СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный подход на уроках математики в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход на уроках математики в начальной школе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПАЛЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА







ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ









































































В процессе обучения математике во 2 классе я уделяю особое внимание формированию у обучающихся навыков самостоятельной работы. Это позволяет им не только глубже понимать изучаемый материал, но и развивать критическое мышление, уверенность в своих силах и умение принимать решения. Я стремлюсь создать условия, в которых каждый ученик сможет поэтапно осваивать задания и проявлять свою инициативу, что в дальнейшем положительно скажется на их учебной активности и успешности.

Одним из ключевых видов самостоятельной деятельности является умение работать с источниками информации. В процессе изучения математики у обучающихся формируется навык извлечения необходимой информации из различных источников, включая учебник, справочные материалы и дополнительные ресурсы. Это позволяет им не только ориентироваться в теоретических аспектах, но и развивать аналитические способности. Обучающиеся учатся самостоятельно изучать материал, соответствующий их уровню подготовки, что способствует более глубокому пониманию предмета и улучшению их математической грамотности. Кроме того, такой подход развивает критическое мышление и помогает ученикам научиться фильтровать информацию, выделяя наиболее актуальные и значимые данные для решения учебных задач.

Однако, учитывая разнообразие способностей детей, я привлекаю более способных учащихся к самостоятельной деятельности, которая связана с выполнением дифференцированных заданий, принимая во внимание их индивидуальные способности и уровень подготовки.

Использование дифференцированных заданий является одним из ключевых условий для формирования самостоятельности учащихся. Оно способствует мобилизации внимания, позволяет развивать умения планировать свою работу, определять последовательность необходимых действий и проводить самооценку. Дифференцированные задания также способствуют более глубокому усвоению учебного материала по различным темам для учеников с различным уровнем подготовки. Это позволяет более сильным школьникам изучать материал на высоком уровне, в то время как ученикам с меньшими возможностями легче осваивать новое.

Например, для сильных обучающихся я предлагаю задание: решить задачу, а затем составить задачу, обратную данной, и решить её. Таким образом, они могут применить свои знания и навыки на практике. Для других учеников такое задание может быть слишком сложным, поэтому им предоставляю задания с элементами помощи, такие как карточки с рисунками, схемами, чертежами и словесными указаниями, которые содержат программу действий. Этот подход не только адаптирует обучение под индивидуальные нужды каждого ученика, но и создает атмосферу поддержки, в которой каждый может развиваться в своем темпе, чувствуя при этом уверенность в своих силах.

Такие карточки содержат четкий план действий, который помогает ученикам систематизировать свои мысли и подходы к решению задач. Ученики читают условия задачи и подбирают действия к соответствующим пунктам плана. Однако для того чтобы правильно выбрать действие для каждого пункта, необходимо внимательное изучение текста задачи и выбор ключевых данных, которые помогут в принятии обоснованного решения. Это не только развивает аналитическое мышление, но и учит их работать с информацией, выделяя главное. Кроме того, такой подход способствует повышению уровня самостоятельности учащихся, так как они учатся делать выводы на основе прочитанного и находить необходимые связи между разными элементами задания.

Применение дифференцированных заданий способствует формированию более прочных знаний, умений и навыков у учащихся, а также позволяет организовывать эффективную самостоятельную деятельность и целенаправленно управлять ею. Этот подход дает возможность учитывать индивидуальные способности и потребности учащихся, что делает процесс обучения более персонализированным и результативным.

Используя различные приемы и методы организации самостоятельной деятельности школьников, важно помнить, что ученик должен быть должным образом подготовлен к выполнению соответствующих заданий. Без предварительной подготовки продуктивная деятельность становится невозможной, так как недостаток знаний или умений может привести к фрустрации и снижению мотивации. Поэтому педагогу необходимо заранее оценить уровень подготовки класса и адаптировать задания в соответствии с ним, обеспечивая тем самым возможность для успешного выполнения работы. Кроме того, стоит создавать условия для взаимопомощи среди учащихся, что поможет им развивать навыки сотрудничества и командной работы.

Организация самостоятельной работы способствует усвоению предметных знаний учащимися, подготовке их к творческой и активной деятельности в процессе обучения, а также овладению универсальными учебными действиями, что, в свою очередь, будет способствовать их личностному развитию.

К каждому уроку я подбираю задания с учетом различных интересов и способностей учащихся. Для каждой темы предлагается система упражнений, цель которых – формирование и закрепление базовых умений, а также применение полученных знаний в аналогичных и измененных ситуациях. В числе таких заданий присутствуют практико-ориентированные упражнения, которые способствуют организации поисковой, творческой и продуктивной учебной деятельности учащихся.
Важно предоставить каждому ученику возможность преодолевать трудности и решать более сложные задачи, поскольку это способствует развитию их аналитических навыков и уверенности в себе. При этом каждый школьник вправе рассчитывать на мою поддержку и помощь. Это особенно значимо для расширения и углубления знаний, развития самостоятельного мышления и инициативности, а также для повышения интереса к изучаемому предмету.
Дополнительно, такие подходы помогают ученикам развивать способность искать и находить эффективные пути и средства для решения учебных математических задач, что в будущем может позитивно сказаться на их общей учебной мотивации и успехах.

С этой целью в учебнике представлены разнообразные алгоритмы для выполнения арифметических действий и различные методы решения текстовых задач. Ученикам предлагаются задания различных типов, которые требуют:
– анализа уже готовых решений;
– выбора правильного ответа;
– обоснования сделанного выбора;
– анализа нескольких вариантов решений;
– применения математического языка;
– поиска аргументации.

Одной из ключевых задач начального образования является формирование таких условий, при которых каждый ученик сможет полностью раскрыть свой потенциал, будет стремиться и уметь учиться.

Любой класс включает в себя учеников с различным уровнем развития и подготовленности, разнообразным отношением к учебе и разными интересами. Часто учителю приходится адаптировать процесс обучения к среднему уровню развития учащихся, что приводит к негативным последствиям. В результате «сильные» ученики могут оказаться ограниченными в своем развитии, теряя интерес к учебе, тогда как учащиеся с низкими академическими показателями оказываются в ситуации хронического отставания. Кроме того, даже ученики со средними показателями существенно различаются — у них разные интересы, склонности и особенности восприятия, мышления и памяти.

Таким образом, важной задачей учителя является создание условий, в которых каждый ученик сможет максимально раскрыть свой потенциал. Каждый ребенок должен иметь возможность работать на полную силу, ощущать уверенность в своих силах, радость от учебного процесса и осознанно усваивать программный материал, продвигаясь в своем развитии. Для достижения этой цели необходимо строить учебный процесс на основе принципа индивидуального подхода, который учитывает уникальные черты каждого ученика, его интересы и способности. Это поможет создать более гармоничную образовательную среду, способствующую развитию всех детей без исключения.

Одним из инструментов индивидуального подхода к детям является дифференцированное обучение, что подразумевает учет характерных индивидуальных различий между учащимися.
Если учитель в процессе обучения будет осведомлён о индивидуально-типологических особенностях своих учеников и сможет грамотно подбирать формы и методы обучения, то каждый учащийся сможет чувствовать себя комфортно на уроке. В результате он получит развитие, соответствующее его возможностям, склонностям и интересам.

Дифференцированные задания применяю значительно чаще на уроках, посвящённых закреплению и повторению ранее изученного материала.
Дифференциацию содержания учебных знаний осуществляю следующим образом:
– по уровню творчества – это задания и упражнения, которые отличаются от стандартных;
– по уровню трудности;
– по объему – ученики выполняют не только основное задание, но и дополнительное, аналогичное основному. Это связано с различным темпом работы учащихся.

Дифференциация по объему сочетается с другими способами. Это могут быть творческие или более трудные задания. Дополнительные задания могут включать задачи на смекалку, игровые задания или задания, требующие особого подхода к решению. Также возможно использовать различные способы организации учебной деятельности, сохраняя единые задания, при этом дифференцируя их по следующим критериям:
– степь самостоятельности: все ученики выполняют одно и то же задание, но одни работают под руководством учителя, а другие – самостоятельно;
– характеру помощи учащимся: данная форма работы исключает фронтальную деятельность под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе, однако тем детям, которые испытывают затруднения, предоставляется поддержка в виде:
1) вспомогательных карточек, содержащих подсказки и инструкции;
2) подготовительных упражнений, которые помогут закрепить необходимые навыки;
3) записей на доске, которые служат ориентиром для выполнения задания.

Таким образом, разнообразие методов и подходов позволяет максимально адаптировать обучение к потребностям каждого ученика, обеспечивая тем самым успешное усвоение материала.

Карточки-помощники могут быть как одинаковыми для всех детей в группе, так и подбираться индивидуально. Ученик имеет возможность получить несколько карточек, которые обеспечивают помощь с увеличением сложности. С каждым уроком степень помощи, предоставляемой ученику, постепенно снижается. На карточках можно использовать различные виды поддержки:
– образцы выполнения заданий: показ решения, примеры рассуждений;
– справочные материалы;
– алгоритмы и памятки;
– иллюстрации, краткие записи, схемы;
– объяснение терминов, акцент на определённые детали;
– вспомогательные вопросы;
– планы решения;
– начало решения;
– характер учебных действий.

Способы дифференциации могут комбинироваться, а задания могут предлагаться на выбор.

Младший школьник должен учиться в атмосфере поддержки и успеха, которая способствует его эмоциональному и интеллектуальному развитию. Только в таких условиях он сможет спокойно воспринимать оценки учителя и использовать их для анализа своих ошибок, что поможет ему наметить пути для их устранения. Эмоциональная реакция педагога должна быть направлена на то, чтобы мотивировать ребенка на достижение успеха. Важно не только радоваться вместе с ним его достижениям, но и разделять огорчение от неудач. При этом учитель всегда должен выражать уверенность в том, что ученик способен преодолеть все трудности и достичь больших результатов.
Кроме того, необходимо помнить, что создание успешной образовательной среды — это не только обязанность учителя, но и важная часть работы с родителями и сообществом. Взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса помогут ребенку чувствовать себя увереннее и более мотивированным к обучению.

В заключение хочу подчеркнуть, что необходимость рассмотрения вопроса о самостоятельной деятельности учащихся продиктована как практикой обучения, так и требованиями ФГОС. Современные стандарты требуют от учителей активного вовлечения учеников в процесс обучения, что подразумевает развитие их самостоятельности, инициативности и ответственности. Это создаёт основу для формирования у детей навыков, необходимых не только для учебы, но и для жизни в целом, что делает обучение более значимым и результативным.




Список литературы:

1. Низамединова М.М. Дифференцированные упражнения на уроках математики в начальной школе / М.М. Низамединова [Электронный ресурс].
2. Петрова И.А. Методические подходы к обучению математике в начальной школе / И.А. Петрова. – Москва: Издательство "Образование", 2022.
3. Сидоров В.Н. Игровые технологии в обучении математике / В.Н. Сидоров. – Санкт-Петербург: Издательство "Наука", 2021.
4. Кузнецова Е.С. Развитие критического мышления на уроках математики / Е.С. Кузнецова. – Казань: Издательство "Университет", 2023.