Февральская революция 1917г.
Цели урока:
Обучающая:
познакомить учащихся с причинами, задачами, характером, движущими силами и политическими итогами Февральской революции 1917 года;
сформировать знания о событиях, повлекших за собой смену власти.
Развивающая:
Воспитательная:
Ход урока
III. Изучение нового материала
1. Причины Февральской революции
Методы: словесный, текстовый, наглядный
частично поисковый уровень работы учащихся
Ведущие приёмы: рассуждение, конспективное изложение, объяснение, характеристика.
Учебное задание: записать в тетради причины Февральской революции в России.
Конспективное изложение учителя. Каковы были причины февральской революции? Все они носили объективный характер.
Причины революции:
-экономический кризис(разруха,вызванная войной,привела население к обнищанию и голоду)
-промышленный кризис (падение производства с осени 1916 г.)
-транспортный кризис;
-политический кризис (крушение царской семьи в связи с возвышением фигуры Распутина, переход Государственной Думы в оппозицию, заговоры аристократии);
-продовольственный кризис (введение карточного распределения продуктов с начала 1916 г.)
-не решен аграрный вопрос
-ожидание народом прекращения войны
-отсутствие рабочего законодательства
2. Ход Февральской революции в Петрограде 1917г.:конспективное изложение учителя.
В Февральской революции выделяют три основных этапа:
I. Начало революции
забастовка рабочих Путиловского завода(18 февраля)
локаут Путиловского завода
начало всеобщей забастовки рабочих в Петрограде(25 февраля)
антивоенная демонстрация рабочих(23 февраля)
II. Основной ход событий:
переход войск на сторону бастующих(захват мостов, правительственных учреждений)
формирование 2х органов власти(Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и Временный комитет Государственной Думы)
победа революции
- образование Временного правительства(3 марта)
- отречение Николая II от престола(2 марта)
III. Итоги революции:
ликвидация монархии
начало демократии
период двоевластия(безвластия? многовластия?)
3. Двоевластие.
Обобщающая характеристика. Сущность двоевластия – наличие двух центров политической власти (Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов), имеющих собственные вооружённые силы, структуру органов на местах.
Фигурой, объединявшей оба центра двоевластия, был А.Ф. Керенский, входивший и в состав Временных правительств (он оказался главой последнего временного правительства перед Октябрьской революцией), и в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.
Учебное задание: перерисовать в тетрадь логическую схему «Двоевластие в России 1917 г.»:
двоевластие
Временное правительство
(председатель – Е.В.Львов)
«власть без силы»
Советы рабочих и солдатских депутатов (председатель – меньшевик Н.С.Чхеидзе)
«сила без власти»
Вторая российская революция по своим причинам, характеру, задачам и расстановке противоборствующих сил была аналогична революции 1907-1905годов, которая, потерпев поражение, не решила практически ни одной из своих задач. Тем не менее, первая русская революция была одной из предпосылок революционных событий февраля и октября 1917года и послужила важной вехой.
Однако за 10 лет, прошедших после первой революции, обстановка в стране значительно изменилась. Участие России в первой мировой войне, трудности военного периода, вызвавшие бедствия народа и политическую нестабильность, привели Россию в начале 1917года к резкому обострению социальных и политических противоречий, которые породили революционную ситуацию, приведшую к революционному взрыву в феврале 1917года.
Как результат революции: свержение самодержавия, царь отрекается от престола, в стране возникает двоевластие: диктатура крупой буржуазии в лице Временного правительства и Совет рабочих и солдатских депутатов, представлявший революционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства.
Февральская революция 1917 года стала первой победоносной революцией в России. Возникшее в марте 1917г. двоевластие стало отражением того факта, что эпоха империализма и мировая война необычайно ускорили ход исторического развития страны, переход к более радикальным преобразованиям. Чрезвычайно велико и международное значение Февральской буржуазно-демократической революции. Под её влиянием во многих воюющих странах усилилось стачечное движение пролетариата.
IV. Закрепление
Фронтальная аналитическая беседа:
В чём были причины Февральской революции?
В чём сущность явления двоевластия?
Каковы были итоги Февральской революции?
Назовите дату отречения Николая II.
В чём значение Февральской революции? Какую роль в истории России она сыграла?
V. Домашнее задание
Просмотреть записи в тетради и прочитать § 10 учебника.
Таблицу «Календарь событий февраля 1917г.» по учебнику.
Выпишите в тетрадь термины «двоевластие», «Временное правительство», «Учредительное собрание», «локаут» и дайте им письменное определение в тетради. При выполнении задания воспользуйтесь учебником и словарём в конце учебника.
Устно ответьте на вопрос – почему события в октябре 1917г. стали решающими в революции 1917г.?