Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой.
Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Просмотр содержимого документа
«Дети с задержкой психического развития»
Дети с задержкой психического развития
Термин «задержка психического развития»
предложен Г.Е. Сухаревой.
Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Причины задержки психического развития:
Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения
ЗПР конституционального происхождения
ЗПР самотогенного происхождения
Врождённые и приобретенные пороки развития соматической сферы (например, сердце);
ЗПР психогенного происхождения
ЗПР церебрально – органического происхождения
В психическом статусе ребенка с ЗПР можно выделить ряд существенных особенностей:
Факторы риска
- Наследственность
- Патология беременности или родов матери
- Хронические заболевания у родителей
- Неблагоприятная экологическая обстановка
- Профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка
- Курение матери во время беременности
- Алкоголизм родителей
- Неполная семья
- Неблагоприятный психологический микроклимат в семье
«Российский фактор» концепции интегрированного обучения:
- Линия интеграции должна идти через раннюю коррекцию
- Параллельно с общеобразовательным должен функционировать коррекционный блок
Для успешного и своевременного выявления детей с особенностями в развитии требуется комплексная работа таких специалистов, как социальный педагог, логопед, психолог.
Характерные особенности детей ЗПР:
- Снижение работоспособности;
- Повышенная истощаемость;
- Неустойчивое внимание;
- Своеобразное поведение;
- Недостаточность произвольной памяти;
- Отставание в развитии мышления;
- Дефекты звукопроизношения;
- Бедный словарный запас слов;
- Низкий навык самоконтроля;
- Незрелость эмоционально-волевой сферы;
- Ограниченный запас общих сведений и представлений.
1. Обогащение детей с особенностями развития разнообразными знаниями об окружающем мире
Основные задачи коррекционной работы
- Развитие у них наблюдательности и опыта практического обобщения
3. Формирование умения самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.