Структура программы
1. Пояснительная записка.
2. Содержание программы.
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
4. Учебно-методический комплекс. Литература.
5. Календарно-тематическое планирование.
1 Пояснительная записка.
Программа элективного курса предполагает углубленное изучение отдельных тем и разделов курса «Биология», таких как «Учение о клетке», «Растения», «Животные», «Человек». Данные темы - наиболее интересные и сложные в общей биологии.
Особую сложность для учащихся при подготовке к вступительным экзаменам представляет самостоятельное изучение перечисленных тем.
Предлагаемые к изучению элементы содержания являются логическим дополнением к основной программе среднего базового уровня обучения по биологии, что значительно расширяет диапазон знаний по предмету, необходимый для успешной сдачи экзамена.
Данный курс позволяет познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, рассмотреть важные теоретические вопросы по биологии.
Содержание учебного материала программы соответствует основным разделам государственного экзамена по биологии в форме ОГЭ. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Эти знания безусловно будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших биологических умений.
Учащиеся должны познать свои силы и способности, с наибольшей отдачей реализовать свою инициативу, преумножить свои знания и умения- это то, что необходимо современному человеку.
В программу включены научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.
Современная биология не может рассматриваться в отрыве от того социального фона на котором она развивается. Именно поэтому в последнее время на первый план выходит культурообразующая составляющая содержания образования, в соответствии с которой при отрыве знаний следует исходить из их знания в формировании общей культуры учащегося.
Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников.
Программа даёт возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается её содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения.
Материал программы распределён во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов; использования наиболее эффективных методов обучения.
Целью данного курса является поэтапное углубление знаний по ключевым вопросам биологии, а также стимулирование самостоятельного процесса познания через краткое повторение материала, изученного по темам «Учение о клетке», «Растения», «Животные», «Человек»;
-выявление и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по темам и умениях решать задачи, положенные по школьной программе;
-обучения учащихся решению задач по молекулярной биологии и генетике повышенной сложности,
-краткое повторение материала курсов 6, 7, 8 классов.
Задачи курса:
При помощи лекционных и практических занятий закрепить, систематизировать, углубить знания учащихся об общих закономерностях живой материи.
Создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно работать с дополнительной литературой по предмету.
Развивать интеллектуальное, творческое и биологическое мышление, способствующее развитию интереса к предмету.
Закрепить систему биологических понятий, законов и закономерностей.
Подготовить учащихся к сдаче основного государственного экзамена по биологии за курс основной школы.
Предоставить учащимся возможность применять биологические знания на практике при решении биологических задач.
ФОРМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение отдельных видов тестовых заданий, анализ вступительного теста.
Итоговый контроль: тестовые задания по каждому изученному блоку с использованием ИКТ, итоговое тестирование.
Использование компьютерных программ по биологии.
Рабочая программа составлена с учётом Федерального компонента государственного
образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы
основного общего образования по биологии; Биология 5 -11 классы: программы для
общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством
В. В. Пасечника/авт. Сост. А.А. Каменский, Г.Г. Швецов.
Данный курс рассчитан на 17 часов в год.
2 Содержание программы элективного курса
Клетка
Клеточное строение организмов. Элементарный состав клетки. Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток. Клетка растений и животных, особенности их строения.
Растения
Характеристика царства Растения. Основные систематические категории. Разнообразие растительных организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Лист. Корень. Цветок. Характерные признаки семейств Однодольные и Двудольные. Мхи. Хвощи. Папоротники. Размножение растений. Фазы фотосинтеза.
Общая характеристика грибов. Особенности строения и жизнедеятельности. Микориза.
Животные
Характеристика царства Животные. Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Тип Хордовые. Класс Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
Человек
Строение и функции систем органов. Опорно-двигательный аппарат. Пищеварительная система. Выделительная система. Кровеносная и сердечно-сосудистая система.
Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Орган зрения, слуха.
Зачет в форме варианта ОГЭ.
3 Требования к уровню подготовки учащихся
Ожидаемые результаты обучения:
1. Расширение и углубление теоретической базы учащихся по вопросам биологии.
2. Сформированность навыков при решении биологических задач из сборников ОГЭ.
3. Мотивированный интерес к предмету.
4. Сформированность «биологической зоркости» в понимании специальной терминологии.
5. Уверенность в своих возможностях при сдаче ОГЭ на государственной (итоговой) аттестации.
Для достижения указанных результатов обучения в данном курсе применяются лекционные занятия, практические занятия, посвященные решению биологических задач.
В результате изучения элективного курса в 9 классе ученик должен:
называть
общие признаки живых организмов;
признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
причины и результаты эволюции;
характеризовать
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
обосновывать
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
сравнивать
строение и функции клеток растений и животных;
организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
применять знания
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
делать выводы
о клеточном строении организмов всех царств;
о родстве и единстве органического мира.
Требования к уровню усвоения учебного материала.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
Метапредметными результатами освоения курса являются:
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения курса являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, астениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
4. В эстетической сфере:
•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться знанием общебиологических закономерностей.
Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
Решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ОГЭ.
Сравнивать биологические объекты, природные биологические процессы и делать выводы на основе сравнения:
сравнивать особенности обмена веществ клеток эукариот и прокариот, растений и животных;
объяснять роль фотосинтеза, дыхания и брожения в функционировании клеток, в природе и в жизни человека;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
уметь решать биологические задачи разного уровня сложности изучаемых тем.
4 ЛИТЕРАТУРА
Биология. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6-9 кл. (авторская линия Пасечника В.В. М.: Дрофа, 2017.
Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. – М.: Просвещение, 1994.
Рохлов В.С. биология. 9 класс. – М.: Национальное образование, 2011.
ГИА -2011: Экзамен в новой форме: 9 кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов, Г.И. Лернер и др.- М.: АСТ: Астрель, 2011- ФИПИ.
Мамонтов С.Г. Биология. – М.: Дрофа, 2008
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994.
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. – М.: Дрофа, 2004.
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2005
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2005
Демо-версии Министерства образования и науки РФ (начиная с 2006 года), электронные версии www.fipi.ru
Тематическое планирование курса
№ п/п | Название раздела | Темы | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
1 | Клетка | Клеточное строение организмов. | 1 | Работа с картами, рисунками, Части А и В. |
2 | Растения | Характеристика царства Растения. Споровые растения. Фотосинтез. Характеристика царства Грибы. | 4 | Работа с картами, рисунками и схемами. Тест, части А и В. |
3 | Животные | Характеристика царства Животные. Тип хордовые: Класс Рыбы, Земноводные. Тип хордовые: Класс Пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности Класса Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности Класса Млекопитающие. | 5 | Работа с картами, рисунками и схемами. Тест, части А и В. |
4 | Человек | Опорно-двигательный аппарат. Пищеварительная система. Выделительная система. Кровеносная и сердечно-сосудистая система. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Орган зрения, слуха. Зачет в форме варианта ОГЭ. | 7 | Работа с картами, рисунками и схемами. Тест, части А и В, С. |
Календарно-тематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе «Разные вопросы биологии»
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Основные понятия |
План. | Факт. |
| 1 Клетка | 1 | | | |
1 | Клеточное строение организмов. | 1 | 4.09 | | Клетка растений и животных, особенности их строения. |
| 2 Растения | 4 | | | |
2 | Характеристика Царства Растения. | 1 | 18.09 | | Общая характеристика растений. Лист. Корень. Цветок. Семейства Однодольные и Двудольные. |
3 | Споровые растения. | 1 | 2.10 | | Мхи. Хвощи. Папоротники. Размножение. |
4 | Фотосинтез. | 1 | 16.10 | | Фазы фотосинтеза. |
5 | Характеристика Царства Грибы. | 1 | 30.10 | | Общая характеристика грибов. Особенности строения и жизнедеятельности. Микориза. |
| 3 Животные | 5 | | | |
6 | Характеристика Царства Животные. | 1 | 20.11 | | |
7 | Тип хордовые: Класс Рыбы, Земноводные. | 1 | 4.12 | | Особенности строения и жизнедеятельности. |
8 | Тип хордовые: Класс Пресмыкающиеся. | 1 | 18.12 | | |
9 | Особенности строения и жизнедеятельности Класса Птицы. | 1 | 15.01 | | |
10 | Особенности строения и жизнедеятельности Класса Млекопитающие. | 1 | 29.01 | | |
| 4 Человек | 7 | | | |
11 | Опорно-двигательный аппарат. | 1 | 12.02 | | Строение и функции системы и органов, её составляющих. |
12 | Пищеварительная система. | 1 | 26.02 | | |
13 | Выделительная система. | 1 | 12.03 | | |
14 | Кровеносная и сердечно-сосудистая система. | 1 | 2.04 | | |
15 | Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. | 1 | 16.04 | | |
16 | Орган зрения, слуха. | 1 | 30.04 | | |
17 | Зачет в форме варианта ОГЭ. | 1 | 14.05 | | Демоверсия вариант ФИПИ ОГЭ 9 класс. |