Формирование гражданственности и патриотизма в начальной школе как основа становления личности школьника
Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка. К сожалению, в наше время уровень воспитанности, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения вызывает тревогу. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Альтернативой негативному влиянию социума, неконтролируемому потоку информации является гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе формирования личности школьников.
Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.
Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.
Внеклассная работа в начальной школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. Учителю необходимо обеспечить непрерывность гражданского воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников, а также совместную работу школы и семьи.
Учитель должен помочь детям осознать свое место в истории своего народа, включать младших школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты.
Организуя патриотическое воспитание, следует опираться на психологические особенности младших школьников. Ребенок 6—8-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, мы просим их составить с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.
Известная эмоциональность младших школьников диктует педагогу необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в классе, должны быть наглядными, конкретными. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам, то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется повторить.
Следует учесть и такую особенность младших школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, огромная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям.
Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в патриотическом воспитании необходимо широко использовать игру, игровое оформление, игровые моменты. Это могут быть познавательные, экологические, подвижные игры, оформление общественных акций, игровые названия, девизы — все то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными.
Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал:
«Истинный патриотизм в том, чтобы, обогащая других, обогащаться самому духовно.
Патриотизм - это благороднейшее из чувств. Это важнейшая сторона и личной и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимается над собой, ставит себе сверх личные цели. Патриотизм соединенный с интересом и любовью ко всем нациям, - непременное условие нормального здоровья ума и сердца.
Ибо для человека естественно любить свою семью, своё село и город, свою страну и её народы и весь земной шар – нашу большую Родину. Будем же любить свой народ, свою природу, своё село, свою семью.»
Формируя чувство патриотизма у своих учащихся, я, как учитель, как раз и опираюсь на любовь детей к семье, городу, природе. Приучаю их учиться чувствовать тех кто и что их окружает , как это важно для них.
Формы гражданско-патриотического воспитания :
беседы, классные и информационные часы, читательские конференции;
тематические утренники, проведение совместных праздников с родителями;
торжественные линейки, уроки Мужества,
экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания;
просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности;
конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;
ролевые игры, проигрывание ситуаций;
встречи с ветеранами Великой Отечественно войны и труда, знаменитыми земляками.
Направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию
Всю работу по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности я веду по направлениям:
Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе. Работа по этому направлению проходит на уроках по курсу «Окружающий мир». С учащимися класса мы посетили музей. Ребята встречались с ветеранами Великой Отечественно войны, участвовали в праздниках , посвященных 23 февраля, в конкурсе стихов, посвященных Дню Победы. В классе были проведены тематические классные часы «Улицы нашего города», заочное путешествие «Родная земля» и др. Детьми были подготовлены выступления по темам: «Легенды моей земли», «Прошлое нашего города»
Гражданско-патриотическое направление - основано на любви к Родине и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству.
По этому направлению проводились беседы, информационные часы, участвовали в акции «Открытка ветерану», участвовали в обсуждении проблемной ситуации «Сколько « Я» у человека» (человек как член семьи, школы, гражданин города, страны). Дети сами подготовили и провели конкурс пословиц и поговорок «Пословицы и поговорки - богатство нации».
В ходе организации процесса формирования гражданственности учащихся мною широко используются возможности учебных предметов.
Содержание и организация уроков математики предоставляют большие возможности для реализации задач воспитания гражданственности учащихся начальных классов. На занятиях воспитываются такие личностные качества гражданина, как бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину; формируется хозяйственное отношение к общественной и личной собственности, обращается внимание школьников на такие проблемы, как состояние общественного транспорта, лифтов в многоэтажных домах, остановочных пунктов, оборудования дворовых детских площадок и т. д.
Формированию гражданских качеств младших школьников на уроках математики способствует выполнение таких заданий, как составление и решение задач, содержащих материал о родине, о растительном и животном мире и т. д., использование на занятиях стихотворений, пословиц и поговорок .
Большое значение имеет анализ содержания задач, в условии которых имеются сведения о нашей стране, городе, микрорайоне.
3. Литературное и художественное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.
Большие возможности для формирования гражданских качеств младших школьников предоставляют уроки русского чтения.
В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины.
На произведениях классиков ребята учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.
Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, народные песни, сказки).
Чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают учащимся понять и оценить гражданские поступки людей, знакомят с понятиями справедливость, честность, товарищество, дружба, гражданственность.
Отбор книг для внеклассного чтения учащихся осуществляется в соответствии с «критерием гражданственности», состоит в «соотнесении идейного содержания художественного произведения идеалам воспитания всесторонне развитой личности гражданина.
4. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.
5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.
6. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки.
Активное участие в общественно полезном труде развивает отзывчивость, умение замечать, кому нужна помощь, оказывать ее, формирует у ребенка патриотическую гражданскую позицию, т.е. понимание того, что ты в ответе за то, что происходит вокруг.
7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.
Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.
При отборе содержания гражданско-патриотического воспитания необходимо учитывать личный опыт учащихся, полученный в ходе организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности.
Содержание гражданско-патриотического воспитания должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.
Патриотическое воспитание учащихся на лучших традициях национальной культуры; расширение духовного кругозора младших школьников, создание условий для развития творческой личности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному краю. Гражданско-патриотическое воспитание оказывает влияние на все сферы социальной жизни учащихся и, следовательно, на социально-психологическую структуру личности.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения.
Программа по национально – патриотическому воспитанию для младших школьников
1. Содержание программного материала
1 класс - «Моя родословная»
Задачи:
1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи.к близким людям.
2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.
3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.
2 класс - «Мир дому моему»
Задачи:
1. Воспитание любви к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;
2. Развитие творческой активности.
3. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
Содержание программного материала: работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, живших до Октябрьской революции (с 1918 г.), изучение значения твоего рода в истории страны во время ВОВ, Афганской и войны в Донбассе.
3 класс - «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»
Задачи:
1. Воспитание любви к семье, родным и близким людям; уважения к историческому прошлому и настоящему семьи, в которой родился;
2. Развитие творческой активности.
3. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории своей семьи.
Содержание программного материала: отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны; узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи семьи.
4 класс - «Моя семья – мой Донбасс»
Задачи:
1. Утверждение национально - патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, Еврейской автономной области, традициям и обычаям народов России.
2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.
3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.
4. Привитие молодому поколению нравственного иммунитета против низкопробной культуры, захлестнувшей нашу страну.
5. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.
Основные (примерные) мероприятия по реализации программы:
№ п/п | Название мероприятия | Форма проведения | Класс |
1. | «Дом, в котором я живу» | Беседа - обсуждение | 1 |
2. | «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок» | Беседа | 1 |
3. | «Праздник твоего имени» | Праздник | 1 |
4. | «Слава солдатская – сила богатырская» | Утренник | 1 |
5. | День матери | Праздник | 1 |
6. | «Мои родные» | Выставка рисунков | 1 |
7. | «О наших бабушках, мамах, сестричках» | Викторина | 1 |
8. | «Про братьев наших меньших» | Викторина | 1 |
9. | «Папа, мама, я - спортивная семья.» | Спортивный праздник | 1 |
10. | «Неразлучные друзья – родители и дети» | Родительское собрание с участием детей | 1 |
11. | «Семью – семь» | Праздник семьи | 1 |
12. | «Нам вместе весело» | Игровая программа для детей и их родителей | 1 |
13. | «Знакомимся с Правами ребёнка» | утренник | 1 |
14. | «Азбука больших и малых дел нашей семьи» | Семейный праздник | 1 |
15. | «Зачем человеку семья» | Классный час | 1 |
16. | «Моё село» | Игра - путешествие | 2 |
17. | «Наша страна ДНР» | Конкурс чтецов стихов | 2 |
18. | «Наш солдат умом и силой богат» | Литературные посиделки | 2 |
19. | «Откуда мы родом» | Беседа о родословной | 2 |
20. | « О людях нашей области» | Классный час | 2 |
21. | «Бабушка рядышком с дедушкой» | Устный журнал | 2 |
22. | «Папа, мама, я - спортивная семья.» | Спортивный праздник | 2 |
23. | День матери | Праздник | 2 |
24. | «Конкурс стихов и пословиц о маме» | Конкурс | 2 |
25. | «Семейная спортивная спартакиада» | Спортивный праздник | 2 |
26. | «Папа, мама, я – читающая семья» | Литературная викторина для детей и родителей | 2 |
27. | «Подарок маме» | Театрализованное представление | 2 |
28. | «Как надо вести себя в школе» | Беседа - игра | 2 |
29. | «Вежливые слова» | Разбор ситуаций | 2 |
30. | «Уважая себя, уважайте других» | Беседа - диспут | 2 |
31. | «Знания нужны мне и моей стране» | Урок - путешествие | 3 |
32. | «Моё Отечество!» | Экскурсия по селу | 3 |
33. | «Слава тебе, победитель – солдат!» | Лирико – поэтический час | 3 |
34. | «Звучи, памяти набат!» | Участие в вахте памяти | 3 |
35. | «А в нашей семье…» | Сочинения с иллюстрациями | 3 |
36. | «Моя помощь родным» | Беседа - диспут | 3 |
37. | «Интересные люди нашего села» | Классный час | 3 |
38. | «Веселье и труд рядом живут» | Посиделки для детей, родителей, бабушек, дедушек | 3 |
39. | «В гостях у Мастера – Карандаша» | Праздник | 3 |
40. | «Портрет моей семьи» | Игра | 3 |
41. | «Учимся правильно жить и дружить» | Практические игры | 3 |
42. | «Какому человеку можно доверять» | Беседа | 3 |
43. | День матери | Праздник | 3 |
44. | Профессии в моей родословной | Классный час | 3 |
45. | «Донбасс - Родина моя…» | Классный час | 3 |
46. | «Донбасс, мы дети твои!» | Утренник | 4 |
47. | «Семейная летопись» | Семейные посиделки | 4 |
48. | «Рождество – праздник семейный» | Беседа о традициях | 4 |
49. | «Гармония в природе» | Экологический плакат | 4 |
50. | «Права детей» | Ирга – путешествие | 4 |
51. | «О родных и близких людях с любовью» | Родительское собрание | 4 |
52. | «Красота и уют моего дома» | Выставка поделок | 4 |
53. | «Каждый сам за себя или дружная семья» | Игра | 4 |
54. | «Мы – одна семья» | Семейный праздник | 4 |
55. | «История школы» | Экскурсия в школьный музей | 4 |
56. | «Вот моя деревня, вот мой дом родной» | Игра - путешествие | 4 |
57. | «Сельские профессии» | Деловая игра | 4 |
58. | «Государственные символы Донбасса» | Классный час | 4 |
59. | «Архитектурные и культурные памятники Донбасса» | Экскурсия | 4 |
60. | «Нет в Донбассе семьи такой, где б ни памятен был герой» | Устный журнал | 4 |
61. | «Природа и экологические проблемы». | Конкурс проектов | 4 |
Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.
3. Ожидаемые результаты
1. Формирование гражданского отношения к своей семье.
2. Достижение более высокого показателя нравственного уровня учащихся.
3. Формирование патриотического и гражданского сознания и самопознания, коммуникативной толерантности.
4. Возрождение и обновление национальных традиций благотворительности.
5. Развитие личности ребенка, воспитание добросердечности и позитивного мировоззрения.
6. Воспитание у школьников понятия сущности основных социальных ролей, умение понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности.
Надо всегда помнить слова В.А. Сухомлинского: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности,– это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием». Проект назывался «Расскажи мне про былое».
Цель: воспитание гордости за свою семью, посёлок, через знакомство с семейными традициями и создание альбома.
В процессе реализации этого проекта дети действительно испытали чувство гордости за своих близких- а ведь это одна из ступенек в формировании патриотизма ученика начальной школы.
Дети с любовью рассказывали о своих родителях, показывали фотографии из домашних альбомов, вызывая неподдельный интерес одноклассников.
Ребята растут, набираются опыта и нынче в 4 четверти мы планируем продолжить работу в этом направлении. Выбранная тема: «Герои моей семьи», где детям придётся уже не только собрать материал, но и проанализировать его вместе с родителями.
Мои дети любят не только свой дом, свою семью, школу, но и свой город.
Мои ребята ответственно относятся ко всем мероприятиям – результат: класс победитель школьного конкурса «Самый лучший класс» в прошлом году и в этом полугодии.
Подводя итог, хочется сказать, что при формировании чувства патриотизма необходимо учитывать интересы и ценностные установки детского коллектива, вовремя корректировать формы работы, показывать личный пример, а самое главное- формировать личность ребёнка на основе традиций и духовных ценностей семьи, школы, поселка, всего русского народа. Без всего этого вся работа будет малорезультативной или напрасной.
Список литературы:
1.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
2.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8.
3.Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа). – 2002. – № 4.
4.Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6.