СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование математической грамотности на уроках математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование математической грамотности на уроках математики»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кочкуровская средняя общеобразовательная школа»









ДОКЛАД

«Формирование математической грамотности на уроках математики»









Подготовила: учитель математики

Малянова Татьяна Александровна











Кочкурово, 2023 г.

На своих уроках каждый учитель математики так или иначе формирует математическую грамотность обучающихся, но с того времени, как активно стали говорить о включении задач на математическую грамотность в тесты единого национального тестирования, ей стали уделять особое внимание.

Можно заметить, что у пятиклассников предмет математика – один из самых любимых. А у учащихся 7 класса, в большинстве случаев, наблюдается снижение результативности учебной деятельности, отрицательное отношение к учению, нежелание учиться, слабая заинтересованность в успехах, неумение ставить цели, преодолевать трудности. У отдельных старшеклассников мотивация становится совсем слабой, так как многое уже не получается. Можно сделать вывод, что процесс повышения мотивации должен стать значительной частью работы учителя. Решение задач практического содержания ‒ один из способов повышения мотивации к изучению математики.

Практико‒ориентированные задачи ‒ это один из важнейших элементов в формировании и развитии математической грамотности. Под математической грамотностью в исследованиях PISA понимается способность учащихся проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных ситуациях реальной жизни. Работа над формированием математической грамотности – это средство формирования социальной компетентности.

Задания на математическую грамотность включают особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в рамках описанной ситуации, т.е. имеют следующие контексты:

● личный (повседневная жизнь учащегося: общение с друзьями, занятия спортом, покупки, отдых, семья);

● профессиональный (проблемы, связанные со школьной жизнью или трудовой деятельностью);

● общественный (ситуации, возникшие в ближайшем окружении обучающегося);

● научный (применение математики к науке, явлениям мира).

Задания на математическую грамотность мотивируют обучающихся к усвоению знаний по предмету. Проблемная ситуация, которая создается учителем на уроке, должна создаваться из противоречий и проблем реальной жизни ученика, из его личного опыта. Задачи излагаются простым языком, исключают «натаскивание». Предлагаются 1-3 вопроса. На успешность выполнения заданий влияет смысловое чтение и умение работать с текстом. Так же важно удерживать условие задания в процессе решения, уметь работать с диаграммами, графиками, таблицами, рисунками, чертежами. Учащиеся в ходе выполнения заданий осуществляют самоконтроль, интерпретируют результат согласно предложенной ситуации. Где же брать задания для формирования математической грамотности в рамках изучаемой темы? Можно использовать электронные ресурсы. Можно трансформировать текстовые задачи следующим образом: постановки дополнительных вопросов, задачи-цепочки и т.д.Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5 класса. Регулярно включать в ход урока задания на математическую грамотность как:

⁕ игровой момент на уроке;

⁕ проблемный момент в начале урока;

⁕ задание - «толчок» к созданию гипотезы для проекта;

⁕ задание для смены деятельности на уроке;

⁕ модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого – либо понятия на уроке и т.д.

Игра формирует у обучающихся интерес к предмету в целом, интерес к изучаемому материалу в частности. Дидактические игры имеют такую структуру: цель, правила, действия, задачи, оборудование, комьютер или листы самооценивания.

К проблемной ситуации приводит противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью. В ходе разрешения проблемы активизируется познавательная деятельность обучающихся.

Рассмотрим несколько заданий на формирование математической грамотности.

  1. Игра «Шифровальщик». Игра так называется, т.к. надо прочитать зашифрованную записку. Сначала читается текст, «Чтобы передать секретное сообщение, иногда буквы заменяют цифрами. Знайка рассказал вот такую сказку: «Жили-были 565 и 2121. Во дворе у них жили 78 и 8121. Однажды приходит 2121 и, плача, говорит: «2651! Пропала 8121. Во дворе только 681. Ты не знаешь 456 она?» Отвечает 565: «51, знаю. Она 33196». ‒ «Но там 86 была морская 9369511. 456 она?» ‒ « Я подарил 67 внучке 196». Расшифруйте сказку Знайки, используя шифр.

буквы

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

Их шифр

1

2

3

4

5

6

7

8

9



  1. Задача со старинными мерами длины.

Известно, что 1 фут = 30 см 4 мм; 1 аршин = 70 см 9 мм; 1 вершок = 4 см 4 мм;

1 пядь = 19 см; 1 дюйм = 2 см 5 мм. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Какой рост в миллиметрах у Дюймовочки из одноименной сказки Андерсена?

  2. У царя Салтана в сказке А.С. Пушкина сын родился «аршин». Найдите рост будущего царя Гвидона в дюймах.

  3. Морякам перед плаванием обычно желают: «Семь футов воды под килем!» Сколько это будет метров?

  4. Бывают ли люди «семи пядей во лбу?»



  1. Пример задачи на создание проблемной ситуации.

Можно обратиться к ребятам за помощью. Делаю ремонт в своей квартире. В одной из комнат хочу пол покрыть ламинатом. Ширина одной дощечки 9 см, длина 13 см. Купила 8 упаковок. В каждой находится 10 досочек. Как узнать хватит мне ламината или нет?



  1. Задача-легенда.

Существует легенда, что изобретатель шахматной игры в качестве награды за своё изобретение попросил положить на первую клетку шахматной доски 1 зерно, на вторую – 2 зерна, на третью – 4 зерна и т.д., увеличивая число зерен в 2 раза на каждую следующую клетку по сравнению с предыдущей. При подсчете общего числа зерен было получено число 18446744073709551615.

  1. Назовите сколько классов в этом числе?

Правильный ответ: 7

2) Прочитайте это число, руководствуясь таблицей классов (см.приложение 1)

Правильный ответ: 18 квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 73 миллиарда 709 миллионов 551 тысяча 615.

Активные формы в обучении учащихся приводит к положительной мотивации. Удачное сочетание методов и форм активного обучения при формировании математической грамотности позволяют:

• повышать мотивацию учащихся к изучению математики;
• мотивировать ученика к активной учебной деятельности;
• формировать большинство учебных навыков, вплоть до творческих;
• организовать учебную деятельность ученика;
• создавать благоприятный психологический климат;
• развивать самостоятельность в нахождении способов решений учебных задач;
• повышать качество обучения.











Приложение 1.

Классы и разряды

квинтиллионы

 

сотни квинтиллионов


десятки квинтиллионов


квинтиллионы

квадриллионы


сотни квадриллионов


десятки квадриллионов


квадриллионы

триллионы


сотни триллионов


десятки триллионов


триллионы

миллиарды


сотни миллиардов


десятки миллиардов


миллиарды

миллионы


сотни миллионов


десятки миллионов


миллионы

тысячи


сотни тысяч


десятки тысяч


тысячи

единицы


сотни


десятки


единицы