НАО Заполярный район ГБОУ «СШ с.Ома»
Доклад на тему:
«Образовательные технологии здоровьесберегательной направленности»
Докладчик: Хвастунова Ольга Александровна,
учитель начальных классов.
2021год
К здоровьесберегательным образовательным технологиям относятся:
1. технологии личностно-ориентированного обучения
2. технологии проектной деятельности
3. технология дифференцированного обучения
4. технология обучения в сотрудничестве
5. разнообразные игровые технологии
К задачам личностно-ориентированного обучения относятся:
1. создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
2. стимулирование учащихся к высказываниям и использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться
3. создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющей каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы
4. создание обстановки для естественного самовыражения ученика
Цель личностно-ориентированной технологии - максимальное разнообразие форм и содержания образовательного процесса. Педагогику сотрудничества можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. В Концепции среднего образования Российской Федерации сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатами этой деятельности. В концепции сотрудничества значимое место занимают отношения учитель-ученик. Два субъекта должны действовать вместе. И ни один не должен стоять над другим.
Педагогическое сотрудничество призвано разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития. Это совпадает с механизмом формирования и укрепления здоровья путём повышения адаптации к социальной среде.
Важной чертой этой педагогики - это приоритет воспитания над обучением, что позволяет последовательно воспитывать культуру здоровья школьников.
Технология развивающего обучения строится на гипотезе. Знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на «зону ближнего развития» ученика, при построении его индивидуальной образовательной программы, позволяет в большей степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
Технология уровневой дифференциации рассчитана на работу учащихся в малых группах, где педагогу легче следить за познавательной деятельностью учеников и реализовать здоровьесберегающие приёмы и методы. Отсюда появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.
Учебный материал на уроке можно распределять согласно уровням обучения учащихся в виде карточек с индивидуальным заданием. При помощи контроля применяется методика свободного выбора учащимися разно уровневых заданий, позволяющих удерживать внимание учеников.
Уроки с использованием ТСО, наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление-всё это делает компьютер незаменимым помощником в деле снижения утомления учащихся.
Использование игрового метода в образовательной деятельности.
Функции игры многогранны. Она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, даёт отдых, расширяет кругозор и развивает физически. Всё это компоненты образовательного процесса. Игровые технологии позволяют более качественно усваивать знания, необходимые в дальнейшей жизни. Эффективность игры заключается во влиянии на эмоциональную сторону жизни ребёнка. Интерес к предмету сглаживает нежелание учиться.Игры – спутник жизни ребят, источник радостных положительных эмоций, обладающих воспитательной и здоровьесберегающей силой.
Одной из образовательной технологией здоровьесберегающей направленности является
технология раскрепощённого развития детей (физиолог В.Ф.Базарный). Она включает в себя:
занятия в режиме смены динамических поз (парты-конторки)
движение наглядного учебного материала
использование ассиметричных зрительных траекторий
обязательное предметно-хоровое пение
Другими словами, образовательные технологии здоровьесберегающей направленности создают безопасные, комфортные условия для развития личности учащихся.