Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
О чем нам говорит портрет автора? Что является отличительной чертой прозы Искандера?
Ведущие технологии
- Роль учителя - создание условий, инициирующих деятельность учеников
- ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
- КЕЙС-МЕТОД;
- ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;
- ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ;
- ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО
ЧТЕНИЯ И ДР.
Технологии основанные на личностно-ориентированном подходе, на основе деятельностного метода, развивающего и продуктивного обучения.
Сплошные тексты: описание (художественное и техническое) повествование (рассказ, отчёт, репортаж) объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация) аргументация (комментарий, научное обоснование)
Несплошные тексты: • графики диаграммы таблицы карты формы (налоговые, визовые, анкеты и др.) информационные листы и объявления.
Задание в 5 классе: Внимательно рассмотрите иллюстрацию к Песни первой поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». 1. Каким увидели вы Лукоморье? Кто населяет его? 2. Перечислите 3 эпизода, изображенных на иллюстрации. Подберите к каждому эпизоду подходящую цитату из пушкинского текста. 3. Каким предстает автор-повествователь? Какие черты его отражены в иллюстрации и заявлены в Песни первой поэмы «Руслан и Людмила»? Иллюстрация к Песни первой Песнь первая А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». Песнь первая
У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных; Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русской дух… там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету…
Задание в 5 классе:
У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных; Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русской дух… там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету…
« Лукоморье можно встретить в русском фольклоре. Афанасьев в своем труде «Древо жизни» отметил, что так в восточнославянской мифологии называлось заповедное место на границе миров, где растет мировое древо, упирающееся в преисподнюю и доходящее до неба. Карамзин также писал, что слово лукоморье употреблялось в значении северного царства, где люди на полгода впадают в спячку, а полгода бодрствуют. Так или иначе, в фольклорном восприятии лукоморье – это некая условная земля на границе ойкумены, чаще всего располагающаяся на севере… Обитателями лукоморья по летописям были половцы, с которыми киевские князья постоянно враждовали. Лукоморьем же называлась территория Северного Приазовья. Это мнение, как полагает С. А. Плетнева, подтверждается тем, что можно проследить лукоморских половцев и по каменным статуям (идолам), обнаруженным в районе нижнего Днепра. Они относятся к развитому периоду половецкой скульптуры, ко второй половине XII – началу XIII веков. Таким образом можно сказать, что лукоморьем, которое воспел Пушкин, называлась излучина между нижним течением Днепра и Азовским морем.
4.
информация о происхождении слова «лукоморье».
Само слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега». Для сравнения: «лук» (для стрельбы), излучина (реки), лукавить (изворачиваться), лука (седла). То есть «лукоморье» – это изогнутый берег моря, бухта.
Лукоморье можно встретить и в русском фольклоре. Афанасьев в своем труде «Древо жизни» отметил, что так в восточнославянской мифологии называлось заповедное место на границе миров, где растет мировое древо, упирающееся в преисподнюю и доходящее до неба. Карамзин также писал, что слово лукоморье употреблялось в значении северного царства, где люди на полгода впадают в спячку, а полгода бодрствуют. Так или иначе, в фольклорном восприятии лукоморье – это некая условная земля на границе ойкумены, чаще всего располагающаяся на севере.
У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных; Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русской дух… там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету…
- Текст 2. «Опять ясный день с солнечным морозом, и ручьи по колеям на дороге, и жаркий час на сугробах в лесах, заваленных снегом. Вылез, по брюхо утопая в сугробах, на лесную поляну, где пробегает мой любимый ручей. Нашел обнажение воды из-под снега возле берез и это снимал, как начало весны года. Ночью мороз был так силен, что наст не везде проваливался, зато уж как провалишься, так здорово достается. Сейчас можно поутру забраться по насту глубоко в лес, и в полдень, когда разогреет, там в лесу и останешься, не вылезешь и будешь ждать ночного мороза, пока не намостит».
Афоризм (гр. aphorismos) – законченная мысль, выраженная сжато и емко, изречение. С афоризмами вы знакомились, читая комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума», роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». (Помните? «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», «Любви все возрасты покорны» и т.д.) Есть ли в текстах В.П. Астафьева афоризмы или афористические выражения? Если вы считаете, что есть, выпишите их.
Задание 7. Перед вами фрагменты разных текстов. Один из них принадлежит В.П. Астафьеву и взят из книги «Затеси», другой – писателю М.М. Пришвину (книга «Лесная капель»). Какой из них, на ваш взгляд, написан Астафьевым? Объясните, почему вы так думаете.
- Текст 1. «Реки рождаются в блаженной, вечной тишине. Рождение не терпит суеты, рождению нужен покой. Низкое, скупое на тепло и щедрое на свет солнце все же оплавляет спрессованные, тяжелые, как свинец, валы снегов, и разбегаются во все стороны юркие ручейки. Еще малые, еще хилые, тут же совсем близко сходятся они вместе и вперехлест, весело заплетаясь на ходу, катятся вниз по камням и осыпям. Вниз! Вниз! С хохотом и звоном. И уже не остановить их, не вернуть. Реки, что человеческие судьбы, - у них много поворотов, но нет пути назад».
Задания в 10 классе / проектное, исследовательское: 1. Познакомьтесь с мнением литературного критика Д.Быкова: электронный ресурс: «Открытый урок с Дмитрием Быковым. Четыре стихии «Войны и мира». Согласны ли Вы с ним? Ответ обоснуйте. 2. Проведите сравнительный анализ образа Наполеона в романах «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Отверженные» В.Гюго. Аспекты сравнения выделите сами. Результаты отразите в таблице.
Стратегии работы с текстом
Методическими приемами технологии развития критического мышления являются следующие (выберите все верные ответы)
Учитель организует чтение с остановками и маркировкой текста
Учитель нацеливает на выполнение учебного проекта
Учитель мотивирует школьников на создание синквейна
Учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить
Учитель организует деятельность по созданию кластеров»
Стратегии
предтекстовые:
Антиципация
Ориентиры
предвосхищения
Рассечение вопросов
Алфавит
Представь проблему по заголовку и предложи пути ее решения
Мозговой штурм
Стратегии
текстовые:
Чтение с остановками
Чтение в кружок
Чтение с пометами
Прочти вслух и выскажись
Театр у микрофона
Взаимовопросы и ответы
Мозаика
Экскурсия по книге
«Идеал»
Методическими приемами технологии развития критического мышления являются следующие (выберите все верные ответы)
- Учитель организует чтение с остановками и маркировкой текста
- Учитель нацеливает на выполнение учебного проекта
- Учитель мотивирует школьников на создание синквейна
- Учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить
- Учитель организует деятельность по созданию кластеров»
Карточка № 1
БИНОМ ФАНТАЗИИ
Сказка может возникнуть из «бинома фантазии». «Бином фантазии» - это два слова очень непохожие друг на друга, произнесенные случайно. Эти слова разделяет большая дистанция, их соседство воспринимается слишком необычным. Как правило, одно слово задумывает один человек, а второе - другой, и одновременно их произносят.
Итак, «бином фантазии» определен. Теперь, чтобы совместить два абсолютно разных и непохожих слова, воспользуемся предлогами : со, на, в и т.д. , либо падежной формой.
Пример: «пес» и «шкаф».
Пес со шкафом.
Пес на шкафу.
Пес в шкафу.
Шкаф пса.
Любая из получившихся «картин» может послужить основой для придумывания истории.
ПРИМЕР
Пес со шкафом.
По улице бежит пес со шкафом на спине. Это его будка – значит, в этом нет ничего особенного. Он всегда ее таскает на себе, как улитка – раковину .
Попробуйте на основе своего «бинома фантазии» сочинить сказку.
Карточка №2
ЛЖЕЗАГАДКИ
Лжезагадка – это загадка , которая так или иначе уже содержит в себе ответ.Такие упражнения играют воспитательную роль, так как в жизни очень часто чтобы принять правильное решение, надо уметь отбросить ложный вариант.
Джанни Родари
СТРУКТУРА ЛЖЕЗАГАДКИ:
- Герой (может даваться характеристика героя) :
Синьор Освальд в разгар летней поры
Направился в Африку, где погибал от жары.
Возникает вопрос: почему он страдал от жары?
- Предлагаются два варианта ответа, соединенных с помощью союза или, либо они могут быть соединены двумя «потому что».
Потому что родился в Форли
Иль потому что Освальдом его нарекли?
Можно создать сборник лжезагадок.
- В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик решил сорвать урок математики?»
- 1.Рассказчик хотел спасти Шурика Авдеенко, который стоял у доски и не мог решить задачи.
- 2.Рассказчик «захотел исправить греческую мифологию и решил совершить тринадцатый подвиг Геракла, что ему отчасти удалось»
- 3.Пятиклассник был не готов к уроку и боялся, что его вызовут к доске.
Понятие УУД
Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.
Чему научил рассказ?
В чем ценность чувства юмора для человека?
- В чем ценность чувства юмора для человека?
- В чем ценность чувства юмора для человека?
- В чем ценность чувства юмора для человека?
- В чем ценность чувства юмора для человека?
Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин .
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса , в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.