Конспект занятия познавательного цикла
во второй младшей группе (дети 3-4 года)
Тема: «Дети, опалённые войной»
Подготовила: воспитатель Карпова О.Н.
Цель:
Воспитывать у дошкольников любовь к Родине, формировать патриотизм.
Задачи:
Дать представление о роли детей в годы войны;
Развивать нравственные чувства: сопереживание, благодарность, патриотизм;
Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по теме;
Обогащать словарь: фронт, тыл, партизаны, разведчик, ветеран.
Материалы и оборудование:
1. Слайдовая презентация № 1 «Дети войны».
2. Музыкальное сопровождение:
-Песня из кинофильма «Офицеры»,
-голос Ю. Левитана «Объявление о начале войны»,
-«Случайный вальс» сл. Долматовского, муз. Фрадкина.
3. Дидактическая папка № 1 «Иллюстрации войны».
4. Дидактическая папка № 2 «Стихи о войне».
4. Дидактическая папка № 3 «Дети-герои».
5. Дидактическая папка № 4 «Дети на войне».
4. Георгиевские ленточки по количеству детей.
5. Мягкие мячи и макеты танков.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о войне. (ДП № 1).
2. Чтение стихов на военную тему. (ДП № 2)
3. Изготовление приглашений на концерт для ветеранов.
4. Выставка рисунков «Гордимся и помним» (совместное творчество детей и родителей).
Ход занятия:
Звучит третий куплет песни из к/ф «Офицеры»:
«Нет в России семьи такой,
Где б ни памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут,
И мальчишкам нельзя не солгать, не обмануть,
Не с пути свернуть…»
Воспитатель:
«Песни фронтовые,
Награды боевые,
Красные тюльпаны,
Встречи ветеранов.
И салют в полнеба,
Огромный, как Победа!»
Воспитатель:
-Ребята, скажите, о каком событии в жизни нашего народа поведём мы сегодня речь? (О Победе)
-Правильно. А что вы уже знаете о Великой Отечественной войне?
-Кто напал на нашу страну? (фашисты)
-Сколько длилась Великая Отечественная война (4 года)
-Когда мы празднуем День Победы? (9 мая)
-Кто такие ветераны? (Это те, кто были на войне)
-Правильно, ветераны - это те люди, которые на фронте и в тылу отстояли нашу Родину, выстояли и победили!
- В этом году мы отмечаем 72-ю годовщину Победы нашего народа в войне с фашистскими захватчиками. И те, кто пришёл с войны победителями сегодня уже очень старенькие дедушки и бабушки, а многих уже нет в живых. И даже дети, которые родились до войны, сейчас уже пожилые люди. Сегодня мы с вами поговорим о детях войны.
Воспитатель:
- Хотите узнать, как жили, что чувствовали ваши сверстники в эти страшные годы?
Воспитатель включает аудиозапись с голосом Левитана:
«22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война» (гудят самолёты, раздаются взрывы бомб)
Воспитатель:
- Враг наступал так стремительно, что детей вывозили в тыл отдельно от родителей, вместе с пионерскими лагерями, где они отдыхали летом. Дети теряли родителей, оставались сиротами. До сих пор некоторые люди пытаются найти своих родных, которые пропали во время войны. (Презентация № 1, слайд 1).
Воспитатель:
- Да, это было очень трудное время. Многие мужчины ушли на фронт, а женщины взяли на себя всю тяжёлую работу. И дети не остались в стороне. Мальчишкам и девчонкам было теперь не до игр. Они вместе с матерями работали в поле, растили урожай овощей и хлеба, чтобы потом всё отдать фронту. (Презентация № 1, слайд 2).
- Ребята постарше трудились на заводах и фабриках. Фронту нужны были снаряды, оружие, боевая техника. Работали они наравне со взрослыми, очень уставали, но понимали, что их помощь необходима. (Презентация № 1, слайд 3).
- В госпиталях, вместе с медсёстрами, ребята ухаживали за ранеными бойцами: кормили, писали их родным письма. Но чаще всего выступали в госпиталях с концертами: читали стихи, пели песни, танцевали. (Презентация № 1, слайд 4).
Танцевальная пауза:
Воспитатель:
- Давайте и мы с вами потанцуем вальс. (Звучит «Случайный вальс», сл. Долматовского, муз. Фрадкина).
Воспитатель:
- Однако не всем удалось покинуть родные края до прихода врага. Мальчишки и девчонки вместе с родителями уходили в партизанские отряды и брали в руки оружие. (Презентация № 1, слайд 5).
Воспитатель:
- Многие дети остались на захваченных фашистами землях, и среди них находилось немало отважных героев, которые сражались с врагом, несмотря на свой юный возраст. (Презентация № 1, слайд 6).
Воспитатель кратко знакомит детей с подвигами юных героев:
Надя Богданова – маленькая разведчица, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов все примечала, и приносила в отряд ценные сведения.
Зина Портнова – работала в столовой для немецких офицеров отравила пищу, приготовленную на обед. В результате чего погибло 100 немецких солдат.
Валя Котик – взорвал шесть вражеских эшелонов на пути к фронту.
(ДП № 3).
Воспитатель:
- Можно ли этих мальчишек и девчонок назвать героями? (ДА)
- Почему (Так как они были партизанами, разведчиками, воевали и погибли за нашу Родину).
П\и «Попади в цель»
Воспитатель предлагает детям «подбить вражеские танки».
Воспитатель:
- Во время войны детям пришлось пережить холод и голод, гибель родных. Много детей погибло в эти годы и им установлены памятники. (Презентация № 1, слайд 7).
- Но дети опалённые войной всё выдержали, справились и победили. Маленькие герои большой войны!
Дети рассматривают фото детей на стенде в приемной группы. (ДП № 4).
Читают стихи:
1 ребёнок
Ранним солнечным утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово – «война»!
2 ребёнок
Жизнь иль смерть – и нет середины,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм!
Воспитатель:
- Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Для нас война – это история, но мы всегда будем помнить о ней!