СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель»

Содержание


Введение 3

Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель 5

Заключение 12









































Введение


В последние время много говорят о цифровизации. Государство реализует ряд программ и приоритетных проектов («Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Цифровая экономика», «Цифровая медицина» и т.д.). Данные программы направленны на создание необходимых условий для развития цифровых технологий, что в свою очередь повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает рост и национальный суверенитет. XXI век считается веком информационных технологий, что предъявляет более высокие требования к качеству образования.

В условиях всемирной информатизации важнейшим фактором развития и средством повышения результативности всех сфер деятельности, включая образование, выступают информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), направленные на сохранение, создание, обеспечение и переработку эффективных способов предоставления информации потребителю.

Система образования нуждается в педагоге с развитыми способностями к восприятию, осмыслению и использованию новой информации. Кардинальных изменений в системе образования не предвидится, тем не менее педагогам и преподавателям, ученикам и студентам, а равно всем остальным гражданам, желающим актуализировать свои знания, предлагается набор новых образовательных технологий и инструментов – «цифровых».

В условиях цифровой среды обучения у учащихся формируются многие важнейшие качества и умения, востребованные и определяющие личностный и социальный статус образованного человека.

Формирование цифровой образовательной среды (далее ЦОС) в образовательной организации — необходимость, так как роль школы заключается в подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.

Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в современном образовательном процессе, которое предполагает применение инновационных технологий и активных методов обучения, создание условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем профессиональной деятельности; оценке достигнутых результатов, т.е. оценке компетентности студента. Таким образом, в условиях преобразований, происходящих в обществе, возрастают требования к качеству подготовки студентов. Необходимы новые направления обучения, связанные с введением инноваций, в основе которых современные технологии, методы, приёмы, средства и формы обучения, способствующие повышению качества подготовки студентов. Современные подростки используют цифровые технологии для актуализации знаний и применения их на практике. Студенты чаще выбирают цифровой вариант, считают его более удобным и увлекательным нежели традиционные носители.

Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых – дистанционное обучение.

Новые требования к знаниям, стремительное развитие информационных технологий, появление новых методик обучения, стандартизация программ общего среднего образования в различных странах мира – все это требует тщательного пересмотра подхода к системе обучения, которая должна по максимуму использовать доступные телекоммуникационные, информационные и педагогические технологии.










Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель


Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя-тьютора.

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.

Особенно актуальными становятся дифференцированные и индивидуализированные программы обучения, смена внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции. Поэтому очень важно гибко и эффективно подавать учебный материал с учетом уровня подготовки каждого студента, его способности работать с информацией.

Под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.

Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.

Дистанционное обучение предоставляет и педагогам уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими коллегами, а также участвовать в онлайн мероприятиях.

В Федеральной программе развития образования разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения является одним из основных направлений, которое должно способствовать формированию гармонично развитой, социально активной и творческой личности. При этом считается, что активное распространение дистанционных образовательных технологий позволит российской системе образования занять достойное место в международном информационном и коммуникационном пространстве.

Дистанционные образовательные технологии – технологии, реализация которых преимущественно осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии учеников и педагогов.

Образовательная технология – это комплекс, который включает в себя:

  • средства диагностики;

  • планирование результатов обучения;

  • критерии выбора оптимальной модели для определенных условий;

  • набор моделей обучения.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий считается одной из форм электронного обучения, при котором:

Ученик:

  • самостоятельно определяет для себя время и форму обучения;

  • самостоятельно выбирает последовательность изучения материала.

  • При этом ученик должен:

  • достичь запланированных результатов обучения;

  • изучить весь материал в соответствии с образовательной программой.

Задачи педагога:

  • организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;

  • разработка системы и проведение итогового оценивания ученика;

  • оказание консультационной поддержки.

Кроме того, педагог является ответственным за достижение его учениками запланированных результатов обучения.

Применение дистанционных образовательных технологий может быть организовано для изучения всего учебного курса или же отдельных разделов. Изучение отдельных тем курса рекомендуется проводить по отдельности для «слабых» и «сильных» учеников.

Основные формы дистанционного обучения

К ним относятся:

Видеолекции, для проведения которых обычно используется программа Skype.

Видеоконференции, различные форумы и дискуссии.

Чат – учебные занятия, которые предполагают использование чат-технологий. Такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам одновременно предоставляется доступ к чату.

Вебинары. Под ними понимаются дистанционные уроки, деловые игры, семинары, конференции, лабораторные работы и другие мероприятия, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются от чат-занятий большей продолжительностью работы (несколько дней или даже месяцев), а также применением асинхронного метода взаимодействия.

Все формы дистанционного обучения можно задействовать для реализации различных образовательных программ:

  • участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет-мероприятиях (интернет-фестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т.д.);

  • подготовка к экзаменам;

  • участие в разнообразных школьных телекоммуникационных мероприятиях;

  • осуществление проектной и исследовательской деятельности, а также ведение сетевых проектов;

  • организация дополнительного обучения по «интересам».

Необходимо учитывать, что при использовании дистанционного обучения к организации процесса самого обучения предъявляются определенные требования:

  • наличие специального мультимедийного интерактивного учебного курса;

  • применение аппаратно-программного обеспечения для управления учебным процессом;

  • обеспечение технической поддержки, что предполагает привлечение к работе сетевых администраторов, инженеров, программистов, лаборантов для обслуживания программной среды, учебного процесса и техники;

  • разработка соответствующего комплекса нормативных правовых документов.

Кроме того, педагог, который ведет обучение дистанционно, должен быть уверенным пользователем компьютера, ведь в его обязанности входит размещение на Интернет-ресурсе домашнего задания, осуществление контроля, организация онлайн-обсуждения какой-либо темы.

Педагогические принципы построения дистанционного курса

1) В центре обучения должна находиться самостоятельная познавательная деятельность ученика, а не сама дисциплина или способы ее преподавания.

В ходе обучения у ученика должны быть сформированы способности по самостоятельному поиску информации и правильной ее обработке. При этом процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, а, наоборот, сам ученик должен с самого начала быть вовлечен в активную познавательную деятельность и не ограничиваться только информацией, содержащейся в учебных материалах.

2) Применение новейших педагогических технологий, которые соответствуют специфике дистанционной форме обучения и максимальным образом способствуют раскрытию внутренних резервов каждого ученика.

3) Обеспечение активного взаимодействия ученика не только с преподавателем, но и другими участниками учебного процесса.

4) Система контроля должна иметь систематический характер и строиться на основе оперативной обратной связи (предоставление ученику консультаций в удобное для него время) и отсроченного контроля (например, при проведении тестирования).

5) Процесс создания дистанционных учебных курсов должен начинаться с проведения глубокого анализа целей обучения, имеющихся дидактических возможностей, а также требований к технологиям дистанционного обучения. Необходимо учитывать, что ключевые компоненты деятельности педагога (изложение учебного материала, практика и обратная связь) сохраняют свою актуальность и в курсах дистанционного обучения.

Основная проблема в данном случае заключается в создании концептуального нового методического материала, который основывается на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний ученика.

Для того чтобы дистанционный курс стал более эффективным, он должен обладать следующими характеристиками:

  • детальное и тщательно продуманное планирование деятельности учеников, включая четкую постановку задач и целей обучения, предоставление всех необходимых учебных материалов;

  • обеспечение оперативной и эффективной обратной связи, которая позволяет ученику получать достоверную информацию о правильности своего продвижения;

  • обеспечение обратной связи между учеником и педагогом;

  • постоянная поддержка мотивации ученика;

  • учет особенностей технологической базы, на которой планируется развернуть тот или иной курс дистанционного обучения.

Для внедрения системы дистанционного обучения требуется применение комплексного подхода. В рамках данного процесса выделяют следующие аспекты:

Технический аспект. Технические требования включают в себя требования к программному обеспечению и техническим характеристикам, которые предъявляются к используемым техническим средствам. Требования изменяются в зависимости от применяемого способа дистанционного обучения.

Сейчас выделяют два способа:

1) кейс-технология. Для ее использования достаточно, чтобы программные средства, которые устанавливаются на компьютере обучающихся, были в состоянии обработать информацию, предоставляемую образовательным учреждением.

2) интернет-технология. Она предполагает постоянное применение коммуникаций, то есть у обучающегся должен быть постоянный доступ в интернет.

Технологический аспект. В его состав входят две составляющие:

  • технология создания курсов дистанционного образования;

  • технология обучения по системе дистанционного образования.


Основными элементами технологии создания курсов дистанционного образования являются:

  • оформление содержательной части в виде текстового файла, одновременно осуществляется подбор иллюстративного материала, графиков, таблиц и другого дополнительного материала;

  • определение структуры курса, то есть распределение всего учебного материала по отдельным образовательным модулям;

  • оформление материала в виде, который будет пригоден для размещения на компьютере;

  • размещение файлов на сервере либо твердом носителе и их отправка пользователям.

Методические аспекты. При дистанционном обучении требуется учитывать ряд особенностей, которыми обладает данная форма обучения, в том числе:

  • гибкость, то есть ученики сами выбирают время и продолжительность обучения;

  • модульность;

  • параллельность. Она предполагает, что ученик может совмещать обучение с другой образовательной деятельностью;

  • дальнодействие. Под ним понимается, что качество образования не должно снизиться в связи с удаленностью друг от друга преподавателя и ученика;

  • асинхронность, что предполагает работу как педагога, так и учеников по удобным для них графикам;

  • охват или массовость. Означает, что количество одновременно обучающихся учеников не является критичным параметром.

В то же время эффективность дистанционного обучения может снизиться из-за отсутствия живого контакта между педагогом и учеником, а также живого общения между самими обучающимися. К недостаткам дистанционного обучения относят и высокую трудозатратность на этапе создания учебного материала и необходимость предоставления ученикам доступа к техническим средствам обучения.

И самый главный методический недостаток – невозможность обеспечения 100% контроля над усвоением знаний обучающимися.

Административный аспект. В процессе организации дистанционного обучения появляется и множество административных вопросов. Например:

  • каким образом организовать систему создания курсов дистанционного обучения в рамках конкретного образовательного учреждения и согласовать с действующими нормативными документами;

  • организация оплаты за разработку курсов дистанционного обучения;

  • адаптация системы отчетности под дистанционные курсы, то есть каким образом обеспечить конвертацию очного учебного часа в дистанционный.

Кадровый аспект. Реализация системы дистанционного образования предполагает формирование нового педагогического состава с определенными навыками и умениями.





















Заключение


Цифровые технологии — не просто новый информационный инструмент для старых задач, а новая среда, и новые способы мышления. Роль продолжительных, однородных по структуре деятельности, «пассивных» форм учебной работы, таких как лекция, заметно снижается. Напротив, возрастает роль педагогических технологий, основанных на собственной активности учащихся, интерактивной коммуникации, командной работе, групповой и индивидуальной рефлексии, обладающих сложной структурой и определенным внутренним сценарием, таких как проектная деятельность обучающихся, во всех её вариантах, игровые технологии обучения, решение кейсов, групповые дискуссии и обсуждения и т.д. Все эти технологии позволяют формировать у обучающегося комплекс компетенций, необходимых в условиях цифрового общества.