СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование гражданственности и патриотизма в начальной школе как основа становления личности школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете

Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданственности и патриотизма в начальной школе как основа становления личности школьника»


Формирование гражданственности и патриотизма в начальной школе как основа становления личности школьника

Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка. К сожалению, в наше время уровень воспитанности, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения вызывает тревогу. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Альтернативой негативному влиянию социума, неконтролируемому потоку информации является гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе формирования личности школьников.

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Младший школьный возраст — наиболее подходящий для вос­питания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.

Внеклассная работа в начальной школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школь­ников, выработки у них первичных навыков гражданского поведе­ния. Учителю необходимо обеспечить непрерывность гражданского воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников, а также совместную работу школы и семьи.

Учитель должен помочь детям осознать свое место в истории сво­его народа, включать младших школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты.

Организуя патриотическое воспитание, следует опираться на психологические особенности младших школьников. Ребенок 6—8-летнего возраста мыслит образами, конкретными катего­риями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на дос­тупных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, мы просим их составить с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и по­нятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Роди­на сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребе­нок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодей­ствие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, род­ная, наполненная звуками и запахами.

Известная эмоциональность младших школьников диктует педагогу необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводи­мые в классе, должны быть наглядными, конкретными. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказы­вает учитель, или то, что он делает сам, то услышанное или сделан­ное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захо­чется повторить.

Следует учесть и такую особенность младших школьников, как актив­ность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, огромная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации патриотического воспитания. Дети с удоволь­ствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и обще­ственно оцениваемая, очень нравится детям.

Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в патриотическом воспитании необходимо широко использовать игру, игровое оформление, игровые моменты. Это могут быть познавательные, экологические, под­вижные игры, оформление общественных акций, игровые названия, деви­зы — все то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными.

Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлени­ям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каж­дого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направ­ленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возмож­ность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполне­ния, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.


Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал:

«Истинный патриотизм в том, чтобы, обогащая других, обогащаться самому духовно.

Патриотизм - это благороднейшее из чувств. Это важнейшая сторона и личной и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимается над собой, ставит себе сверх личные цели. Патриотизм соединенный с интересом и любовью ко всем нациям, - непременное условие нормального здоровья ума и сердца.

Ибо для человека естественно любить свою семью, своё село и город, свою страну и её народы и весь земной шар – нашу большую Родину. Будем же любить свой народ, свою природу, своё село, свою семью.»

Формируя чувство патриотизма у своих учащихся, я, как учитель, как раз и опираюсь на любовь детей к семье, городу, природе. Приучаю их учиться чувствовать тех кто и что их окружает , как это важно для них.


Формы гражданско-патриотического воспитания :

  • беседы, классные и информационные часы, читательские конференции;

  • тематические утренники, проведение совместных праздников с родителями;

  • торжественные линейки, уроки Мужества,

  • экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания;

  • просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности;

  • конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

  • ролевые игры, проигрывание ситуаций;

  • встречи с ветеранами Великой Отечественно войны и труда, знаменитыми земляками.


Направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию

Всю работу по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности я веду по направлениям:


  1. Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе. Работа по этому направлению проходит на уроках по курсу «Окружающий мир». С учащимися класса мы посетили музей. Ребята встречались с ветеранами Великой Отечественно войны, участвовали в праздниках , посвященных 23 февраля, в конкурсе стихов, посвященных Дню Победы. В классе были проведены тематические классные часы «Улицы нашего города», заочное путешествие «Родная земля» и др. Детьми были подготовлены выступления по темам: «Легенды моей земли», «Прошлое нашего города»

  2. Гражданско-патриотическое направление - основано на любви к Родине и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству.

По этому направлению проводились беседы, информационные часы, участвовали в акции «Открытка ветерану», участвовали в обсуждении проблемной ситуации «Сколько « Я» у человека» (человек как член семьи, школы, гражданин города, страны). Дети сами подготовили и провели конкурс пословиц и поговорок «Пословицы и поговорки - богатство нации».

В ходе организации процесса формирования гражданственности учащихся мною широко используются возможности учебных предметов.

Содержание и организация уроков математики предоставляют большие возможности для реализации задач воспитания гражданственности учащихся начальных классов. На занятиях воспитываются такие личностные качества гражданина, как бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину; формируется хозяйственное отношение к общественной и личной собственности, обращается внимание школьников на такие проблемы, как состояние общественного транспорта, лифтов в многоэтажных домах, остановочных пунктов, оборудования дворовых детских площадок и т. д.

Формированию гражданских качеств младших школьников на уроках математики способствует выполнение таких заданий, как составление и решение задач, содержащих материал о родине, о растительном и животном мире и т. д., использование на занятиях стихотворений, пословиц и поговорок .

Большое значение имеет анализ содержания задач, в условии которых имеются сведения о нашей стране, городе, микрорайоне.


3. Литературное и художественное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.

Большие возможности для формирования гражданских качеств младших школьников предоставляют уроки русского чтения.

В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины.

На произведениях классиков ребята учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, народные песни, сказки).

Чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают учащимся понять и оценить гражданские поступки людей, знакомят с понятиями справедливость, честность, товарищество, дружба, гражданственность.

Отбор книг для внеклассного чтения учащихся осуществляется в соответствии с «критерием гражданственности», состоит в «соотнесении идейного содержания художественного произведения идеалам воспитания всесторонне развитой личности гражданина.


4. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.


5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.


6. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки.

Активное участие в общественно полезном труде развивает отзывчивость, умение замечать, кому нужна помощь, оказывать ее, формирует у ребенка патриотическую гражданскую позицию, т.е. понимание того, что ты в ответе за то, что происходит вокруг.


7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.

Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.

При отборе содержания гражданско-патриотического воспитания необходимо учитывать личный опыт учащихся, полученный в ходе организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности.

Содержание гражданско-патриотического воспитания должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.

Патриотическое воспитание учащихся на лучших традициях национальной культуры; расширение духовного кругозора младших школьников, создание условий для развития творческой личности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному краю. Гражданско-патриотическое воспитание оказывает влияние на все сферы социальной жизни учащихся и, следовательно, на социально-психологическую структуру личности.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения.


Программа по национально – патриотическому воспитанию для младших школьников


1. Содержание программного материала

1 класс - «Моя родословная»

Задачи:

1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи.к близким людям.

2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.

3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.


Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.


2 класс - «Мир дому моему»

Задачи:

1. Воспитание любви к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;

2. Развитие творческой активности.

3. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.


Содержание программного материала: работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, живших до Октябрьской революции (с 1918 г.), изучение значения твоего рода в истории страны во время ВОВ, Афганской и войны в Донбассе.


3 класс - «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»

Задачи:

1. Воспитание любви к семье, родным и близким людям; уважения к историческому прошлому и настоящему семьи, в которой родился;

2. Развитие творческой активности.

3. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории своей семьи.


Содержание программного материала: отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны; узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи семьи.


4 класс - «Моя семья – мой Донбасс»

Задачи:

1. Утверждение национально - патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, Еврейской автономной области, традициям и обычаям народов России.

2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.

3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.

4. Привитие молодому поколению нравственного иммунитета против низкопробной культуры, захлестнувшей нашу страну.

5. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.



Основные (примерные) мероприятия по реализации программы:

№ п/п

Название мероприятия

Форма проведения

Класс

1.

«Дом, в котором я живу»

Беседа - обсуждение

1

2.

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок»

Беседа

1

3.

«Праздник твоего имени»

Праздник

1

4.

«Слава солдатская – сила богатырская»

Утренник

1

5.

День матери

Праздник

1

6.

«Мои родные»

Выставка рисунков

1

7.

«О наших бабушках, мамах, сестричках»

Викторина

1

8.

«Про братьев наших меньших»

Викторина

1

9.

«Папа, мама, я - спортивная семья.»

Спортивный праздник

1

10.

«Неразлучные друзья – родители и дети»

Родительское собрание с участием детей

1

11.

«Семью – семь»

Праздник семьи

1

12.

«Нам вместе весело»

Игровая программа для детей и их родителей

1

13.

«Знакомимся с Правами ребёнка»

утренник

1

14.

«Азбука больших и малых дел нашей семьи»

Семейный праздник

1

15.

«Зачем человеку семья»

Классный час

1

16.

«Моё село»

Игра - путешествие

2

17.

«Наша страна ДНР»

Конкурс чтецов стихов

2

18.

«Наш солдат умом и силой богат»

Литературные посиделки

2

19.

«Откуда мы родом»

Беседа о родословной

2

20.

« О людях нашей области»

Классный час

2

21.

«Бабушка рядышком с дедушкой»

Устный журнал

2

22.

«Папа, мама, я - спортивная семья.»

Спортивный праздник

2

23.

День матери

Праздник

2

24.

«Конкурс стихов и пословиц о маме»

Конкурс

2

25.

«Семейная спортивная спартакиада»

Спортивный праздник

2

26.

«Папа, мама, я – читающая семья»

Литературная викторина для детей и родителей

2

27.

«Подарок маме»

Театрализованное представление

2

28.

«Как надо вести себя в школе»

Беседа - игра

2

29.

«Вежливые слова»

Разбор ситуаций

2

30.

«Уважая себя, уважайте других»

Беседа - диспут

2

31.

«Знания нужны мне и моей стране»

Урок - путешествие

3

32.

«Моё Отечество!»

Экскурсия по селу

3

33.

«Слава тебе, победитель – солдат!»

Лирико – поэтический час

3

34.

«Звучи, памяти набат!»

Участие в вахте памяти

3

35.

«А в нашей семье…»

Сочинения с иллюстрациями

3

36.

«Моя помощь родным»

Беседа - диспут

3

37.

«Интересные люди нашего села»

Классный час

3

38.

«Веселье и труд рядом живут»

Посиделки для детей, родителей, бабушек, дедушек

3

39.

«В гостях у Мастера – Карандаша»

Праздник

3

40.

«Портрет моей семьи»

Игра

3

41.

«Учимся правильно жить и дружить»

Практические игры

3

42.

«Какому человеку можно доверять»

Беседа

3

43.

День матери

Праздник

3

44.

Профессии в моей родословной

Классный час

3

45.

«Донбасс - Родина моя…»

Классный час

3

46.

«Донбасс, мы дети твои!»

Утренник

4

47.

«Семейная летопись»

Семейные посиделки

4

48.

«Рождество – праздник семейный»

Беседа о традициях

4

49.

«Гармония в природе»

Экологический плакат

4

50.

«Права детей»

Ирга – путешествие

4

51.

«О родных и близких людях с любовью»

Родительское собрание

4

52.

«Красота и уют моего дома»

Выставка поделок

4

53.

«Каждый сам за себя или дружная семья»

Игра

4

54.

«Мы – одна семья»

Семейный праздник

4

55.

«История школы»

Экскурсия в школьный музей

4

56.

«Вот моя деревня, вот мой дом родной»

Игра - путешествие

4

57.

«Сельские профессии»

Деловая игра

4

58.

«Государственные символы Донбасса»

Классный час

4

59.

«Архитектурные и культурные памятники Донбасса»

Экскурсия

4

60.

«Нет в Донбассе семьи такой, где б ни памятен был герой»

Устный журнал

4

61.

«Природа и экологические проблемы».

Конкурс проектов

4

Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.


3. Ожидаемые результаты


1. Формирование гражданского отношения к своей семье.

2. Достижение более высокого показателя нравственного уровня учащихся.

3. Формирование патриотического и гражданского сознания и самопознания, коммуникативной толерантности.

4. Возрождение и обновление национальных традиций благотворительности.

5. Развитие личности ребенка, воспитание добросердечности и позитивного мировоззрения.

6. Воспитание у школьников понятия сущности основных социальных ролей, умение понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности.


Надо всегда помнить слова В.А. Сухомлинского: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности,– это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием». Проект назывался «Расскажи мне про былое».

Цель: воспитание гордости за свою семью, посёлок, через знакомство с семейными традициями и создание альбома.

В процессе реализации этого проекта дети действительно испытали чувство гордости за своих близких- а ведь это одна из ступенек в формировании патриотизма ученика начальной школы.

Дети с любовью рассказывали о своих родителях, показывали фотографии из домашних альбомов, вызывая неподдельный интерес одноклассников.

Ребята растут, набираются опыта и нынче в 4 четверти мы планируем продолжить работу в этом направлении. Выбранная тема: «Герои моей семьи», где детям придётся уже не только собрать материал, но и проанализировать его вместе с родителями.

Мои дети любят не только свой дом, свою семью, школу, но и свой город.


Мои ребята ответственно относятся ко всем мероприятиям – результат: класс победитель школьного конкурса «Самый лучший класс» в прошлом году и в этом полугодии.

Подводя итог, хочется сказать, что при формировании чувства патриотизма необходимо учитывать интересы и ценностные установки детского коллектива, вовремя корректировать формы работы, показывать личный пример, а самое главное- формировать личность ребёнка на основе традиций и духовных ценностей семьи, школы, поселка, всего русского народа. Без всего этого вся работа будет малорезультативной или напрасной.








Список литературы:


1.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

2.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8.

3.Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа). – 2002. – № 4.

4.Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6.