СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое программа воспитания и зачем она нужна?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с законом «Об образовании», в школе детей должны  не только обучать, но и воспитывать.

В каждой образовательной организации должен быть документ, который регламентирует воспитательный процесс. И это не существующие календарные планы воспитательной работы. Планы останутся, но теперь они будут подчинены программе. 

В чем разница? Программа воспитания будет помогать школам и другим образовательным организациям воспитывать учеников.

Просмотр содержимого документа
«Что такое программа воспитания и зачем она нужна?»

Что такое программа воспитания и зачем она нужна?

В соответствии с законом «Об образовании», в школе детей должны не только обучать, но и воспитывать.

В каждой образовательной организации должен быть документ, который регламентирует воспитательный процесс. И это не существующие календарные планы воспитательной работы. Планы останутся, но теперь они будут подчинены программе. 

В чем разница? Программа воспитания будет помогать школам и другим образовательным организациям воспитывать учеников.

Для этого в ней есть четыре раздела:

1. Цели и задачи воспитания.

В этом разделе указывается, к чему стремится школа, организуя воспитательный процесс. При этом цели и задачи воспитания должны отличаться для детей разного возраста:

учащимся начальной школы - помогают в усвоении основных норм и традиций общества; учащихся среднего звена – ориентируют на развитие жизненных ценностей;

старшеклассникам - на участие в социально значимых делах школы, города. 

2. Виды, формы и содержание деятельности.

Сам план воспитательной работы, в который прописываются воспитательные мероприятия.

Они разбиваются по модулям, инвариантным и вариативным.

Инвариантные должны быть в каждой образовательной организации — это «Классное руководство», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями» и «Профориентация». Вариативные зависят от конкретной школы, но в примерной программе воспитания могут называться, как «Школьные медиа», «Детские общественные объединения», «Ключевые общешкольные дела» и другие. 

В модуле могут быть объединены мероприятия разного уровня, например, классный руководитель может работать со всем классом, отдельными учениками, родителями и учителями, преподающими в классе.

Ключевые общешкольные дела также проводятся на разных уровнях: классы готовят свои выступления, например, ко Дню Победы, школа проводит все мероприятие целиком, а лучшие номера показывают на внешкольном уровне.

Также к программе должен прилагаться календарный план воспитательной работы с названиями мероприятий, сроками проведения и ответственными.

3. Виды, формы и содержание деятельности.

В нашей школе разработана и утверждена программа воспитания, которая включает в себя оба модуля «вариативный и инвариантный».

4. Основные направления самоанализа воспитательной работы. 

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;  

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями.

Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Итогом самоанализа, организуемой в школе воспитательной работы, является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.




Подготовила зам по ВР Велиева Э.О.