Такая схема облегчит учащимся соотнесение форм поверхности и обобщение знаний о них. Далее следует познакомить детей с изображением гор на карте и показать их, не давая названий. Итак, на земле встречаются разные формы поверхности. А какова же поверхность нашей области? Учитель демонстрирует иллюстрации различных форм поверхности области. Затем обращает внимание детей на карту, и по ней составляется характеристика поверхности области без названий географических объектов. Последние могут быть выделены, если они знакомы детям. Например, южная часть нашей местности – горы, северная часть – холмистая равнина. Сведения о жизни и труде людей в горах и на равнинах можно выяснить в ходе беседы по рисункам учебника, таблицам и личным наблюдениям детей. Горы. Сначала дает общие понятия о горах, затем, повесив на стену картины с изображением гор и холмов, сравнивает их. Внимательно ознакомившись с рисунками, ученики определяют различия между горами и холмами по следующим их характеристикам: высоте, крутизне, растительному покрову. Далее учитель характеризует высокие и низкие горы. Ученики, используя рисунки, сравнивают их. В процессе сравнения они приходят к выводу: в отличие от низких гор, высокие горы имеют вершины, покрытые вечными снегами и льдами. Обращают внимание на то, что склоны высоких гор крутые и обрывистые. После определения различий между высокими и низкими горами, учитель приводит и записывает на доске сведения об их высоте. Если вершина низких гор обычно достигает только 1000—2000 метров, то вершина высоких гор достигает 5000—7000 м и более. Ученики по заданию учителя выполняют самостоятельную работу по карте, в процессе которой учатся различать высокие горы от низких по цвету. Учитель обращает внимание учеников на то, что на физической карте вечные снега и льды на вершинах высоких гор изображают с помощью беловатых и голубоватых пятен, нанесенных на коричневый фон. Учитель предлагает найти на физической карте Казахстана высокие горы (Алтай, Джунгарский Алатау, Тянь-Шань), расположенные на востоке и юге нашей республики и низкие горы (Сарыарка), расположенные в центре республики. Учитель расскажет о том, что горы в отличие от равнин непригодны для строительства городов, прокладывания дорог, выращивания урожая. Но горные луга — прекрасные пастбища. А в лесах, расположенных на склонах гор, произрастают ель, сосна, пихта, жимолость, рябина и др. Горы — прекрасное место отдыха. |