СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный журналист"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный журналист"»















































Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный журналист» относится к общекультурной направленности, составлена на основе пособия О.И. Лепилкина, Е.Ю. Умнова, А.Е. Зимин, И.А. Горюнова. Азбука журналистики. ИЦ «Вентана - Граф», М., 2006.

Актуальность данной программы в том, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Таким продуктом может выступать результат деятельности детей в планировании и составлении сценария радиовещательных передач, которые знакомят учащихся гимназии с великими датами и основными праздниками в России, чтение текста и поэзии в которых, участвуют непосредственно сами участники кружковой деятельности. Данный вид деятельности выявляет талантливых и одаренных детей в области писательской журналистики и декламировании текстов, поэзии, позволяя ребенку совершенствовать свою креативность и развивать творческий потенциал.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса  школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей проявляющих интерес к написанию статей разных жанров и тематических направлений, детей умеющих рифмовать и писать стихотворения и прозу разной направленности и в разных стилях, учащихся способных к декламации прозы и поэзии, школьников проявляющих умение режиссуры.

Цели программы: знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело.

Знакомство детей с элементами режиссерской и продюсерской деятельности, с умением составлять и редактировать сценарий радио и телепередач, а также, используя умение декламировать прозу и поэзию разной направленности, донести созданное творение до широкой аудитории, посредством радио и телевещания не только в гимназическом пространстве, но и в широкой общественности, через участие в различных районных и всероссийских конкурсах с видео или аудиозаписью декламации собственных радио и телепередач.


Задачи программы:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в данном виде деятельности;

  • формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

  • формировать эстетический вкус

  • формировать умение декламировать прозу и поэзию разных стилей и жанров

  • формировать навыки режиссерской деятельности в составлении общего сценария

  • активизировать познавательную мыслительную деятельность;

  • развивать критическое мышление;

  • развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;

  • прививать культуру общения;

  • воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;

  • воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;

  • развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды, выпускать радио и телепередачи в гимназическом социуме и широком пространстве (всероссийские и международные конкурсы)

  • развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;

  • формировать творческие способности детей;

  • уметь анализировать и отбирать полученную информацию;

  • использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;

  • уметь применять полученные знания при создании сценариев радио и телепередач и записывать их самостоятельно на видео и аудионосители.

Общая характеристика курса

Внеклассная деятельность кружка «Юный журналист» направлена на освоение учащимися разных знаний и умений в области теоретико – исторического и практического аспекта журналистики и режиссуры в России. А также на формирование у них практических умений актерского мастерства, режиссуры, сценаристики и пиар деятельности, направленных на изобретение своего качественного продукта (проекта), как письменного (статьи, рассказы) и устного (актерское мастерство, сценическая речь), так и проектно-творческого.

Форма проведения занятий.

В ходе реализации программы используются следующие формы организации занятий:

- ролевые  игры;

- свободная творческая дискуссия;

- проблемная ситуация;

- групповая и парная работа;

- практическая деятельность;

- тренировочные упражнения;

- ситуативные тренинги;

- чтение и обсуждение статей из газет, передач из радио и телевещания;

- обсуждение материалов, написание отзывов, статей и сценариев;

- подготовка статей для публикации в школьной газете.

- подготовка декламации и правильного прочтения созданных статей и сценариев

Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:

1. Формирование активной жизненной позиции.

2. Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

3. Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:

1.Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.

2.Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

3.Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).

4.Формирование умение давать самооценку результату своего труда.

Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:

1.Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.

2.Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для поддержания читательского интереса к прессе.

3.Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в устной и письменной форме

4.Формирование умения осуществлять сбор информации для проектного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью).

5.Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала при составлении сценариев

6.Формирование практических навыков при выпуске радио и телепередач

7. Развитие творческих способностей обучающихся.

8. Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.

9. Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:

1.Создание атмосферы сотрудничества учащихся при решении общих задач.

2.Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3.Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

4.Формирование уважения к собеседнику.

5. Формирование у учащихся толерантного сознания.

Организационно - методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Место курса в образовательном пространстве.

Направленность программы — общекультурная.

Сроки реализации программы – один учебный год.

Программа рассчитана на обучающихся 6 класса.

Режим занятий – два академических часа в неделю.

Занятия в творческом объединении проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, 72 часа в год, учебный час – 40 минут.



Методы и приёмы обучения

Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. При организации кружка основной упор делается на работу учащихся по предметам: история журналистики, литература, правила речи, ораторское искусство, актерское мастерство, история, лингводидактика.

Одним из наиболее интересных аспектов деятельности является работа с медиа (создание видеоматериалов, и др.). Программа «Юный журналист» рассчитана на 6-е классы классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

        Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля, а также знакомился с прозой и поэзией известных отечественных авторов, умел выразительно декламировать их произведения, проявлял умение, креативность и одаренность в составлении репортажей.

         Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов, способствующих их разностороннему личностному развитию.

Занятия  в кружке помогут  обучающимся оценить свой творческий потенциал.

Технологии, используемые в системе занятий по программе «Юный журналист», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу основной  школы.

Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования.

Данная программа имеет глубокие интеграционные связи с литературой, изобразительным искусством, иностранными языками, историей, мировой художественной культурой, всеобщей историей Росси, рекламной и пиар деятельностью, режиссурой, операторством и продюссированием.

Направление программы: общекультурное

Формы контроля: мониторинг достижений учащихся в овладении образовательной программой, отзывы родителей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

в соответствии с ФГОС ООО


  1. Личностные результаты:

обучающиеся научатся:

- приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков радио и телепередач»;

- получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;

- понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;

  1. Метапредметныерезультаты:

обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

- расширении круга приёмов составления разных типов плана;

- расширении круга структурирования материала;

- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

- умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

  1. Предметные результаты:

- познакомятся с основными терминами журналистики;

- приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно - познавательных текстов, инструкций;

- получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;

- приобретут опыт уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

- научатся давать самооценку результатам своего труда;

- приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;

- научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы - научатся распределять работу между участниками проекта;

- научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;

- поймут, на доступном школьнику уровне, сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

- приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

ТЕМА 1.  Вводное занятие.  Профессия журналиста (2 часа).

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов.

Формирование представлений о профессии журналиста.

Формирование представлений о профессии режиссёра и продюсера.

Формирование представлений о планировании собственных сценариев.

ТЕМА 2.  Функции журналистики (2 часа).

Функции журналистики:

  • информационная;

  • коммуникативная;

  • выражение мнений определенных групп;

  • формирование общественного мнения.

   Журналист как представитель определенного слоя общества.

   Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

ТЕМА 3.  Требования к журналисту (2 часа).

Требования к журналисту:

- компетентность;

- объективность;

- соблюдение профессиональных и этических норм;

- глубокие знания в области литературы, философии и др.;

- владение литературным языком.

ТЕМА 4.  История российской журналистики (3 часа).

Из истории развития газетного дела.

Журналистика XVIII века.

Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII веке.  

Журналистика  XIX века.

 А.С.Пушкин – публицист. Журналы «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика   XX века.        

 Истоки нравственных основ журналистской этики.  

 Задание. Написать репортаж « Моя школа».    Каким должен быть журналист?

ТЕМА 5. Жанры журналистики. Соцопрос ко Дню учителя в школьную газету.(2 часа).

Жанры журналистики и их особенности.

Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета.

Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

Отличие заметки от корреспонденции.

Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

ТЕМА 6. Первая радиопередача в России. (2 часа).

История появления радиовещания в России.

ТЕМА 7-8.  Первая телепередача в России. (2 часа).

История появления телевидения в России.

ТЕМА 9.  Типы радио и телепередач. (2часа).

Основные типы телепередач и радиопередач

Задание: Написать сценарий радиопередачи

ТЕМА 10.  Успешный сценарий – успешная передача (2 часа)

Креативность в составлении сценария.

Художественные средства выражения мыслей.

Умение привлечь аудиторию.

ТЕМА 11 Актерское мастерство журналиста. (2 часа)

ТЕМА 12.  Искусство художественного чтения. Проект-сценарий «День матери» (2 часа).

Декламация стихотворений известных поэтов России.

Декламация прозы.

Задание.  Выучить и рассказать стихотворение Дементьева А. «Баллада о матери»

ТЕМА 13 Режиссер и продюсер: Кто это? ( 2 часа)

ТЕМА 14.   Знакомство с режиссерской работой на телевидении. Проект с заметкой в газету «День конституции» ( 2ачаса)

ТЕМА 15.   Знакомство с режиссёрской работой на радио(2 часа).

ТЕМА 16. Проект «Новогодний выпуск». (2 часа).

ТЕМА 17.   Проект «Моя телепередача» (2 часа). 

ТЕМА 18.  Эстетика и дизайн – одно из умений журналиста. (2 часа).   

ТЕМА 19.  Репортаж патриотической направленности (2 часа).

ТЕМА 20.  Статья о природе. (2 часа).

ТЕМА 21.  Слушатель, читатель и его интересы. Проект спецвыпуска школьных листовок «День влюбленных»  (1 час).

ТЕМА 22.  Телепередачи патриотической направленности. Проект-репортаж «День защитников отечества» (2 часа).

ТЕМА 23.  Темы школьных теле и радиопередач(2 часа). 

ТЕМА 24Проект спецвыпуска «8 марта». (2 часа)

ТЕМА 25.  Требования к информации в газете, журнале, радио и телепередаче. (2 часа).

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Достоверность. Краткость, ясность. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.

ТЕМА 26.  Источники информации (2 часа).

Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет - источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.

ТЕМА 27.  Рифмование стихотворений. Конкурс «Лучший поэт» (2 часа).

Знакомство детей с алгоритмом создания небольшого стихотворного текста.

Коллективное составление текста по алгоритму.

Создание стихотворных текстов по подгруппам и малыми группами.

Индивидуальное составление детьми стихотворных текстов.

Задание: написать четверостишье о природе.

ТЕМА 28 Правила написания стихотворений. (2 часа)

ТЕМА 29Проект-репортаж «День космонавтики» (2 часа).

ТЕМА 30.  Декламация чтения – успешное будущее теле и радио ведущих. (2 часа).

ТЕМА 31. Проект-репортаж «Праздник весны и труда» (1 час).

ТЕМА 32.   Практическая работа по выпуску школьной газеты (3 часа)

Практикум по выпуску школьной газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

ТЕМА 33.  Интернет-журналистика. Проект спецвыпуска школьной газеты «День победы» (3 часа).

Школьный Интернет – сайт.

Работа на ПК

Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста

Выбор дизайна работы

Редактирование проекта

Просмотр работ. Обсуждение подготовленных проектов.

ТЕМА 34.  Проект «Мое портфолио за год» (4 часа)

Итоговые занятия включают в себя выпуск репортажа разной направленности по заданной тематике.


















Календарно-тематическое планирование

занятий творческого объединения «Юный журналист»

занятия

Дата занятия

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

по плану

измене ния



1-2



Вводное занятие. Профессия журналиста

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • умение структурировать знания;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


3-4



Функции журналистики..

5-6



Требования к журналисту.

7-9



История Российской журналистики

10-11



Жанры журналистики. Соцопрос ко Дню учителя в школьную газету.

12-13



Первая радиопередача в России.

14-15



Первая телепередача в России.

16-17



Типы радио и телепередач.

18-19



Успешный сценарий – успешная передача

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • умение структурировать знания;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


20-21



Актерское мастерство журналиста

22-23



Искусство художественного чтения. Проект-сценарий «День матери»

24-25



Режиссер и продюсер. Кто это?

26-27



Знакомство с режиссерской работой на телевидении. Проект с заметкой в газету «День конституции»

28-29



Знакомство с режиссерской работой на радио

30-31



Проект «Новогодний выпуск».

32-33



Проект «Моя телепередача»

34-35



Эстетика и дизайн

36-37



Репортаж патриотической направленности

38-39



Статья о природе

40



Слушатель, читатель и его интересы. Проект спецвыпуска школьных листовок «День влюбленных»




Телепередачи патриотической направленности. Проект-репортаж «День защитников отечества»

41-42



Темы школьных радио и телепередач

43-44



Проект спецвыпуска «8 марта».

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• умение структурировать знания;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


45-46



Требования к информации в газете, журнале, радио и телепередаче.

47-48



Источники информации

49-50



Рифмование стихотворений. Конкурс «Лучший поэт»

51-52



Правила написания стихотворений

53-54



Проект-репортаж «День космонавтики»

55-57



Декламация чтения – успешное будущее теле- и радиоведущих

58-59



Проект-репортаж «Праздник весны и труда»

60-62



Практическая работа по выпуску школьной газеты

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• умение структурировать знания;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


63-65



Интернет-журналистика. Проект спецвыпуска школьной газеты «День победы»

66-72



Проект «Мое портфолио за год»








Описание учебно-методического и материально технического обеспечения образовательной деятельности


Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

6. О.И. Лепилкина, Е.Ю. Умнова, А.Е. Зимин, И.А. Горюнова. Азбука журналистики. ИЦ «Вентана - Граф», М., 2006.

7. Т.В. Солнцева, «Вторая древнейшая, или Как стать акулой пера». Издательство «Феникс» Р-н-Д. 2006 год. 8. Самоучитель по AdobeInDesign CS3













Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.