подхват (повторение последних слов предыдущего стиха )

Б.Ольшанский

«Из тёмной глубины веков»

Домашнее задание Читать былину «Садко»

Домашнее задание

  • Читать былину «Садко»