Администрация муниципального образования
«Полесский городской округ»
| муниципальное Автономное общеобразовательное учреждение «Полесская средняя общеобразовательная школа» г. Полесск ул. Шевчука, дом 10, телефон/факс: 8-401-58-3-53-65 |
СОГЛАСОВАНО На заседании Научно-методического Совета МАОУ «Полесская СОШ» протокол №1 от _________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Полесская СОШ» ______________ С.А. Головачёв Приказ № _____ от ______2020 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. ВОЛЕЙБОЛ»
Возраст учащихся: 14-17 лет
Срок реализации программы: 2020-2021 уч.год
Составил:
учитель физической культуры 1 категории
Кобель Владимир Николаевич
г. Полесск
Полесский ГО
Калининградской области
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа данного курса разработана в рамках дополнительного образования в соответствии с образовательным планом МАОУ «Полесская СОШ». На изучение курса отводится 136 часов, 4 часа в неделю.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (редакция от 07.05.2013)
«Методический конструктор: пособие для учителя Д.В.Григорьева и др. Просвещение, 2011 г. 223 с. (Стандарты второго поколения)
Учебный план МАОУ «Полесская СОШ» на 2020-2021 учебный год.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин № 2.4.2.282110
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Программа по дополнительному образованию представляет базовый курс изучения и совершенствования основ волейбола (теория и практика). Курс рассчитан на учащихся 9-11 классов, придерживающихся активного образа жизни. Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Основной принцип работы группы дополнительного образования – выполнение требований по физической, технической, тактической, теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.
Основой подготовки занимающихся является универсальность в овладении технико-тактическими приёмами игры. В связи с этим ставят следующие задачи: укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию; укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение основам техники перемещений и стоек, подачи мяча, приём и передача мяча, нападающего удара, блокирование; обучение тактическим действиям в нападении и защите; привитие интереса к соревнованиям; выполнение нормативных требований по видам подготовки.
Для решения перечисленных задач важное значение имеет распределение времени по видам подготовки для составления документов годового и текущего планирования. Основное внимание уделяется на физическую и техническую подготовку учащихся.
Для успешного овладения программным материалом необходимо сочетать занятия в группе с самостоятельной работой, которая предлагается учащимся в виде заданий, разработанных руководителями совместно с занимающимися.
В группу дополнительного образования принимаются дети, допущенные школьным врачом к занятиям физической культурой. В дальнейшем они проходят контроль два раза в год.
Занятия носят учебно-тренировочную, методическую направленность. В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры и навыки инструктора-общественника.
С этой целью в учебно-тренировочных группах, на занятиях назначать помощников тренера и давать им задания по проведению упражнений по общей физической подготовке.
Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подготовке (разминки), методики проведения упражнений и отдельных частей занятия. Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими занимающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.
Необходимо научить занимающихся проводить соревнования в группе. Каждый должен уметь вести технический протокол игры, составить заявку на участие в соревнованиях, составлять таблицу учёта результатов игры.
Руководитель группы должен систематически следить за успеваемостью своих воспитанников, поддерживать контакт с родителями, учителями, классными руководителями. Он должен привить навыки к общественно-полезному труду, сознательному отношению к занятиям. Воспитывать такие качества, как чувство товарищества, смелость, воля к победе.
ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ
Для проведения занятий в волейбольном кружке необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
Сетка волейбольная – 2 штуки.
Стойки волейбольные – 2 штуки.
Гимнастическая стенка – 6-8 пролётов.
Гимнастические скамейки – 3-4 штуки.
Гимнастические маты – 3 штуки.
Скакалки – 30 штук.
Мячи набивные (масса 1 кг.) – 25 штук.
Гантели различной массы – 20 штук.
Мячи волейбольные – 30 штук.
Макет площадки с фишками – 2 комплекта.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Задачи кружка заключаются в содействии физическому развитию детей и подростков, воспитанию гармонично развитых, стойких защитников Родины.
Непосредственными условиями выполнения этих задач является многолетняя, целенаправленная подготовка учащихся: привитие интереса систематическим занятиям физической культурой и спортом, подготовка общественных физкультурных организаторов по волейболу для школьных коллективов физкультуры, активных помощников в пионерских лагерях.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Структура программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путём последовательного прохождения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГГРАММЫ
В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:
- повысить уровень своей физической подготовленности;
- приобрести навыки и умения по волейболу;
- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия на волейбольной площадке;
- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- уметь самостоятельно проводить занятия по развитию основных физических способностей;
- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию;
- следование основным принципам здорового образа жизни должен стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ – это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учётом его индивидуальных качеств и запросов.
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
Теоретическая подготовка
1.Развитие волейбола в России и за рубежом.
2.Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
3.Сведения о строении и функциях организма человека.
4.Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
5.Физическая подготовка волейболиста.
6.Техническая подготовка волейболиста.
7.Тактическая подготовка волейболиста.
8.Психологическая подготовка волейболиста.
9.Правила игры в волейбол.
10.Места занятий, оборудование и инвентарь.
Физическая подготовка
1.Общая физическая подготовка
1.1 Строевые упражнения (действия в строю, на месте и в движении; переход с шага на бег и обратно; изменения скорости движения)
1.2 Гимнастические упражнения: упражнения для мышц рук и плечевого пояса; упражнения с набивными мячами, гантелями, резиновыми амортизаторами, на гимнастической стенке, упражнения для мышц туловища и шеи; упражнения для мышц ног, таза.
1.3 Акробатические упражнения (группировки в приседе, сидя, лёжа на спине; перекаты в группировке, из упора присев, из основной стойки)
1.4 Легкоатлетические упражнения (различные виды бега; прыжки в высоту, длину; метание мяча и гранаты)
1.5 Подвижные игры.
2.Специальная физическая подготовка
2.1 Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий.
2.2 Подвижные игры.
2.3 Упражнения для развития прыгучести.
2.4 Упражнения с отягощением.
2.5 Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёмов и передач мяча.
2.6 Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач.
2.7 Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
2.8 Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
Техническая подготовка
1.Техника нападения.
1.1Действия без мяча (перемещения и стойки и их сочетание)
1.2 Действия с мячом: (передачи мяча двумя руками сверху на точность; приём мяча двумя руками снизу; верхняя прямая подача; нападающие удары после доигровки, первым темпом, по диагонали).
2.Техника защиты.
2.1Действия без мяча ( остановка прыжком; падения и перекаты; сочетание способов перемещений с остановками и стойками)
2.2 Действия с мячом ( приёмы мяча двумя руками снизу, с боку, в падении; способы блокирования).
Тактическая подготовка
1.Тактика нападения
1.1 Индивидуальные действия (выбор места для выполнения второй передачи в зоне 2; стоя спиной по направлению; для выполнения подачи).
1.2 Групповые действия (взаимодействия игроков при второй передаче зон 6,1 и 5 и игроком зоны 2)
1.3 Командные действия ( приём мяча от подач и первая передача в зону 3, вторая - игроку, к которому передающий стоит спиной; система игры со второй передачи и игрока передней линии).
2.Тактика защиты
2.1 Индивидуальные действия (выбор места при приёме мяча; определение времени для отталкивания при блокировании, своевременность выноса рук над сеткой).
2.2 Групповые действия (взаимодействия игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов)
2.3 Командные действия (расположение игроков при приёме подачи «углом вперед» с применением групповых действий).
Контрольные испытания
1.Сдача норм по общей и специальной физической и технической подготовке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Программы для внешкольных учреждений. «Спортивные кружки и секции» – Москва , « Просвещение» 1986 г.
Список литературы для педагога:
1 Волейбол/Под ред. А. Г. Айриянца. М., 1996г.
2. Жаров К. П. Волевая подготовка спортсменов. М., 1996 г.
3. Железняк Ю. Д. Тактическая подготовка волейболистов. Смоленск, 1995г.
4. Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. М., 2000 г.
5. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. М., 1998 г.
6. Железняк Ю. Д. и др. О методах и организации отбора в спортивные
7. Ивойлов А. В. Волейбол. М., 2004 г.
8. Медицинский справочник тренера. М., 2006 г.
9. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. М., 2002.
Тематическое планирование
занятий группы дополнительного образования
«Волейбол»
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
1-2 | Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе . Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики. | 2 |
3-4 | Роль соревнований, виды соревнований, методика судейства. | 2 |
5-6 | Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости | 2 |
7-8 | Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости | 2 |
9-10 | Действия в строю на месте и в движении. Построение, выравнивание строя, расчёт в строю, повороты и полуобороты, размыкание и размыкание, перестроение шеренги и колонны в строю, переход с шага на бег и обратно. | 2 |
11-12 | ОРУ. Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса, мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Подвижная игра «Гонка мячей». | 2 |
13-14 | ОРУ. Упражнения с предметами: со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг.) Учебная игра в мини волейбол. | 2 |
15-16 | ОРУ. Акробатические упражнения. Кувырки вперёд, назад, стойка на лопатках. Подвижная игра «Охотники и утки». | 2 |
17-18 | ОРУ. Акробатические упражнения. Кувырки вперёд, назад, стойка на лопатках. Подвижная игра «Охотники и утки». | 2 |
19-20 | ОРУ. Переворот в сторону (вправо и влево) с места. Соединение акробатических элементов в несложные комбинации. | 2 |
21-22 | ОРУ. Бег с ускорением до 20 м., стартовый разбег, челночный бег. | 2 |
23-24 | ОРУ. Бег 60-100 м., эстафетный бег. | 2 |
25-26 | ОРУ. Бег в чередовании с ходьбой до 300 м. Учебная игра по волейболу. | 2 |
27-28 | ОРУ. Бег или кросс до 1000м. учебная игра. | 2 |
29-30 | Прыжки в высоту и длину с разбега. | 2 |
31-32 | Метание мяча и гранаты на дальность. Учебная игра. | 2 |
33-34 | Бег на 5,10,15 м. из исходных положений. Стойка волейболиста(лицом, боком, спиной к стартовой линии) – сидя, лёжа на спине и животе. Учебная игра. | 2 |
35-36 | Челночный бег на 5 и 10 м. челночный бег приставными шагами. Учебная игра. | 2 |
37-38 | Бег с набивными мячами, с отягощением. Учебная игра. | 2 |
39-40 | ОРУ. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх, тоже самое с прыжком вверх, с набивными мячами. Учебная игра. | 2 |
41-42 | ОРУ. Из положения стоя на гимнастической стенке быстрое разгибание и сгибание ног. Учебная игра. | 2 |
43-44 | ОРУ. Приседания, выпрыгивания вверх из приседа, полуприседа, полуприседа вперёд, прыжки на обеих ногах. Учебная игра. | 2 |
45-46 | ОРУ. Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперёд, боком, и спиной вперёд. Учебная игра. | 2 |
47-48 | ОРУ. Прыжки опорные, со скакалкой, разнообразные подскоки. Бег по ступенькам. Учебная игра. | 2 |
49-50 | ОРУ. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистей, сжимание и разжимание пальцев рук. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Учебная игра. | 2 |
51-52 | ОРУ. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с набивными мячами. Учебная игра. 1 | 2 |
53-54 | ОРУ. Упражнения с волейбольным мячом. Верхняя прямая подача мяча через стенку. Учебная игра. | 2 |
55-56 | ОРУ. Упражнения с волейбольным мячом. Верхняя прямая подача мяча через стенку. Учебная игра. | 2 |
57-58 | ОРУ. Упражнения с волейбольным мячом. Верхняя прямая подача мяча через стенку. Учебная игра. | 2 |
59-60 | ОРУ. Броски и удары по мячу в парах. Учебная игра. | 2 |
61-62 | ОРУ. Броски и удары по мячу в парах. Учебная игра. | 2 |
63-64 | ОРУ. Броски и удары по мячу в парах. Учебная игра. | 2 |
65-66 | ОРУ. Броски и удары по мячу об стену. Учебная игра. | 2 |
67-68 | ОРУ. Броски и удары по мячу об стену. Учебная игра. | 2 |
69-70 | ОРУ. Броски и удары по мячу об стену. Учебная игра. | 2 |
71-72 | ОРУ. Блокирование через сетку. Перемещение у сетки, остановка и прыжок вверх. Учебная игра. | 2 |
73-74 | ОРУ. Блокирование через сетку. Перемещение у сетки, остановка и прыжок вверх. Учебная игра. | 2 |
75-76 | ОРУ. Блокирование через сетку. Перемещение у сетки, остановка и прыжок вверх. Учебная игра. | 2 |
77-78 | ОРУ. Ходьба скрестным шагом вправо, влево, бег спиной вперёд, остановка прыжком, сочетание способов перемещений. Учебная игра. | 2 |
79-80 | ОРУ. Ходьба скрестным шагом вправо, влево, бег спиной вперёд, остановка прыжком, сочетание способов перемещений. Учебная игра. | 2 |
81-82 | ОРУ. Ходьба скрестным шагом вправо, влево, бег спиной вперёд, остановка прыжком, сочетание способов перемещений. Учебная игра. | 2 |
83-84 | ОРУ. Передача мяча двумя руками сверху на точность, с перемещением в парах, о стенку. Учебная игра. | 2 |
85-86 | ОРУ. Передача мяча двумя руками сверху на точность, с перемещением в парах, о стенку. Учебная игра. | 2 |
87-88 | ОРУ. Передача мяча двумя руками сверху на точность, с перемещением в парах, о стенку. Учебная игра. | 2 |
89-90 | ОРУ. Подачи мяча на точность по зонам. Учебная игра. | 2 |
91-92 | ОРУ. Подачи мяча на точность по зонам. Учебная игра. | 2 |
93-94 | ОРУ. Подачи мяча на точность по зонам. Учебная игра. | 2 |
95-96 | ОРУ. Нападающий удар по ходу с разбега 1,2,3 шага, из зоны 4 с передачи партнёра из зоны 3, наброшенному партнёром. Учебная игра. | 2 |
97-98 | ОРУ. Нападающий удар по ходу с разбега 1,2,3 шага, из зоны 4 с передачи партнёра из зоны 3, наброшенному партнёром. Учебная игра. | 2 |
99-100 | ОРУ. Нападающий удар по ходу с разбега 1,2,3 шага, из зоны 4 с передачи партнёра из зоны 3, наброшенному партнёром. Учебная игра. | 2 |
101-102 | ОРУ. Приём мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6,5,1 и первая передача в зоны 3,2. Учебная игра. | 2 |
103-104 | ОРУ. Приём мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6,5,1 и первая передача в зоны 3,2. Учебная игра. | 2 |
105-106 | ОРУ. Приём мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6,5,1 и первая передача в зоны 3,2. Учебная игра. | 2 |
107-108 | ОРУ. Одиночное и групповое блокирование нападающего удара в зонах 4,2, стоя на подставках. Учебная игра. | 2 |
109-110 | ОРУ. Одиночное и групповое блокирование нападающего удара в зонах 4,2, стоя на подставках. Учебная игра. | 2 |
111-112 | ОРУ. Одиночное и групповое блокирование нападающего удара в зонах 4,2, стоя на подставках. Учебная игра. | 2 |
113-114 | ОРУ. Выбор места для второй передачи и в зоне 3. Учебная игра. | 2 |
115-116 | ОРУ. Взаимодействие игрока зоны 4,2 с игроком зоны 3 при первой передаче. Учебная игра. | 2 |
117-118 | ОРУ. Взаимодействие игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 3. Учебная игра. | 2 |
119-120 | ОРУ. Приём нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращён лицом. Учебная игра. | 2 |
121-122 | ОРУ. Приём нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращён лицом. Учебная игра. | 2 |
123-124 | ОРУ. Выбор места при приёме нижней подачи. Учебная игра. | 2 |
125-126 | ОРУ. Расположение игроков при приёме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3, 2. Учебная игра. | 2 |
127-128 | ОРУ. Расположение игроков при приёме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3, 2. Учебная игра. | 2 |
129-130 | ОРУ. Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола. | 2 |
131-132 | ОРУ. Весёлые старты. | 2 |
133-134 | ОРУ. Соревнования по мини-волейболу. | 2 |
135-136 | ОРУ. Контрольные испытания по физической и технической подготовке. | 2 |
| ИТОГО: | 136 ч. |
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
№ п/п | Виды испытаний | Кол-ый показатель |
1 | Верхняя передача мяча на точность из зоны 3(2) в зону 4 | 4 |
2 | Подача верхняя прямая в пределы площадки | 3 |
3 | Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3 | 3 |
4 | Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу | 8 |
5 | Нападающий удар по мячу по зонам | 3 |