СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая тропа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природа - Неслепок не бездушный лик.

В ней естьдуша,

В ней естьсвобода

В ней есть любовь

В ней есть язык!

Просмотр содержимого документа
«Экологическая тропа»



Автор : Исангильдина Карапа Куанычбаевна

Челябинская область г. Миасс ул. Комарова №33 а

МАОУ « СОШ №21»

Название темы моего учебного проекта

« Экологическая тропа»


Краткое содержание проекта:

Тема проекта «Экологическая тропа». Данный проект подразумевает создание экологической тропы, начиная с выбора маршрута и заканчивая проведением экскурсий самими учащимися.


Предметы:

Экология, биология, география, ОЗОЖ, ОБЖ, физкультура, технология


Классы:

5-9 классы


Приблизительная продолжительность проекта

1 год

Основа проекта

Образовательные стандарты

Стандарты, на которые ориентирован проект, используются на протяжении всего проекта, но некоторые из них не выделены, являясь частью учебной деятельности или оценивания. Выбранные элементы содержания стандартов соответствуют продолжительности проекта.


В результате изучения биологии ученик должен знать

признаки биологических объектов: живых организмов; организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем ,биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;


уметь находить:

в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;

в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;


объяснять:

роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;


проводить простые биологические исследования:

описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;

по результатам наблюдений распознавать и описывать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.


Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения


После завершения работы над проектом учащиеся смогут:


- составлять морфологическое описание растения (понимание);


- провести простейший эксперимент, наблюдение за ростом и развитием растений (анализ);


- работать с технологической информацией: поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе, а также с использованием информационных технологий и ресурсов Интернета;


- заполнять дневники наблюдений по результатам практических работ;


- находить в различных источниках необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;


- использовать программные средства обработки изображений, создания презентаций, публикаций для представления результатов поисковой и исследовательской деятельности;


- выступить на уроке — конференции (представить материалы проекта);


- выразить собственное оценочное отношение к результатам своего труда и труда всей группы.


Вопросы, направляющие проект


Основополагающий вопрос

- Как жить в гармонии с природой?


Проблемные вопросы учебной темы

-Как описывать природные объекты?


-Как нужно вести себя на экологической тропе?


- Как выбрать маршрут экологической тропы?


-Как оформить паспорт экологической тропы?


-Что такое экологическая тропа?


Учебные вопросы:

- Как провести глазомерную съемку местности?


-Как оформить картосхему местности?


-Какие растения произрастают в нашей местности?


-Какие животные обитают в нашей местности?


- Какие бывают экскурсии и чем они отличаются друг от друга?


План оценивания


График оценивания


До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом


Вопросы по теме проекта, пробуждающие актуализацию знаний учащихся (презентация учителя)


Составление критериев оценивания (обсуждение и корректировка)


План проекта


Думать-Объединяться-Делиться

Промежуточное оценивание и обсуждение предварительных результатов каждой группы


Критерии оценивания (презентации, буклеты, доклады)

Консультации учителя

Защита проектов.

Тест

Описание методов оценивания


Само- и взаимооценка осуществляется во время защиты проектов с помощью критериев оценок работ и самой защите. Продуктами деятельности учеников являются презентация, буклет, доклад, сценарии мероприятий. Контроль осуществляется учителем во внеурочное время в виде защиты проекта и во время уроков в виде тестов по пройденному материалу.


Сведения о проекте


Необходимые начальные знания, умения, навыки


Знания и умения, необходимые ученикам для участия в проекте


Знания: курс биологии, химии, физики, географии на уровне своего класса


Умения: работа с различными источниками информации


подготовки и проведения презентации


проведения лабораторных работ и соблюдения техники безопасности


Учебные мероприятия

Выбор маршрута экологической тропы (группа «Исследователи»)

Составление картосхемы маршрута (группа «Картографы»)

Оформление и благоустройство тропы (группа «Художники»)

Формирование правил поведения на тропе (группа «Экологи»)

Описание экскурсионных объектов (группа «Журналисты»)

Проведение экскурсий по экологической тропе (группа «Гиды»)

Проведение тематических мероприятий и игр на тропе (группа «Артисты»)


Материалы для дифференцированного обучения


Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Проектные группы формировались с учетом интересов и способностей учащихся. Учащиеся, которым на данный момент было тяжело с предметной направленностью группы, записались в группу по принципу комфортности. Распределение обязанностей в группах осуществлялось по принципу добровольности.

Одаренный ученик

Поскольку в проекте участвовали только заинтересованные учащиеся, работа внутри групп шла на равных. Одаренные учащиеся стали работать командой и дальше. В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые может выбрать сам ученик. Он выходит за рамки выполняемых задач и проводит более глубокие исследования, расширяя поле деятельности проекта.


Материалы и ресурсы, необходимые для проекта


Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)


Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(-ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц-оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет -соединений, телевизор


Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)


Программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM


Материалы на печатной основе

Красная книга Челябинской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Челябинской обл.


Особо охраняемые природные территории Челябинской области: национальный парк, природные заповедники, памятники .


От земли до неба: атлас – определитель/ Плешаков А.А. – Москва: Просвещение, 2009. – 224 с.: ил.

Другие принадлежности

Потребуются материалы для оформления экологической тропы (стенды, информационные щитки, столбики)

Другие ресурсы

Для успешного проведения моего проекта нужно организовать экскурсии, желательно пригласить учителей начальных классов, учителей биологов, родителей на экскурсии, проводимые детьми.


Назначение экологической тропы: учебно - познавательная.

Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности и общества, через формирование практического опыта природопользования.

Образовательная – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.

Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе ,но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.

Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

Развивающая – помимо образовательной и воспитательной целей ,экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе, как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.

С образовательными целями экологическая тропа может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп: младшими школьниками (1-4 классы) – для уроков природоведения, первичного ознакомления с природой родного края; школьниками среднего звена (5-8 классы) – для уроков ботаники, зоологии, экологии, а также для внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла; старшими школьниками (9-11 классы) – для уроков общей биологии, экологии, углубления знаний по ботанике и зоологии, индивидуальной исследовательской деятельности воспитанников биоэкологических объединений.

В воспитательных целях необходимо перед походом по тропе разъяснять детям правила поведения на природе, развивать в них экологическую сознательность. Педагог, проводящий экскурсию, должен правильно организовать своих подопечных, завладеть их вниманием, интересно рассказывать свой материал, постоянно обращая внимание слушателей на те или иные объекты природы, встречаемые группой на тропе.







Задачи тропы:

  • дать природоохранные знания и умения учащимся школы;

  • воспитать любовь к природе, школе, городу, малой Родине;

  • формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов;

  • привлечение учащихся к участию в экологических олимпиадах и конкурсах

Цели экскурсий:

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • формирование экологической культуры поведения в природе;

  • показ причинно-следственных связей в природе;

  • проведение природоохранительных связей в природе;

  • проведение природоохранительной работы;

  • пропаганда экологических знаний.

Ведущий:№1

Здравствуйте, солнце, дубы, тополя!
Здравствуйте, горы, леса и поля!
Здравствуйте, всё, что растёт и цветёт!
Здравствуйте, все, кто на свете живёт!

Ведущий: №2 «Природа - Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа,

В ней есть свобода

В ней есть любовь,

В ней есть Язык!»



Щит №1. Схема тропы


Остановка№1. Дорогие друзья!


Мы с вами совершим экскурсию по нашей эколого-биологической тропе

Мы хотим, чтобы каждый из вас, пройдя по нашей тропе, почувствовал в груди огонек желания сохранить природу родного края от любого неразумного обращения с ней.


« Не навреди природе!- должно стать заповедью каждого, кто вступает на

лесную дорожку и входит под тень тенистых лесов. Нас глубоко волнует, что есть еще люди, которые неразумными - действиями наносят вред природе, истощают и загрязняют водоемы, уничтожают зелень, занимаются браконьерством с этого места мы и начнем нашу экскурсию. Наша тропа расскажет вам о деревьях и кустарниках, травах, произрастающих в ней, о

жизни водоема, о правилах поведения в природе.


Остановка№2 « Цветник»


Цветы – земной красы начало,

Цветы выращивай любя,

Чтобы еще красивей стала

Земля, родившая тебя!

В.И.Карначев.


Мы находимся у клумбы, где очень много разных цветов пионы, ирисы, космея, водосбор, бархатцы, цинии и т.д. в том числе находятся и

растения из Красной книги (ковыль, чистотел, ирис желтый, Марьин корень)

Цветы нужны людям и в праздники, и в будни. Нет ничего прекраснее цветка

В нем воплощена вся красота земли .Цветы делают нашу жизнь радостней,

пробуждают в человеке любовь к добру. В наше время цветы все чаще употребляются для украшения жилища, рабочих мест, залов, классов, оформления выставок, подарка родным, близким в праздничные дни.

Жизнь срезанных цветов коротка.

В Японии существует уникальный и очень древний вид искусства, который

Называется «икебана»,-искусство ставить цветы и ветки в сосуды для цветов.

Наиболее точный перевод этого слова –«помочь цветам проявить себя»

Поэтому нельзя рвать цветы охапками и так много, достаточно три цветка,

либо три ветки. Первая ветка-самая длинная ,по- японский «син», - символ

неба. Вторая – средняя по величине, « соэ»,- символ человека . Третья – самая маленькая, « хикаэ», - символ земли по мере необходимости добавляют второстепенные элементы композиции.


Остановка №3 Вода – источник жизни


Тут как святыню береги

И ручейки и родники,

Ведь даже капля в ручейке

Дает начало всей реке

Вода- живительная влага на нашей планете. Именно ей мы обязаны жизнью на Земле- воде, которую подчас расточительно тратим и бездумно загрязняем. Вода прекрасный растворитель, и теплоноситель, и хранитель тепла. Человечество использует лишь небольшую часть пресных вод, запасы которых составляют менее 3% гидросферы. Находится она в основном в реках, озерах, в ледниках, айсбергах, в глубинах Земли. За последние годы принят ряд законов, обязывающие всех граждан рационально использовать

воду, строго соблюдать водоохранный режим, беречь наши моря, реки,

озера и другие водные источники от загрязнения и истощения.


Мы подошли с вами к реке, над ним проложен огромный мост где проезжают поезда, под мостом протекает река Миасс.

Река длиною 658 километров от истока до устья.

Глубина – от 20 сантиметров на перекатах до 7 метров на плесах. В некоторых местах скорость достигает семи километров в час, в иных-

Чуть больше полкилометра в час.77 островов – «лысых» и заросших, песчаных и гранитных. Берет начало с восточного склона Наролинского хребта. Небольшой ручеек впадает в озеро Нароли, из него через протоку в озеро Аллакуль. Далее протекает мимо населенных пунктов. В реке много разных рыб, пескарь, окунь, ерш, щука. Когда – то в реке была вода чистая,

пили воду из нее, стирали белье. Сейчас сильно загрязненная.



Остановка №4

Товарищи отдыхающие!

Находясь в лесу, на речке помните: вы у природы в гостях. Так будьте

же благоразумными гостями. Любой вред, нанесенный вами природе, оборачивается прежде всего против вас самих.


Беседа «Правила поведения в природе»

С каждым годом растет число людей, проводящих свой досуг на лоне природы. Наши городские жители, проводят свои выходные дни и отпуска в живописных местах поймы которые хотят отдыхать в лесу или у озера, или у реки. Их внимание привлекает красота пойменных озер и густых дубрав, склонившихся над водой задумчивых ив, солнечных полян, рукотворных и березовых лесов. К сожалению, не всегда свидание человека с лесом заканчивается благополучно для зеленого друга. Сбор больших букетов цветов послужил одной из причин оскудения «цветочных оазисов» наших природных «кладовых». Исчезают такие цветы как –ландыш, фиалка, синяя ромашка, медуница и др. Конечно отказаться от того, чтобы привезти из леса букетик цветов, бывает очень трудно. Но для самого красивого букета вполне хватит трех легко раскинувшихся цветков. Не нужно собирать в самом начале прогулки. До возвращение домой они увянут. А если вы увидите, что цветов в этом месте очень мало, не старайтесь отнять у леса последнее. Ребята побывав в лесу, находят мелких животных, которые не могут защитить себя, и тащат их домой, не зная чем кормить как и зачем содержать и найденные животные , как правило погибают.

Ребята помните .что вы увидав того или иного зверька, не нашли его, а неся к себе домой, просто украли зверя у леса. И в лесу порой можно увидать следы костра, который был разведен вблизи деревьев. Кора их обогрела и почернела. Случается и самое страшное – пожары, причинами которых чаще всего становятся отдыхающие. Извиваясь красным языком, сгорают деревья,

погибают муравейники, птицы и звери, мелеют речки, пересыхают ручьи.

А предотвратить пожар в лесу очень просто: не оставлять непогашенных костров, не разжигать их в небезопасных местах.

Часто туристы рубят и ломают деревья, чтобы иметь колышки для палаток ,

рогульки для костров.

Одна из проблем массового отдыха – проблема мусора: бумага, консервные банки, полиэтиленовые пакеты и многое другое.

Необходимо знать, что брошенная бумага сгниет лишь через несколько лет, консервные банки через 100 лет,а битое стекло через 1000 лет и может послужить причиной пожара, полиэтиленовые мешки сгнивают через 226 лет. Давайте же вести себя аккуратно в гостях у природы и не оставлять после себя такой картины.

Все как изранено в лесу.

Как после дней войны

Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул какой-то живоглот,

Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.

От этой черствости людской

Болит моя душа,

Под искалеченным дубком не ветер стонет – я

Вот муравейник подожжен

Кощунственной рукой,

Мне кажется, не он, а дом пылает мой.

Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной все листья слезы льют.


Остановка №5


Перед вами участок смешанного леса, породообразующими растениями которого являются сосна и береза. Здесь можно увидеть деревья разного

возраста. Молодые сосны растут под защитой берез, они предохраняют их

от избыточного солнечного света, сильных ветров, морозов. Через несколько лет рост сосны убыстряется, они вырастают затеняют березы,

что ведет к гибели последних. Постепенно лес становится хвойным. Так происходит процесс естественной смены биоценозов.

«Крошку-деревце береза

Охраняла от мороза

А как выросла та кроха

Няньке стало очень плохо»

Именно лес зеленое чудо, дает нам свое главное – кислород.

Вековые сосны устремили свои вершины к солнцу. Вдыхайте, наслаждайтесь хвойным воздухом – этим эликсиром жизни ведь хвойные леса выделяют

вещества – фитонциды, убивающие микробов. Недаром санатории и дома отдыха стоят в сосновых борах. Хвоя сосны – главный корм для глухаря, семена шишек – корм для белки, клеста, дятла. Сосна не только очиститель воздуха, но и лекарственное растение. Сосна – это строительный материал. Древесина - универсальное сырье и может использоваться в различных отраслях народного хозяйства.

«А каких только ягод нет под сосной.

И разнотравье царит здесь весной,

Здесь седмичник белым глазом

Смотрит весело на нас.

То черника, то брусника

Нас зовут к себе подчас.

И с грустинкой смотрит черный .Вороний ядовитый глаз


Остановка№6

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

«Охраняемые растения»

Много миллионов лет назад, в третичном периоде на Урале произрастали широколиственные леса. Но наступило оледенение и на смену пришли

сосновые леса. От прошлого остались лишь некоторые травянистые

растения: вероника дубравная , вороний глаз(растения доледникового периода – реликты), которые дошли до наших дней. Около 100 растений

Урала попали в список охраняемых, среди них 10 занесены в Красную книгу

В районе турбазы, в заповеднике встречаются все виды венериных башмачков. За красоту и изящество растение жестко расплачивается. Из – за неумеренных сборов с каждым годом его становится все меньше и меньше. Такая же участь постигла и растение, о котором говорится в загадке:

« У болото позолота:

Там у травки венец –

Золотой бубенец»

(купальница)

Будьте щедры и великодушны, оставляйте земле ее цветы. Они будут радовать многих людей, которые придут сюда после вас.


Остановка№7

Насекомые играют большую роль в природе и жизни человека , а их охрана – нужное и полезное дело. Среди насекомых ,конечно есть вредители сельского и лесного хозяйства, возбудители болезней человека и животных.

Но общеизвестна и положительная роль насекомых. Они опыляют растения

Дают пищевые продукты и промышленное сырье: мед, воск, шелк и многое другое. Неоценимую помощь лесному хозяйству оказывают лесные санитары – муравьи. Муравьи только одного крупного муравейника за лето уничтожают около 100 тысяч насекомых. Гектар леса охраняемый 4-5 муравейниками, абсолютно чист от вредителей. Но у этих полезных насекомых много врагов: звери, птицы и человек. Грозит насекомым

И безответственное поведение отдельных людей на лоне природы. Например, от колебаний воздуха, издаваемых звуками транзистора частотой

Более 600 герц ,не могут подняться в воздух шмели, жуки, пчелы и другие насекомые. В Красную книгу внесено около 200 видов насекомых. Половина из них – 104 вида бабочки. В этом списке есть также кузнечики, осы, пчелы и другие шестиногие . Привыкайте путешествовать без ружей, скачков и клеток

Главным оружием должна быть наблюдательность. При такой «охоте» трофеи могут быть особенно велики: все что увидите – вы унесете с собой в памяти, а родные леса останутся богатыми и разнообразными.


Остановка №8

Птицы –крылатая защита лесов, полей, садов и парков. У нас насчитывается 165 видов птиц. Среди них на грани исчезновение белый орлан, желтый королек,лебеди,журавли.

Семь скворцов за время гнездования съедают 9000 майских жуков и их личинок. За длинный летний день семья синиц уничтожают более 1,5 тыс. насекомых. Одна сова съедает за лето тысячу серых полевых мышей, сохраняя 100кг.зерна. Лес дает приют птицам. Мы не представляем себе лес без птиц. Особенно звонкие красивые песни поют весной. Весело и тонко звонят синицы .В любое время года слышится в лесу соловьиная трель. Искусный певец - скворец .Кроме того он обладает талантом с непостижимой точностью подражать голосом птиц и животных, а так же другим звукам. В разгар весны с первым громом в лесу, появляется кукушка. Более 170 птиц – мачех вскармливают ее сирот. Чуть ли не круглые сутки кукует самец. Кукушка клюет волосатых, мохнатых гусениц – шелкопрядов . Даже всеядные и зерноядные птицы выкармливают птенцов насекомыми. Пара воробьев приносит своим малышам не менее 2 тысяч насекомых. Дважды в лето выводят птенцов скворцы, за период кормления разных мелких насекомых семья скворцов уничтожает более 3000 майских

жуков и их личинок. Неутомимые труженики синицы собирают 500-600 гусениц в день. За время кормления птенцов семья синиц – лазоревки способна истребить 24 миллиона насекомых. В зимнюю стужу стайка синиц тщательно обследует дерево за деревом в поисках зимующих насекомых, сохраняют от насекомых до 40 плодовых деревьев. Большую пользу лесному хозяйству приносит дятел. Есть птицы , выполняющие роль санитаров. Они питаются падалью. Например: ворона. Польза приносящая птицами лесу, огромна. Пагубно сказывается на численности птиц применение ядохимикатов для борьбы с вредителями. Значительное количество птиц гибнет в непогоду. Помочь птицам – долг юных друзей природы. Для привлечения птиц в лесу необходимо развешивать искусственные гнездовья: скворечники, дуплянки, кормушки.


Остановка №9


Охрана диких зверей и животных

Богата и разнообразна фауна России .В нашей стране обитают 300 видов млекопитающих. Природа без животного мира мертва .Любой его вид – явление неповторимое. Исчезнувших животных нельзя воссоздать заново. Поэтому так важно сохранить на Земле все разнообразие живых организмов. На грани полного исчезновения оказались соболь, калан, речной бобр, морской котик, выхухоль, а так же белый медведь, уссурийский тигр , среди копытных -лось ,зубр, пятнистый олень, сайгак, кулан и другие. У нас на Урале, награни исчезновение Уральская норка.

Неоценимую помощь в сохранении представителей животного мира оказывает «Красная книга». Она включает более 60 видов и подвидов млекопитающих. Эта книга не только сигнал бедствия, но и важный программный документ по спасению диких животных

Остановка №10

Щит , последняя стоянка:  РЕБЯТА. Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охраны природы – святой долг и обязанность каждого. Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревцо веточку каждый цветок. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не допускайте лесных пожаров .НЕ загрязняйте реки озера и не губите рыбу.

Деревце трава цветы и птицы

Не всегда умеют защитится

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.      Д. Родинович.



Интернет-ресурсы

http://flower.onego.ru/orchid/cypripe.html


http://letopisi.ru


http://www.proflowers.ru/articles/rare_species/577.html


http://www.encyclopedia.ru/cat/online/group/17/