СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Двигательное качество - быстрота

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Двигательное качество - быстрота»

 «Двигательное качество - быстрота».  Выполнил студент Группы ПБ 18-1 Малахов Н.Ю

«Двигательное качество - быстрота».

Выполнил студент

Группы ПБ 18-1

Малахов Н.Ю

 ПОНЯТИЕ О ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ ЧЕЛОВЕКА И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ. Двигательная функция как интегральная характеристика двигательных качеств. Комплексный характер проявления физических качеств.

ПОНЯТИЕ О ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ ЧЕЛОВЕКА И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ.

  • Двигательная функция как интегральная характеристика двигательных качеств. Комплексный характер проявления физических качеств.
Характеристика физического развития человека по состоянию двигательных качеств и компонентам физического развития (рост, вес, жизненный объем легких, простая двигательная реакция, сила кисти, выносливость, проба Летунова и т. д.). Возрастные особенности проявления двигательных качеств (проявление силы, выносливости, гибкости).

Характеристика физического развития человека по состоянию двигательных качеств и компонентам физического развития (рост, вес, жизненный объем легких, простая двигательная реакция, сила кисти, выносливость, проба Летунова и т. д.). Возрастные особенности проявления двигательных качеств (проявление силы, выносливости, гибкости).

ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Пред зародышевое развитие (развитее половых клеток). Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Формирование организма человека в детстве и в периоде полового созревания. Развитие органов и тканей. Развитие опорно-двигательного аппарата. Развитие органов чувств. Развитие двигательной функции. Развитие ЦНС. Формирование личностных качеств.

ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА.

  • Пред зародышевое развитие (развитее половых клеток).
  • Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Формирование организма человека в детстве и в периоде полового созревания. Развитие органов и тканей. Развитие опорно-двигательного аппарата. Развитие органов чувств. Развитие двигательной функции. Развитие ЦНС. Формирование личностных качеств.
 Достижение половозрелости. Становление личности. Поддержание устойчивости состояния организма. Взаимосвязь организма человека, на всех этапах его развития, с окружающей средой. Приспособительные изменения образа жизни человека на разных этапах возрастного развития.
  • Достижение половозрелости. Становление личности. Поддержание устойчивости состояния организма. Взаимосвязь организма человека, на всех этапах его развития, с окружающей средой. Приспособительные изменения образа жизни человека на разных этапах возрастного развития.
Двигательное качество быстроты. Быстрота характеризуется способностью человека совершать двигательные действия за минимально возможный отрезок времени. Основные виды проявления быстроты: 1. Время простой двигательной реакции (время от исполнительной команды до выполнения простого двигательного действия). 2. Наиболее быстрое выполнение одиночного движения (т.е. скорость сокращения мышцы, от начала движения до его окончания). 3. Способность к поддержанию высокого темпа движений.

Двигательное качество быстроты.

  • Быстрота характеризуется способностью человека совершать двигательные действия за минимально возможный отрезок времени.
  • Основные виды проявления быстроты:

1. Время простой двигательной реакции (время от исполнительной команды до выполнения простого двигательного действия).

2. Наиболее быстрое выполнение одиночного движения (т.е. скорость сокращения мышцы, от начала движения до его окончания).

3. Способность к поддержанию высокого темпа движений.

Качество быстроты проявляется при выполнении любых двигательных действий за кратчайшее время. Проявление быстроты на протяжении какого-либо временного отрезка (более 8,0 с) характеризуется скоростной выносливостью (иногда применяется термин «спринтерская выносливость»). Опытным путем установлено, что поддерживать максимальный темп движений и скорость выполнения движений человек способен на протяжении 8.0 с (на примере спринтерского бега). Более длительное выполнение двигательных действий в максимально возможном темпе требует проявления скоростной выносливости. Любая форма проявления быстроты имеет в своей основе ту или иную координацию в сокращении мышц и деятельности вегетативных функций, сформированную по механизму условного рефлекса.

Качество быстроты проявляется при выполнении любых двигательных

действий за кратчайшее время.

Проявление быстроты на протяжении какого-либо временного отрезка (более 8,0 с) характеризуется скоростной выносливостью (иногда применяется термин «спринтерская выносливость»). Опытным путем установлено, что поддерживать максимальный темп движений и скорость выполнения движений человек способен на протяжении 8.0 с (на примере спринтерского бега). Более длительное выполнение двигательных действий в максимально возможном темпе требует проявления скоростной выносливости.

Любая форма проявления быстроты имеет в своей основе ту или иную координацию в сокращении мышц и деятельности вегетативных функций, сформированную по механизму условного рефлекса.

Особенностью временных связей, обеспечивающих различные формы быстроты реакций, является формирование высокой подвижности процессов возбуждения и торможения. Организованная система условных рефлексов, высокая подвижность нервных процессов обеспечивают быструю смену одних двигательных координации другими. При этом возбуждение и торможение находятся в определенном балансе и могут быстро чередоваться, что и обуславливает быструю смену сокращения и расслабления различных групп мышц. Для осуществления максимальной быстроты движений требуется также психологическая готовность к концентрации волевых усилий в определенном направлении.
  • Особенностью временных связей, обеспечивающих различные формы быстроты реакций, является формирование высокой подвижности процессов возбуждения и торможения. Организованная система условных рефлексов, высокая подвижность нервных процессов обеспечивают быструю смену одних двигательных координации другими. При этом возбуждение и торможение находятся в определенном балансе и могут быстро чередоваться, что и обуславливает быструю смену сокращения и расслабления различных групп мышц.
  • Для осуществления максимальной быстроты движений требуется также психологическая готовность к концентрации волевых усилий в определенном направлении.
Средства и методы развития выносливости. Средства развития разных видов выносливости - выполнение циклических упражнений всеми методами:  1. Равномерный или дистанционный (преимущественно для развития аэробной выносливости).  2. Повторный (преимущественно для развития скоростной и анаэробной выносливости),  3. Переменный (для развития всех видов смешанной выносливости).  4. Интервальный (для развития всех видов выносливости).  5. Виды повторно-интервального и переменно-интервального методов (для развития всех видов смешанной выносливости),  6. Соревновательный или контрольный.

Средства и методы развития выносливости.

  • Средства развития разных видов выносливости - выполнение циклических упражнений всеми методами:
  • 1. Равномерный или дистанционный (преимущественно для развития аэробной выносливости).
  • 2. Повторный (преимущественно для развития скоростной и анаэробной выносливости),
  • 3. Переменный (для развития всех видов смешанной выносливости).
  • 4. Интервальный (для развития всех видов выносливости).
  • 5. Виды повторно-интервального и переменно-интервального методов (для развития всех видов смешанной выносливости),
  • 6. Соревновательный или контрольный.
В зависимости от специфики двигательной деятельности и подготовленности человека, упражнения должны выполняться до наступления признаков декомпенсированного утомления. Оканчивать выполнение упражнений следует при значительном снижении скорости и наступления неблагоприятных изменений в технике двигательных действий. На начальных этапах подготовки спортсменов больше внимания уделяется аэробной (базовой) выносливости. По мере приближения к соревнованиям основное внимание концентрируется на развитии специальной выносливости. Контроль. Осуществляется на всех этапах тренировки по всем видам выносливости. Специальные тесты и спортивные пробы в зависимости от специализации спортсменов. Контроль общей выносливости - тест Купера (широко применяется для характеристики общей подготовленности людей разного возраста).
  • В зависимости от специфики двигательной деятельности и подготовленности человека, упражнения должны выполняться до наступления признаков декомпенсированного утомления. Оканчивать выполнение упражнений следует при значительном снижении скорости и наступления неблагоприятных изменений в технике двигательных действий.
  • На начальных этапах подготовки спортсменов больше внимания уделяется аэробной (базовой) выносливости. По мере приближения к соревнованиям основное внимание концентрируется на развитии специальной выносливости.
  • Контроль.
  • Осуществляется на всех этапах тренировки по всем видам выносливости. Специальные тесты и спортивные пробы в зависимости от специализации спортсменов.
  • Контроль общей выносливости - тест Купера (широко применяется для характеристики общей подготовленности людей разного возраста).
Двигательное качество ловкости. Ловкость - это способность в максимально короткий срок рационально справиться с новой, неожиданно возникшей двигательной задачей. О степени ловкости можно судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся в данный момент ситуации. Качество ловкости очень тесно связано с полноценным восприятием, инициативностью, быстротой и точностью двигательных реакций. Ловкость не может быть абстрактной, она проявляется в конкретных, более или менее обширных формах двигательной функции.

Двигательное качество ловкости.

  • Ловкость - это способность в максимально короткий срок рационально справиться с новой, неожиданно возникшей двигательной задачей.
  • О степени ловкости можно судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся в данный момент ситуации. Качество ловкости очень тесно связано с полноценным восприятием, инициативностью, быстротой и точностью двигательных реакций.
  • Ловкость не может быть абстрактной, она проявляется в конкретных, более или менее обширных формах двигательной функции.
Со скоростью реакции тесно связан другой ее признак - точность. Точной называется реакция, которая вполне соответствует требованиям сложившейся ситуации. Точная реакция предполагает и точные движения. Говоря о скорости реакции следует иметь в виду именно скорость ответа на возникшую ситуацию, т.е. время, протекающее от момента появления раздражителя до начала действия, а не скорость самого ответного движения. В связи с тем, что ловкость проявляется во многих действиях в практических целях их можно известным образом сгруппировать: 1. Ловкость, проявляемая с предметами (метания и ловля, манипуляции с предметами - «ручная умелость»). 2. Ловкость проявляемая в изменении позы (встать, лечь, сесть).
  • Со скоростью реакции тесно связан другой ее признак - точность. Точной называется реакция, которая вполне соответствует требованиям сложившейся ситуации. Точная реакция предполагает и точные движения.
  • Говоря о скорости реакции следует иметь в виду именно скорость ответа на возникшую ситуацию, т.е. время, протекающее от момента появления раздражителя до начала действия, а не скорость самого ответного движения.
  • В связи с тем, что ловкость проявляется во многих действиях в практических целях их можно известным образом сгруппировать:
  • 1. Ловкость, проявляемая с предметами (метания и ловля, манипуляции с предметами - «ручная умелость»).
  • 2. Ловкость проявляемая в изменении позы (встать, лечь, сесть).
3. Ловкость проявляемая в различных видах передвижений (ходьба, бег, лазание, ползание, преодоление препятствий). 4. Ловкость проявляемая в двигательной деятельности ссопротивлениями (перетягивание, переталкивание, вырывание из рук соперника предмета, элементы борьбы, фехтования, бокса). 5. Ловкость требующая согласованных действий участников группы (садиться и вставать держась за руки, передавать по шеренге предмет). 6. Ловкость проявляемая в командных действиях, требующих тактической согласованности (все виды командных игр).
  • 3. Ловкость проявляемая в различных видах передвижений (ходьба, бег, лазание, ползание, преодоление препятствий).
  • 4. Ловкость проявляемая в двигательной деятельности ссопротивлениями (перетягивание, переталкивание, вырывание из рук соперника предмета, элементы борьбы, фехтования, бокса).
  • 5. Ловкость требующая согласованных действий участников группы (садиться и вставать держась за руки, передавать по шеренге предмет).
  • 6. Ловкость проявляемая в командных действиях, требующих тактической согласованности (все виды командных игр).
Средства и методы развития ловкости. Средства. Выполнение упражнений с меняющимися условиями, подвижные и спортивные игры, преодоление полосы препятствий, метания и ловля предметов, прыжки, сохранение равновесия и т.п. Направленность упражнений должна обеспечивать концентрацию внимания на выполнение разнообразных двигательных действий. Не рекомендуется выполнять упражнения на фоне утомления. Методика. Индивидуальное и групповое выполнение упражнений с акцентом на точность двигательных действий и быстроту выполнения. Подвижные и спортивные игры. Контроль. На всех этапах подготовки по заранее разработанным контрольным упражнениям с регистрацией времени и результативности выполнения.

Средства и методы развития ловкости.

  • Средства.
  • Выполнение упражнений с меняющимися условиями, подвижные и спортивные игры, преодоление полосы препятствий, метания и ловля предметов, прыжки, сохранение равновесия и т.п. Направленность упражнений должна обеспечивать концентрацию внимания на выполнение разнообразных двигательных действий. Не рекомендуется выполнять упражнения на фоне утомления.
  • Методика.
  • Индивидуальное и групповое выполнение упражнений с акцентом на точность двигательных действий и быстроту выполнения. Подвижные и спортивные игры.
  • Контроль.
  • На всех этапах подготовки по заранее разработанным контрольным упражнениям с регистрацией времени и результативности выполнения.
Двигательное качество гибкости. Гибкость определяется наибольшей величиной амплитуды движений звеньев человеческого тела в разных направлениях. Границы возможного размаха движений зависят как от анатомических особенностей суставов и окружающих их тканей, так и от функционального состояния нервной системы оказывающей влияние на тонус мускулатуры, а также от способности мышц к расслаблению.

Двигательное качество гибкости.

  • Гибкость определяется наибольшей величиной амплитуды движений звеньев человеческого тела в разных направлениях.
  • Границы возможного размаха движений зависят как от анатомических особенностей суставов и окружающих их тканей, так и от функционального состояния нервной системы оказывающей влияние на тонус мускулатуры, а также от способности мышц к расслаблению.
Виды проявления гибкости: 1. Активная гибкость или подвижность в суставах. 2. Пассивная гибкость или подвижность в суставах. Активная подвижность, при которой амплитуда движений обеспечивается активной тягой мышц, меньше так называемой пассивной подвижности, вызываемой внешними силами.
  • Виды проявления гибкости:

1. Активная гибкость или подвижность в суставах.

2. Пассивная гибкость или подвижность в суставах.

Активная подвижность, при которой амплитуда движений обеспечивается активной тягой мышц, меньше так называемой пассивной подвижности, вызываемой внешними силами.

Средства и методы развития гибкости. Средства. Выполнение упражнений индивидуально и в парах (для развития пассивной гибкости). Используются гимнастические палки, резиновые амортизаторы, маты, шведская стенка и др. Направленность упражнении. Достижение большой амплитуды движений для развития активной гибкости, доведение подвижности в суставе до крайних положений и удержание конечностей в этих положениях для развития пассивной гибкости. Методика.

Средства и методы развития гибкости.

  • Средства.
  • Выполнение упражнений индивидуально и в парах (для развития пассивной гибкости). Используются гимнастические палки, резиновые амортизаторы, маты, шведская стенка и др.
  • Направленность упражнении.
  • Достижение большой амплитуды движений для развития активной гибкости, доведение подвижности в суставе до крайних положений и удержание конечностей в этих положениях для развития пассивной гибкости.
  • Методика.
Упражнения выполняются последовательно для развития гибкости всех суставов тела (для рук, плечевого пояса, шеи и туловища, ног), затем акцентировано для суставов в которых выполняются движения при специализированных двигательных действиях. Сначала - упражнения для развития активной, затем - для развития пассивной гибкости. Контроль. Осуществляется при помощи гониометров или контрольных упражнений (наклоны, шпагат, прокручивание рук в плечевых суставах и т.д.).
  • Упражнения выполняются последовательно для развития гибкости всех суставов тела (для рук, плечевого пояса, шеи и туловища, ног), затем акцентировано для суставов в которых выполняются движения при специализированных двигательных действиях. Сначала - упражнения для развития активной, затем - для развития пассивной гибкости.
  • Контроль.
  • Осуществляется при помощи гониометров или контрольных упражнений (наклоны, шпагат, прокручивание рук в плечевых суставах и т.д.).
 ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Качества быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости не проявляются изолированно, а являются лишь составными компонентами, характеризующими ту или иную двигательную деятельность и, возможно, проявляющиеся в ней в большей или меньшей степени. Каждое мышечное сокращение всегда протекает хотя бы с минимальным напряжением и имеет определенные быстроту и продолжительность. Для проявления ловкости нужна в разной степени и сила и быстрота и гибкость. Проявление основных качественных особенностей двигательной деятельности взаимосвязано и взаимообусловлено.

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  • Качества быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости не проявляются изолированно, а являются лишь составными компонентами, характеризующими ту или иную двигательную деятельность и, возможно, проявляющиеся в ней в большей или меньшей степени.
  • Каждое мышечное сокращение всегда протекает хотя бы с минимальным напряжением и имеет определенные быстроту и продолжительность. Для проявления ловкости нужна в разной степени и сила и быстрота и гибкость.
  • Проявление основных качественных особенностей двигательной деятельности взаимосвязано и взаимообусловлено.
Глубокая основа взаимосвязи лежит в том, что каждое из разбираемых качеств, хотя и имеющих свои специфические особенности, является функцией все того же нервно-мышечного аппарата. Протекание физиологических и биохимических процессов при мышечной деятельности представляет собой единый процесс. Осуществление тех или иных физиологических процессов и химических реакций взаимно обусловлено и связано с биохимическими и морфологическими особенностями организма, а также с деятельностью нервной системы на разных ее уровнях, которая объединяет организм в единое целое, обеспечивая координацию и регуляцию всей его деятельности.
  • Глубокая основа взаимосвязи лежит в том, что каждое из разбираемых качеств, хотя и имеющих свои специфические особенности, является функцией все того же нервно-мышечного аппарата.
  • Протекание физиологических и биохимических процессов при мышечной деятельности представляет собой единый процесс.
  • Осуществление тех или иных физиологических процессов и химических реакций взаимно обусловлено и связано с биохимическими и морфологическими особенностями организма, а также с деятельностью нервной системы на разных ее уровнях, которая объединяет организм в единое целое, обеспечивая координацию и регуляцию всей его деятельности.
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое воспитание как процесс в государственных учреждениях организуется государством (детские сады, общеобразовательные школы, училища, ВУЗы). В дальнейшем каждый человек должен сам организовывать личный процесс физического воспитания как составную часть своего культурного развития. Итог физического воспитания - здоровый образ жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  • Физическое воспитание как процесс в государственных учреждениях организуется государством (детские сады, общеобразовательные школы, училища, ВУЗы).
  • В дальнейшем каждый человек должен сам организовывать личный процесс физического воспитания как составную часть своего культурного развития.
  • Итог физического воспитания - здоровый образ жизни.