СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов - это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста "»

Метод проектов в работе с дошкольниками В.С.Ежова Педагог-психолог МДОУ «Центр развития ребенка –  детский сад № 2 «Радуга Детства»

Метод проектов в работе с дошкольниками

В.С.Ежова

Педагог-психолог

МДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 2 «Радуга Детства»

Родоначальником метода проектов считается американский педагог В.Кильпатрик (1918 год). В 20-х годах двадцатого века метод проектов заинтересовал советских педагогов. И поэтому метод проектов можно отнести к тому новому, которое стоило бы назвать хорошо забытым старым. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Родоначальником метода проектов считается американский педагог В.Кильпатрик (1918 год). В 20-х годах двадцатого века метод проектов заинтересовал советских педагогов. И поэтому метод проектов можно отнести к тому новому, которое стоило бы назвать хорошо забытым старым.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления.   Проект – слово иноязычное, происходит от латинского –PROJECTUS. Его буквальный перевод уже объясняет многое, и означает «брошенный вперед». Ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную, групповую, которую участники выполняют в течение определенного времени. Этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни.

Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления.

  • Проект – слово иноязычное, происходит от латинского –PROJECTUS. Его буквальный перевод уже объясняет многое, и означает «брошенный вперед».
  • Ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную, групповую, которую участники выполняют в течение определенного времени.
  • Этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата.
  • Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни.
Проект – это: Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Портфолио проекта –папка, в которой собраны все рабочие материалы Презентация

Проект – это:

  • Проблема
  • Проектирование (планирование)
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Портфолио проекта –папка, в которой собраны все рабочие материалы
  • Презентация
основные требования к использованию метода проектов в детском саду: В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Проект – это игра «всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых. Обязательное составляющее проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

основные требования к использованию метода проектов в детском саду:

  • В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
  • Проект – это игра «всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
  • Обязательное составляющее проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизаций дизайна. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему). Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)  Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.)  Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)  Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области является межпредметными, а творческие – монопроектами.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  • Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизаций дизайна.
  • Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
  • Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
  • Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.)
  • Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области является межпредметными, а творческие – монопроектами.

В работе с дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:   Название этапа Содержание 1.Целеполагание Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную  для него задачу на определенный отрезок времени. 2.Разработка проекта Составление плана деятельности  по достижению цели: (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; с какими предметами научиться работать для достижения цели) 3.Выполнение проекта Практическая часть. 4.Подведение итогов Определение задач для новых проектов. 5.Презентация проекта Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности.

В работе с дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:

Название этапа

Содержание

1.Целеполагание

Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2.Разработка проекта

Составление плана деятельности по достижению цели: (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; с какими предметами научиться работать для достижения цели)

3.Выполнение проекта

Практическая часть.

4.Подведение итогов

Определение задач для новых проектов.

5.Презентация проекта

Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности.

Задачи обучения по возрастам

Задачи обучения по возрастам

Задачи исследовательской деятельности (специфичны для каждого возраста)  В младшем дошкольном возрасте – это: В хождение в проблемную игровую ситуацию  (ведущая роль педагога) - Активизация желания искать пути разрешения  проблемной ситуации (вместе с педагогом)  Формирование начальных предпосылок  исследовательской деятельности  (практические опыты)

Задачи исследовательской деятельности (специфичны для каждого возраста)

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • В хождение в проблемную игровую ситуацию

(ведущая роль педагога)

  • - Активизация желания искать пути разрешения

проблемной ситуации (вместе с педагогом)

  • Формирование начальных предпосылок

исследовательской деятельности

(практические опыты)

Задачи исследовательской деятельности В старшем возрасте – это:  - Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.  - Развитие умения определять возможные методы разрешения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.  - Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.  - Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Задачи исследовательской деятельности

В старшем возрасте – это:

- Формирование предпосылок поисковой деятельности,

интеллектуальной инициативы.

- Развитие умения определять возможные методы разрешения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

- Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи,

с использованием различных вариантов.

- Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Линии развития личности ребенка в процессе проектной деятельности Линии развития Младший дошкольник Физическое развитие -Стимулирование естественных процессов развития двигательных способностей и качеств; Социальное развитие -Формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своем здоровье - Формирование способов общения со сверстниками и взрослыми Познавательное развитие -Обогащение представления об окружающем мире; Эстетическое развитие -Расширение способов ориентировки в окружающем мире; Развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам; Овладение художественной деятельностью Сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач

Линии развития личности ребенка в процессе проектной деятельности

Линии развития

Младший дошкольник

Физическое развитие

-Стимулирование естественных процессов развития двигательных способностей и качеств;

Социальное развитие

-Формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своем здоровье

- Формирование способов общения со сверстниками и взрослыми

Познавательное развитие

-Обогащение представления об окружающем мире;

Эстетическое развитие

-Расширение способов ориентировки в окружающем мире;

  • Развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  • Овладение художественной деятельностью

Сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач

Линии развития личности ребенка в процессе проектной деятельности Линии развития Старший дошкольник Физическое развитие -Развитие осознанного отношения к своему здоровью; Социальное развитие -Формирование потребности в здоровом образе жизни; -Развитие самопознания и положительной самооценки Познавательное развитие -Систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей; -Совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств. -Овладение способами внеситуативно-личностного общения; Эстетическое развитие -Углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов; -Формирование высокого уровня коммуникативной компетентности; -Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям. -Осознание функций речи. -Овладение различными видами художественной деятельности; -Развитие способности к эстетической оценке.

Линии развития личности ребенка в процессе проектной деятельности

Линии развития

Старший дошкольник

Физическое развитие

-Развитие осознанного отношения к своему здоровью;

Социальное развитие

-Формирование потребности в здоровом образе жизни;

-Развитие самопознания и положительной самооценки

Познавательное развитие

-Систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

-Совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств.

-Овладение способами внеситуативно-личностного общения;

Эстетическое развитие

-Углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

-Формирование высокого уровня коммуникативной компетентности;

-Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

-Осознание функций речи.

-Овладение различными видами художественной деятельности;

-Развитие способности к эстетической оценке.

Советы воспитателю по работе над проектом

- Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную среду.

-Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

-Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

-Заинтересовывать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

-При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

-Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

-Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

-В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

-Развивать творческое воображение и фантазию детей.

-Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

-Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

-Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

ГЛАВНОЕ В ДЕТЯХ- ЭТО ИХ РАЗВИТИЕ

ГЛАВНОЕ В ДЕТЯХ- ЭТО ИХ РАЗВИТИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!