Доклад:
«Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся»
Подготовил учитель физкультуры МКОУ «Тидибская СОШ им И.Алиева»
Умахмадов Шамиль Магомедович.
-1-
Способность мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому. В них нуждается ученый и руководитель предприятия, врач и преподаватель, агроном и рабочий, политический деятель и крестьянин. Вот почему вопросы развития мышления и речи являются основной задачей, начиная с детского сада до аспирантуры. совершенствовать их нужно всю жизнь. От того, насколько успешно удается решить эти задачи, зависит многое, и прежде всего, прогресс общества, научно-техническое развитие, экономическое и культурное процветание. Ими должны заниматься все преподаватель, внося в это общее дело каждый свое, присущее его специальности. Математик должен приучить к краткому и логически полноценному изложению, литератор- к выразительной и эмоционально насыщенной речи, историк – к последовательному изложению и умению приводить отдельные факты в систему.
Значительное место вопросу развития у школьников логического мышления уделял в своих работах известный отечественный педагог В Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач. Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей, надо учить ребят мыслить абстрактными понятиями. Ребенок пришел в школу учиться –приобретать знания. Конечно, он выучит необходимые правила и законы, сумеет пересказать то о чем узнает. Но ребенок должен научиться также применять свои знания в новых, неожиданных ситуациях находить свои, нестандартные ответы на возникающие вопросы, обнаруживать противоречия и самому ставить вопросы. Его успехи в школе будут зависеть от желания узнавать новое, от веры в свои силы и от умения работать и думать.
Важную роль в развитии логического мышления играет школа. Именно в школе заключается психологическая основа для такой деятельности. Развивается воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются учения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива.
Каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам.
- 2 -
Однако учитель не всегда может уделить достаточное время на уроке для рассмотрения логических задач, да иногда не совсем понимает, как это нужно (делать) преподавать. Нередко это приводить к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления.
Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениям, навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы иные. Обучение в школе не столько вооружает знаниями, умениями, навыками. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умения учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться, самосовершенствоваться. Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Познавательные универсальные действия включаю: общеучебные, учебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
К логическим универсальным действиям относятся:.
1. анализ объектов с целью выделения признаков.
2. синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание недостающих компонентов.
3. выбор оснований и критериев для сравнения классификации объектов.
4. подведение под понятие, выведение следствий
5. доказательство
6. выдвижение гипотез и их обоснование.
Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий. Поэтому одной из важных задач, стоящих перед учителем основной школы, является продолжение развития качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения и, в конечном итоге, самостоятельно изобретать знания и решать возникающие проблемы.
- 3 -
Успешное формирование у школьников логического мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии логического мышления. Дети, хорошо успевающие, смогут еще в большей степени развернуть свое логическое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определенному плану.
В младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных действий. На учителе начальных классов лежит большая ответственность. С этой целью Гаджиева П.И. постоянно проводит нестандартные уроки- одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, помогают формировать навыки учебной работы. Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы, либо начинают новую. Патимат Ибрагимхалиловна использует следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр(конкурсы, КВН, викторины), уроки – путешествия, уроки фантазии (урок сказка, урок-сюрприз, урок-отчет) например, при проведении урока в форме соревнований учительница заранее сообщает детям, в какой форме будет проведен урок по данной теме, дети делятся на команды, учащиеся каждой команды выбирают капитана, название команды, приветствие, связанные с темой урока. Гаджиева подбирает материал, соответствующей теме; заранее выбирают жюри, готовят награды. На такие уроки учительница приглашает родителей.
Магомедова А.М. предлагает учениками такие задания:
Ряд слов, из которых пять дается в скобках, а одно- перед ним. Ребята должны выделить слова, наиболее существенные для слова перед скобками. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля.
сравнение двух и более предметов: чем похожи слова (кошка,книга, крыша) назови общие признаки слов (вилки и ложки)
Узнайте слова по их лексическому значению
Игра «Четвертый лишний»
чего не хватает?- нужно придумать недостающие части рассказа (начало осн. Часть конец)
- 4 -
Не зевай! Продолжай! Ученики быстро называют ответы на вопросы
О человеке, у которого хорошо развита логическое мышление, говорят что он основательно мыслит, дисциплинировано рассуждает. Такой человек, как правило, не допускает ошибок в своих рассуждениях и выводах. Хорошо развитое логическое мышление предостерегает
человека от промахов и ошибок в практической деятельности. Это качество возникает и развивается главным образом в процессе изучения математики- это практическая логика, в ней каждое новое положение получается. С помощью строго обоснованных рассуждений на основе ранее известных положений, т.е строго доказывается.
Гаджиев М.Г на уроках применяет нестандартные задачи, такие как: задачи на смекалку, занимательные задачи, задачи на переливание и т.д.. Например, в 6 кл учитель дает задачу на смекалку – пара лошадей пробежала 40 км. Сколько пробежала каждая лошадь?. Или занимательная задача – как расставить 6 стульев, у стен, чтобы у каждой стены было по 2 стула. Абдулбутаева П.С. тоже подбирает на урок нестандартные задания, которые можно решить устно. Такие задания направлены на развитие сообразительности, умения сравнивать, догадываться, делать выводы.
Учительница считает, что работа с нестандартными задачами дает ученику возможность проявить самостоятельность, развивать свои способности, накопить опыт, который в дальнейшем поможет ориентироваться в новых непривычных ситуациях.
На уроках физики М.Муртазалиевич предлагает учащимся подготовить доклады по неосвещенным вопросам изучаемой темы, практическое применение изученного (на примерах наблюдениях), составляет кроссворды.
Нестандартные формы и методы позволяют сделать химию более доступной и увлекательной, привлечь интерес учащихся. Хадижат Абдулбутаевна для этого применяет нестандартные задания: колесо химической истории, составление структурных формул с помощью моделей атомов, кроссворды, исследовательскую работу.
Необычайность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.
- 5 -
Лингвистические игры, ребусы, индивидуальные задания, конкурсы, викторины, загадки применяет на своих уроках Инусова П.М.
Абдурахманова П.И. при изучении тем «Причастие», «Деепричастие» использует немой диктант. Учитель производит действие, дополняя его добавочным действием. Учащиеся должны зафиксировать, где глагол, где деепричастие. На доске учительница записывает слово или предложение, учащиеся должны определить условие данного задания. Например, слово несгораемый. Какие задания можно выполнить по данному слову?
Правописание чередующихся глаголах
Правописание приставок
Правописание суффиксов
Слитное и раздельное написание не.
Определение части речи.
На уроках английского языка Патимат Расуловна обращается к проблемному методу обучения. Создает проблемные ситуации, вызывающие у учащихся интерес к предмету: решение кроссвордов, отгадывание загадок, сопоставление слов английского языка с американскими, русскими, различные игры.
Самое главное в нашей работе – научить ученика добывать знания, быть самостоятельным т.е. зажечь его. Поэтому урок надо построить так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным, не боялся получить «двойку» за неправильный ответ, был защищен от насмешек одноклассников, чтобы учеба для него была бы в радость.
-6-
Постановление.
Учить детей ставить цели урока, задачи, оценивать свою работу на уроке.
(систематически, всем учителям)
Создавать проблемные ситуации.
(систематически, всем учителям)
Обращаться к историческим фактам, показывать практическую значимость тем.
Проводить зачеты по теории и практическим задачам.
(систематически, всем учителям)
Использовать дидактические игры.
(систематически, всем учителям)
Использовать различные виды контроля знаний, умений, навыков
(систематически, всем учителям)
Уделять внимание творческим заданиям на развитие логического, творческого мышления.
(систематически, всем учителям)
Проводить уроки в форме деловой игры.
(систематически, всем учителям)
Вести обучение на интересном уровне.
(систематически, всем учителям)
Обучать развиваюше, по-творчески.
(систематически, всем учителям)
Научить думать самостоятельно учиться.
(систематически, всем учителям)