II Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД; организовать анализ учащимися возникшей ситуации на этом этапе, подвести к выявлению места и причины затруднения. III Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока, цели, плана. | «Все на свете боится времени, и только время боится пирамид» - Объясните, как понимаете эту древнюю арабскую пословицу? Учитель показывает обучающимся геометрическую фигуру - пирамиду. -Что вы видите перед собой? -Какие ассоциации у Вас вызывает эта фигура? Давайте определим тему нашего урока. -Как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении нового материала. -Какая будет стоять перед нами цель? Я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие. О чем вы хотите узнать? Молодцы. Путешествие будет виртуальным, а вот путеводитель самым реальным. Геродот называл Египет «даром Нила». Почему? Это наш основной вопрос на сегодня. Изучать тему нашего урока мы будем по следующему плану: План урока. 1.Географическое положение Египта. 2.Природно - климатические особенности Египта. 3.Объединение государства. | Объясняют арабскую пословицу. Варианты ответов: треугольник, пирамида, фигура и т.д. Ответы учащихся с обоснованием своего мнения. Отвечают: «Государство на берегах Нила». Варианты ответов учащихся: недостаточность имеющихся знаний, новые понятия. Ответы учащихся: получить новые знания, восполнить недостающие знания по этой теме. Предполагают: - географическое положение и климат; - основные занятия людей; - животный и растительный мир; - кто управлял государством. |
IV Этап усвоения новых знаний Цель. Познакомить с географическим положением Древнего Египта, природных условий и значения разлива реки Нил. | Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника Организует работу с картой Определить словами и показать на карте местоположение Египта. Один из греческих историков подметил, что Египет укреплен самой природой. Доказать у карты правильность этого утверждения. Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки.) 2. Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней) 3. Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным.) 4. Какой рельеф имеет страна (см. карту и документ) (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности) 5. О какой реке идет речь в документе? (О реке Нил.) 6. Где берет свое начало река Нил? (В Центральной Африке.) 7. Куда впадает Нил? (В Средиземное море.) 8. Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава.) 9. Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (Начинается разлив Нила.) 10. Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Подумайте, прав ли был Геродот? (Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян - земледелие, а это основа будущей цивилизации.) Обратите внимание на доску, перед вами слова-подсказки, попробуйте из них сложить определение термина «Цивилизация». ФИЗКУЛЬТМИНУТКА На карте центральное место отводится реке Нил, вот что писали египтяне о Ниле (читаем текст в учебнике):… Проанализируйте документ. Какую роль играл Нил в жизни Древнего Египта? Образование единого государства в Египте. Рассказывает об образовании единого государства Египет. Объясняет термин «государство» | Самостоятельная работа с картой и текстом учебника, § 6 п. 1, страница 34-35 Самостоятельно читают учебник, работают с картой, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки Ответ. Цивилизация - это объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления. Слушают миф о причинах ежегодного разлива реки, работают с картой. Находят на карте 1-й нильский порог, дельту; с помощью учителя объясняют причины разлива Нила, называют природные условия благоприятные для земледелия: тепло, влага, почва. Слушают рассказ учителя, работают с тетрадью. |
V Закрепление знаний и способов действий. Цель. Закрепить знания. | – С какой страной мы сегодня познакомились? Покажите на карте. -Геродот называл Египет «даром Нила». Почему? – Благодаря каким природным особенностям жители Египта могли получать высокие урожаи? –Какие два египетских царства были объединены в единое государство? Когда? Предлагает в парах выполнить взаимопроверку терминов: дельта, речные пороги, ил, оазис, рельеф, фараон. | Читают историческую карту, описывают местоположение Египта, называют египетские государства и дату их объединения. Объясняют значение терминов. |
VII Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса, самопроверка учащимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха | Организует рефлексию. Продолжи предложения: «Теперь я знаю…», «Я научился работать с ….», «Я еще хотел бы узнать…». | Проводят самооценку, высказывают и аргументируют. |