СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационная работа по биологии в 10 классе в форме ЕГЭ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационная работа по биологии в 10 классе в форме ЕГЭ»

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа 30 минут (210 минут).

Ответами к заданиям части 1 являются последовательность цифр,число или слово (словосочетание). Ответы запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задания части 2 (22–28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 кажите номер задания и запишите его полное решение.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!


Задание 1.Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.


Задание 2. Рассмотрите таблицу «Пути эволюции» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Пути эволюции

Характеристика

Ароморфоз

Крупные изменения в строении, повышение уровня организации


Упрощение уровня организации, утрата отдельных органов

Задание 3. Какой процент нуклеотидов с цитозином содержит ДНК, если доля её адениновых нуклеотидов составляет 10% от общего числа. В ответ запишите только соответствующее число.

Задание 4. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 1) фотолиз воды

2) восстановление углекислого газа до глюкозы

3) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света

4) соединение водорода с переносчиком НАДФ+

5) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов

Задание 5. Установите соответствие между строением и функцией вещества и его видом.

 СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ

 

ВИД ВЕЩЕСТВА

А) молекула сильно разветвлена

Б) имеет четвертичную структуру

В) откладывается в запас в печени

Г) мономерами являются аминокислоты

Д) используется для поддержания уровня кислорода

 

1) гемоглобин

2) гликоген

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


Задание 6. При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В — доминантные признаки) появится потомство с генотипами АаВb, ааВb, Ааbb, ааbb в соотношении. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

Задание 7. Мутационная изменчивость обусловлена

1) спирализацией хромосом

2) случайной встречей гамет при оплодотворении

3) заменой нуклеотидов

4) изменением числа хромосом

5) независимым расхождением гомологичных хромосом в мейозе

6) вставкой нуклеотидов

Задание 8. Установите соответствие между процессами, происходящими на разных стадиях развития зародыша трёхслойных животных, и стадиями, на которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ПРОЦЕССЫ

 

СТАДИИ

А) образуется однослойный зародыш

Б) формируется мезодерма

В) образуется двуслойный зародыш

Г) образуется вторичная полость тела

Д) образуется однослойный зародышевый пузырёк

Е) начинается органогенез

 

1) бластула

2) гаструла

3) нейрула

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


Задание 9. Что из перечисленного является видоизменением листьев?

1) кожица яблока

2) лепесток розы

3) усик гороха

4) цветоложе

5) иголка кактуса

6) иголка шиповника

Задание 10. Установите соответствие между признаком и типом животных

 ПРИЗНАК

 

ТИП ЖИВОТНЫХ

А) незамкнутая кровеносная система

Б) внутренний скелет — хорда

В) нервная трубка расположена на спинной стороне тела

Г) брюшная нервная цепочка

Д) замкнутая кровеносная система

Е) членистые конечности

 

1) Членистоногие

2) Хордовые

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


Задание 11. Установите последовательность систематических групп животных, начиная с наибольшей.

1) Беличьи

2) Хордовые

3) Грызуны

4) Млекопитающие

5) Белка

6) Обыкновенная белка

Задание 12. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет

1) прямой позвоночник без изгибов

2) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении

3) грудную клетку, сжатую с боков

4) позвоночник S-образной формы

5) сводчатую стопу

6) массивный лицевой отдел черепа

Задание 13. Установите соответствие между процессом пищеварения и местом, в котором он происходит.

 ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ

 

МЕСТО ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССА

А) окончательное всасывание воды

Б) всасывание глюкозы в кровь

В) окончательное расщепление и всасывание липидов

Г) расщепление клетчатки ферментами

бактерий

Д) вывод токсичных веществ

Е) эмульгирование липидов

 

1) толстая кишка

2) тонкая кишка

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 14. Установите, в какой последовательности в организме человека кровь проходит малый круг кровообращения.

1) левое предсердие

2) легочные капилляры

3) легочные вены

4) легочные артерии

5) правый желудочек

Задание 15.Выберите три идиоадаптации.

 1) легкие, состоящие из альвеол, у млекопитающих

2) отсутствие густого шерстного покрова у слона

3) развитие пищеварительной системы у плоских червей

4) развитие кровеносной системы у кольчатых червей

5) наличие длинных тычиночных нитей у злаков

6) развитие колюще-сосущего ротового аппарата у комаров

Задание 16. Установите соответствие между характером действия естественного отбора и его формой.

ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

 

ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

А) действует в постоянных условиях среды

Б) сохраняет особей со средним значением признака

В) действует в изменяющихся условиях среды

Г) закрепляет появление новой нормы реакции

Д) снижает уровень генетической изменчивости в популяции

Е) отбирает особей с уклоняющимися в одну сторону от среднего значения признаками

 

1) движущий

2) стабилизирующий

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 17.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Чем характеризуется биоценоз смешанного леса?

1) ярусностью

2) плохой освещённостью всех ярусов

3) отсутствием сбалансированного круговорота веществ

4) разнообразием древесных растений

5) наличием только консументов второго порядка

6) наличием консументов 1, 2, 3-го порядков

Задание 18. Установите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его относят. 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

 

ГРУППА ФАКТОРОВ

А) лесной пожар вследствие грозы

Б) распространение семян растений птицами

В) понижение температуры, приводящее к зимней спячке животных

Г) санитарная вырубка леса

Д) питание паразитических животных

Е) затопление лугов при ливне

 

1) абиотические

2) биотические

3) антропогенные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 19. Установите правильную последовательность стадий процесса эмбриогенеза человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) гаструла

2) нейрула

3) зигота

4) органогенез

5) морула

6) бластула

Задание 20. Вставьте в текст «Движение крови в организме человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ДВИЖЕНИЕ КРОВИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только ___________ (А) кровь. Сосуды, пронизывающее всё наше тело, по строению неодинаковы. ___________ (Б) — это сосуды, по которым кровь движется от сердца. У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется ___________ (В), а заканчивается большой круг в ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вена

2) артерия

3) капилляр

4)левый желудочек

5)правый желудочек

6)правое предсердие

7) артериальная

8) венозная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Задание 21. Существует множество факторов, влияющих на эффективность фотосинтеза у наземных растений. Учёные решили исследовать влияние концентрации углекислого газа на рост проростков пшеницы. Проростки растили при трёх различных концентрациях углекислого газа, а эффективность фотосинтеза (измерялась по количеству поглощенного СO2) определялась при различной интенсивности светового потока. Результаты были занесены в таблицу.

 

Изучите таблицу 1 и выберите верные ответы

1. При концентрации СO2 1300 частей на миллион фотосинтез идёт наиболее эффективно.

2. Сила света, при которой эффективность фотосинтеза при 500 частей/миллион перестаёт расти = 10000 люмен.

3. При концентрации СO2 280 частей/миллион эффективность фотосинтеза не зависит от силы света.

4. Сила света, при которой эффективность фотосинтеза при 500 частей/миллион перестаёт расти = 5000 люмен.

5. При концентрации СO2 500 частей на миллион фотосинтез идёт наиболее эффективно.

 

Ответ впишите в порядке возрастания.

Задание 22 . Почему надо удалять ушную серу из наружного слухового прохода?




Задание 23. Какая структура изображена на рисунке? Что обозначено цифрами 1 и 3?

Задание 24. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 1. Плоские черви — это трёхслойные животные.

2. К типу плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печёночного сосальщика.

3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело.

4. У них плохо развита нервная система.

5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.

Задание 25. Докажите, что корневище растений является видоизмененным побегом.

Задание 26. Крайне редко встречаются случаи рождения людей с множественными сосками, которые доказывают животное происхождение человека. Как называется такое явление? Объясните, почему этот признак утратил своё значение у человека, почему не развивается у всех представителей вида. Приведите ещё два примера других подобных явлений.

Задание 27. Какой хромосомный набор характерен для клеток чешуек мужской шишки и микроспоры ели? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

Задание 28. У млекопитающих гетерогаметный пол — мужской. При скрещивании кошки, имевшей чёрную короткую шерсть, с рыжим длинношёрстным котом в потомстве все самки получились с черепаховым окрасом и короткой шерстью, а самцы — чёрные короткошёрстные. Для второго скрещивания была взята рыжая длинношёрстная самка и чёрный короткошёрстный самец. В потомстве все самки оказались с черепаховым окрасом и короткой шерстью, а самцы были рыжими, короткошёрстными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Объясните появление черепаховой окраски в первом и во втором скрещиваниях.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Правильный ответ на каждое из заданий 1, 2, 3, 6 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. При оценивании выполнения каждого из заданий 4, 7, 9, 12, 15, 17, 21 выставляется 2 балла за полное правильное выполнение, 1 балл за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры); 0 баллов во всех остальных случаях.

При оценивании выполнения каждого из заданий 5, 8, 10, 13, 16, 18, 20 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр; 1 балл, если допущена одна ошибка; 0 баллов во всех остальных случаях.

При оценивании выполнения каждого из заданий 11, 14, 19 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр; 1 балл, если в последовательности цифр допущена одна ошибка (переставлены местами любые две цифры); 0 баллов во всех остальных случаях.

В части 2 выполнение задания 22 оценивается максимально в 2 балла, выполнение каждого из заданий 23–28 оценивается максимально в 3 балла.

Общий максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 58.



Ответы


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

комбинативная

Общая дегенерация

40

25

21

1111

346

132313

235

122121

243156

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21


245

122112

54231

256

221121

146

121321

356124

7246

13



22)Элементы ответа:

1) В наружном слуховом проходе, ведущем от ушной раковины к барабанной перепонке, постоянно выделяется ушная сера. Она содержит смягчающие и противомикробные вещества.

2) Накопление ушной серы может привести к закупорке наружного слухового прохода, снижению эластичности барабанной перепонки и ухудшению слуха.

23)Элементы ответа:

1) На рисунке изображён нефрон — структурная единица почки.

2) Цифрой 1 обозначена почечная (боуменова) капсула.

3) Цифрой 3 обозначен капиллярный клубочек.

24) Элементы ответа:

1) 2 — человеческая аскарида относится к типу круглые черви;

2) 4 — у свободноживущих форм хорошо развита нервная система, у паразитов — отсутствует;

3) 5 — плоские черви — гермафродиты.

25) Элементы ответа:

1) Побег состоит из стебля, листьев, узлов, почек. Корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки, на верхушке находится верхушечная почка, определяющая рост побега.

2) Внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.

3) От корневища отходят придаточные корни. Все это доказывает, что корневище — это видоизмененный побег

26) Элементы ответа:

1) атавизм — возврат к признакам предков;

2) многососковость у человека утратила своё значение, так как у него практически отсутствует многоплодие;

3) ген этого признака заблокирован специальными факторами (белками-регуляторами);

4) примеры атавизма: чрезмерная волосатость тела, наличие хвоста и др.


27)Элементы ответа:

1) в клетках мужских шишек диплоидный набор хромосом — 2n;

 2) в мужской споре (микроспоре) гаплоидный набор хромосом — n;

 3) мужские шишки развиваются из диплоидных клеток спорофита (взрослого растения) в результате митоза;

 4) мужская спора образуется из клеток спорангия в шишках в результате мейоза.

28)Элементы ответа:

Схема решения задачи включает:

1) P

♀ XAXABB

×

♂ XaYbb

чёрная, короткошёрстная


рыжий, длинношёрстный

G

XAB

Xab, Yb

 

F1 XAXaBb — черепаховая, короткошёрстная.

XAYBb — чёрный, короткошёрстный.

 

2) P

♀ XaXabb

×

♂ XAYBB

рыжая, длинношёрстная


чёрный, короткошёрстный

G

Xab

XAB, YB

 

F2

XAXaBb — черепаховая, короткошёрстная.

XaYBb — рыжий, короткошёрстный.

 

3) Черепаховая окраска проявляется в гетерозиготе, она проявляется только у самок, поскольку только у них две Х-хромосомы (у самцов одна Х-хромосома, поэтому проявляется всегда аллель либо чёрной, либо рыжей окраски).

(Допускается иная генетическая символика.)