Формирование универсальных учебных действий на уроках химии
«Новый мир имеет новые условия и
требует новых действий»
Н. Рерих
В современную эпоху, эпоху глобализации происходит изменение общей парадигмы образования. Целью и смыслом современного образования становится развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности, выполняющего задания учителя. Внимание к развитию универсальных учебных действий свидетельствует о тенденции усиления общекультурной ориентации образования, универсализации и интеграции знаний. Для решения задач, поставленных ФГОС, необходимо понимать, какие именно качества следует развивать, воспитывая ученика как субъект познания, учитывая универсальность учебных действий, чтобы ученик мог применять одни и те же умения при изучении разных дисциплин.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:
личностные – самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;
регулятивные – целеполагание, планирование и прогнозирование, контроль и коррекция, оценка, волевая саморегуляция;
познавательные – общеучебные логические действия и операции, постановка и решение проблем;
коммуникативные – сотрудничество и кооперация, учёт чужой позиции, адекватная передача информации, контекстная речь и постановка вопросов.
УУД, формируемые предметной линией химия
Личностные универсальные учебные действия:: определение мотивации изучения учебного материала; оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей; повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных исторических событий, связанных с историей развития химии и общества;, знание основных принципов и правил отношения к природе, чувство гордости за свою страну; знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях; готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика, любовь к природе, освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия, овладение принципами здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией; владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление экологической культуры.
Познавательные универсальные учебные действия: поиск и выделение информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, выделение и формулирование познавательной цели, умение заменять термины определениями, использование знакового моделирования, выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа ее проверки, анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, построение логической цепи рассуждения, установление причинно- следственных связей, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, определение основной и второстепенной информации, выделение количественных характеристик объекта, выполнение операций со знаками и символами, выделение и формулирование проблемы, умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных, анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи, определение изучаемых понятий; умения характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, установление причинно-следственных связей между данными характеристиками вещества; описывание свойств твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделение их существенных признаков; раскрытие смысла основных химических понятий», используя знаковую систему химии; изображение состава простейших веществ с помощью химических формул и сущности химических реакций с помощью химических уравнений, умение давать сравнительную характеристику химических элементов и их важнейших соединений, осуществление индуктивного и дедуктивного обобщения, проведение наблюдений и описание признаков и условий течения химических реакций, выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом, решение задач, получение химической информации из различных источников; выполнение расчетов по химическим уравнениям, использование знакового моделирования, составление характеристики свойств и строения изучаемых органических веществ, проведение опытов, подтверждающих химические свойства органических соединений, с соблюдением правил техники безопасности; реализация проектно-исследовательской деятельности; наблюдение и эксперимент под руководством учителя; создание и преобразование модели и схемы для решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умения давать определение понятиям; устанавливание причинно-следственных связей; обобщение понятий, осуществление сравнений, сериации и классификации, самостоятельный выбор основания и критерий для указанных логических операций; логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей, объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования; владение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирование текстов, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; умение ставить проблему, аргументировать её актуальность; умение самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; умение выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; умение организовывать исследование с целью проверки гипотез ; умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации, использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; умение объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ, развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники, описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе; организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
Регулятивные универсальные учебные действия:: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планирование пути достижения целей; устанавливание целевых приоритетов; выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа; умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, составление плана и последовательности действий, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей; организация рабочего места при выполнении химического эксперимента, способность к мобилизации сил и энергии; понимание и сохранение познавательной цели, прогнозирование результата усвоения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня усвоения, коррекция в план и способ действия при необходимости.
Коммуникативные универсальные учебные действия: полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватное использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, умение представлять конкретное содержание с сообщением его в письменной и устной форме, определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, проявление готовности к сотрудничеству, ведение диалога на основе взаимного уважения и равноправных отношений; определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного отношения к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие, готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам; описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки предметно- практической деятельности, владение монологической и диалогической формами речи, общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, оказание помощи партнерам, высказывание и отстаивание своей точки зрения, проявление готовности к обсуждению различных точек зрения и выработке групповой позиции, умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию; умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи, развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы.
Задания для диагностики и формирования УУД
Для формирования личностных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: проектная деятельность; рефлексия; творческие задания; мысленный эксперимент; оценка события, происшествия (например, связанного с экологическими проблемами); дневник достижений.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: атака мыслей, найди сходство, поиск лишнего, работа с таблицами, упорядочивание, конспект-лекция проблемное изучение материала, составление опорных схем, составление и распознавание диаграмм; отгадай, о чем (ком) говорим,определение понятий, определи причинно- следственную связь, найди существенные и несущественные признаки, выбор критериев для сравнения.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: составь план ответа, найди ошибки, найди информацию в предложенных источниках, взаимоконтроль, конференция, оцени свою работу, предложи план действий по решению данной проблемы, составь алгоритм выполнения экспериментальной задачи.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; оцени ответ товарища, групповая работа по выполнению задания (решение задачи, выполнение эксперимента, устный ответ); обоснуй свой ответ; отгадай, о ком говорим, задай вопрос; подготовь выступление, опиши свойства на основании демонстрационного эксперимента, объясни наблюдаемое явление, диспут.
Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они:
– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Задания по химии формирующие УУД.
Творческие задания по химии.
1.

2.

3. «ХИМИЧЕСКИЕ ВЕСЫ»

4.Почему волосы рано седеют?

Заключение
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия:
– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
Используемая литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Г.К Селевко. Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.
Т.Н. Беркалиев. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – Спб, 2007.
Г.А. Цукерман. Виды общения в обучении. – М., 1993.
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. Учим детей общению. – М., 1998.
Демидова М. Естественнонаучный цикл: вырабатываем общеучебные умения // Народное образование. – 2005. – №9. – с.115-126.
Татьянченко Д, Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. – 2003. – № 8. – с.115-126.
Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций // Химия в школе. – 2010. – № 8. – с.11-15.
Шамова Т.И, Ильина И.В. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» //Журнал для администрации школ. Практика. – 2006. – №2. – с.112-119.