Диагностическая работа по русскому языку
по теме «Имя существительное»
5 класс
Составитель: учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 30 г. Чита
Остапенко Наталья Олеговна
Диагностическая работа по русскому языку по теме «Имя существительное»
5 класс
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
На выполнение работы отводится 45 минут.
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет обвести букву, стоящую рядом с ответом, который ты считаешь верным.
В одних заданиях тебе нужно будет записать слово или несколько слов, в других нужно будет записать предложения. Есть задание, при выполнении которого потребуется написать небольшой текст.
Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Рядом с номерами некоторых заданий стоит звёздочка (*) – так отмечены более трудные задания. Если ты не знаешь, как выполнить такое задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, попробуй ещё раз выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.
Желаю успеха!
В каком ряду расположены только имена существительные?
А) лето, ночь, плыть
Б) далеко, красивый, гора
В) Чита, облако, река
Г) прыжок, высоко, ходить
2. Укажите ряд, в котором названы только одушевленные имена существительные
А) трава, волк, озеро
Б) стол, дерево, попугай
В) заяц, учитель, человек
Г) машина, книга, земля.
3. В каком словосочетании есть существительное 3 склонения?
А) серых туч
Б) много яблонь
В) раскрыть тетрадь
Г) красивый плющ
4.*Объясните правописание окончаний имен существительных в словосочетаниях гулять по площад…, на детской площадк.._________________
_________________________________________________________
5. В каком ряду все имена существительные употребляются в форме только множественного числа?
А) полозья, сливки, училища
Б) ворота, прятки, каникулы
В) брюки, очки, непоседы
Г) офицеры, ножницы, будни.
6.В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
А) трудолюбивые пч..лы, взвалил на правое плеч..
Б) хорошим врач..м, ровный ш..в
В) справиться с задач..й, укрыть плащ..м
Г) надеть капюш..н, золотое сердц..
7. В каком словосочетании есть существительное в винительном падеже?
А) собирать марки
Б) стучать палкой
В) бегать по луже
Г) ходить вокруг дома
8. В какой строчке все существительные в творительном падеже?
А) книгой, о встрече, на метро
Б) товарищем, бабушку, с подругой
В) картиной, глазами, на лице
Г) с улыбкой, любовью, человеком.
9.* Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова и запиши правильно
А) урожай яблок
Б) молодые офицера
В) песни партизан
Г) пара носков
__________________________________________________________________
10. Каким членом предложения является выделенное слово Туман окутал высокие берега реки.(запиши словом)__________________________________________
II Работа по тексту
Прочитайте текст и выполните задания 11 – 13
Поселился старый Воробей в скворечнике. Скворечник этот никому не принадлежал, потому что скворцы с юга ещё не прилетели.
Скворечник оказался хорошей квартирой. Ни у кого на дворе такой не было. Старый Воробей всё сверху видел и успевал забраться в кормушку к лошади, в миску к собаке и даже в комнату залетал. Везде лезет, всё таскает и никого знать не хочет.
Чуял Воробей, что скоро прилетят скворцы. Но пока ничего не случалось. Казалось, не о чем было беспокоиться. Вернулись зяблики и трясогузки. Но это птички смирные, никого не трогают, ни с кем не ссорятся. И вдруг на скворечник налетели скворцы.
Тут уж делать было нечего. Крик, шум, перья летят. Старый Воробей и подумать ни о чём не успел. Один из скворцов схватил его своим длинным клювом и с позором вытолкнул из скворечника.
11. Озаглавьте текст.
12. Составьте план, озаглавив каждый абзац.
13.* В 3 – 5 предложениях передайте основное содержание текста.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
диагностической работы для учащихся 5 класса по русскому языку (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Назначение диагностической работы
Работа предназначена для проведения процедуры итоговой оценки индивидуальных достижений учащихся по теме «Имя существительное» за курс 5 класса.
Основной целью работы является проверка и оценка способности учащихся 5-х классов применять полученные в процессе изучения темы знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами русского языка.
Распределение заданий по содержанию, видам умений и способам деятельности
В таблице 1 приведено распределение заданий в работе по основным темам раздела.
Таблица 1. Распределение заданий по основным темам
Тема раздела | Число заданий |
Имя существительное как часть речи | 1 |
Одушевленные ( неодушевленные) имена существительные | 1 |
Склонение имен существительных. Имена существительные 3 склонения. | 1 |
Правописание окончаний имен существительных | 1 повышенной сложности |
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа | 1 |
Правописание О, Е после шипящих и ц. | 1 |
Падежи имен существительных | 2 |
Единственное и множественное число имен существительных. | 1 |
Синтаксические функции имен существительных. | 1 |
Развитие речи | 3 (одно из них повышенной сложности) |
Итого: | 13 |
Распределение заданий по уровню сложности
Цель итоговой работы определила её структуру и уровень сложности заданий. Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки, а второй – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки.
Из 13 заданий проверочной работы 10 заданий относятся к базовому уровню сложности, 3 задания – к повышенному уровню. Такое соотношение заданий продиктовано необходимостью включения в работу не менее 75% заданий базового уровня от общего числа заданий. В работе используются несколько видов заданий: с выбором одного или более верных ответов из нескольких предложенных, задания с кратким ответом, с развернутым ответом (мини сочинение).
Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. За задания с кратким или развернутым ответами можно получить от 5 до 0 баллов, разница в оценивании зависит от полноты и точности выполнения задания. Подробные сведения об оценивании заданий и критериях выставления баллов приведены в руководстве по оцениванию.
На этапе введения ФГОС в работах по русскому языку используются 2 критерия достижения базового уровня:
Критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более);
Критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня, которое может использоваться после успешного введения стандартов второго поколения (выполнено 65% заданий базового уровня или более).
Как указано выше, критическим значением достижения базового уровня считается 50% от максимального балла, который может получить ученик за выполнение заданий базового уровня. Если ученик продемонстрировал результаты выполнения заданий базового уровня ниже 50%, то для данного ученика необходимо организовать специальные дополнительные занятия практически по всей теме «Имя существительное».
Время выполнения контрольной работы
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности –1-3 минуты;
2) для заданий повышенной сложности – от 3 до 10 минут;
Время выполнения работы – 45 мин.
Система оценивания диагностической работы
Ответы к заданиям
№ | Правильный ответ | Кол-во баллов |
1 | в | 1 |
2 | в | 1 |
3 | в | 1 |
4* | И, Е: 3 скл, 1 скл, П. п | Просто правильно вставлены буквы – 2, есть объяснение – 2, всего 4 |
5 | б | 1 |
6 | б | 1 |
7 | а | 1 |
8 | г | 1 |
9* | Молодые офицеры | 1 |
10 | дополнение | 1 |
11 | Старый воробей | 1 |
12 | 4 пункта плана | 4 |
13* | В 5 предложениях | 5 |
всего | | 23 |
Рекомендуемая шкала пересчёта первичного балла за выполнение диагностической работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0-6 | 7-11 | 12-18 | 19-23 |