Послушаем ребят, которые подготовило индивидуальные сообщения о жизни и творчестве Федора Ивановича Тютчева. (Поздней осенью 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье Тютчевых Ивана Николаевича и Екатерины Львовны родился сын Федор. Детские годы Ф.И.Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии. Этот край – колыбель многих русских поэтов и писателей: Тургенева, Фета, Лескова. Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Огромное влияние на юного поэта оказала природа, на лоне которой он рос и воспитывался. И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшей еще в детстве. Судьба Федора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от родной природы. Тоска по родине помогла создать прекрасные образы родной природы, проникнутые грустью, трепетной и нежной любовью. После возвращения на родину Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя. Тютчев был почти ровесником Пушкина (моложе его на четыре года). Но когда Пушкин был уже прославленным поэтом, Тютчев еще не был известен широкому кругу читателей. Пушкин один из первых оценил стихи Тютчева и напечатал их в 1836 году в своем журнале «Современник». А первый сборник стихов поэта вышел в свет почти двадцать лет спустя, в 1854 году, когда Тютчеву исполнилось уже пятьдесят лет. Стихи Тютчева высоко ценили В.Жуковский, А.Пушкин, Н.Некрасов, Л.Толстой. И.С.Тургенев, подготовивший к печати первый сборник стихотворений поэта, писал о Тютчеве в предисловии: «Чувство природы в нём необыкновенно тонко, живо и верно». Именно Фёдор Иванович Тютчев поможет нам сегодня постичь красоту окружающего мира). Ответьте на вопросы. - Когда и где родился Ф.И. Тютчев? - Где прошло детство будущего поэта? - Какой поэт оказал на него большое влияние? - Сколько лет провёл Тютчев на дипломатической работе? - Что лежит в основе тютчевской лирики? (Созерцание природы и проникновение в её мир, в её тайную жизнь). Прослушивание стихотворения “Листья” - Определите тему стихотворения. - Каким настроением пронизано произведение? - Какое слово является ключевым? (Листья) - Каков интонационный строй стихотворения? (Интонационный рисунок призван передать порыв ветра, взлет, его протяженность, эмоциональность, приподнятость). -Стихотворение состоит из 4 строф. Прочитаем еще раз первую. О чем первая строфа? -Центральными образами первой строфы являются “сосны и ели”. Их красота хоть и вечна, но создает ощущение искусственности, чего-то неживого. Отсюда и глаголы “торчат, спят” выражающие ироническое отношение поэта к этим растениям. Эпитет “тощая” звучит насмешливо. Создается картина отрешенности от жизни. - Какие чувства вызывает у вас сравнение “как иглы ежа”? (Боль, неприятие, что-то, что таит в себе опасность. Этим нельзя любоваться). - Найдите слова, отражающие цвета.(“Зелень”, “не желтеет”. Однообразие, от которого становится скучно). - С какой целью автор повторяет слово “ввек”? (Слово “ввек” означает никогда) - Прочитаем вторую строфу. О чем вторая строфа? -Появляется новый образ – образ “легкого племени”. Настроение стихотворения меняется. Это настроение, объемлющее весну и осень: все цветущее и блестящее есть “легкое племя”. - Возьмите простые карандаши и подчеркните в этой строфе все глаголы. Прочитайте подчеркнутые слова. Цветем, блестим, гостим, были, играли, купались. - Как живет это “легкое племя”? -Их жизнь – постоянное веселье, беззаботная пора, похожая на детские годы человека. И ведут себя листья, как дети: играются с лучами, купаются в утренней росе. Они живут “краткое время”, но оно наполнено у них радостью, весельем, ощущением счастья. Поэтому лето для них “красное”. - Обратите внимание на постановку знаков препинания. С какой целью автор ставит восклицательный знак и многоточие в конце данной строфы? (Тем самым он делает паузу: так приятны воспоминания о лете). - Какой прием использует поэт в первых двух строфах? (Антитезу. Противопоставляются веселье листьев и уныние елей и сосен). -Картина изменяется в третьей строфе, прочитаем ее. Меняется ли настроение? Нет. Наступает другое время года (противопоставляется лето и осень). Все, что радовало летом: птички, цветы, лучи – постепенно исчезает: отпели, отцвели, побледнели. И словно в протест звучат вопрос: “Так что же…?” И тут же резкий ответ: “Не лучше ль…!” Для листьев отвратительна сама мысль о бездействии. Лучше смерть, чем унылое существование. - Подчеркните глаголы в данной строфе. Какое слово выбивается из ряда? Отпели, отцвели, побледнели, ушли, висеть, желтеть – это глаголы, которые больше подходят для описания жизни “тощей зелени”. Улететь – вот глагол, отражающий вечное стремление листьев к действию. – Последняя четвертая строфа начинается с обращения. Прочитаем и проследим его. Кого зовут листья и зачем? Они призывают ветер. И это не просто ветер, он буйный, сносящий все на своем пути. - Какие часть речи преобладают в данной строфе? Подчеркните ее. Глаголы, которые обозначают стремительное действие: сорвите, умчите, не хотим, летите. - В чем особенность просьбы листьев? Это не мольба, а призыв. Отсюда и насыщенность строфы восклицательными предложениями. Нет страха перед смертью, есть чувство радостного волнения от предстоящего полета, пусть он и последний. Листья - символ краткой, но яркой жизни. |