СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонвизин "Недоросль". Образ Митрофанушки

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фонвизин "Недоросль". Образ Митрофанушки»

История Митрофана

История

Митрофана

ЦЕЛЬ УРОКА Ответить на вопрос о том, почему именно недоросль Митрофанушка становится заглавным образом комедии и главным объектом сатиры драматурга?

ЦЕЛЬ УРОКА

Ответить на вопрос о том, почему именно недоросль Митрофанушка становится заглавным образом комедии и главным объектом сатиры драматурга?

Особенности характеристики образа персонажа в драматическом произведении РЕЗОНЁР Человек, любящий вести пространные рассуждения, преимущ. нравоучительного характера. Традиционное действующее лицо в старой комедии, устами которого автор высказывает свои взгляды, нравоучения (лит.). Возможны ли прямые характеристики персонажа в драматическом произведении? В каком случае они близки авторской оценке персонажа? Вспомните, какую роль играли в комедии классицизма герои-резонёры.

Особенности

характеристики образа персонажа

в драматическом произведении

РЕЗОНЁР

  • Человек, любящий вести пространные рассуждения, преимущ. нравоучительного характера.
  • Традиционное действующее лицо в старой комедии, устами которого автор высказывает свои взгляды, нравоучения (лит.).
  • Возможны ли прямые характеристики персонажа в драматическом произведении?
  • В каком случае они близки авторской оценке персонажа?
  • Вспомните, какую роль играли в комедии классицизма герои-резонёры.
Какие из приведённых выше приёмов не используются в драматических произведениях? Какие художественные средства, приёмы используются для характеристики персонажа в драматических произведениях? Пейзаж, портрет, интерьер, поступки, оценки героя окружающими, речь, говорящее имя, диалоги, монологи, авторские комментарии.

Какие из приведённых выше приёмов не используются в драматических произведениях?

Какие художественные средства, приёмы используются для характеристики персонажа в драматических произведениях?

Пейзаж, портрет, интерьер, поступки, оценки героя окружающими, речь, говорящее имя, диалоги, монологи, авторские комментарии.

1. Действительно ли Митрофанушка глуп, или он, скорее, ленив, невежествен? ГОВОРЯЩЕЕ ИМЯ. НЕДОРОСЛЬ. 1. Так в России XVIII века называли молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего на государственную службу. 2. Разг. ирон. Недоучившийся, глуповатый молодой человек. 2. В чём он подобен матери? В каких поступках, взглядах на жизнь он как будто копирует её? 3. Почему Простаков называет Митрофанушку маменькиным, а не батюшкиным сынком? Учтите, что фамилия матери Митрофана, сестры Тараса Скотинина, до замужества — Скотинина. Кто же он по сути, Простаков или Скотинин? Митрофан — в переводе с греческого языка означает «подобный матери».

1. Действительно ли Митрофанушка глуп, или он, скорее, ленив, невежествен?

ГОВОРЯЩЕЕ ИМЯ.

НЕДОРОСЛЬ. 1. Так в России XVIII века называли молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего на государственную службу. 2. Разг. ирон. Недоучившийся, глуповатый молодой человек.

2. В чём он подобен матери? В каких поступках, взглядах на жизнь он как будто копирует её?

3. Почему Простаков называет Митрофанушку маменькиным, а не батюшкиным сынком? Учтите, что фамилия матери Митрофана, сестры Тараса Скотинина, до замужества — Скотинина. Кто же он по сути,

Простаков или Скотинин?

Митрофан — в переводе с греческого языка означает «подобный матери».

ПОРТРЕТ. Можно ли по тексту комедии «Недоросль» составить представление о портрете Митрофанушки? Попытайтесь это сделать. Какие детали в тексте помогут вам нарисовать портрет Митрофанушки? Много ли вы нашли таких деталей?

ПОРТРЕТ.

Можно ли по тексту комедии «Недоросль» составить представление о портрете Митрофанушки? Попытайтесь это сделать. Какие детали в тексте помогут вам нарисовать портрет Митрофанушки? Много ли вы нашли таких деталей?

ВОЗРАСТ ПРОИСХОЖДЕНИЕ «…вот уж ему, батюшка, шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы…» Действие третье, явление 5  Митрофан Терентьевич — молодой дворянин, шестнадцатилетний подросток, единственный сын помещиков Простаковых, баловень родителей и любимец кормилицы Еремеевны. ВНЕШНИЙ ВИД «За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть». Внешний вид Митрофана не вызывает восхищения. Это полный, перекормленный юноша, он успел “вырасти” даже из нового, только что сшитого кафтана.  Действие четвертое, явление 8 «Митрофанушка, друг мой, я чаю, тебя жмет до смерти». Действие первое, явление 1

ВОЗРАСТ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

«…вот уж ему, батюшка, шестнадцать лет исполнится около

зимнего Николы…»

Действие третье,

явление 5

Митрофан Терентьевич — молодой дворянин, шестнадцатилетний подросток, единственный сын помещиков Простаковых, баловень родителей и любимец кормилицы Еремеевны.

ВНЕШНИЙ ВИД

«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть».

Внешний вид Митрофана не вызывает восхищения. Это полный, перекормленный юноша, он успел “вырасти” даже из нового, только что сшитого кафтана.

Действие четвертое, явление 8

«Митрофанушка, друг мой, я чаю, тебя жмет до смерти».

Действие первое, явление 1

ОБРАЗОВАНИЕ Найдите высказывания Простаковой об образовании Митрофана  («Уж года четыре как учится...»; «Последних крох не жалеем, лишь бы сын всему выучился...» и др.).  Господин Простаков обожает своего сына Митрофана и считает его

ОБРАЗОВАНИЕ

Найдите высказывания Простаковой об образовании Митрофана

(«Уж года четыре как учится...»; «Последних крох не жалеем, лишь бы сын всему выучился...» и др.).

Господин Простаков обожает своего сына Митрофана и считает его "умным и разумным дитем", что, конечно, не соответствует действительности. Очевидно, отец слеп в своей любви к Митрофану: "...то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын..."

Действие 1 явление IV

ОБРАЗОВАНИЕ Митрофан.  Ну! А там что? Г-жа Простакова.  А там и женишься. Митрофан.  Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору. Действие третье, явление 7  Митрофан, по сути своей совершенно необразованный, не хочет более учиться. С гораздо большим удовольствием он бы женился. Скотинин. Хочешь ли ты жениться? Митрофан (разнежась). Уж давно, дядюшка, берет охота… Действие второе, явление 4  «Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться» Действие третье, явление 7

ОБРАЗОВАНИЕ

Митрофан. Ну! А там что?

Г-жа Простакова. А там и женишься.

Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору.

Действие третье, явление 7

Митрофан, по сути своей совершенно необразованный, не хочет более учиться. С гораздо большим удовольствием он бы женился.

Скотинин. Хочешь ли ты жениться?

Митрофан (разнежась). Уж давно, дядюшка, берет охота…

Действие второе, явление 4

«Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться»

Действие третье, явление 7

ВОСПИТАНИЕ. Объясните выражение: «Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-ка, на боку лёжа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?»  Почему, не видя внутренней необходимости, терпя «великие траты», Простакова учит Митрофанушку, нанимает ему учителей? К чему сводится воспитание и обучение в доме Простаковых?

ВОСПИТАНИЕ.

Объясните выражение: «Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-ка, на боку лёжа, летят себе в чины.

Чем же плоше их Митрофанушка?»

Почему, не видя внутренней необходимости, терпя «великие траты», Простакова учит Митрофанушку, нанимает ему учителей?

К чему сводится воспитание и обучение в доме Простаковых?

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: разрешая остаться дома только в том случае, если родители обязывались обучить сына иностранному языку, арифметике, географии, Закону Божьему. В 15 лет юноша являлся на новый смотр…» «По установленному при Петре и императрице Анне Иоанновне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в так называемую Геральдмейстерскую контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем недоросля, так называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет при «втором смотре» ребёнок должен был уметь читать и писать. (см.: Кулакова Л. И. Д. И. Фонвизин: Биография писателя. — М.; Л.: Просвещение, 1966). После этого его отправляли на военную или гражданскую службу,

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

разрешая остаться дома только в том случае, если родители обязывались обучить сына иностранному языку, арифметике, географии, Закону Божьему. В 15 лет юноша являлся на новый смотр…»

«По установленному при Петре и императрице Анне Иоанновне порядку каждый

семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в так называемую Геральдмейстерскую контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем недоросля, так называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет при «втором смотре» ребёнок должен был уметь читать и писать.

(см.: Кулакова Л. И. Д. И. Фонвизин: Биография писателя. — М.; Л.: Просвещение, 1966).

После этого его отправляли на военную или гражданскую службу,

« Скотинин. Да, видно, брат, поужинал ты плотно. Митрофан . А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал. Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил. Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть. Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил». Действие первое, явление 4 ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА  Митрофан — большой любитель плотно покушать. «Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил. Г-жа Простакова . Так тебе жаль шестой, бестия?» Действие первое, явление 4  Митрофан и Скотинин

« Скотинин. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан . А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил».

Действие первое, явление 4

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА 

Митрофан — большой любитель плотно покушать.

«Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова . Так тебе жаль шестой, бестия?»

Действие первое, явление 4

Митрофан и Скотинин

ЖЕСТОКОСТЬ И БЕССЕРДЕЧНОСТЬ ПОДЛОСТЬ   Однажды он видит сон, в котором мать избивает отца, но при этом он жалеет не отца, которого бьют, а жалеет мать, которая якобы устает наносить удары:

ЖЕСТОКОСТЬ И БЕССЕРДЕЧНОСТЬ

ПОДЛОСТЬ 

Однажды он видит сон, в котором мать избивает отца, но при этом он жалеет не отца, которого бьют, а жалеет мать, которая якобы устает наносить удары: "Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку... Так мне и жаль стало... Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку..." 

Митрофан растет ябедой, подлым человеком. Если что-то идёт не так, как он хочет, он тут же ябедничает матушке.

Действие 1 явление IV

«..я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему…»

Действие второе, явление IV

ЦЫФИРКИН Злой Митрофан также обижает своих учителей. Так, своего учителя Цыфиркина он называет

ЦЫФИРКИН

Злой Митрофан также обижает своих учителей. Так, своего учителя Цыфиркина он называет "гарнизонной крысой" :

"Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать. Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите."

(действие 3 явление VII)

Митрофан на уроке

(сцена из спектакля)

ОТНОШЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ К МИТРОФАНУ. (работа в группах) ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ ЕГО ДОМАШНИЕ УЧИТЕЛЯ

ОТНОШЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ К МИТРОФАНУ.

(работа в группах)

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

ПЕРСОНАЖИ

ЕГО ДОМАШНИЕ

УЧИТЕЛЯ

КАКУЮ РОЛЬ В ПЬЕСЕ ИГРАЕТ ОБРАЗ ЕРЕМЕЕВНЫ

КАКУЮ РОЛЬ В ПЬЕСЕ ИГРАЕТ ОБРАЗ ЕРЕМЕЕВНЫ

"Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю..."

(Митрофан —Еремеевне, действие 2 явление IV)

"Еремеевна (заслоня Митрофана, остервенясь и подняв кулаки).

Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы то выцарапаю."

(действие 2 явление IV)

За свою верность и преданность Еремеевна получает только побои. Судьба Еремеевны трагична. Она никогда не будет оценена по достоинству, никогда не получит благодарность за свою верность.

Еремеевна

Неблагодарный Митрофанушка обижает свою няню (кормилицу) Еремеевну. Например, он называет ее "старой хрычовкой". В то же время няня Еремеевна, несмотря ни на что, готова буквально драться за Митрофана, если его кто-то хочет обидеть:

«Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растёт деспот, невежественный и жестокий крепостник.

Митрофан корыстен и эгоистичен. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношения к ним Митрофанушки. Он живёт только по такому принципу. Даже к собственной матери он теряет интерес, лишь только у неё отбирают власть.

Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» сделалось нарицательным обозначением лодыря,

лоботряса и лентяя.

УЧАСТИЕ МИТРОФАНА

В КОНФЛИКТЕ.

Как меняется поведение Митрофана после завязки конфликта?

Почему он так активно начинает играть роль соперника своего дядюшки?

АВТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИТРОФАНУ

В образе Митрофана Фонвизин показал, как пороки, присущие всему крепостническому обществу, калечат души людей с детских лет. Он недобросовестен в своём отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье, и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении.

–  РАБОТА С ТЕКСТОМ ЭКЗАМЕН МИТРОФАНУШКИ (ДЕЙСТВИЕ 4, ЯВЛЕНИЕ 8) Стародум. О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. (К Правдину.) Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил. Все садятся, кроме Митрофана и Еремеевны. Г-жа Простакова. Вот в чем дело, батюшка. За молитвы родителей наших, – нам, грешным, где б и умолить, – даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

РАБОТА С ТЕКСТОМ

ЭКЗАМЕН МИТРОФАНУШКИ

(ДЕЙСТВИЕ 4, ЯВЛЕНИЕ 8)

Стародум. О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. (К Правдину.) Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.

Все садятся, кроме Митрофана и Еремеевны.

Г-жа Простакова. Вот в чем дело, батюшка. За молитвы родителей наших, – нам, грешным, где б и умолить, – даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

https://www.youtube.com/watch?v=Zw2fGt_HZvc

https://www.youtube.com/watch?v=Zw2fGt_HZvc

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА МИТРОФАНУШКИ  «Матерью явленный» ЖЕСТОКОСТЬ НЕ УМЕЕТ ЛЮБИТЬ КАПРИЗЕН БЕССЕРДЕЧНОСТЬ ЛЕНТЯЙ ПОДЛОСТЬ  НЕВЕЖЕСТВЕННОСТЬ КОРЫСТЕН УМЕЕТ СХИТРИТЬ И ИЗВЕРНУТЬСЯ ГРУБОСТЬ ОГРАНИЧЕННОСТЬ БЕССЕРДЕЧИЕ ЭГОИСТИЧЕН ПУСТОГОЛОВОСТЬ НЕВОСПИТАННЫЙ РАВНОДУШНЫЙ «МАМЕНЬКИН СЫНОК» ПРИУЧЕН К  СЫТНОЙ И ОБИЛЬНОЙ ЕДЕ

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА МИТРОФАНУШКИ 

«Матерью явленный»

ЖЕСТОКОСТЬ

НЕ УМЕЕТ ЛЮБИТЬ

КАПРИЗЕН

БЕССЕРДЕЧНОСТЬ

ЛЕНТЯЙ

ПОДЛОСТЬ 

НЕВЕЖЕСТВЕННОСТЬ

КОРЫСТЕН

УМЕЕТ СХИТРИТЬ

И ИЗВЕРНУТЬСЯ

ГРУБОСТЬ

ОГРАНИЧЕННОСТЬ

БЕССЕРДЕЧИЕ

ЭГОИСТИЧЕН

ПУСТОГОЛОВОСТЬ

НЕВОСПИТАННЫЙ

РАВНОДУШНЫЙ

«МАМЕНЬКИН СЫНОК»

ПРИУЧЕН К СЫТНОЙ И ОБИЛЬНОЙ ЕДЕ

Н. В. Гоголь о комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»: «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы».   Знаменитый историк В. О. Ключевский полагал, что преувеличения не было: «Эта комедия — бесподобное зеркало. Фонвизину в ней удалось стать прямо перед русскою действительностью, взглянуть на неё просто, непосредственно, в упор, глазами, не вооружёнными никаким стеклом». Учёный говорил не только о низком уровне образования и культуры, но и о грубости нравов, неумении и нежелании жить по закону. Очевидно, что многое в комедии было взято из жизни русского поместного дворянства. Многие из молодых дворян действительно получали плохое домашнее воспитание и образование, часто обучались иностранными учителями (например, история Дефоржа в романе А. С. Пушкина «Дубровский»). Драматург использовал художественное преувеличение, чтобы представить сатирический образ, показать, сколь пагубно для общества и самого человека невежество.

Н. В. Гоголь о комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»: «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы».

Знаменитый историк

В. О. Ключевский полагал, что преувеличения не было:

«Эта комедия — бесподобное

зеркало. Фонвизину в ней удалось стать прямо перед русскою действительностью, взглянуть на неё просто, непосредственно, в упор, глазами, не вооружёнными никаким стеклом». Учёный говорил не только о низком уровне образования и культуры,

но и о грубости нравов, неумении и

нежелании жить по закону.

Очевидно, что многое в комедии было взято из жизни русского поместного дворянства. Многие из молодых дворян действительно получали плохое домашнее воспитание и образование, часто обучались иностранными учителями (например, история Дефоржа в романе А. С. Пушкина «Дубровский»). Драматург использовал художественное преувеличение, чтобы представить сатирический образ, показать, сколь пагубно для общества и самого человека невежество.

Историк В. О. Ключевский писал: «Митрофан вовсе не смешон; по крайней мере, над ним очень опасно смеяться». Как вы прокомментируете это высказывание? Василий Осипович Ключевский (1841-1911)

Историк В. О. Ключевский писал: «Митрофан вовсе не смешон; по крайней мере, над ним очень опасно смеяться».

Как вы прокомментируете это высказывание?

Василий Осипович Ключевский

(1841-1911)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1. Написать небольшую творческую работу «Один день из жизни Митрофанушки» 2. Выписать из текста комедии пять особенно значимых высказываний одного из положительных персонажей (по выбору учащихся). Возможные варианты работы: а) описать тот день, который представлен в комедии (в соответствии с правилом трёх единств в драматическом произведении действие должно было разворачиваться в пределах суток); б) описать обычный день Митрофана (до начала представленных в комедии событий).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Написать небольшую творческую работу «Один день из жизни Митрофанушки»

2. Выписать из текста комедии пять особенно значимых высказываний одного из положительных персонажей (по выбору учащихся).

Возможные варианты работы:

а) описать тот день, который представлен в комедии (в соответствии с правилом трёх единств в драматическом произведении действие должно было разворачиваться в пределах суток);

б) описать обычный день Митрофана (до начала представленных в комедии событий).