Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа с. Горнозаводска Невельского района Сахалинской области»
«Формирование учебных компетенций на уроках истории и обществознания»
Гришина Ирина Николаевна
учитель истории и обществознания
Раздел 1. Информация об опыте.
Автор – Гришина Ирина Николаевна, учитель истории МБОУ « СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинской области», педагогический стаж работы – 33 года, учитель высшей категории
Тема опыта – «Формирование учебных компетенций на уроках истории и обществознания»
Объект исследования - учебно- воспитательный процесс на уроках истории.
Предмет исследования - формирование ключевых компетенций обучающихся
Методы исследования:
- теоретический - изучение теоретической и методической литературы по данной теме, изучение и анализ нормативно-программных документов
- эмпирический – диагностическая деятельность учителя по формированию ключевых компетенций учащихся, наблюдение за учащимися на уроках и внеурочных мероприятиях, мониторинг личностного роста учащихся, качества образования обучающихся
Цель исследования - построить образовательный процесс на уроках истории, ориентированный на формирование ключевых компетенций, создать такую воспитательно - образовательную среду, способствующую формированию у школьников гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Гипотеза исследования – если построить образовательный процесс на уроках истории через создание практико – ориентированных ситуаций, то это позволит сформировать у учащихся ключевые компетенции, что повысит качество образования.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. Изучить научную и педагогическую литературу, опыт работы педагогов по теме проблемы.
2. Раскрыть и реализовать в практике работы возможности новых педагогических технологий как средства формирования ключевых компетенций учащихся.
3. Формировать исследовательские умения и навыки обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что предпринята попытка осуществить компетентностный подход на уроках истории.
Практическая значимость исследования заключается в том, что реализация такого подхода даёт возможность:
- обеспечить целостное восприятие мира, сформировать системные знания, адекватные современному уровню
- сформировать ценностные ориентации старшеклассников на основе идей демократии, гуманизма, уважения прав личности, толерантности
- ориентировать молодёжь на уважение к традициям и культуре своего и других народов
- способствовать адаптации молодёжи к меняющимся социальным условиям жизни
- развить устойчивые познавательные интересы и творческие способности, сформировать навыки самостоятельной учебной деятельности
- способствовать разностороннему развитию детей, формированию процессуальных умений ( современных ключевых компетенций)
- снизить нагрузку на учащихся
Актуальность:
Человечество сегодня претерпевает ряд глубинных трансформаций, меняющих облик цивилизации в целом, что связано с динамично идущим переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному, в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Эти процессы в сильной степени опираются на использование и развитие образовательной системы. Содержание образования - важнейшая составляющая образовательной системы и соответственно главная цель планируемых изменений в ней. Выбранная мною тема не случайна.
За последние годы в стране произошли серьёзные изменения: Россия стала страной, открытой миру, демократическим обществом, строящим рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности.
Цели образования в российской школе законодательно определены Законом РФ "Об образовании", где отмечается, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.
Концепция модернизации российского образования ориентирована на то, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» предполагает, что дальнейшее социально-экономическое развитие России возможно при условии, если у молодого поколения будут сформированы такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Исходя из этого, можно выделить проблему данного исследования, которая возникла вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём за счёт дальнейшего увеличения объёма информации, подлежащей усвоению. Основным результатом деятельности школы должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско- правовой, коммуникативной, информационной сферах, так как российские школьники могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения жизненных задач или проблемных ситуаций. В современных условиях знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны, чтобы быть успешными в информационном обществе. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщённые знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности. При таком подходе знания являются базой для формирования компетентностей.
Таким образом, ведущей идеей моей педагогической деятельности является целенаправленная работа по формированию ключевых компетенций школьников на уроках истории и обществознания.
Можно выделить наиболее значимые компетенции:
1. Общекультурная компетентность - обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.
2. Социально-трудовая компетентность - способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда.
3. Коммуникативная компетентность - получение, использование, передача информации в процессе взаимодействия.
4. Личностное самоопределение - знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах.
Как помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться, на мой взгляд, именно при использовании новых инновационных технологий, ведь именно они направлены на развитие мыслительной деятельности обучающихся.
Исходя из этих позиций, мною сформулирована основная идея: процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории и обществознания является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.
В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет внедрения интерактивных педагогических технологий, постоянного использования межпредметных связей, использования информационно-коммуникационных технологий, организации процесса личностного осмысления исторического опыта.
Раздел 2. Технология опыта.
Изучив теоретические основы компетентностного подхода, у меня возникли вопросы:
как найти такую методику и технологию обучения, формы организации уроков и внеклассной деятельности, чтобы ученики получили целостное восприятие мира, умели оценивать и вносить свой позитивный вклад в его улучшение. В настоящее время вызывает тревогу то, что у школьников и в обществе в целом, теряется интерес к истории, и, как следствие, снижается общественная активность, нравственность, зачастую отсутствует гражданская позиция.
Я придаю большое значение истории, как предмету в деле формирования мировоззрения, убеждений, овладения знаниями об историческом пути человечества, развития личности, его нравственной и гражданской позиции. Именно на уроках и во внеурочной деятельности по истории имеются большие возможности к личностному, индивидуальному подходу к каждому ребёнку, развитие у детей таких качеств, как коммуникабельность, самостоятельность, активность, формирование устойчивых нравственных общечеловеческих ценностей. Исходя из вышесказанного, как учитель истории, на современном этапе модернизации образования ставлю целью своей работы: создание условий для формирования и развития самостоятельной творческой личности, способной к полноценному активному восприятию, изучению, исследованию и позитивному изменению окружающего мира в контексте с духовной культурой человечества, осуществление социализации этой личности. Чтобы выполнить эту цель, требуются современные технологии обучения и компетентностный подход к содержанию качества образования.
Ключевые компетенции могут быть приобретены учениками, если соблюдаются следующие условия активизации учебного процесса:
- практическая направленность обучения
- ориентация на развитие самостоятельности и ответственности ученика
- применение современных технологий обучения
- единство обучения и воспитания
В своей педагогической деятельности использую такие образовательные технологии как: метод проблемного обучения, технологию критического мышления, обучения в сотрудничестве, метод проектов, ИКТ. В процессе применения данных технологий на уроках истории и обществознания происходит формирование политических и социальных компетенций. Например, перед изучением темы «Избирательное право» (XI кл.) учащиеся провели социологический опрос среди жителей села: регулярно ли они ходят на выборы? Результат был таков: регулярно на выборы ходит каждый четвёртый, остальные не участвуют в выборах, так как не знают за кого голосовать. При обсуждении на уроке данной проблемы учащиеся пришли к выводу, чтобы реализовать свои избирательные права, нужно подробно ознакомиться с кандидатами. В группах был составлен порядок действий. Учащиеся предложили изучить биографии, программы, партийную принадлежность, личные качества кандидатов. Затем в группах был проведён анализ информации по трём кандидатам, в итоге каждый определил для себя: кто из кандидатов является популистом, а кто политическим лидером - тем, за кого можно отдать свой голос. Считаю, что такие занятия способствуют формированию активной гражданской позиции у будущих избирателей. Технология обучения в сотрудничестве также способствует формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли, выступать перед классом. Здесь можно использовать метод проектов, который формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, развивает предметные и общеучебные умения и навыки. В 9 классе по теме « Гражданская война и интервенция в России» учащиеся занимались проектной деятельностью ( см. приложение 1)
Во внеурочной деятельности был составлен исследовательский проект «Сохранение памяти о войне» ( к 65- летию Великой Победы). Проектная деятельность способствует приобретению опыта гражданственности и взаимодействия с внешней средой.
Технология проблемного обучения создаёт ситуацию, при которой учащиеся могут высказать свою точку зрения на то или иное историческое событие. На уроке ученики размышляют, рассматривают возможные подходы и пути решения проблемы. Например, изучая тему « СССР накануне Великой Отечественной войны», предлагаю учащимся дать оценку «Пакту о ненападении СССР и Германии». Высказывая своё мнение, ученик знает, что он должен доказать его на основе аргументов, конкретных фактов. На таких уроках не раз возникает спор между учащимися, мнения ребят порой не сходятся. Учащиеся учатся устанавливать причинно - следственные связи, они оперируют такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, развивают логическое мышление. В начале обобщающего урока в 11 -м классе по теме « СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» даю задание проблемного характера: « В чём источники и каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему такой дорогой ценой была достигнута победа?» Для решения этой проблемы класс делю на учебные группы, которые работают по этапам: 1-й этап: « разминка»- актуализация знаний в форме тестового задания, 2-й этап: от каждой группы ученики на листе пишут термины, даты, имена, связанные с заявленной темой, затем листы раздаются группам, которые должны составить опорный конспект по данной теме, 3-й этап: работа с текстами документов, 4-й этап: проверка знания хронологии
Проблемное обучение широко используется при изучении обществознания в 10-11 классах, особенно при работе в профильных классах. Например, по теме «Социальные нормы и отклоняющееся поведение» ( 10 кл.) предлагаю ученикам выполнить проблемные задания:
Ещё в XIX веке известный историк, писатель и общественный деятель Н.М.Карамзин на вопрос о России ответил довольно лаконично: « Воруют». Остаётся ли воровство и сегодня столь распространённым пороком? Если да, то чем это можно объяснить?
В художественном фильме « Берегись автомобиля» Юрий Деточкин придумал свои методы борьбы с теми, кто нечестным трудом наживал своё « добро»: он ловко угонял их машины, а деньги перечислял на счета детских домов. Так кто же он, по вашему мнению, герой или преступник? Совершаются ли преступления во благо?
Теоретические знания, полученные таким путём, становятся более осознанными. (Приложение 2)
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Здесь меняется роль учителя, он- консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся. При изучении вопросов культурного развития СССР в 1930 -1950гг ( 11 кл.) проблема была сформулирована так: «Какие изменения произошли в культуре СССР по сравнению с 20-ми годами?» Проблему рассматривали поэтапно, в ходе работы были определены изменения в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Затем собрали воедино все промежуточные выводы, подвели итог - ответили на проблемный вопрос. Успех использования проблемного метода зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству. Так идёт формирование учебно-познавательной компетенции, а через неё - ценностно- смысловой, коммуникативной.
Уроки истории и обществознания формируют критическое мышление у учащихся. Формирование технологии критического мышления проходит через следующие стадии:
- стадия « вызова» направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы. На данном этапе мною используются приёмы: верные и неверные утверждения, кластер, рассказ - предположение по ключевым словам. Например, при изучении темы « Культура России XVII века» учащимся необходимо было вспомнить культуру России XVI века и оформить в кластер. Ученики работали в группах, каждая группа представила свой кластер, потом был составлен общий. Далее учащимся предлагаю текст, в котором они должны были найти новую информацию по культуре XVII века.
- стадия осмысления - здесь учащиеся работают с новой информацией, делая на полях пометки »˅»- уже знаю, «+»- новая информация, «?»- не понял, есть вопросы. На основе данной маркировки можно составить таблицу. Такой приём хорошо используется при оценке деятельности исторической личности. По итогам можно составить таблицу. Часто в результате заполнения таблицы появляются две противоположные точки зрения на личность или событие.
- стадия рефлексии возвращает учеников к заданным вопросам, предположениям. Если не на все вопросы ответили на уроке, предлагаю ученикам самим посмотреть дополнительную литературу. Часто этот этап формирования критического мышления заканчиваю заданием - написать синквейн. ( Приложение 3)
Уроки истории и обществознания формируют информационные умения, например умение работать с историческими источниками. Работу организую так, чтобы учащиеся не только извлекли историческую информацию, но и сделали анализ текста. Во время работы с источниками учащимся предлагаю памятку, по которой они должны изложить результаты работы:
Характеристика источника ( авторство, происхождение, исторические условия создания).
Анализ содержания источника ( достоверность, полнота).
Заключение, обобщённая оценка значения источника.
Работа с документом даёт возможности для использования личностно ориентированного подхода на уроке. Целевые установки направлены на:
- оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, в раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов
- развитие творческих способностей, овладение умениями и навыками самопознания, содействие ребёнку в формировании Я- концепции.
При работе с несколькими источниками учащиеся учатся сравнивать исторические процессы, т.к. источники могут содержать различные точки зрения. Всё это способствует формированию личного мнения ученика. Очень эффективно использовать исторические источники на уроках обобщения материала. Как правило, мы решаем познавательные задачи, анализируя письменные источники: мемуары, произведения художественной литературы и другие задания. Например, после изучения темы « СССР в 1930-е годы», провожу урок « Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…»
На уроке предлагаю учащимся уделить особое внимание масштабам и отличительным особенностям тоталитарной системы. Для этого анализируем отрывки из произведений «Архипелаг ГУЛАГ», фрагменты исторических источников. Такая деятельность учащихся на уроке совершенствует навыки самостоятельной работы, развивает познавательные способности, расширяют кругозор и невольно приближаются к людям изучаемого времени, стараясь лучше понять их чувства и стремления, тем самым обеспечивается связь поколений. На уроке ученики дают оценку политическому режиму Сталина и делают умозаключения по поставленной проблеме.
Сегодня, помимо умения работать с историческими источниками, данная компетенция предполагает умение извлекать необходимую информацию из СМИ, умение пользоваться Интернетом. Учащиеся в большинстве своём овладели навыками пользования компьютером, умеют готовить презентации с использованием материалов глобальной сети, с большим интересом анализируют документальную хронику, представленную на ЭОР в школьном фонде, особенно внимание вызывают фильмы о Великой Отечественной войне. Информационные источники формируют научное мировоззрение, дают объективное представление о страницах прошлого.
Помимо презентаций, на уроках истории в 10 кл. использую мультимедийный учебник. ( « История России с древнейших времён до конца 18 века», «издательство Кирилла и Мефодия»). Обширный информационный материал, снабжённый красочными иллюстрациями, различные варианты творческих и исследовательских заданий, предполагающие обсуждение проблемных вопросов, способствуют углублению знаний учащихся, формированию у них навыков самостоятельного научного исследования и вместе с тем активной жизненной позиции.
Формирование учебных компетенций учащихся обеспечивается такой формой работой как умение составлять интеллектуальные карты или карты – памяти.
Они помогают решать такие задачи, как принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, собственное обучение, развитие и многие другие. Это один из приёмов мыследеятельностной педагогики, который развивает у учащихся такие мыслительные операции как анализ, синтез, абстрагирование, умение делать умозаключение, видеть и находить пути решения проблемы.
Таким образом, использование интерактивных средств и приемов обучения открывает возможности формирования жизненного опыта ребенка, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное, вызывает интерес к предмету.
Раздел 3. Результаты опыта.
Подводя итоги работы над данной темой можно сделать следующие выводы:
1. Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят быть успешными в современных условиях перехода к обществу с рыночной экономикой. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
2. Специфика компетентностного подхода заставляет изменить методику обучения, ориентируя учителя на применение в работе активных форм обучения: ислледовательской деятельности, проблемного обучения, метода проектов, технологии критического мышления.
3. История и обществознание являются одними из тех наук, которые составляют основу современного гуманитарного знания, именно эти науки призваны сформировать помимо общепредметных, такие компетенции, как политические и социальные (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений), компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе ( способность жить с людьми других культур, языков, религий).
Результатами своей работы считаю следующие:
- возросла социальная и познавательная активность детей, что подтверждает участие во внеурочной деятельности
- расширились компетентности школьника как ученика: его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность, социальная независимость
- появилась открытость мышления, способность к коллективной деятельности, ответственность за принимаемые решения
- наблюдается ежегодная тенденция роста качества знаний
Заключение.
Подводя итог научно- ислледовательской деятельности необходимо сделать следующие выводы и умозаключения:
1.Традиционная ориентация российской системы образования на формирование предметных знаний и умений не соответствует необходимому сегодня уровню развития у выпускника средней школы способности к социальной адаптации и мобильности. Модернизация образования на современном этапе призвана разработать условия и механизмы выхода на новое качество образования.
2.Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят быть успешными в современных условиях перехода к обществу с рыночной экономикой. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
3. Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, культуры и других условий. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно- культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.
4. Специфика компетентностного подхода заставляет изменить методику обучения, ориентируя учителя на применение в работе активных форм обучения: ислледовательской деятельности, проблемного обучения, метода проектов, технологии критического мышления.
5. История и обществознание являются одними из тех наук, которые составляют основу современного гуманитарного знания, именно эти науки призваны сформировать помимо общепредметных, такие компетенции, как политические и социальные ( способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений), компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе ( способность жить с людьми других культур, языков, религий). Над достижением современного качества образования и должен работать современный педагог.