Эвристическое обучение на уроках истории.
На сегодняшний день, обучение учащихся подвергается все новому видоизменению. Постоянная реформация, как и с помощью чего школьник должен не только усвоить материал, но и применить его на практике, приводят к большой утомляемости и снижению активности обучающегося, причины этому возникают совершенно разные, но это не решает составляющие проблемы. Как помочь школьнику с этим справится и поддержать эмоциональный фон при снижении учебной активности?
Именно непосредственное применение новых методов и приемов работы, может позволить не только решить комплекс новоиспеченных проблем, но также сформировать и развить способности к самообразованию и что немало важно, научить исследовать и думать над проблемой в учебном материале. Ян Амос Коменский писал, что правильно обучать – это не значит вбивать в головы какую-то полезную информацию, а значит «раскрывать способности понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки», ручейки живой мысли.1 Однако с каким темпом меняется современная педагогика, не всегда это возможность негативных последствий на учебный процесс. В свою очередь, она становится более гибкой, поэтому возможность взаимодействия учителя и родителей, позволяет использование многочисленных методик, приемов и технологий для успешного развития и формирования знаний, умений и навыков школьников. Применить методики можно по-разному, но одним из критериев становится не навредить учащимся. Следовательно, подход к выбору материала и его подача, должна отвечать многим положениям. Одним из эффективных инновационных методик является эвристическое обучение.
Эвристический метод в обучении истории дает возможность учащимся более подробно реализовать собственные способности творческого саморазвития. Подготовка посредством метода эвристики не сводится только лишь к получению знаний, умений и навыков, но оно ещё и направляет на внутреннюю мотивацию обучения, гарантирует самодвижение, саморазвитие и самовоспитание учащегося. Данная методика дает возможность достичь решения ряда общевоспитательных и учебных проблем, сформировать требование для воспитания и развития свободной, талантливой, физически крепкой личности, концентрированной научными познаниями, готовой к сознательной рабочий деятельности и высоконравственному поведению.
В переводе с греческого heurisko – «открываю», «отыскиваю», «нахожу».2 Речь идет о нахождении знаний, ответов на поставленные вопросы. Истоки эвристического обучения следует искать в Древней Греции, в методе античного философа Сократа. Он называл используемый им метод обучения майевтикой, что буквально переводится с греческого как повивальное искусство. Сократ задавал своим ученикам вопросы, побуждал их к рассуждению; так в беседе рождалось знание. Идеи об эвристическом обучении в современной дидактике разрабатывались в трудах А.В. Хуторского, М.М. Левиной и многих других.
Эвристическое обучение – это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).3
Именно учебный предмет, как история наиболее подходит для использования эвристического метода. Основной принцип эвристики – отбор, первоначально дает школьнику стремление искать и находить решения, добиваться результата. Наиболее всего данное стремление выражается в начальном звене, на подсознательном уровне, и проявляется в том, что учащийся «любит предмет», считает его никак не трудным, а значит никак не скучным. У него отсутствует страх что-то не понять, утерять какое-либо звено в учебном материале. Непосредственно данный период более благосклонен для формирования условий, личного продвижения, обучающегося в усвоении предмета и накоплении умений и навыков. По этой причине эвристика дает возможность через разнообразные способы продлить работу по формированию творческого потенциала. То есть, даже в обыденном учебном материале ученик способен найти увлекательное для себя и встать на новую стадию саморазвития.
А.В. Хуторской в своей работе «Методы эвристического обучения» дает полную классификацию методов эвристического обучения: оргдеятельностные, когнитивные и креативные.4 Каждый метод, в свою очередь, делится на подгруппы. При проведении исследования данной методики развивающего обучения следует понять, что оригинальные ответы учащихся, творческий подход к поиску информации по каждой проблемы темы урока – это значимый критерий качества, эвристического задания.
Когнитивные методы обучения: метод исторического сравнения, обобщения, синтеза и т.п. Например, при изучении в 5 классе, темы «Древнейшие люди», предлагается задание когнитивное типа «проживание» исторических фактов. На основе данного задания, ученики рассматривают основные проблемы, с которыми сталкиваются древнейшие люди и как бы «вживаются» в образ человека, который жил до нашей эры. Затем без помощи учителя, предлагается написать мини-сочинение, в котором они должны описать наиболее яркие эмоции, что они чувствовали, что наиболее ярко удалось представить, что удивило, что понравилось. Такие типы заданий эффективны на повторительно-обобщающих уроках. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его.
Креативные методы обучения, которые позволяют учащимся создать собственные образные картины, для изучаемого периода истории: «мозговой штурм», педагогические методы ученика, находящегося в роли учителя и т.д.
Например, для учащихся 9 классов, предлагается задание, изучив тему Сталинские репрессии, соединить несоединимые в реальности качества, например, «доброго тирана» И. В. Сталина. Дети, понимая невозможность этого, пытаются выполнить это задание. «Мозговой штурм» используется на уроке в 5-м классе. Ученики поделены на 3 группы по 7-8 человек. Учитель читает текст и задает вопрос парадоксального характера: «По всем нашим представлениям древний человек должен был быть сильным и ловким – таковы были условия выживания. Но вот при раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было лет 50, а руку он потерял (правую) еще в юношеском возрасте. Как выжил этот человек?» Получение такого вопроса активизирует класс. Дети не боятся отвечать, обсуждать. Это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате определенных умственных действий. На таком уроке всячески приветствуются и поощряются реплики, непринужденная обстановка. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Дети раскованы, а потому стараются активно участвовать в работе, что способствует развитию личности.
Нередко эвристический метод на практике, применяется в форме эвристической беседы. Многие педагоги склоняются к данному методу обучения, так как он не раз доказывал, изменениям у учащихся стремления учиться, появляется внутренняя мотивация. Ценность, данного метода заключается, в том, что исторические факты подаются не сухими хронологическими, понятийными, событийными историческими материалами, а именно школьник сам ищет и исследует тематику урока, что позволяет самостоятельно добывать собственные знания, которые ученик, считает важными. Также формирует и развивает мировоззрение, и умение отстаивать свое мнение оперируя аргументами. К сожалению, эвристический метод обучения нельзя назвать универсальным, поэтому выбирая его, нужно основываться на индивидуально-личностных и возрастных особенностях учащихся, также сформированности их познавательных умений, опыта и образованности учителя.
Дальнейшие разработки и усовершенствования эвристического метода истории, позволит учителю наблюдать насколько интересно может быть учащимся на уроках, с какими восхищенными глазами они смогут приходить на урок, и использовать все урочное время именно на изучение и накопления знаний, умений и навыков. Ведь нет ничего лучше слов благодарности, чем совместный результат.
Список используемой литературы
Каптелинин В.Н. Психология и педагогическая практика. М., 2000.
Колеченко А.К Энциклопедия педагогических технологий. СПб. 2004
Коменский Я.А., «Великая дидактика», М.: Педагогика, 1989
Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. Практическое пособие для учителей. — М.: Владос, 1999. — 192 с.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
Степанищев С.Т. Методический справочник учителя истории. М.: ВЛАДОС, 2001.
Хуторской А.В. Современная дидактика. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
Хуторской А.В. «Эвристическое обучение», Москва, 2000. – 187 с.
Журнал «Преподавание истории в школе» №1 (2003), №4 (2004).
1 Коменский Я.А., «Великая дидактика», М.: Педагогика, 1989. С.110-123.
2 Российская педагогическая энциклопедия, 2т. — М., 1999, С.420.
3 Хуторской А.В. «Эвристическое обучение», Москва, 2000
4 Хуторской А.В. «Эвристическое обучение», Москва, 2000., С. 23-34.
2