Формы и методы работы с одарёнными детьми
(Обобщение педагогического опыта)
Ермаченкова Елена Архиповна,
высшая категория,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №29
с углублённым изучением отдельных предметов
(МБОУ СШ №29) г. Смоленска,
учитель английского языка.
Адрес: 214031 г. Смоленск, ул. Рыленкова 11Б-70;
e-mail: [email protected]
Современное общество предъявляет школе социальный заказ на воспитание активной творческой личности, способной мыслить не шаблоннно, умеющей находить решения предложенных задач. Перед учителем ставится цель: создание условий для выявления, всесторонней поддержки и оптимального развития детей, с учётом их индивидуальных способностей.
Совсем ещё недавно считалось, что все дети равны в интеллектуальном отношении. Нужно только научить их думать, решать логические задачи. Однако, опыт показывает, что существуют различия между учениками. В общей массе выделяются дети с более высоким, чем у их сверстников, интеллектом, с лучшими творческими способностями, с умением классифицировать, обобщать, находить логические связи. Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход в обучении школьников по ФГОС основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Итак, поскольку в современных условиях индивидуальному подходу к каждому ученику придаётся особое значение, в процессе воспитания и обучения необходимо изучать и учитывать индивидуальные особенности обучающихся и находить к каждому свой индивидуализированный подход. Основная задача школы – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно выявить способности наших детей и правильно осуществлять их развитие. С чего нужно начинать работу по выявлению одарённого ребёнка в детском коллективе? Основной формой диагностики на начальном этапе является наблюдение. После того как учитель заметил неординарные способности ученика, следует выявить уровень одарённости. Конечно, следует работать в тесном сотрудничестве с психологом школы. Для определения уровня одарённости используются различные формы: опросники, тесты, методику «Карта одарённости» https://18baran.schools.by/pages/karta-odarennosti-metodika-po-opredeleniju-tipa-odarennosti
Изучение иностранных языков во многом отличается от других предметов. Языковая способность является психофизиологическим явлением, которое обеспечивает овладение языком. Языковая способность носит индивидуальный характер, у каждого человека она своя собственная, в отличие от языка как общественного явления (Леонтьев, 2003:57). Точка зрения Фрэнсиса Гальтона на вопрос о возникновении языковых способностей основана на том, что языковые способности являются врожденными, то есть передаются по наследству, что освещено в его книге «Наследственный гений» (HereditaryGenius). (Galton, 1892:26) Существует ряд тестов для оценки лингвистических способностей ребёнка. Например, тест Хорста Зиверта на определение языковых способностей https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2020/10/10/test-horsta-ziverta-na-opredelenie
Не рискну критиковать методику Х. Зиверта с точки зрения практикующего учителя, это действительно интересный метод определения лингвистических способностей, замечу только, что этот метод вряд ли годится для определения языковых способностей ребёнка до 14 лет, т.к. он (метод) предполагает наличие некого опыта и определённых знаний. А вот при помощи опросника А.А.Лосевой для выявления одарённых детей можно оценить общий интеллект ребёнка, а также и его способности к изучению иностранных языков. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2020/02/10/oprosnik-dlya-v yyavleniya-odaryonnyh-shkolnikov-po-a-a
Итак, каких детей можно назвать одарёнными? Одарённые дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, обладают высокой познавательной активностью, быстротой и точностью выполнения заданий, для них характерна устойчивость внимания и восприимчивость к учению,быстрое запоминание, логическое мышление, богатый словарный запас, умение устанавливать причинно-следственные связи, творческое начало, повышенные темпы умственного развития. При всём при этом психологи особо отмечают собственную активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Уровни одарённости
«Яркий»: 1 из 6 (17%)
Умеренно одарённый: 1 из 50 (2%)
Высокоодарённый: 1 из 1000 (0,1%)
Исключительно одарённый: 1 из 30 тысяч (0, 003%)
Необычайно одарённый: 1 из 3 млн (0,00003%)
После выявления способностей составляется план работы с одарённым ребёнком, с учётом его психологических особенностей. В этом учителю должен активно помогать психолог школы.
Для достижения наиболее эффективных результатов в образовательном процессе, необходимо развивать способности учащихся. Способности развиваются в процессе деятельности. Развитие способностей может стать начальным этапом в самообразовании ученика и в его/ее дальнейшей жизни (Пассов, Кузовлев, 2010:24) Работа с одарёнными детьми должна быть направлена на то, чтобы создать условия для полноценного качественного развития их способностей. В учительской среде существует ничем не оправданное, но тем не менее, распространённое мнение, что работать с одарёнными детьми очень легко: якобы они учатся сами по себе и научить их может любой учитель. Но на практике работа с одарёнными детьми очень трудна и кропотлива и, если учитель хочет достичь успеха, ему постоянно приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей.
Формы и методы работы с одарёнными детьми
Особенность работы с одарёнными детьми состоит в том, что она подразделяется на урочную и внеурочную деятельность.
Урочная деятельность
На уроках формы и методы работы с одарёнными учащимися должны сочетаться с формами и методами работы со всеми учащимися класса, но в то же время отличаться. Давно замечено, что у одарённых детей особенно проявляется их творческое начало в исследовательской и поисковой деятельности. Этот вид деятельности помогает реализовать их стремление к умственному труду, стимулирует развитие их внутреннего потенциала. Многолетний опыт работы с детьми показывает, что такие методы работы в урочной деятельности как, исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проектное обучение, интересны практически всем обучающимся, хорошо мотивируют их и дают толчок к развитию их творческих способностей.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А. Н. Колмогоров.
Одарённые дети, однако, имея более высокий уровень умственного и психического развития, лидируют во всех видах интеллектуальной деятельности, это необходимо принимать во внимание учителю. Как правило, занимаясь рутинной работой с учениками, я стараюсь не терять из вида одарённого ребёнка, поэтому готовясь к уроку, я стараюсь предусмотреть чем он будет заниматься, например, во время опроса других учеников. Одарённые дети могут работать с пособиями-тренажёрами, выполнять задания на компьютере, искать информацию в интернете, готовить устное высказывание по теме, решать проблемные ситуации, готовиться к олимпиаде, т.е. выполнять своё индивидуальное задание. Кроме того, давая задание классу, бывает эффективно применять разноуровневый подход; таким образом, учитель принимает во внимание тот факт, что задание будет выполнять не некий усреднённый ученик, а учащиеся репродуктивного, конструктивного и творческого уровней получат задания соответствующего уровня. Разноуровневый подход способствуют реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, обеспечению индивидуализации и дифференциации обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности; повышению учебной мотивации и совершенствованию знаний учащихся; а также интенсификации процесса обучения. То, как применяется разноуровневый подход на моих уроках, описано в разработке к уроку по теме «Шотландия» 6 класс, к учебнику О.В. Афанасьевой для школ с углублённым изучением английского языка. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2020/10/07/raznourovnevyy-podhod-v-obuchenii
Я стараюсь строить работу на уроке так, чтобы ребёнок, прилагая усилия, преодолевая определённые трудности, добивался результатов, чтобы его роль в процессе получения знаний была деятельной, а результаты труда приносили удовлетворение. Ведь общеизвестно, что полученные знания усваиваются лучше, если мы получаем их при решении проблем. Вот почему метод решения проблем является наиболее предпочтительным на уроках иностранного языка. Деятельность по решению проблем может основываться как на реальных, так и на воображаемых ситуациях и учащимся предлагается найти возможные решения проблемы. Мы можем сказать, что учащиеся овладевают языком неосознанно, в то время, как их внимание захвачено нахождением решения проблемы. У этого метода есть и другие преимущества: 1) обсуждая проблему, учащиеся улучшают свои коммуникативные навыки; 2) они учатся взаимодействовать друг с другом, когда обсуждают нахождение решения; 3) они развивают свои навыки критического мышления; 4) метод решения проблем можно применять во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме (например, написание эссе). Этот метод можно применять на любой ступени обучения. Работая над применением этого метода, я старалась изучить как можно больше материала. Усвоенный теоретический материал, а также применение метода решения проблем на практике позволили мне написать работы “Application of a Problem-Solving Method” и “Jigsaw Method в решении проблем”. https://multiurok.ru/index.php/album/photo/diplomy-i-sertifikaty-8/532070/ https://nsportal.ru/shkola/inostrannyeyazyki/angliiskiyyazyk/library/2020/10/10/statya-jigsaw-method-v-reshenii https://nsportal.ru/sites/default/files/portfolio_photos/2019/10/10/diplom_pobeditelya.jpg
Я должна сказать, что применение на практике вышеперечисленных методов не только развивает творчество учащихся, но и заставляет учителя искать лучшие пути организации учебного процесса, т.к. его (учителя) роль очень важна в этом процессе. Учитель мотивирует обучающихся и создаёт правильное отношение к работе, помогает им формулировать их гипотезы, направляет их по пути к открытиям, стимулирует их желание использовать добытые знания.
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность играет важнейшую роль в творческом развитии и формировании личности одарённых детей. Данный вид деятельности позволяет решать ряд задач, связанных с психоэмоциональной сферой детей через развитие внимания, наблюдательности, памяти, развитие фантазии, воображения, мышления.
К внеурочной деятельности относятся следующие виды деятельности:
- факультативы,
- предметные недели,
- театрализованные праздники,
- предметные олимпиады и конкурсы.
Мне бы хотелось особо остановиться на олимпиадах и конкурсах. Недавно я прочитала мнение одной своей коллеги, которая писала о том, что школа и учителя, якобы, эксплуатируют одарённых детей, заставляя их участвовать в этих мероприятиях, т.к. их победы приносят учителю дополнительные бонусы. Мой многолетний опыт позволяет утверждать, что олимпиады и конкурсы нужны и важны для самих одарённых детей. Опыт участия в разного рода интеллектуальных соревнованиях помогает ребёнку совершенствовать свои знания, умения и навыки, развивает и обогащает их, даёт возможность применить свои знания на практике. Дети гордятся востребованностью своих знаний.
Предметные недели и театрализованные праздники также являются необходимым условием создания такой среды, в которой ребёнок вырастет гармонически развитой личностью, с широким кругозором, творческой активностью, эмоциональной восприимчивостью. Анализирую результаты своей работы по подготовке и участию в фестивалях по иностранным языкам, с уверенностью могу сказать, что те театральные постановки, которые удалось создать в тесном сотрудничестве с детьми, наверняка, оставили свой след в душах детей, а в некоторых случаях и повлияли на выбор профессии. Особой ценностью театральной деятельности является то, что она интегрирует в себе несколько образовательных областей: 1) познание: расширяется кругозор; 2) коммуникация: развитие всех сторон речи (в т.ч. на иностранном языке); активизируется словарь, произношение звуков; дети учатся взаимодействовать в диалогах. 3) знакомство с художественной литературой разных жанров; 4) посредством песен и танцев происходит развитие эмоциональной сферы, приобщение к музыкальному искусству; и т.д.
В школьных и городских фестивалях по иностранным языкам с большим успехом прошли наши театрализованные постановки: театрально-музыкальная инсценировка Ч. Диккенса «Оливер Твист», джазовые чанты (Jazz Chants) по мотивам популярных сказок, множество инсценированных песен на английском языке.
Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:
Принцип максимального разнообразия возможностей для развития личности;
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
Принцип создания условий для самостоятельной работы учащихся при минимальном участии учителя;
Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
Главная задача взрослых в процессе обучения – формировать у ребёнка высокую мотивацию. Работая с одарёнными детьми, педагогу следует уделять особое внимание формированию положительной мотивации как к учебному предмету в отдельности, так и к школе в целом. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой помогает определить отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию; сформированность детской мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2016/10/12/anketa-n-g-luskanovoya На формирование положительной мотивации влияют многие факторы, но в работе с одарёнными детьми, на мой взгляд, особенно важно, чтобы получаемая информация полностью удовлетворяла потребности ребёнка в постоянной деятельности, в том числе и психической, такой как память, мышление, воображение, потребность в новизне. Эмоционально насыщенный материал должен стимулировать мыслительный процесс, вызывать эмоциональный отклик. Материал не должен быть слишком трудным или слишком лёгким, но он должен заставлять думать, искать, решать проблемы. При высоком уровне развития положительной мотивации одарённым детям недостаточно того объёма знаний, который они получают по программе, их деятельность выходит за пределы урока. Дети работают со справочной литературой, в сети Интернет, в библиотеках. Результатом этой деятельности являются созданные ими проекты, презентации, творческие работы, выступления на научных конференциях. Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают способности творить, анализировать, принимать решения, повышают конкурентоспособность в обществе и личностную самооценку. Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности личности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и нести ответственность за него, максимально использовать свои способности.
Список литературы
1. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
2.Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова
3.Пассов Е. И., Кузовлева, Н.Е. (2010). Урок иностранного языка. Ростов-на-Дону: Феникс, Москва: Глосса-Пресс.
4.Рогова Г.В., Верещагина И.Н., Языкова Н.В. (2008). Методика обучения английскому языку. Москва: Просвещение. 35.Соловова Е. Н. (2005). Методика обучения иностранным языкам.