Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка»
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
Составитель: Хорющенко Л.О.,
руководитель МО иностранных языков
Убинского района Новосибирской области
Функциональная грамотность
это одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день – способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом
Основная цель
обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Основная задача учителя
– стимулировать речемыслительную активность учащихся, создать ситуативность обучения, другими словами смоделировать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь.
Особенности заданий для оценки функциональной грамотности:
* задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
* в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
* контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни; * ситуация требует осознанного выбора модели поведения; вопросы изложены простым и ясным языком; * используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
Направления формирования функциональной грамотности:
- математическая грамотность;
- читательская грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- финансовая грамотность;
- глобальные компетенции;
Читательская грамотность
– это одно из направлений функциональной грамотности, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание. В процессе обучения учитель часто сталкивается с проблемами учащихся при работе с текстом. При чем проблемы возникают и при работе с текстом на русском языке, не говоря уже о иностранном
- Одним из самых распространенных заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания типа True-False, которые могут быть сформулированы по разному.
- Mark *the correct answer according to the text.
- Read the text and choose the statements which are NOT mentioned in the text.
- Read the text and decide which of the fact are not stated in the text.
К отличительных особенностям текстов на формирование функционального чтения относятся:
- большой объем неадапритованного текста;
- информация представленная в виде рисунков, схем, диаграмм,…
- интегрированные задания;
- так называемые «несплошные тексты» - театральные билеты, афиши, проездные документы и т.д.
Для его нужны задания на формирование ФГ
Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом
Формирование читательской грамотности
Чтение на иностранном языке является одним из самых необходимых видов речевой деятельности для большинства людей. Не все из нас имеют возможность общаться с носителями языка (хотя в век высоких технологий это тоже не такая уж большая проблема), но читать могут все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты. Читающий человек способен мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений, адекватно оценивать ситуацию и находить верные решения. Чтение формирует качества социально ценного человека
Технологии и методы
- технология развития критического мышления через чтение и письмо;
- метод проектов;
- личностно-ориентированное обучение (технология коллективного взаимообучения, технология сотрудничества);
- информационно-коммуникационная технология