"PISA – значительно больше, чем просто рейтинг:
это показатель того, насколько хорошо
национальные системы образования
готовят молодых людей к завтрашнему дню."
Анхель Гурриа, генеральный секретарь ОЭСР.
1.Основные сведения о международной программе PISA.
Мониторинг оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment) организуется и проводится ОЭСР с 2000 года. Результаты публикуются раз в три года. Первый мониторинг качества образования в разных странах мира был проведен в 2000 году (PISA 2000), тогда участие в нем приняли 32 государства, в 2003 году их было уже 43 (PISA 2003), в 2006 (PISA 2006) – 57, а в 2009 и 2012 годах - уже 65 стран (PISA 2009 и PISA 2012). Это не может не свидетельствовать о росте значения оценки PISA для национальных образовательных систем.
Мониторинг оценки качества образования в школе осуществляется консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций, при участии национальных центров и организации ОЭСР. Руководит работой консорциума Австралийский Совет педагогических исследований (ACER) при активном содействии Нидерландского Национального Института Педагогических Измерений (CITO), Службы педагогического тестирования США (ETS), Национального института исследований в области образования (NIER) в Японии; Вестат США (WESTAT) и других авторитетных в мире образования организаций.
Цель мониторинга качества образования в школе
Цель мониторинга качества образования в школе PISA - оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей. Объект исследования - образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. В большинстве стран в этом возрасте заканчивается обязательное школьное обучение, а национальные программы обязательного среднего образования еще не так сильно различаются, как в старших классах. Первая ступень образования особенно важна: ведь это фундамент всего образовательного процесса, который в нашем мире происходит всю жизнь. Если в ребенке заложена или воспитана способность самостоятельно приобретать знания, необходимые для успеха в обществе, то все остальное приложится. Критики мониторинга качества образования в школе PISA (понятное дело, все они граждане тех стран, в которых по результатам PISA с образовательными достижениями далеко не все в порядке), не считают данное исследование объективным. Их главный аргумент: PISA оценивает не уровень освоения школьной программы, а скорее возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой. Но простите, разве это не то, зачем мы отправляем наших детей в школу? Вряд ли в будущей жизни они будут сталкиваться с задачами, сформулированными в школьных учебниках: они должны будут применять полученные знания в решении нестандартных вопросов. Только так можно добиться успеха, а вовсе не щелкая по трафарету одинаковые задачки из учебника.
Конечно, школа должна давать определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Но хорошая школа должна привить навыки решения реальных жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией. Это называется «функциональной грамотностью», и именно эта самая функциональная грамотность является объектом мониторинга качества образования в школе Programme for International Student Assessment (PISA).
PISA – уникальный мониторинг оценки качества образования в школе, фиксирующий не только результаты усвоения учебного материала, но и умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем. Именно это определяет актуальность мониторинга не только для совершенствования школьного обучения, но и для формирования компетентностного подхода в высшем образовании. Сегодня мало просто знать факты и правила. В современном мире нужно еще уметь их использовать, например, для того, чтобы сформулировать свою точку зрения в споре о генетически измененных продуктах или оценить газетную статью о глобальном потеплении.
Мониторинг оценки качества образования: выборка
В мониторинге оценки качества образования принимают участие страны-участницы Организации Экономического Содействия и Развития, а также те страны, которые содействуют с ОЭСР. Количество таких стран каждый раз существенно увеличивается. Выборка учащихся каждой страны формируется на основе вероятностно-пропорционального метода. В каждой стране в мониторинге оценки качества образования принимают участие 2% от общего количества 15-летних граждан. Они представляют все типы образовательных учреждений, существующих в стране и именно в той пропорции, в которой они представлены в реальности.
Методология мониторинга качества образования в школе
Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям:
С 2003 года было введено еще одно направление - способность решать различные проблемы.
В 2000 году наиболее глубоко исследуемым было направление грамотности чтения, в 2003 - математическое, в 2006 - естественно-научное.
Основное внимание при проведении мониторинга качества образования в школе уделяется оценке овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными навыками. Для проверки математической грамотности, грамотности чтения, естественнонаучной грамотности и умения решать проблемы разрабатываются комплексные или структурированные задания. Каждое из заданий включает отдельный текст, в котором описывается некоторая проблема, и 1-6 вопросов к нему различной трудности. По результатам выполнения заданий оценивается способность учащихся выявить проблему в тексте и решить ее, применив знания из той или иной предметной области.
Математическая грамотность - степень способности определять и понимать роль математики в окружающем мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику в целях удовлетворения потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку.
Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Грамотность чтения - степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.
Компетентность в решении проблем – способность использовать познавательные умения для решения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется.

Страны | PISA 2000 | PISA 2003 | PISA 2006 | PISA 2009 |
Корея |  | 541 | 538 | 542 | 539 |
Швейцария |  | 506 | 513 | 514 | 501 |
Эстония |  | - | - | 516 | 501 |
США |  | 499 | 490 | - | 500 |
Англия |  | 528 | 511 | 502 | 494 |
Средний уровень ОЭСР | | 500 | 498 | 497 | 493 |
Хорватия |  | - | - | 479 | 476 |
Россия |  | 467 | 466 | 465 | 459 |
Тунис |  | - | 373 | 377 | 404 |
2. Понятие « грамотность чтения».
Может возникнуть недоумение по поводу заголовка данного раздела. Действительно, если человек грамотен, то он, конечно, умеет читать! О какой же дополнительной «грамотности в чтении» может идти речь?
Введем понятия чтения и грамотности.
Под чтением понимается сложная система извлечения информации из напечатанного, которая требует:
навыков и знаний, чтобы понять, как звуки речи связаны с напечатанным;
способности расшифровывать незнакомые слова;
способности читать плавно;
достаточной подготовки и словарного запаса для понимания прочитанного;
формирования активной позиции для понимания значения прочитанного;
развития и поддержки побуждения для чтения.
Грамотность определяется, как способность индивида читать, писать и говорить для квалифицированного решения профессиональных, семейных и общественных задач.
На сайте Национального Института Грамотности ( National Institute for Literacy ) этому уделяется особое внимание. Термин «грамотность в чтении» подразумевает способность индивида понимать, применять и критически осмысливать (рефлексировать) текстовую информацию в соответствии с имеющимися целями индивидуального развития, обновления и приобретения новых знаний и для полноценного участия в обществе
В русскоязычной литературе предлог «в» редуцировался. Термин «грамотность в чтении» часто используют как «грамотность чтения». Мы будем использовать оба прочтения.
Грамотность школьников в чтении (в рамках PISA 2006) оценивалась на основании их способностей к восприятию и работе с различными текстовыми формами (например, тексты бланков, списки, тексты, заключенные в диаграммы и графы) и различными формами изложения текстов (такими как повествование, аргументация и описание), чаще всего используемыми во взрослой жизни; на основании общих компетенций школьника в чтении, включающих навыки ситуативного вычленения и использования текстов.
Определения чтения и грамотности чтения меняются в соответствии с изменениями в обществе, экономике и культуре. Концепция обучения в течение всей жизни расширила понятие грамотности в чтении и требования, предъявляемые к ней. Грамотность уже не рассматривается как некий навык, приобретенный в детстве в ранние годы обучения. Можно сказать, что под грамотностью в чтении понимается постоянная способность к приобретению и расширению набора знаний, навыков и стратегий, которыми человек пользуется в различных жизненных ситуациях, живя в обществе, общаясь с себе подобными. Эксперты PISA в понятие грамотность чтения вкладывают умение при чтении текстов получать и развивать знания и потенциал для жизни в обществе.Понятие грамотности чтения подразумевает активную «диалоговую» роль читателя в получении знаний из текстов. Это находится в рамках концепции осуществления индивидуальных устремлений: от определенных – получение образования или работы к более высоким целям, связанным с обогащением и расширением духовной жизни индивида. Грамотность наделяет читателя набором лингвистических инструментов, которые становятся все более востребованными в современном обществе, с его сложными институтами, забюрократизованностью и сложными юридическими структурами.На взгляд авторов, грамотность чтения является даже более важным показателем, чем естественнонаучная грамотность, поскольку она определяет способность индивида к получению и обработке информации.
Виды текстов
Первый тип текстов так называемые непрерывные тексты (Continuous texts). Непрерывные тексты обычно составляются из предложений, которые, в свою очередь, организованы в параграфы, главы, секции.
Другая категория – тексты, не являющиеся непрерывными (Non-continuous texts ). Эти тексты включают диаграммы и графики, карты, таблицы, бланки, заявки, которые используются с целью систематизации и более наглядного представления информации, научной аргументации. С такими текстами мы сталкиваемся в журналах и газетах, в различных инструкциях.
|  
3.Результаты PISA с 2000 по 2012 год.  | O PISA | PISA 2000 | PISA 2003 | PISA 2006 | PISA 2009 | PISA 2012 | В первом исследовании качества школьного образования и обучения PISA 2000 (Programme for International Student Assessment) приняли участие 32 государства: 28 страны - участницы ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития) и 4 страны, сотрудничающие с этой организацией (Бразилия, Латвия, Лихтенштейн, Российская Федерация). В общей сложности было опрошено 180`000 учащихся (от 4`500 до 10`000 в каждой стране пропорционально населению). Для опроса отбирались ученики всех типов учебных заведений в соответствии с их репрезентативностью в общем составе 15-летних в каждой стране. k l | | | Результаты, существенно выше среднего уровня | Результаты, соответствующие среднему уровню | Результаты, существенно ниже среднего уровня | |
Оценка качества образования и обучения 15-летних школьников PISA 2000 |
| Общий балл | Грамотность чтения | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность |
Япония | 543 | 522 | 557 | 550 |
Корея | 541 | 525 | 547 | 552 |
Финляндия | 540 | 546 | 536 | 538 |
Канада | 532 | 534 | 533 | 529 |
Новая Зеландия | 531 | 529 | 537 | 528 |
Австралия | 530 | 528 | 533 | 528 |
Англия | 528 | 523 | 529 | 532 |
Ирландия | 514 | 527 | 503 | 513 |
Австрия | 514 | 507 | 515 | 519 |
Швеция | 513 | 516 | 510 | 512 |
Бельгия | 508 | 507 | 520 | 496 |
Франция | 507 | 505 | 517 | 500 |
Швейцария | 506 | 494 | 529 | 496 |
Исландия | 506 | 507 | 514 | 496 |
Норвегия | 501 | 505 | 499 | 500 |
Средний уровень по ОЭСР | 500 | 500 | 500 | 500 |
Чехия | 500 | 492 | 498 | 511 |
США | 499 | 504 | 493 | 499 |
Дания | 497 | 497 | 514 | 481 |
Лихтенштейн | 491 | 483 | 514 | 476 |
Венгрия | 488 | 480 | 488 | 496 |
Германия | 487 | 484 | 490 | 487 |
Испания | 487 | 493 | 476 | 491 |
Польша | 477 | 479 | 470 | 483 |
Италия | 474 | 487 | 457 | 478 |
Россия | 467 | 462 | 478 | 460 |
Греция | 461 | 474 | 447 | 461 |
Португалия | 461 | 470 | 454 | 459 |
Латвия | 460 | 458 | 463 | 460 |
Люксембург | 443 | 441 | 446 | 443 |
Мексика | 410 | 422 | 387 | 422 |
Бразилия | 368 | 396 | 334 | 375 |
PISA-2003
В мониторинге и оценке качества процесса обучения PISA 2003 приняли участие 43 государства, как входящие в ОЭСР, так и сотрудничающие с ней. Количество стран-участниц по сравнению с PISA 2000 года выросло в 1,5 раза. Расширился и круг исследуемых компетенций школьников: к тем, которые были в 2000 году прибавились задания по решению жизненных проблем, требующих применения школьных знаний.
Оценка качества процесса обучения в разных странах мира PISA 2003
| Общий балл | Чтение | Математика | Естествознание |
Финляндия | 545 | 543 | 544 | 548 |
Корея | 538 | 534 | 542 | 538 |
Гонконг-Китай | 533 | 510 | 550 | 539 |
Лихтенштейн | 529 | 525 | 536 | 525 |
Япония | 527 | 498 | 534 | 548 |
Канада | 526 | 528 | 532 | 519 |
Австралия | 525 | 525 | 524 | 525 |
Нидерланды | 525 | 513 | 538 | 524 |
Новая Зеландия | 522 | 522 | 523 | 521 |
Макао-Китай | 517 | 498 | 527 | 525 |
Бельгия | 515 | 507 | 529 | 509 |
Швейцария | 513 | 499 | 527 | 513 |
Англия | 511 | 507 | 508 | 518 |
Швеция | 510 | 514 | 509 | 506 |
Чехия | 509 | 489 | 516 | 523 |
Ирландия | 508 | 515 | 503 | 505 |
Франция | 506 | 496 | 511 | 511 |
Исландия | 501 | 492 | 515 | 495 |
Германия | 499 | 491 | 503 | 502 |
Средний уровень по ОЭСР | 498 | 494 | 500 | 500 |
Австрия | 496 | 491 | 506 | 491 |
Польша | 495 | 497 | 490 | 498 |
Дания | 494 | 492 | 514 | 475 |
Норвегия | 493 | 500 | 495 | 484 |
Венгрия | 492 | 482 | 490 | 503 |
США | 490 | 495 | 483 | 491 |
Латвия | 488 | 491 | 483 | 489 |
Словакия | 487 | 469 | 498 | 495 |
Люксембург | 485 | 479 | 493 | 483 |
Испания | 484 | 481 | 485 | 487 |
Италия | 476 | 476 | 466 | 486 |
Португалия | 471 | 478 | 466 | 468 |
Россия | 466 | 442 | 468 | 489 |
Греция | 466 | 472 | 445 | 481 |
Турция | 433 | 441 | 423 | 434 |
Уругвай | 431 | 434 | 422 | 438 |
Сербия и Черногория | 428 | 412 | 437 | 436 |
Таиланд | 422 | 420 | 417 | 429 |
Мексика | 397 | 400 | 385 | 405 |
Бразилия | 383 | 403 | 356 | 390 |
Индонезия | 379 | 382 | 360 | 395 |
Тунис | 373 | 375 | 359 | 385 |
PISA 2006: об анализе качества среднего образования
В 2006 году в международном исследовании качества среднего образования Рrogramme for International Student Assessment (PISA 2006) приняли участие 57 стран, из них 30 – страны ОЭСР и 27 стран-партнеров. Количество стран-участниц увеличилось в 2 разa по сравнению с PISA 2000, что свидетельствует о возросшей роли программы и признании применяемой в ней методики анализа качества образования. В общей сложности в 2006 году приняли участие около 400 тысяч 15-летних учащихся из 57 стран мира (2% от общей численности этой возрастной категории в каждой стране).
Исследование PISA 2006 примечательно еще и тем, что был завершен цикл, состоящий из трех трехлетних этапов: PISA 2000 (приоритетная область – грамотность чтения), PISA 2003 (приоритетная область – математическая грамотность), PISA 2006 (приоритетная область – естественно-научная грамотность).
Результаты анализа качества среднего образования PISA 2006 Более половины (54%) стран-участниц при анализе качества среднего образования показали результат ниже среднего во всех видах испытаний. В 2003 году доля таких стран была существенно меньше: 37,5%. Результаты выше среднего во всех трех видах испытаний показали всего 12 стран: Финляндия, Гонконг, Канада, Корея, Новая Зеландия, Нидерланды, Япония, Эстония, Австралия, Лихтенштейн, Швейцария, Бельгия. Доля стран-лидеров заметно уменьшилась – с 25% до 19%. Результаты не ниже среднего во всех трех видах испытаний в 2006 году показали 23 страны (40%).
Франция, Германия, Великобритания входят в пятерку стран-лидеров по количеству иностранных студентов, у этих стран хорошие позиции в международных рейтингах университетов, высок и уровень охвата населения высшим образованием. Однако в рейтинге качества среднего образования PISA 2006 они не вошли в число лидеров: во всех видах испытаний у них весьма средние результаты. Еще хуже ситуация с Россией: показатели достижений российских школьников существенно ниже результатов и немцев, и французов, и англичан.
Такие результаты говорят о том, что низкие результаты при анализе качества среднего образования PISA 2006 ряда крупных стран связаны с трудностями обеспечения равного доступа многомиллионного населения к качественному образованию. На данном этапе они отчетливо проявились на уровне среднего образования как наиболее массового, но рано или поздно это коснется и более высоких образовательных уровней, особенно по мере перехода к массовому высшему образованию и увеличению числа иностранных студентов.
| Средний балл | Грамотность чтения | Математическая грамотность | Естественно-научная грамотность |
Финляндия | 553 | 547 | 548 | 563 |
Гонконг | 542 | 536 | 547 | 542 |
Корея | 542 | 556 | 547 | 522 |
Канада | 529 | 527 | 527 | 534 |
Китайский Тэйбэй | 526 | 496 | 549 | 532 |
Новая Зеландия | 524 | 521 | 522 | 530 |
Нидерланды | 521 | 507 | 531 | 525 |
Австралия | 520 | 513 | 520 | 527 |
Лихтенштейн | 519 | 510 | 525 | 522 |
Япония | 517 | 498 | 523 | 531 |
Эстония | 516 | 501 | 515 | 531 |
Швейцария | 514 | 499 | 530 | 512 |
Бельгия | 510 | 501 | 520 | 510 |
Ирландия | 509 | 517 | 501 | 508 |
Макао–Китай | 508 | 492 | 521 | 511 |
Словения | 506 | 494 | 504 | 516 |
Германия | 505 | 495 | 504 | 516 |
Швеция | 504 | 507 | 502 | 503 |
Чехия | 502 | 483 | 510 | 513 |
Англия | 502 | 495 | 495 | 515 |
Австрия | 502 | 490 | 505 | 511 |
Дания | 501 | 494 | 513 | 496 |
Польша | 500 | 508 | 495 | 498 |
Средний уровень ОЭСР | 497 | 492 | 498 | 500 |
Исландия | 494 | 484 | 506 | 491 |
Франция | 493 | 488 | 496 | 495 |
Венгрия | 492 | 482 | 491 | 504 |
Норвегия | 487 | 484 | 490 | 487 |
Латвия | 485 | 479 | 486 | 490 |
Люксембург | 485 | 479 | 490 | 486 |
Словакия | 482 | 466 | 492 | 488 |
Литва | 481 | 470 | 486 | 488 |
Хорватия | 479 | 477 | 467 | 493 |
Испания | 476 | 461 | 480 | 488 |
Португалия | 471 | 472 | 466 | 474 |
Италия | 469 | 469 | 462 | 475 |
Россия | 465 | 440 | 476 | 479 |
Греция | 464 | 460 | 459 | 473 |
Израиль | 445 | 439 | 442 | 454 |
Чили | 441 | 442 | 442 | 438 |
Турция | 432 | 447 | 424 | 424 |
Уругвай | 423 | 413 | 427 | 428 |
Таиланд | 418 | 417 | 417 | 421 |
Болгария | 416 | 402 | 413 | 434 |
Румыния | 410 | 396 | 415 | 418 |
Мексика | 409 | 410 | 406 | 410 |
Азербайджан | 404 | 353 | 476 | 382 |
Иордания | 402 | 401 | 384 | 422 |
Черногория | 401 | 392 | 399 | 412 |
Индонезия | 392 | 393 | 391 | 391 |
Бразилия | 385 | 393 | 370 | 393 |
Аргентина | 383 | 374 | 381 | 393 |
Колумбия | 381 | 385 | 370 | 388 |
Тунис | 377 | 380 | 365 | 386 |
Катар | 326 | 312 | 318 | 349 |
Киргизия | 306 | 285 | 311 | 322 |
США | | - | 474 | 489 |
Сербия | | - | - | 436 |
PISA-2009
В исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) в 2009 году приняли участие 65 стран: 34 государства, входящие в ОЭСР (Организацию Экономического Сотрудничества и Развития) и 31 государство, сотрудничающее с этой организацией.
Международный контроль и обеспечение качества образования PISA 2009 показал, что в первую десятку стран-лидеров по уровню подготовки школьников попали в основном азиатские страны. Дает себя знать традиционные для этих стран трудолюбие и высокая мотивация подростков к получению высшего образования: наличие диплома для них - возможность выжить. Из стран победившей демократии в лидерах значатся Финляндия и Канада, Австралия и Новая Зеландия, Бельгия и Нидерланды, Норвегия и Швейцария. Стоит отметить успех Эстонии, разделившей 13 позицию в рейтинге со Швейцарией. Страны-рекордсмены по привлечению иностранных студентов - США и Англия - от лидеров отстали: у американских школьников явные проблемы с математикой, а у юных англичан и с математикой, и с пониманием текстов. Англия делит место в середине 3 десятки с Венгрией, пропустив вперед Польшу, Исландию, Данию, Францию. Россия почти в самом конце - на 51 месте вместе с Объединенными Арабскими Эмиратами. У российских подростков явные трудности и с пониманием прочитанного, и с математическими навыками, и с естествознанием. Международный контроль и обеспечение качества образования PISA 2009 показал, что подготовленней российских школьников оказались ученики Латвии, Португалии, Словении, Греции, Хорватии и Литвы. Позади РФ латиноамериканские, арабские и африканские республики.
Результаты международного контроля и обеспечения качества образования в образовательных учреждениях по странам
| Общий балл | Чтение | Математика | Естество- знание |
Понимание | Обобще- ние и интер-претация | | Перессказ и анализ | Закончен- ный текст | Незакон- ченный текст | | |
Средний уровень по ОЭСР | 493 | 495 | 493 | | 494 | 494 | 493 | 496 | 501 |
Шанхай-Китай | 556 | 549 | 558 | | 557 | 564 | 539 | 600 | 575 |
Корея | 539 | 542 | 541 | | 542 | 538 | 542 | 546 | 538 |
Финляндия | 536 | 532 | 538 | | 536 | 535 | 535 | 541 | 554 |
Гонконг-Китай | 533 | 530 | 530 | | 540 | 538 | 522 | 555 | 549 |
Сингапур | 526 | 526 | 525 | | 529 | 522 | 539 | 562 | 542 |
Канада | 524 | 517 | 522 | | 535 | 524 | 527 | 527 | 529 |
Новая Зеландия | 521 | 521 | 517 | | 531 | 518 | 532 | 519 | 532 |
Япония | 520 | 530 | 520 | | 521 | 520 | 518 | 529 | 539 |
Австралия | 515 | 513 | 513 | | 523 | 513 | 524 | 514 | 527 |
Нидерланды | 508 | 519 | 504 | | 510 | 506 | 514 | 526 | 522 |
Бельгия | 506 | 513 | 504 | | 505 | 504 | 511 | 515 | 507 |
Норвегия | 503 | 512 | 502 | | 505 | 505 | 498 | 498 | 500 |
Эстония | 501 | 503 | 500 | | 503 | 497 | 512 | 512 | 528 |
Швейцария | 501 | 505 | 502 | | 497 | 498 | 505 | 534 | 517 |
Польша | 500 | 500 | 503 | | 498 | 502 | 496 | 495 | 508 |
Исландия | 500 | 507 | 503 | | 496 | 501 | 499 | 507 | 496 |
США | 500 | 492 | 495 | | 512 | 500 | 503 | 487 | 502 |
Лихтенштейн | 499 | 508 | 498 | | 498 | 495 | 506 | 536 | 520 |
Швеция | 497 | 505 | 494 | | 502 | 499 | 498 | 494 | 495 |
Германия | 497 | 501 | 501 | | 491 | 496 | 497 | 513 | 520 |
Ирландия | 496 | 498 | 494 | | 502 | 497 | 496 | 487 | 508 |
Франция | 496 | 492 | 497 | | 495 | 492 | 498 | 497 | 498 |
Дания | 495 | 502 | 492 | | 493 | 496 | 493 | 503 | 499 |
Англия | 494 | 491 | 491 | | 503 | 492 | 506 | 492 | 514 |
Венгрия | 494 | 501 | 496 | | 489 | 497 | 487 | 490 | 503 |
Португалия | 489 | 488 | 487 | | 496 | 492 | 488 | 487 | 493 |
Италия | 486 | 482 | 490 | | 482 | 489 | 476 | 483 | 489 |
Латвия | 484 | 476 | 484 | | 492 | 484 | 487 | 482 | 494 |
Словения | 483 | 489 | 489 | | 470 | 484 | 476 | 501 | 512 |
Греция | 483 | 468 | 484 | | 489 | 487 | 472 | 466 | 470 |
Испания | 481 | 480 | 481 | | 483 | 484 | 473 | 483 | 488 |
Чехия | 478 | 479 | 488 | | 462 | 479 | 474 | 493 | 500 |
Словакия | 477 | 491 | 481 | | 466 | 479 | 471 | 497 | 490 |
Хорватия | 476 | 492 | 472 | | 471 | 478 | 472 | 460 | 486 |
Израиль | 474 | 463 | 473 | | 483 | 477 | 467 | 447 | 455 |
Люксембург | 472 | 471 | 475 | | 471 | 471 | 472 | 489 | 484 |
Австрия | 470 | 477 | 471 | | 463 | 470 | 472 | 496 | 494 |
Литва | 468 | 476 | 469 | | 463 | 470 | 462 | 477 | 491 |
Турция | 464 | 467 | 459 | | 473 | 466 | 461 | 445 | 454 |
ОАЭ | 459 | 458 | 457 | | 466 | 461 | 460 | 453 | 466 |
Россия | 459 | 469 | 467 | | 441 | 461 | 452 | 468 | 478 |
Чили | 449 | 444 | 452 | | 452 | 453 | 444 | 421 | 447 |
Сербия | 442 | 449 | 445 | | 430 | 444 | 438 | 442 | 443 |
Болгария | 429 | 430 | 436 | | 417 | 433 | 421 | 428 | 439 |
Уругвай | 426 | 424 | 423 | | 436 | 429 | 421 | 427 | 427 |
Мексика | 425 | 433 | 418 | | 432 | 426 | 424 | 419 | 416 |
Румыния | 424 | 423 | 425 | | 426 | 423 | 424 | 427 | 428 |
Таиланд | 421 | 431 | 416 | | 420 | 423 | 423 | 419 | 425 |
Тринидад и Тобаго | 416 | 413 | 419 | | 413 | 418 | 417 | 414 | 410 |
Колумбия | 413 | 404 | 411 | | 422 | 415 | 409 | 381 | 402 |
Бразилия | 412 | 407 | 406 | | 424 | 414 | 408 | 386 | 405 |
Черногория | 408 | 408 | 420 | | 383 | 411 | 398 | 403 | 401 |
Иордания | 405 | 394 | 410 | | 407 | 417 | 387 | 387 | 415 |
Тунис | 404 | 393 | 393 | | 427 | 408 | 393 | 371 | 401 |
Индонезия | 402 | 399 | 397 | | 409 | 405 | 399 | 371 | 383 |
Аргентина | 398 | 394 | 398 | | 402 | 400 | 391 | 388 | 401 |
Казахстан | 390 | 397 | 397 | | 373 | 399 | 371 | 405 | 400 |
Албания | 385 | 380 | 393 | | 376 | 392 | 366 | 377 | 391 |
Катар | 372 | 354 | 379 | | 376 | 375 | 361 | 368 | 379 |
Панама | 371 | 363 | 372 | | 377 | 373 | 359 | 360 | 376 |
Перу | 370 | 364 | 371 | | 368 | 374 | 356 | 365 | 369 |
Азербайджан | 362 | 361 | 373 | | 335 | 362 | 351 | 431 | 373 |
Киргизстан | 314 | 299 | 327 | | 300 | 319 | 293 | 331 | 330 |
PISA-2012
В исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) в 2012 году приняли участие 65 стран: 34 государства, входящие в ОЭСР (Организацию Экономического Сотрудничества и Развития) и 31 государство, сотрудничающее с этой организацией.
Проверка качества подготовки школьников PISA 2012 вновь показала, что в первой десятке стран-лидеров прочно обосновались азиатские страны. Дает себя знать традиционные для этих стран трудолюбие и высокая мотивация подростков к получению высшего образования: наличие диплома для них - возможность выжить. Из европейских стран показатели существенно выше среднего по ОЭСР уровня у Швейцарии и Нидерландов. Стоит отметить резкий подъем позиции Эстонии, оказавшейся в рейтинге чуть ниже Швейцарии. Швейцария улучшила свои позиции по сравнению с предыдущим рейтингом, а вот Англии это сделать не удалось: подготовка английских школьников остается на среднем по ОЭСР уровне уже не первый раз. В общем и целом тенденции остаются прежними: школьники наиболее сильны в Китае, Сингапуре и Корее.
Результаты международного исследования качества подготовки школьников PISA 2012 по странам | Математика | Чтение | Естествознание |
| Средний балл | Доля школьников с низкой успеваемостью (ниже уровня 2) | Доля школьников с высокой успеваемостью (уровень 5 и 6) | Изменение в баллах | Средний балл | Изменение в баллах | Средний балл | Изменение в баллах |
Общий уровень по ОЭСР | 494 | 23,1 | 12,6 | - 0,3 | 496 | 0,3 | 501 | 0,5 |
Шанхай-Китай | 613 | 3,8 | 55,4 | 4,2 | 570 | 4,6 | 580 | 1,8 |
Сингапур | 573 | 8,3 | 40.0 | 3.8 | 542 | 5.4 | 551 | 3.3 |
Гонконг | 561 | 8,5 | 33.7 | 1.3 | 545 | 2.3 | 555 | 2.1 |
Тайвань | 560 | 12,8 | 37.2 | 1.7 | 523 | 4.5 | 523 | - 1.5 |
Корея | 554 | 9,1 | 30.9 | 1.1 | 536 | 0.9 | 538 | 2.6 |
Макао-Китай | 538 | 10,8 | 24.3 | 1.0 | 509 | 0.8 | 521 | 1.6 |
Япония | 536 | 11,1 | 23.7 | 0.4 | 538 | 1.5 | 547 | 2.6 |
Лихтенштейн | 535 | 14,1 | 24.8 | 0.3 | 516 | 1.3 | 525 | 0.4 |
Швейцария | 531 | 12,4 | 21.4 | 0.6 | 509 | 1.0 | 515 | 0.6 |
Нидерланды | 523 | 14,8 | 19.3 | -1.6 | 511 | - 0.1 | 522 | - 0.5 |
Эстония | 521 | 10,5 | 14.6 | 0.9 | 516 | 2.4 | 541 | 1.5 |
Финляндия | 519 | 12,3 | 15.3 | - 2.8 | 524 | - 1.7 | 545 | - 3.0 |
Канада | 518 | 13,8 | 16.4 | -1.4 | 523 | - 0.9 | 525 | - 1.5 |
Польша | 518 | 14,4 | 16.7 | 2.6 | 518 | 2.8 | 526 | 4.6 |
Бельгия | 515 | 18,9 | 19.4 | -1.6 | 509 | 0.1 | 505 | - 0.8 |
Германия | 514 | 17,7 | 17.5 | 1.4 | 508 | 1.8 | 524 | 1.4 |
Вьетнам | 511 | 14,2 | 13.3 | m | 508 | m | 528 | m |
Австрия | 506 | 18,7 | 14.3 | 0.0 | 490 | - 0.2 | 506 | - 0.8 |
Австралия | 504 | 19,7 | 14.8 | - 2.2 | 512 | - 1.4 | 521 | - 0.9 |
Ирландия | 501 | 16,9 | 10.7 | - 0.6 | 523 | - 0.9 | 522 | 2.3 |
Словения | 501 | 20,1 | 13.7 | - 0.6 | 481 | - 2.2 | 514 | - 0.8 |
Дания | 500 | 16,8 | 10.0 | - 1.8 | 496 | 0.1 | 498 | 0.4 |
Новая Зеландия | 500 | 22,6 | 15.0 | - 2.5 | 512 | - 1.1 | 516 | - 2.5 |
Чехия | 499 | 21,0 | 12.9 | - 2.5 | 493 | - 0.5 | 508 | - 1.0 |
Франция | 495 | 22,4 | 12.9 | - 1.5 | 505 | 0.0 | 499 | 0.6 |
Англия | 494 | 21,8 | 11.8 | - 0.3 | 499 | 0.7 | 514 | - 0.1 |
Исландия | 493 | 21,5 | 11.2 | - 2.2 | 483 | - 1.3 | 478 | - 2.0 |
Латвия | 491 | 19,9 | 8.0 | 0.5 | 489 | 1.9 | 502 | 2.0 |
Люксембург | 490 | 24,3 | 11.2 | - 0.3 | 488 | 0.7 | 491 | 0.9 |
Норвегия | 489 | 22,3 | 9.4 | - 0.3 | 504 | 0.1 | 495 | 1.3 |
Португалия | 487 | 24,9 | 10.6 | 2.8 | 488 | 1.6 | 489 | 2.5 |
Италия | 485 | 24,7 | 9.9 | 2.7 | 490 | 0.5 | 494 | 3.0 |
Испания | 484 | 23,6 | 8.0 | 0.1 | 488 | - 0.3 | 496 | 1.3 |
Россия | 482 | 24,0 | 7.8 | 1.1 | 475 | 1.1 | 486 | 1.0 |
Словакия | 482 | 27,5 | 11.0 | - 1.4 | 463 | - 0.1 | 471 | - 2.7 |
США | 481 | 25,8 | 8.8 | 0.3 | 498 | - 0.3 | 497 | 1.4 |
Литва | 479 | 26,0 | 8.1 | - 1.4 | 477 | 1.1 | 496 | 1.3 |
Швеция | 478 | 27,1 | 8.0 | - 3.3 | 483 | - 2.8 | 485 | - 3.1 |
Венгрия | 477 | 28,1 | 9.3 | - 1.3 | 488 | 1.0 | 494 | - 1.6 |
Хорватия | 471 | 29,9 | 7.0 | 0.6 | 485 | 1.2 | 491 | - 0.3 |
Израиль | 466 | 33,5 | 9.4 | 4.2 | 486 | 3.7 | 470 | 2.8 |
Греция | 453 | 35,7 | 3.9 | 1.1 | 477 | 0.5 | 467 | - 1.1 |
Сербия | 449 | 38,9 | 4.6 | 2.2 | 446 | 7.6 | 445 | 1.5 |
Турция | 448 | 42,0 | 5.9 | 3.2 | 475 | 4.1 | 463 | 6.4 |
Румыния | 445 | 40,8 | 3.2 | 4.9 | 438 | 1.1 | 439 | 3.4 |
Кипр | 440 | 42,0 | 3.7 | m | 449 | m | 438 | m |
Болгария | 439 | 43,8 | 4.1 | 4.2 | 436 | 0.4 | 446 | 2.0 |
ОАЭ | 434 | 46,3 | 3.5 | m | 442 | m | 448 | m |
Казахстан | 432 | 45,2 | 0.9 | 9.0 | 393 | 0.8 | 425 | 8.1 |
Таиланд | 427 | 49,7 | 2.6 | 1.0 | 441 | 1.1 | 444 | 3.9 |
Чили | 423 | 51,5 | 1.6 | 1.9 | 441 | 3.1 | 445 | 1.1 |
Малайзия | 421 | 51,8 | 1.3 | 8.1 | 398 | - 7.8 | 420 | - 1.4 |
Мексика | 413 | 54,7 | 0.6 | 3.1 | 424 | 1.1 | 415 | 0.9 |
Монтенегро | 410 | 56,6 | 1.0 | 1.7 | 422 | 5.0 | 410 | - 0.3 |
Уругвай | 409 | 55,8 | 1.4 | -1.4 | 411 | - 1.8 | 416 | - 2.1 |
Коста-Рика | 407 | 59,9 | 0.6 | -1.2 | 441 | - 1.0 | 429 | - 0.6 |
Албания | 394 | 60,7 | 0.8 | 5.6 | 394 | 4.1 | 397 | 2.2 |
Бразилия | 391 | 67,1 | 0.8 | 4.1 | 410 | 1.2 | 405 | 2.3 |
Аргентина | 388 | 66,5 | 0.3 | 1.2 | 396 | - 1.6 | 406 | 2.4 |
Тунис | 388 | 67,7 | 0.8 | 3.1 | 404 | 3.8 | 398 | 2.2 |
Иордания | 386 | 68,6 | 0.6 | 0.2 | 399 | - 0.3 | 409 | - 2.1 |
Колумбия | 376 | 73,8 | 0.3 | 1.1 | 403 | 3.0 | 399 | 1.8 |
Катар | 376 | 69,6 | 2.0 | 9.2 | 388 | 12.0 | 384 | 5.4 |
Индонезия | 375 | 75,7 | 0.3 | 0.7 | 396 | 2.3 | 382 | - 1.9 |
Перу | 368 | 74,6 | 0.6 | 1.0 | 384 | 5.2 | 373 | 1.3 |
3.Уровни оценивания грамотности чтения
Важно не только общее число баллов, набранное страной, но и то, каким образом это число сформировано. Для оценки уровня грамотности чтения эксперты PISA вводят 5 уровней грамотности чтения (таблица 2)
Уровень | Описание уровня | Цветовой код | Учащийся продемонстрировал |
5 уровень | Высокий уровень грамотности чтения |  | Глубокое понимание сложных текстов, воспроизведение, комбинирование, анализ информации. Понимание нюансов языка и логики. Критическое воспроизведение и оценку на основе гипотез, базирующихся на специальных знаниях или неожиданных концепциях. |
4 уровень | Повышенный уровень грамотности чтения |  | Понимание длинных и сложных текстов. Значение отдельных частей, с учетом целого. Текст может содержать неоднозначные идеи, некорректно и противоречиво сформулированные. Использование формального знания, критических оценок. |
3 уровень | Средний уровень грамотности чтения |  | Распознавание и установление отношений между отдельными частями текста на основе нескольких идей в тексте, который может явно содержать противоречивую информацию. Объединение, сравнение, детальное понимание отношений, слов и фраз на основе повседневного знания. |
2 уровень | Базовый уровень грамотности чтения |  | Понимание и выделение одной или более простых идей в тексте, который может содержать противоречивую информацию. Умение делать простые выводы на основе установления сравнений и связей, исходя из персонального опыта и знаний. |
1 уровень | Ниже базового уровня |  | Умение понимать и выделять главное тему и цель в простом непротиворечивом тексте, касающемся знакомой темы, базирующейся на повседневном знании. |
Ниже уровня 1 | Существенно ниже базового уровня |  | Неспособны выполнить задания, предложенные в самых легких тестах PISA . |
*Зон всего 6, хотя уровней компетентности 5. Наилучшие результаты – темно-зеленая зона (5 уровень грамотности), наихудшие результаты – красная и темно-красная зоны (1 уровень компетентности и те, кто не достиг 1-го уровня). Считается, что учащиеся, оказавшиеся выше потолка 2-й зоны (то есть в светло-оранжевой, желтой и зеленой зонах), способны к самостоятельной жизни в 21 веке (с разной степенью успешности), поскольку обладают необходимыми умениями работать с текстом для полноценного функционирования в обществе. Учащиеся, чьи результаты находятся в темно-красной зоне, по окончании школы потребуют дополнительного внимания для адаптации к условиям общества.
Использованная литература:
OECD, PISA 2009 Database http://www.education-medelle.com
http://www.oecdcentre.hse.ru/newpub/education/ed_11.html)
План:
1.Основные сведения по программе PISA.
2.Результаты PISA c 2000 по 2012 год.
3. Понятие «грамотность чтения».
3.Уровни оценивания грамотности чтения.