Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 им. Ю.А. Гагарина»
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
учителя английского языка
Лукашовой Татьяны Алексеевны
г. Гагарин
2022
В наше время изучение иностранных языков является важным аспектом жизни современного человека. Иностранный язык дает нам возможность знакомства с культурой и традициями других стран, способствует
развитию мышления, воображения и памяти. Владение иностранным языком в наши дни – одно из условий профессиональной компетенции.
Мы знаем, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского
языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности. Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний
день.
Функциональная грамотность – способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
Понятие введено в 1957г. ЮНЕСКО
Функционально грамотная личность – способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами. Однако
одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся. Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
· читательская грамотность
· математическая грамотность;
· естественнонаучная грамотность;
· финансовая грамотность;
· глобальные компетенции;
· креативное мышление;
· Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности и участвовать в социальной жизни.
К отличительным особенностям текстов на формирование функционального чтения относятся:
большой объем неадаптированного текста;
информация представленная в виде рисунков, схем, диаграмм,… интегрированные задания;
так называемые «несплошные тексты» - театральные билеты, афиши, проездные документы и т.д.
Математическая грамотность - это способность человека мыслить математически, формулировать и применять математические знания для решения задач в разнообразных практических ситуациях.
Естественнонаучная грамотность - подразумевает способность ребенка занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интерес к естественно-научным фактам и идеям.
При формировании естественнонаучной грамотности
следует рассмотреть три уровня ситуации:
- Личностная (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями)
- Местная/национальная (связанная с проблемами данной местности или страны).
- Глобальная (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).
Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность:
- здоровье;
- природные ресурсы;
- окружающая среда;
- опасности и риски;
- связь науки и технологий.
В фокусе внимания Финансовой грамотности определяются модели поведения личности в сфере финансов
покупка товаров и услуг
управление семейным бюджетом
планирование финансовых дел и др.
Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими
Креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и нового знания, эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения, воображения.
Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся - создание
презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи.
Приведу примеры из опыта работы над формированием функциональной грамотности у детей на примере УМК «Форвард».
Формирование читательской грамотности.
В данных упражнениях подразумевается работа со смешанным текстом «Приключения Тома Сойера». Детям необходимо прочесть его и получить запрашиваемую информацию. Так, в упр. 17 на основе суждения можно сделать выводы и дать правильный ответ. В упр. 18 выстраивается логическая цепочка при выборе правильного ответа из предложенных. («Форвард» 5 класс Часть 2, стр. 10 упр. 17, стр. 11 упр. 18)
Формирование Математической грамотности.
На картинках изображены предметы с указанием их веса в граммах и килограммах. Дети используют математические суждения и путём сложения определяют общий вес необходимых для поездки на Северный полюс и на Чёрное море предметов. («Форвард» 5 класс Часть 1, стр. 81, упр. 6)
Формирование Естественнонаучной грамотности.
Используя словарные слова, географическую карту мира, дети применяют знания, полученные на уроках окружающего мира, географии, биологии. Путём рассуждения делаются выводы о том, какие природные ресурсы добываются под землёй, под водой, что растёт на деревьях, что производят насекомые. («Форвард» 5 класс Часть 1, стр. 40, упр. 16,17. Стр. 41, упр.18,19,20)
Формирование Финансовой грамотности.
Работая с картинками банкнот, легко определяется их ценность, так как в задании ещё есть предложенные варианты для ответов. Дети знакомятся с английскими купюрами, сравнивают их с российскими. Далее, полученные знания применяются в ролевых играх «Покупки». («Форвард» 6 класс Часть 2, стр. 33, упр. 5,6).
Формирование Креативного мышления.
Дети обрабатывают полученную информацию. На основе предложенного текста составляют описание своего населённого пункта, подбирая дополнительный материал, который касается только своего места проживания. («Форвард» 6 класс Часть 2, стр.41, упр.32)
Формирование Глобальных компетенций.
Дети знакомятся с информацией о роли музыки в жизни людей. Знакомятся с точкой зрения девочки и высказывают свои мысли о роли музыки в жизни подростка. («Форвард» 6 класс Часть 2, стр.75, упр. 8)
Делая вывод, можно сказать, что функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована,
проводиться системно, а не «по запросу», должна быть возможность оценивания результатов во времени. В итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные)
учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию.