Упражнение: Дерево проблем
Цель:
Это упражнение используется для анализа коренных причин проблемы и определения её основных последствий. Визуальная структура анализа может быть представлена в виде дерева.
Процесс
(время 1 час)
Упражнение лучше всего проводить в малых группах, так, чтобы у каждого члена группы была возможность принять участие. Если для этого слишком мало времени, можно разделиться на две группы, чтобы первая работала над причинами, а вторая анализировала последствия.
Если Вы берете несколько проблем, каждая группа получает по одной из них. Возьмите одну проблему в качестве примера и пройдите через весь процесс перед тем, как разбиваться по группам.
1. Объясните, что такое дерево проблемы. Укажите на отдельные части дерева и объясните, что они означают:
Корни = коренные причины проблемы, и подпричины (или причины причин)
Ствол = проблема
Ветки = последствия проблемы
2. Попросите одного из участников нарисовать дерево на ватмане. Напишите название проблемы на стволе дерева. Пусть каждый участник, предлагающий причину, запишет её на карточке (стикере) и приклеит карточку к корням дерева. Если для этого не хватает времени, фасилитатор может записывать то, что говорят участники прямо на дерево. Попросите участников рассматривать социальные, экономические и политические причины, включая позиции, поведение и другие факторы.
3. Повторите аналогичный процесс в отношении последствий. Ответьте на вопрос – что произойдет, если данную проблему не решать? Лучше, если Вы будете преломлять каждую причину через проблему и приводить последствия.
Упражнение: Дерево решений
Цель:
Это упражнение используется для решения коренных причин проблемы и определения задач, мероприятий, индикаторов эффективности решения задач, которые в совокупности будут способствовать решению проблемы. Визуальная структура анализа может быть представлена в виде дерева, которое зеркально отражает дерево проблем.
Процесс:
(время 1 час)
Упражнение проводится в тех же группах, в которых ранее анализировались причины. Если для этого слишком мало времени, можно разделиться на две группы, чтобы первая работала над задачами и мероприятиями, а вторая анализировала последствия.
Если Вы берете несколько проблем, каждая группа получает по одной из них. Возьмите одну проблему в качестве примера и пройдите через весь процесс перед тем, как разбиваться по группам.
1. Объясните, что такое дерево решений. Укажите на отдельные части дерева и объясните, что они означают:
Корни = задачи для решения проблемы, а также мероприятия, которые необходимо реализовать для решения данной задачи;
Ствол = решение проблемы (то, чего мы хотим достичь)
Ветки = индикаторы эффективности решения проблемы (количественные и качественные показатели)
2. Попросите одного из участников нарисовать дерево на ватмане. Напишите зеркальное отражение-решение той проблемы, которая на дереве проблем, на стволе дерева. Пусть каждый участник, предлагающий задачи для решения проблемы , запишет её на карточке (стикере) и приклеит карточку к корням дерева. Если для этого не хватает времени, фасилитатор может записывать то, что говорят участники прямо на дерево. Попросите участников предлагать задачи, зеркально отражающие причины (для конкретной причины – конкретная задача). Затем распишите мероприятия.
3. Повторите аналогичный процесс в отношении индикаторов, которые нам продемонстрируют эффективное решение задач. Индикаторы подготовьте относительно всех мероприятий по каждой задаче.
Обсуждение:
Задавайте вопросы сначала о проблеме, а потом о её решении.
Каковы наиболее серьезные последствия?
С какими причинами легче работать? С какими тяжелей? Почему?
В работе с какими из причин и последствий может помочь государство? Где могут быть полезны неправительственные организации? Что могут сделать граждане? Что можно сделать без денег? Что требует финансирования? Что требует законодательных изменений? Что требует волевого решения?