Тема: Развитие УУД на уроках истории
древнего мира в 5 классе
Работу выполнила: Столбова Г.М, учитель
истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ Красноватрасской СШ
С 2015 года основная школа перешла на Федеральный государственный стандарт второго поколения, который кардинально меняет подходы к общему образованию в современной школе. Но по-прежнему ведущей формой организации учебного процесса остается школьный урок. В основу современного урока положен системно – деятельностный подход в образовании, который предполагает переход от системы передачи знаний от учителя к ученику к системе самостоятельного открытия и получения знания. Роль учителя состоит в том, чтобы помочь ученику в создании системы получения и освоения знаний не только на своем предмете, но и во всей учебной деятельности, то есть научить его учиться. Общество выдвигает новые требования в подготовке ученика и определяет основную цель образования – развитие личности учащегося на основе освоении универсальных учебных действий. Федеральный государственный стандарт второго поколения предполагает формирование четырех основных видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Уроки истории и в прежней системе отличались деятельностым подходом – это и работа с источниками, исторической и контурной картой, учебной картиной, сравнительными и аналитическими таблицами – при котором, формировались определенные навыки учебной деятельности и самостоятельного добывания знаний. Объем исторического материала даже в 5 – 6 классе огромен и требует обязательного самостоятельного ознакомления и при этом отличается точностью в запоминании последовательности дат, событий и имен исторических личностей. Но, несмотря на это работа по стандартам второго поколения требует пересмотра всей деятельности учителя при подготовке и проведении уроков.
Актуальность мой работы состоит в том, что она основана на практическом опыте проведения уроков по истории древнего мира в 5 классе и формировании УУД обучающихся.
С 2015 года я перешла на новый УМК по истории издательства «Дрофа» под редакцией С.В.Колпакова, и Н.А.Селунской, поэтому пришлось столкнуться с проблемой нового изложения исторического материала, но в, то, же время, уйти от стереотипов в преподавании по УМК издательства «Просвещения». Для обучающихся 5 класса предмет истории является новым и поэтому так же вызывает трудности. Отторжение сразу вызывает большой объем материала и сложность построения текста с новыми и непонятными терминами, поэтому с первых уроков необходимо заинтересовать учащихся, показать им способы действия, с помощью которых процесс обучения облегчается и становиться доступным и понятным. Для реализации системно – деятельностного подхода и развития УУД способствует применение современных педагогических технологий: критического мышления, проблемного обучения, исследовательской работы, ИКТ.
Для формирования УУД я использую следующие виды деятельности:
Составление рассказ на основе информации учебника, учебной картины, исторической карты
Извлечение информации из источника;
Составление характеристики исторического деятеля;
Составление вопросов к тексту, ответы на них;
Комментированное чтение текста;
Составление простого и сложного плана;
Составление сравнительных, хронологических таблиц;
Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
Работа с контурной картой и т.д.
Регулятивные универсальные учебные действия предполагают
целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
На первых уроках очень сложно, получается, сформулировать тему и цель урока т.к. у учащихся практически отсутствует теоретический материал, задача упрощается, когда приступаем к изучению истории отдельных государств. Первым идет Древний Египет, и мы совместно с обучающимися, составляем аналитическую таблицу следующего содержания.
Вопросы для сравнения | Древний Египет |
Географическое положение страны Реки Климат и почвы Основные занятия населения. Письменность. Научные и культурные достижения. Боги и верования. | |
При изучении истории государств Передней Азии, ребята вспоминают, что мы узнали, изучая историю Древнего Египта, и формулируют цели урока: что мы хотим узнать и каким образом мы можем это сделать.
Хотим узнать | Как мы это сделаем |
Географическое положение страны Реки Климат и почвы Основные занятия населения. Письменность. Научные и культурные достижения. Боги и верования. Что еще интересного было в древнейших государствах Передней Азии. | прочитаем материал в учебнике рассмотрим учебные картины послушаем учителя рассмотрим карту послушаем сообщения своих одноклассников |
На основании такой таблицы учащиеся могут спрогнозировать результат, а затем при его достижении скорекктировать свои дальнейшие действия. На уроке данную таблицу я вывожу на экран, ребята, отвечая на вопросы, записывают ответы в тетрадь и в конце урока определяют результат своей деятельности. Данный прием я использую при изучении истории всех государств древнего мира, и к концу учебного года ребята без труда формулируют цели урока и способы их достижения. При формулировании темы урока использую учебные картины с определенными сюжетами, которые могут подтолкнуть к логическому заключению, с какой страной мы познакомимся.
Познавательные УУД
(общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы)
К общеучебным универсальным действиям относятся:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Логическими универсальными действиями являются:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
В УУД постановки и решения проблем входят следующие:
При формировании познавательных УУД использую элементы технологии критического мышления «верные и неверные утверждения», «верите ли вы», «как вы думаете». Данный прием использую при изучении мифов по истории древней Греции и Рима, ставя перед учащимися вопрос «как вы думаете, что в мифах является правдой, а что красивым вымыслом». Читая и анализируя текст, учащиеся делают вывод, что большая часть событий изложенных в мифах является правдивой и находит подтверждение в других источниках, а вымысел придуман только для художественной красоты мифа. Прием «верные и неверные утверждения» в достаточном количестве содержится в материалах рабочей тетради по истории древнего мира под редакцией А.В.Абрамова и Ю.А.Абрамовой. Рабочая тетрадь содержит достаточное количество заданий на соотнесение, хронологическую последовательность, исторические тексты с пропущенными словами. Данные задания не только формируют логическое мышление учеников, но и позволяют им отработать навык выполнения заданий, составленный по принципу заданий ЕГЭ.
Для развития логического мышления и познавательного интереса использую прием «Оживи картинку», но вначале это вызывает трудности, поэтому сначала я раздаю готовые слова для «героев» картины мы вместе решаем, кому они принадлежат, затем усложняю задачу – раздаю слова и предлагаю самостоятельно решить, кому они принадлежат. Во втором полугодии ребята уже самостоятельно определяют « кто есть кто» на картине и озвучивают её. Во время выполнения данной работы часто использую работу в парах, так как героев не всем хватает, а поучаствовать хотят все, при этом идет процесс формирования коммуникативных УУД.
Примеры работы с учебной картиной.

«Строительство пирамиды в Древнем Египте»
Надсмотрщик: «А ну быстрее животные, те, кто будет отлынивать от работы, будет наказан
плетьми и лишен обеда».
Стража: «Очень тягостно целый день находится на таком пекле. И когда только
эти ленивые рабы закончат строительство. Скорее бы укрыться в тени».
Строители: «Строительство идет довольно медленно. Рабы очень ленивы. Для того чтобы
уложиться в срок нам нужны новые рабы, а то те, кто остались здесь
очень измождены и требуют замены».
Определите, где на картине находятся люди, которые выделены в отрывке текста?
Зачитайте слова, которые они говорят?
Что еще вы могли добавить?

Школа в Междуречье.
Рассмотрите картину «Школа в Междуречье»
Кого вы видите на картине? Кому могут принадлежать слова?
Уши мальчика на спине его и поэтому он должен слушать внимательно, что говорит учитель, чтобы его спина не испытала плетей.
Я целый день мешу глину и делаю таблички, а нерадивые ученики используют их даром, не умея ничего толком написать и зачем их только учат?
Я подготовил урок и готов его отвечать, а мои друзья помогут мне в этом.
3.
Афиняне выполняют приказ Солона.
Что происходит на картине?
Кто эти люди?
Что они могут говорить? Озвучьте каждого героя картины
При изучении материалов о войнах древности использую прием «рокировки» текста для самостоятельного поиска необходимой информации в тексте. Последовательно, по схеме ставя вопросу и находя на них ответы, учащиеся составляют логический, и полный рассказ о происходящем событии. Примером такой работы параграф 8 «Расцвет древнеегипетского государства», по материалам которого нужно составить рассказ о военных походах фараонов.
Вопросы | Ответы |
Что? Способствовало усилению египетской армии | |
Куда? Египетские фараоны совершали свои завоевательные походы? | |
Когда? Были совершены самые крупные завоевательные походы? | |
Кто? Совершил эти походы? | |
Как? Египтянам удалось это сделать? | |
Какие? Страны завоевали египтяне? | |
Почему? Египтянам не удалось долго сохранить свои завоевание? | |
Данное задание можно использовать как вариант самостоятельной работы на уроке и в качестве домашнего задания.
Очень важной в своей работе считаю умение работать с текстом параграфа, так как у учащихся 5 класса наблюдается низкий навык чтения. Тексты учебника довольно объемны и смысл их не всегда понятен, поэтому на уроках я практикую чтение вслух и фронтальную работу по выявлению причинно – следственных связей, характерных черт тех или иных событий. Примером может служить работа по теме «Появление греческих колоний». Первоначально даю определение «колонии как мирного освоения греками новых территорий» и озадачиваю проблемным вопросом «почему греки уезжали в чужие страны»? Для того чтобы ответить на этот вопрос обращаемся к тексту параграфа 31 пункт № 1 читаем его вслух по цепочке, предварительно вспомнив какие категории населения проживали в Греции и фиксируем их на доске (кто называет тот и записывает), а затем выясняем зачем они покидали Грецию. Данная работа формирует логические познавательные учебные действия обучающихся.
Приемы формирования коммуникативных ууд:
Диалоговое взаимодействие
Дискуссии
Дебаты
Конференция
Круглый стол
Ролевые и деловые игры
Технология сотрудничества
Синквейн
мозговой штурм
«ПОПС – формула»
Для формирования коммуникативных ууд чаще всего использую работу в парах, по причине малого количества учащихся в классе, при этом у ребят формируется диалоговое взаимодействие, умение слушать мнение своего напарника. В 5 классе использую только элементы дискуссии и мозгового штурма, так как уровень подготовки пятиклассников ещё не позволяет их использование в полном объеме. Составление синквейна так же вызывает определенные трудности, поэтому изначально выполняем это работу совместно на уроке, иногда в виде домашнего задания, где помощь при составлении могут оказать родители. Первоначально учащихся знакомлю с технологией написания синквейна:
Тема синквейна – одно существительное
Два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
Три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
Фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик выказывает свое отношение к теме (крылатое выражение, цитата) или составленная учеником фраза в контексте темы.
Слово-резюме (существительное), которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Пример синквейна составленного в заключение темы Древняя Спарта:
Спартанцы
Сильные, мужественные.
Воюют, защищают, не работают.
«Со щитом или на щите»
Герои!
И конечно ни один урок истории невозможно представить без формирования личностных ууд учащихся. Трудно выделить темы и приемы работы, где идет это формирование, так как это происходит в течение всего урока. Учащиеся совместно с учителем анализируют и дают оценку с точки морали тем или иным событиям и историческим личностям, формулируют своё отношения к людям и поступкам. Осознают историческую целостность развития отдельных стран и всего мира сразу, ощущают себя частью этого огромного мира и наследниками великого исторического прошлого.
Особое место в современном уроке играет рефлексия, которая выявляет результативность урока, его эмоциональную насыщенность и может осуществляться в различных формах. С начальной школы пятиклассники неплохо усвоили прием незаконченного предложения:
сегодня я узнал……
я научился……
было интересно……
было трудно…….
меня получилось
меня удивило……..
На уроках, где проводиться самостоятельная работа в парах или фронтальная работа учащимся предлагаю заполнить оценочный лист:
Что делал | Оценка |
Работа в паре | |
Ответ на задания | |
Слушал ответы других | |
Дополнял, задавал вопросы другим парам | |
В начале оценка самого себя дается очень трудно и чаще всего баллы ставят только по первому пункту, но в процессе работы активизируют свою деятельность, что бы получить хорошую оценку на уроке.
Очень важным, особенно для пятиклассников, является эмоциональное состояние на уроке, чтобы выяснить, как они себя чувствовали в конце урока, каждый выставляет на доске «смайлик» своего настроения от урока из предложенных четырех вариантов:

Отличное настроение
Хорошее настроение
Грустно
Скучно
Если на протяжении нескольких уроков учащийся выставляет смайлик грустно или скучно, то это является для меня сигналом по перестройки работы в отношении данного ученика, более активному вовлечению его в работу.
Использование этих технологий или их отдельных элементов позволяет мне сделать урок динамичным, интересным и доступным для пятиклассников, несмотря на сложность исторического материала. Наполняемость классов в нашей школе небольшая, поэтому для меня вполне доступно поддерживать инициативу каждого ученика, создать ситуацию успеха независимо от способностей и уровня подготовки и положительного эмоционального отношения к предмету.
Источники и литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образование и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., 2003.
Абрамов А.В., Абрамова Ю.А. Рабочая тетрадь по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 кл. – М.: Дрофа. 2014.
Колпаков С.В., Селунская Н.А. История Древнего мира. Учебник 5 кл. – М. : Дрофа.2015.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, М.2006