СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час истории "Дорогой памяти"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка "Дорогой памяти" посвящена героической борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Час истории "Дорогой памяти"»


Тема. Дорогой памяти

Цель: способствовать сохранению исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны на примере города Стаханова; формировать гражданственность и патриотизм; воспитывать у обучающихся чувство гордости за своё Отечество и её героев.


Тип мероприятия: час истории

Форма мероприятия: устный журнал

Класс: 9


Оборудование: компьютер, презентация, плакаты, фотографии защитников города Стаханова, предметы военного времени.

Источники и литература:

  1. История Луганского края: Учебное пособие / Ефремов А. С., Курило В. С., Бровченко И. Ю., Климов А. А., Красильников К. И., Семистяга В. Ф., Подов В. И. – Луганск: Альма-матер, 2003. – 432 с.

  2. Кристаллы угольного края. Коллективный сборник стихов и прозы к 70-летию Стахановского движения. – Луганск: Глобус, 2005. – 192 с.

  3. Луганщина в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. Сборник материалов и документов. – Донецк: Донбасс, 1969. – 375 с.

  4. Материалы Городского историко – художественного музея г. Стаханова.

  5. Храпов В.Н. Город Стаханов в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: Военно-историческое повествование / В.Н. Храпов. – Луганск: Світлиця, 2005. – 304 с.

  6. Чистяков В. Г. По жизни иду я с открытой душой… - Стаханов, 2013. – 176 с.





Ход мероприятия

(На доске фотографии стахановчан – защитников города в годы Великой Отечественной войны; плакат «Подвигу народа жить в веках!». В классе представлена экспозиция предметов военного времени – гимнастёрка, пилотка, фляга, телефон).

(Под музыкальное сопровождение ученики читают стихотворения)

Там смерть ходила по пятам.

Тянула шлейф свой за собою

И многих оставляла там,

На том, последнем поле боя.


И там, у смерти на краю,

Бойцы достойно умирали,

Но гордость ратную свою

Врагу под ноги не бросали…


В честь Дня Победы пушки бьют –

Не боевыми – холостыми…

Пусть спят. Их никакой салют

Не воскресит и не поднимет.


Чтим тех, кто голову сложил

В борьбе за Родину – Святыню,

Чтим тех, кто смуту пережив,

Здесь, с нами, здравствуют поныне.

Учитель. Я всегда восхищаюсь такими людьми, которые даже перед лицом смерти не склоняются перед врагами. Сегодня пойдёт речь именно о таких защитниках Родины, которые не сломались в суровые годы Великой Отечественной войны. Мы должны помнить, что благодаря их самопожертвованию каждый из нас получил право на жизнь.

На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Союз Советских Социалистических Республик. Советский народ был вынужден прервать мирный созидательный труд и вступить в схватку с сильным и коварным врагом.

(Демонстрируется видеоролик «Гимн Защитника Отечества»).

Учитель. О том, что происходило в городе Стаханове в самом начале войны расскажет член Малой академии наук. Именно события Великой Отечественной войны в нашем городе стали предметом данного научного исследования.

Сообщение ученицы. Жители города Серго (так назывался Стаханов в 1937-1943 годах) уже 23 июня 1941 года из газеты «Правда» узнали об Указе Президиума Верховного Совета СССР о том, что на территории Украинской ССР введено военное положение. От привычной мирной жизни не осталось и следа. С 23 часов до 4 часов утра было отменено движение транспорта без специальных пропусков, учреждения культуры, общепита, бани, прачечные заканчивали свою работу не позднее 22 часов 30 минут.

В первые дни войны в нашем городе проходили митинги и собрания. Боевой призыв Коммунистической партии «Всё для фронта, всё для победы!» стал законом жизни советских людей. В первые же дни войны в Кадиевский военкомат поступило до 5 тыс. заявлений от жителей города с просьбой направить их в действующую Красную Армию. За период с 23 июня 1941 года по 9 мая 1945 года Серговским военкоматом было призвано на фронт для защиты Родины 42621 человек.

На Луганщине одним из первых начал действовать Кадиевский партизанский отряд под командованием Г. М. Сиренко, который вместе с частями Красной Армии принимал участие в боевых действиях в октябре 1941 года – феврале 1942 года.

В октябре 1941 года от горного техникума были отправлены в город Ворошиловград более 5 тысяч человек для формирования 395-й шахтёрской дивизии.

Рождённая на Луганщине, 395-я шахтёрская дивизия, состоявшая в начале по сути из ополченцев, прошла боевой путь от Кавказа и до Берлина, завоевала в боях почётное наименование «Таманская», удостоена орденов Красного Знамени и Суворова, 13 благодарностей Верховного Главнокомандующего.

За мужество, героизм и отвагу более 14 тысяч воинов дивизии были награждены орденами и медалями, трое из них удостоены высшей награды – звания Героя Советского Союза.

В конце 1941 года нависла непосредственная угроза оккупации Донбасса. В связи с этим было принято решение об эвакуации важных предприятий, населения и материальных ценностей. Оборудование и люди направлялись в Кузбасс, на Урал и в Среднюю Азию.

Подступы к городу Серго защищала 12-я армия. 9 июля 1942 года, несмотря на упорное сопротивление, противник начал наступление по всему фронту. 10 и 11 июля город Серго покидали советские войска, увозя с собой штабные документы.

Жители были напуганы, растеряны, не знали, что делать. Впереди была тринадцатимесячная фашистская оккупация…

Учитель – Как вы думаете, почему с первых дней войны жители добровольно шли защищать Родину? Что двигало ими?

12 июля 1942 года город Серго был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Центр города был занят различными военно-административными, военно-хозяйственными и карательно - полицейскими службами.

- Почему в городе было так много фашистских служб? (Донбасс должен был стать не только плацдармом для боевых действий, но и сырьевым придатком и рынком сбыта для германских товаров).

В городе нацисты устанавливали так называемый «новый порядок».

- Что вам известно об этом режиме? (Славянские народы считались «недолюдьми» и должны были служить арийской нации. Массовые расстрелы, угон на работу в Германию, вывоз хлеба, продовольствия, оборудования заводов и фабрик, культурных ценностей – вот основные положения «нового порядка»).

В нашем городе фашисты установили режим кровавого террора. На центральном рынке были сооружены и установлены виселицы для устрашения местных жителей и их казни. Также людей расстреливали возле противотанкового рва близ станции Алмазная.

Для организованного угона молодёжи и специалистов в Германию в Серго обустроили 2 биржи труда. Одна находилась в помещении средней школы (сейчас гимназия № 15), другая – в помещении типографии. Их главной целью была подготовка списков для отправки горожан в Германию.

Серговчане не смирились с нацистским режимом и начали активную борьбу с ним.

- Как люди противостояли оккупантами? (Ответы обучающихся)

- Какие организации в городе боролись с захватчиками?

- Что вам известно о их деятельности?

Наиболее массовой формой народной борьбы являлся саботаж экономических, политических и военных мероприятий оккупационных властей.

Особенностью деятельности партизанских отрядов на Донбассе было то, что они действовали не в тылу противника (по прямому своему назначению), а на передовой вместе с частями Красной Армии. В Кадиевке с оккупантами боролся отряд под командованием Григория Филипповича Кононенко.

В г. Серго с 16 по 24 июля 1942 года действовала группа специального назначения «Ёлочка», состоявшая из 7 человек. Командиром был Николай Калинчик, комиссаром – Ольга Филимонова.

Первым их боевым действием был взрыв тоннеля, находящегося на шоссейной дороге Алчевск – Кадиевка. Следующей операцией стало уничтожение штаба немецкой войсковой части в районе шахты № 3 «Ирмино». Вслед за этим подпольщики уничтожили комендатуру в п. Калиново и только что открытую немцами биржу труда в Максимовке.

Из-за доноса соседа Ольги Филимоновой с 24 по 26 июля 1942 г. прошли аресты участников группы. После допросов и жутких пыток на заре 30 июля 1942 г. всех их расстреляли у стен недостроенного Дворца культуры.

(Обучающиеся держат перед собой портреты участников группы специального назначения «Ёлочка» и читают стихи)

На спине звезда горит кровавая.

Больно, Оля? Всё же – не кричи.

Это в детстве можно: «Пальчик вава!..»

Здесь же – рядом ходят палачи.


…Пятый день бессильны полицаи

Да и «шеф» - весь взмыленный со зла.

Пятый день всё изощрённей пытки.

Семеро неистово молчат!


Их расстреляли в центре города,

вот здесь, где я сейчас стою.

Опять июль. Цветёт природа,

Огонь сияет Вечный, Гордый.

И малыши вокруг снуют.

Их было семеро, семь – наших,

вчерашних сыновей бесстрашных,

твоих, Стаханов наш родной.

И очень важно, чтобы каждый

подобно им по жизни шёл.

После освобождения г. Серго, в сентябре 1943 г., тела героев-подпольщиков были перенесены в братскую могилу, которая находится на центральной площади города.

На братских могилах тюльпаны лежат,

Сюда положить их все люди спешат.

Почтить память тех, кто страну защищал

И жизнь свою отдал, но нас не предал.


А мы, здесь стоящие, старый и мал,

Чтоб каждый всё это всегда понимал,

Что жизнь они отдали – нас защитили

И кровью своею всю землю полили.


Погибли они, чтоб нигде, никогда

Не вспыхнула проклята всеми война.

А мы будем помнить о них на земле

И чтить, как положено, в нашей стране.

Люди, защищавшие нашу Родину, навсегда останутся в наших сердцах. Прошу почтить их память минутой молчания. (Минута молчания)

Переломным моментом в Великой Отечественной войне стала Сталинградская битва. 3 сентября 1943 года частями 91-й стрелковой дивизии 51-й армии Южного фронта и частями 266-й стрелковой дивизии 3-й гвардейской армии Юго-Западного фронта был освобождён наш город.

Данные об ущербе от оккупации позволяют утверждать, что горожане выполнили огромный объём работы по восстановлению и возобновлению жизнедеятельности города.

Первостепенной задачей было восстановление работы шахт, поскольку уголь был крайне необходим в военное время. Постепенно возобновляли работу заводы, заведения общепита, торговли, восстанавливались разрушенные жилые дома, школы, медучреждения. Город оживал, налаживал привычный уклад жизни…

И вот пришла она – долгожданная Победа. С чувством великой радости и гордости за свою Родину встретили жители города весть о победе над фашистской Германией и её союзниками. В этот день народ ликовал. Проходили митинги, гуляния, везде звучала музыка… (Видеоролик «9 Мая 1945 года»)

Стало доброй традицией 9 Мая выходить всем городом на шествие Бессмертного полка. В 2019 году учащиеся нашего класса удостоились чести нести Полотно мира.

(Ученики, принимавшие участие в шествии, читают стихи)

Весь народ пришёл на праздник,

Это праздник всех людей.

Это мы идём все вместе

Чтить отцов и матерей.

Всех, кто грудью стали вместе

Защищать родных людей.

И, кто Родину святую,

Спас от гадов и зверей.

(Демонстрируется фрагмент шествия Бессмертного полка в городе

Стаханове 9 мая 2019 года)

Учитель. Подводя итог, прошу вас ответить на простой и, в то же время, сложный вопрос: «Для чего нужно беречь историческую память?» (Ответы обучающихся)

Учитель. 9 мая 2020 года будет отмечаться 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы пройдём 9 Мая улицами города и покажем всему миру, что достойны быть потомками славных защитников Родины. Ведь это нужно не мёртвым, это надо, нам, живым!