СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках химии.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка, которая даёт представление о приёмах формирования функциональной грамотности на уроках химии.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках химии.»

«Формирование естественнонаучной грамотности учащихся на уроках химии»

ЕНГ - способность обучающихся использовать естественнонаучные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.


1.Под естественнонаучной грамотностью понимают способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений. Готовность человека интересоваться естественно-научными идеями. Естественнонаучно грамотный человек может участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющих отношение к естественным наукам и технологиям.

У человека, обладающего естественно-научной грамотностью, сформированы следующие компетенции:

1) научно объяснять явления;

2) понимать особенности естественно-научного исследования;

3) научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.


2.Методы формирования естественнонаучной грамотности на уроках химии:


1)Химический эксперимент;

2) Метод проектов;

3) Приемы и методы технологий проблемного обучения и развития критического мышления;

4) Задачи на формирование ЕНГ. Контекстные (ситуационные задачи).

3. Конфуций:

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне сделать самому – и я научусь.

4. Практические работы играют важную роль в формировании ЕНГ.

На этих занятиях у детей формируются навыки безопасного обращения с химическими веществами, навыки безопасной работы с химическим оборудованием. Хочу сказать, что ученики любят практические занятия.


5. Контекстная задача - это задача, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, связанная с имеющимися у обучающихся знаниями и опытом.

Результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.

Пример контекстной задачи:

Мальчик Федя очень любит свежие огурцы. Весной на даче вместе с родителями он посадил огурцы. А летом он обнаружил, что соседи уже собирают хороший урожай, а его растения ещё не плодоносят, хотя посадка растений была в одно время.

Он обратился с вопросом к соседке. Она объяснила, что растениям необходимы питательные элементы – удобрения и предложила ему воспользоваться справочной таблицей.



Примерные задания разного уровня сложности:

  1. Какие группы удобрений существуют?(0-1)

  2. Какое удобрение лучше использовать в Фединой ситуации? (0-1-2)

  3. Приведите примеры фосфорных удобрений? (0-1)

  4. Рассчитать массовую долю питательного элемента в каждом из фосфорных удобрений. (0-1-2-3)

  5. Какое из трёх удобрений наиболее эффективно? (0-1)



Текст для задачи может быть взят из учебника, энциклопедий, Интернета, либо учитель составляет его самостоятельно, интегрируя различные источники и учитывая психологические, индивидуально – возрастные особенности обучающихся.

Сейчас можно найти множество готовых заданий по формированию ЕНГ по своему предмету.

Одной из важнейших составляющих является отбор контекстов, т.е. отбор реальных жизненных ситуаций, которые обучающийся сможет описать, объяснить или исследовать с использованием имеющегося у него запаса естественнонаучных знаний.