СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповые развивающие занятия для детей 6 лет (развитие психических процессов )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование групповых занятий. для детей 6-ти лет. Поурочное планирование + упражнения

Просмотр содержимого документа
«Групповые развивающие занятия для детей 6 лет (развитие психических процессов )»

Программа развивающих занятий

(психические процессы)

для детей 6-ти лет


Тематическое планирование

групповых занятий.

(планирование + упражнения)



Введение


Цель программы: развитие основных психических процессов детей 6-ти летнего возраста.


Программа рассчитана на проведение занятий в течении учебного года, 1 раз в неделю по 30 минут. Для группы 5-10 детей


Психические процессы

1. внимание.

  • Объем

  • Устойчивость

  • Избирательность

  • Распределение

  • Переключаемость

  • Произвольность

  • Концентрация

2. восприятие.

  • Зрительное

  • Слуховое

3. мышление.

  • Словесно - логическое

  • Наглядно-образное

4. память.

  • Зрительная

  • Слуховая

5. произвольность поведения

  • Выполнение правил

6. моторика

  • Общая

  • Мелкая

7. развитие навыков общения (групповые игры)


Внимание

Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. Плохо развитая переключаемость внимания - ребенку трудно переходить с выполнения одного вида деятельности на другой. Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточиваться по требованию.

Восприятие

Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов.

Мышление

Детям дошкольного возраста (до 5,5 – 6 лет) доступно именно наглядно-образное мышление. Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия здесь сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Словесно логическое мышление начинает формироваться в 5-7 летнем возрасте Дети учатся рассуждать и анализировать.

Память.

Зрительная – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. Приведённые упражнения способствуют записи информации, что необходимо для пользования кратковременной памятью. При этом данные памяти, идущие от восприятия, в соответствии с решаемой задачей дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти.

Произвольное поведение.

Умение выполнять правила – качество необходимое для детей, позволяющее адаптироваться в социальном окружении ребёнка. Соблюдать правила гигиены, поведения, общения и другие действия, выполнение которых требует усилий со стороны ребёнка.

Моторика.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Навык общения.

Необходимое качество помогающие установлению взаимопонимания, партнёрства, взаимоответственности, установлению дружеских контактов и т.д.


Для проведения упражнений можно использовать разные способы и материалы: рассказывание сказок, рисование, пластилин, аппликация, подвижные игры, конструирование, фантазирование и т.д.



Психические процессы и упражнения

1. внимание.

  • Объем

  • Устойчивость

  • Концентрация

Упр. №1 «Переплетенные линии» 3 уровня

  • Избирательность

  • Распределение

Упр. №2 «Найди отличие»

  • Переключаемость

  • Произвольность

Упр. №3 «найди предмет»

Упр. №4

2. восприятие

  • Слуховое

Упр. №5 «Звуки»

  • Зрительное

Упр. №6 «Дорисуй фигуры»

3. мышление

  • Словесно-логическое

Упр. №7 «Загадки и вопросы» 6 вариантов

  • Наглядно-образное

Упр. №8 «Кубики Сома» 4 уровня

4. память

  • Зрительная

Упр. №9 «Ящик» 3 уровня

  • Слуховая

Упр. №10 «Осознание словесного материала»

5. произвольность поведения

  • Выполнение правил

Упр. №11 «Выполни по образцу» 4 уровня

6. мелкая моторика пальцев рук.

  • Мелкая

Упр. №12 «Пальчиковые игры» 3 варианта

  • Общая

Упр. №13 «Разминка»

7. развитие навыков общения

  • Контакт с товарищем

Упр. №14 «Упражнения в парах» 3 варианта

  • Подвижные игры

Упр. №15 «Лови-лови!»

Упр. №16 «Ловишки»



Развивающие занятия. 6 лет (Психические процессы) почасовое планирование

Месяц


2мин

13мин.

5мин.

10мин.

Сентябрь


1

Вход в занятие

Внимание. Объём, устойчивость концентрация

Моторика общая

Память. Слуховая.

2

Вход в занятие

Восприятие. Слуховое.

Навыки общения. Подвижные игры

Произвольное поведение. Выполнение правил

3

Вход в занятие

Мышление. Словесно-логическое

Моторика мелкая

Внимание. Избирательность, распределение.

4

Вход в занятие

Память. Зрительная.

Навыки общения Контакт с товарищем

Восприятие. Зрительное

Октябрь

1

Вход в занятие

Произвольное поведение. Выполнение правил

Моторика общая

Мышление. Наглядно-образное

2

Вход в занятие

Внимание. Переключаемость, произвольность.

Навыки общения. Подвижные игры

Память. Слуховая.

3

Вход в занятие

Восприятие. Слуховое

Моторика мелкая

Произвольное поведение. Выполнение правил

4

Вход в занятие

Мышление. Словесно-логическое

Навыки общения Контакт с товарищем

Внимание. Объём, устойчивость концентрация

Ноябрь

1

Вход в занятие

Память. Зрительная.

Моторика общая

Восприятие. Зрительное

2

Вход в занятие

Произвольное поведение. Выполнение правил

Навыки общения. Подвижные игры

Мышление. Наглядно-образное

3

Вход в занятие

Внимание. Избирательность, распределение.

Моторика мелкая

Память. Слуховая.

4

Вход в занятие

Восприятие. Слуховое

Навыки общения Контакт с товарищем

Произвольное поведение. Выполнение правил

Декабрь

1

Вход в занятие

Мышление. Словесно-логическое

Моторика общая

Внимание. Переключаемость, произвольность.

2

Вход в занятие

Память. Зрительная.

Навыки общения. Подвижные игры

Восприятие. Зрительное

3

Вход в занятие

Произвольное поведение. Выполнение правил

Моторика мелкая

Мышление. Наглядно-образное

4

Вход в занятие

Внимание. Объём, устойчивость концентрация

Навыки общения Контакт с товарищем

Память. Слуховая.

Январь

1

Вход в занятие

Восприятие. Слуховое.

Моторика общая

Произвольное поведение. Выполнение правил

2

Вход в занятие

Мышление. Словесно-логическое

Навыки общения. Подвижные игры

Внимание. Избирательность, распределение.

3

Вход в занятие

Память. Зрительная.

Моторика мелкая

Восприятие. Зрительное

4

Вход в занятие

Произвольное поведение. Выполнение правил

Навыки общения Контакт с товарищем

Мышление. Наглядно-образное

Февраль

1

Вход в занятие

Внимание. Переключаемость, произвольность.

Моторика общая

Память. Слуховая.

2

Вход в занятие

Восприятие. Слуховое

Навыки общения. Подвижные игры

Произвольное поведение. Выполнение правил

3

Вход в занятие

Мышление. Словесно-логическое

Моторика мелкая

Внимание. Объём, устойчивость концентрация

4

Вход в занятие

Память. Зрительная.

Навыки общения Контакт с товарищем

Восприятие. Зрительное

Март

1

Вход в занятие

Произвольное поведение. Выполнение правил

Моторика общая

Мышление. Наглядно-образное

2

Вход в занятие

Внимание. Избирательность, распределение.

Навыки общения. Подвижные игры

Память. Слуховая.

3

Вход в занятие

Восприятие. Слуховое

Моторика мелкая

Произвольное поведение. Выполнение правил

4

Вход в занятие

Мышление. Словесно-логическое

Навыки общения Контакт с товарищем

Внимание. Переключаемость, произвольность.

Апрель

1

Вход в занятие

Память. Зрительная.

Моторика общая

Восприятие. Зрительное

2

Вход в занятие

Произвольное поведение. Выполнение правил

Навыки общения. Подвижные игры

Мышление. Наглядно-образное

3

Вход в занятие

Внимание. Объём, устойчивость концентрация

Моторика мелкая

Память. Слуховая.

4

Вход в занятие

Восприятие. Слуховое.

Навыки общения Контакт с товарищем

Произвольное поведение. Выполнение правил

Май

1

Вход в занятие

Мышление. Словесно-логическое

Моторика общая

Внимание. Избирательность, распределение.

2

Вход в занятие

Память. Зрительная.

Навыки общения. Подвижные игры

Восприятие. Зрительное

3

Вход в занятие

Произвольное поведение. Выполнение правил

Моторика мелкая

Мышление. Наглядно-образное

4

Вход в занятие

Внимание. Переключаемость, произвольность.

Навыки общения Контакт с товарищем

Память. Слуховая.



6 лет. Развивающие занятия (упражнения)

Месяц


2мин

13мин.

5мин.

10мин.

Сентябрь


1

Вход в занятие

Внимание. Упр. №1 «Переплетённые линии» Уровень 1

Моторика. Упр. №13 «Разминка»

Память. Упр. №10 «Осознание словесного материала».

2

Вход в занятие

Восприятие. Упр. №5 «Звуки».

Навыки общения. Упр. №15 «Лови, лови»

Произвольное поведение. Упр. №11 «Выполни по образцу» уровень 1

3

Вход в занятие

Мышление. Упр. №7 «Загадки и вопросы» вариант 1

Моторика Упр. №12 «пальчиковые игры» вариант 1

Внимание. Упр. №2 «Найди отличие».

4

Вход в занятие

Память. Упр. №9 «Ящик» вариант 1

Навыки общения Упр. №14 «Упражнения в парах» вариант 1

Восприятие. Упр. №6 «Дорисуй фигуры»

Октябрь

1

Вход в занятие

Произвольное поведение. Упр. №11 «Выполни по образцу» уровень 1

Моторика .Моторика. Упр. №13 «Разминка»

Мышление. Упр. №8 «Кубики Сома» вариант 1

2

Вход в занятие

Внимание. Упр. №3 «Найди предмет».

Навыки общения. Упр. №16 «Ловишки»

Память. Упр. №10 «Осознание словесного материала».

3

Вход в занятие

Восприятие. Упр. №5 «Звуки»

Моторика Упр. №12 «пальчиковые игры» вариант 2

Произвольное поведение. Упр. №11 «Выполни по образцу» уровень 1

4

Вход в занятие

Мышление. Упр. №7 «Загадки и вопросы» вариант 2

навыкиНавыки общения Упр. №14 «Упражнения в парах» вариант 2

вниманиеВнимание. Упр. №1 «Переплетённые линии» Уровень 1

Ноябрь

1

Вход в занятие

Память. Упр. №9 «Ящик» вариант 1

Моторика .Моторика. Упр. №13 «Разминка»

Восприятие. Упр. №6 «Дорисуй фигуры»

2

Вход в занятие

Произвольное поведение. Упр. №11 «Выполни по образцу» уровень 1

Навыки общения. Упр. №15 «Лови, лови»

Мышление. Упр. №8 «Кубики Сома» вариант 2

3

Вход в занятие

Внимание. Упр. №2 «Найди отличие» .».

Моторика Упр. №12 «пальчиковые игры» вариант 3

Память. Упр. №10 «Осознание словесного материала».

4

Вход в занятие

Восприятие. Упр. №5 «Звуки»

навыкиНавыки общения Упр. №14 «Упражнения в парах» вариант 3

Произвольное поведение. Упр. №11 «Выполни по образцу» уровень 2

Декабрь

1

Вход в занятие

Мышление. Упр. №7 «Загадки и вопросы» вариант 3

Моторика .Моторика. Упр. №13 «Разминка»

Внимание. Упр. №3 «Найди предмет».

2

Вход в занятие

Память. Упр. №9 «Ящик» вариант 2

Навыки общения. Упр. №16 «Ловишки»

Восприятие. Упр. №6 «Дорисуй фигуры»

3

Вход в занятие

Произвольное поведение. Упр. №11 «Выполни по образцу» уровень 2

Моторика Упр. №12 «пальчиковые игры» вариант 1

Мышление. Упр. №8 «Кубики Сома» вариант 3

4

Вход в занятие

вниманиеВнимание. Упр. №1 «Переплетённые линии» Уровень 2

навыкиНавыки общения Упр. №14 «Упражнения в парах» вариант 1

Память. Упр. №10 «Осознание словесного материала».

Январь

1

Вход в занятие

Восприятие. Упр. №5 «Звуки».

Моторика .Моторика. Упр. №13 «Разминка»

Произвольное поведение. Упр. №11 «Выполни по образцу» уровень 2

2

Вход в занятие

Мышление. Упр. №7 «Загадки и вопросы» вариант 4

Навыки общения. Упр. №15 «Лови, лови»

Внимание. Упр. №2 «Найди отличие» .».

3

Вход в занятие

Память. Упр. №9 «Ящик» вариант 2

Моторика Упр. №12 «пальчиковые игры» вариант 2

Восприятие. Упр. №6 «Дорисуй фигуры»

4

Вход в занятие

Произвольное поведение. Упр. №11 «Выполни по образцу» уровень 2

навыкиНавыки общения Упр. №14 «Упражнения в парах» вариант 2

Мышление. Упр. №8 «Кубики Сома» вариант 4

Февраль

1

Вход в занятие

Внимание. Упр. №3 «Найди предмет».

Моторика .Моторика. Упр. №13 «Разминка»

Память. Упр. №10 «Осознание словесного материала».

2

Вход в занятие

Восприятие. Упр. №5 «Звуки»

Навыки общения. Упр. №16 «Ловишки»

Произвольное поведение. Упр. №11 «Выполни по образцу» уровень 3

3

Вход в занятие

Мышление. Упр. №7 «Загадки и вопросы» вариант 5

моторикаМоторика Упр. №12 «пальчиковые игры» вариант 3

вниманиеВнимание. Упр. №1 «Переплетённые линии» Уровень 2

4

Вход в занятие

Память. Упр. №9 «Ящик» вариант 2

навыкиНавыки общения Упр. №14 «Упражнения в парах» вариант 3

Восприятие. Упр. №6 «Дорисуй фигуры»

мартМарт

1

Вход в занятие

Произвольное поведение. Упр. №11 «Выполни по образцу» уровень 3

Моторика .Моторика. Упр. №13 «Разминка»

Мышление. Упр. №8 «Кубики Сома» вариант 4

2

Вход в занятие

Внимание. Упр. №2 «Найди отличие» .».

Навыки общения. Упр. №15 «Лови, лови»

Память. Упр. №10 «Осознание словесного материала».

3

Вход в занятие

Восприятие. Упр. №5 «Звуки»

Моторика Упр. №12 «пальчиковые игры» вариант 1

Произвольное поведение. Упр. №11 «Выполни по образцу» уровень 3

4

Вход в занятие

Мышление. Упр. №7 «Загадки и вопросы» вариант 6

Навыки общения Упр. №14 «Упражнения в парах» вариант 1

Внимание. Упр. №3 «Найди предмет».

апрельАпрель

1

Вход в занятие

Память. Упр. №9 «Ящик» вариант 3

Моторика .Моторика. Упр. №13 «Разминка»

Восприятие. Упр. №6 «Дорисуй фигуры»

2

Вход в занятие

Произвольное поведение. Упр. №11 «Выполни по образцу» уровень 4

Навыки общения. Упр. №16 «Ловишки»

Мышление. Упр. №8 «Кубики Сома» вариант 4

3

Вход в занятие

вниманиеВнимание. Упр. №1 «Переплетённые линии» Уровень 3

моторикаМоторика Упр. №12 «пальчиковые игры» вариант 2

Память. Упр. №10 «Осознание словесного материала».

4

Вход в занятие

Восприятие. Упр. №5 «Звуки».

навыкиНавыки общения Упр. №14 «Упражнения в парах» вариант 2

Произвольное поведение. Упр. №11 «Выполни по образцу» уровень 4

майМай

1

Вход в занятие

Мышление. Упр. №7 «Загадки и вопросы» вариант 1

Моторика .Моторика. Упр. №13 «Разминка»

Внимание. Упр. №2 «Найди отличие» .».

2

Вход в занятие

Память. Упр. №9 «Ящик» вариант 3

Навыки общения. Упр. №15 «Лови, лови»

Восприятие. Упр. №6 «Дорисуй фигуры»

3

Вход в занятие

Произвольное поведение. Упр. №11 «Выполни по образцу» уровень 4

моторикаМоторика Упр. №12 «пальчиковые игры» вариант 3

Мышление. Упр. №8 «Кубики Сома» вариант 4

4

Вход в занятие

Внимание. Упр. №3 «Найди предмет».

навыкиНавыки общения Упр. №14 «Упражнения в парах» вариант 3

Память. Упр. №10 «Осознание словесного материала».



Упражнения

№Упр.

1. внимание.

№1

"Переплетенные линии"

Рисунок на котором изображены переплетенные линии. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают. Нужно проследить за каждой линией от начала до конца, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите, но со временем отложите карандаш в сторону.

Инструкция: «Дети попробуйте отыскать где какая линия заканчивается (доведите зверят до домиков; каждую машинку отвезите в свой гараж и т. п; разгадайте шифр; составьте слово)»

1 уровень 7 линий.

2 уровень 8 линий.

3 уровень 9 линий.

№2

"Найди отличие"

2 картинки необходимо найти как можно больше отличий.

№3

"Найди предмет"

Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

№4

Все упражнения, где ребёнок сосредоточивает внимание по требованию. «Раскрась как на образце», «раскрась/найди на картинке только…», «Найди предметы которых только 5»; «Найди по контуру»; «Дорисуй как на образце»; и т.п.


2. восприятие.

№5


"Звуки" развитие фонематического слуха.

Предложить записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове столько и кружочков.

В первой части задания ребёнку диктуются слова, а он записывает их в виде кружочков на бумаге.

Во второй части Ведущий называет слово, ребёнок на рисунке с картинками должен указать на картинку которая начинается с этой буквы (заканчивается, вторая в слове и т.д.)

№6

"Дорисуй фигуры"

Ребёнку предлагается дорисовать незаконченные геометрические фигуры.


3. мышление.

№7

"Загадки и вопросы"

Вариант 1 Слова-близнецы

Какое слово обозначает то же самое, что и слова

1) родник и то, чем открывают дверь;

2) прическу у девочки и инструмент для срезания травы;

3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют.

Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по значению".

Дополнительные задания к упражнению:

4) овощ, от которого плачут, и оружие для стрельбы стрелами (жгучий овощ и стрелковое оружие);

5) часть ружья и часть дерева;

6) то, на чем рисуют, и зелень на ветках;

7) подъемный механизм для стройки и механизм, который нужно открыть, чтобы полилась вода.

Вариант 2 «Что больше?»

Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.


- Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?


- Кот или кит? Какое больше? Почему?


- Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

- Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?

Учитель Педагог может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.


Вариант 3 «Значение пословиц»

"Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например:

1Семь раз отмерь, а один раз отрежь

а) Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы

б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать

в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал

Правильный выбор здесь - "Прежде чем сделать, надо хорошо подумать", а ножницы или продавец - лишь частности и не отражают основного смысла".


Примерные задания:

1. Лучше меньше, да лучше.

а) Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих.

б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

в) Важно не количество, а качество.


2. Поспешишь - людей насмешишь.

а) Клоун смешит людей.

б) Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.

в) Торопливость может привести к нелепым результатам.


3. Куй железо, пока горячо.

а) Кузнец кует горячее железо.

б) Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать.

в) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.


4. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

а) Не стоит причину неудач сваливать на обстоятельства, если дело в тебе самом.

б) Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.

в) Зеркало висит криво.


5. Не красна изба углами, а красна пирогами.

а) Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб.

6) О деле судят по результатам.

в) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.


6. Сделал дело - гуляй смело.

а) Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть.

б) Мальчик вышел на прогулку.


7. Умелые руки не знают скуки.

а) Петр Иванович никогда не скучает.

б) Мастер своего дела любит и умеет трудиться.


8. Не в свои сани не садись.

а) Если не знаешь дела, не берись за него.

б) Зимой ездят на санях, а летом на телеге.

в) Езди только на своих санях.


9. Не все золото, что блестит.

а) Медный браслет блестел, как золотой.

б) Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством.

в) Не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо.


Вариант 4 «Мозговой штурм»

"классические" вопросы для мозгового штурма, а в конце раздела - задачи и их решения.

- Как доставить тяжелую пирогу Робинзона к морю?

- Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме?

- Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?

- Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков?

- Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?

- Как не ссориться с мамой?

- Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход?

- Что бы вы предложили сделать безудержно веселое?

- Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу?

- Чем можно рисовать на асфальте?

- Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, ложечки нет. Что делать?

- Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слонов достигает 4,5 м, а вес 5 т, длина китов достигает 30 м, а вес более 100 т.)

- Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног?

- Придумайте дом будущего. (Сформулируйте функции дома, улучшите их, измените на обратные, сформулируйте потребности человека, пусть дом их удовлетворяет...)

- Что будет, если уничтожить всех волков?

- Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?

- Придумайте насекомое с необычными свойствами.

- Как сделать разноцветную льдинку?

- Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?

- Как курочке спасти своих цыплят от коршуна?

- Как можно поприветствовать человека?

- Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот...): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой... Какие способы не подойдут?

- Аборигены Австралии ловят черепах, когда те выползают на берег. Их просто переворачивают на спину, и они становятся совершенно беспомощными. Как им помочь?

- Число людей на Земле стремительно увеличивается. Придет время, когда не будет хватать еды, воды, топлива, места. Что делать?

- Вождю племени надо определить, кого больше: мужчин или женщин? Считать он умеет только до 10, а в племени более 100 человек.

- Как проникнуть в комнату, не открывая дверей?

- Как достать сосульку с крыши?

- Как украсить класс к Новому году?

- Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?

- Куда в комнате можно спрятать куклу?

- Куда я спрятал конфету?

- Как обеспечить 100 %-ную посещаемость школы?

- Какие качества птиц ты хотел бы иметь?

- Как найти самого умного человека в королевстве?

- Чем полезен, а чем вреден комар?


Задачи:

1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

2. Как можно определить время, если нет часов?

3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась?

4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?

5. Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать?


Ответы:

1. Понятно, что надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы. Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю; закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы.

2. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению "тарелки" подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку) ...

3. Не выносить куклу из дома; привязать к платью; играть всегда в одном месте; класть всегда в одно и то же место; никому не давать играть; вделать в куклу автоматическую пищалку, которая через каждые полчаса подает звуковой сигнал.

4. Используем, например, прием "посредник": промыть водой с песком; продуть пылесосом; прогнать внутри трубы кошку; прокалить на костре, а потом проколотить и прочистить; прочистить вращающимся гибким тросиком.

5. Подсказка: назовите, какие природные явления вы знаете. Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния... Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами... Например: дождь из конфет и игрушек... Быстрое перемещение материков

Вариант 5 «Жили-были»

Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.


Смысл игры объяснять долго - просто приведу примеры.


Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.

Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".

"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"

"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".

"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"

"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...).

Вариант 6 «Загадки» примеры

Мир Земли, такой огромный,

Уместился в шарик скромный. (Глобус).


Бежит по канатику тонкому.

Войдет в пузырек –

Засветит огонек. (Электрический ток).

Два братца спереди бегут,

Два братца сзади догоняют. (Колеса повозки).


Червяк земляной.

По туннелю ползет, тебя и меня

Под землею везет.

(Метропоезд).

Крыльев нет,

Но эта птица,

Полетит

И - прилунится.

(Ракета).


Что не пролезет в самую большую кастрюлю в мире? В величайшую из всех кастрюль в мире Целый дом со всей мебелью поместится, Телевизоры, столы, серванты, стулья, Все балконы, этажи, входная лестница.

Но сказать хочу я вот что по секрету: влезет пусть в нее хоть телевышка - не пролезет лишь одно в кастрюлю эту: только ее собственная…(Крышка).

Большая голова

И стройный стан

У той, Что любит головой

Нырять в стакан.

(Чайная ложка).


Он с жадностью пьет –

А не чувствует жажды.

Он бел – а купается только однажды:

Он смело ныряет в кипящую воду,

Себе на беду, Но на радость народу…

И добрые люди

(Вот это загадка!)

Не скажут:

- Как жалко…

А скажут:

- Как сладко!

(Сахар).


Мыло бывает

Разным-преразным: Синим, Зеленым, Оранжевым, Красным…

Но не пойму, Отчего же

Всегда

Черной-пречерной

Бывает

Вода?


Бежит по канатику тонкому.

Войдет в пузырек –

Засветит огонек. (Электрический ток).


Его пинают, а он не плачет, Его бросают, - назад скачет. (Мяч).

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома.

Если дождь, у нас работа - Топать-шлепать по болотам. (Резиновые сапоги).

Конь стальной,

Овса не просит.

А пашет и косит. (Трактор).

Не человек, А разговаривает. (Радио)

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех

Болезней? (Доктор)

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Повар)

На что ни взглянет этот глаз

Все картинке передаст.

(Фотоаппарат)

А кто мной копал,

Тот и устал.

(Лопата)

Всех на свете обшивает,

Что сошьет - не надевает. (Иголка)

В полотняной стране

По реке простыне

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела, дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

(Пила)

Сам деревянный,

А голова железная. (Молоток)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ... (Айболит).

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Она красива и мила, А имя ей от слова "зола». (Золушка)

Сидит красная девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ... (капуста).

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко: Под кустом ... (картошка).

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?

(Репка)

Маленький,

Горький,

Луку брат. (Чеснок)

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков ... (горох).

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар?

(Арбуз)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова,

Спрячу-ка в карманчик

Бывший ... (одуванчик).

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят. (Месяцы)

Одна нога и шапка,

А головы нет.

(Гриб)

Он в мундире ярком.

Шпоры для красы.

Днем он - забияка,

Пo утру - часы.

(Петух)

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(Еж)

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

(Белка)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Кролик)

Кто на себе свой дом носит?

(Черепаха)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины

И плотину.

(Бобры)

Пятак есть,

А ничего не купит.

(Свинья)

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

(Муравьи)



№8

"Кубики Сома"

Материал состоит из 27 обычных кубиков, - склеенных между собой так, что получается 7 не повторяющихся элементов

Осваивается эта игра поэтапно.

1 уровень - рассматривание элементов игры и нахождение сходства их с предметами и формами. Например, элемент 1 - буква Т, 2 - буква Г, элемент 3 - уголок, 4 - зигзаг молнии, 5 - вышка со ступеньками, 6 и 7 - крылечко. Чем больше будет найдено ассоциаций, тем лучшее и эффективнее.

2 уровень - освоение способов присоединения одной части к другой. Составление фигур из двух элементов, затем трёх.

3 уровень - складывание объемных фигур по образцам с указанием составных элементов. Целесообразно проводить работу в следующей последовательности: предложить детям сначала рассмотреть образец, затем разделить его на составляющие элементы и сложить обратно. После усвоения просить делать это мысленно.

4 уровень - складывание объемных фигур по нарисованному образцу. Можно усложнить – вы показываете ребенку физический образец, он тщательно его рассматривает, анализирует. Затем образец убирают, а ребенок должен составить из деталей ту фигуру, какую он видел (начать с 2 частей постепенно увеличивая количество деталей). Результат работы сравнивается с образцом и при необходимости корректируется.


4. память.

№9

"Ящик".

Ящик составляется из коробков (лучше для газовых спичек), которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у детей прячут предмет (для усложнения 2-3-4-5 предметов), после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет. Спрашивают у всех, а затем открывают.

1 уровень 8 коробочек

2 уровень 10 коробочек

3 уровень 12 коробочек

№10

" Осознание словесного материала"

Инструкция: "Сейчас я буду читать слова, услышав каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п.

Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".

Пример:

В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе "только в уме".


5. произвольность поведения

№11

"Скопируй образец"

Попросите детей как можно точнее скопировать образец.

Пример:


7. моторика

№12

"Пальчиковые игры"

1 вариант. Бирюльки со спичками. 15 спичек. На одной спичке нарисовать 5 поперечных полос; на 2 спичках – по 4; на 3 – по 3 полосы; на 4 по - 2 полосы и на 5 по 1 полосе. Ведущий собирает все спички в кулак и, приподняв его сантиметров на 10 см над столом, раскрывает его так, чтобы спички упали. Дети разбиваются на пары и по очереди, осторожно берут из кучки по одной спичке так, чтобы остальные при этом не двигались с места, в противном случае очередь пропадает и берёт спичку следующий игрок. Каждая полоска на спичке даёт одно очко. Спички можно брать только двумя пальцами, которые называет ведущий. (Мизинцем и безымянным, мизинцем и средним, и т.д.)

2 вариант. Игры со спичками. Перед каждым в беспорядке лежат 15 спичек. Нужно с наибольшей быстротой перенести эти спички одну за другой на расстоянии 30 сантиметров и сложить так, чтобы головки были обращены в одну сторону. При переноске спички не должны скользить по столу.

  1. Пользуясь пальцами обеих рук.

  2. Пользуясь пальцами левой руки.

  3. Пользуясь только большим пальцем и мизинцем.

  4. Пользуясь только средним и безымянным.

  5. Пользуясь только безымянным и мизинцем.

  6. Двумя мизинцами обеих рук выложить прямую линию из 10 спичек.

  7. Безымянным и мизинцем выложить 4 треугольника

  8. Средним и мизинцем построить 3 четырёхугольника

  9. Указательным и безымянным построить «колодец» из 15 спичек.

3 вариант. Пальчиковые игры

1. «Страна пальчиковых игр. Развивающие игры и оригами для детей и взрослых» / Рузина Мария Станиславовна, Афонькин Сергей Юрьевич / 1997г. стр.15-100.

2. «От трех до семи» / Фесюкова Лариса Борисовна стр. 238-246/ 1996г.

3. Любые другие какие вам нравятся.

№13

"Разминка"

Общеукрепляющие физические упражнения.


8. развитие навыков общения

№14

"Парные упражнения"

1вариант Ладошки.

Два игрока встают напротив друг друга. Один протягивает руки ладонями вверх, второй кладет кисти на ладони первому. Второй должен успеть убрать руки, пока первый не ударил по ним. Затем они меняются ролями.

Цель игры: снизить эмоциональную напряженность, которая может возникать при прикосновениях и телесных контактах с другими людьми.

2 вариант Гляделки

Два человека садятся напротив друг друга и смотрят друг другу в глаза. Кто кого переглядит, не гримасничая и не смеясь, тот и победил.

Эта игра помогает преодолевать возникающие при общении и восприятии другого человека личностные барьеры, так как считается, что умение смотреть человеку в глаза – самый трудный момент в общении.

3 вариант Совместный рисунок. Дети разбиваются на пары и должны, без помощи слов (только знаками), нарисовать общую картину на заданную тему.

Игра учит детей понимать жестовую речь и мимику других людей.

№15

"Лови-лови!"

Описание игры и приемы ее проведения.

К палке длиной 0,5 и 0,75 м на крепком шнуре прикрепляется легкий удобный для хватания предмет — мягкий поролоновый мячик, нарядная кисточка, лоскуток, мешочек и т. д. Перед началом игры взрослый показывает эту палочку. Опуская и поднимая ее, он предлагает отдельным детям поймать предмет на шнурке (например, матерчатый мячик). Привлекая, таким образом, внимание детей, заинтересовав их самой задачей — ловить мячик, взрослый собирает вокруг себя всех ребят и предлагает им встать в кружок. Сам же становится в центре.

«Лови-лови!» — говорит ведущий и приближает подвешенный к палке мячик то к одному, то к другому ребенку. Когда малыш пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ребенок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, взрослый старается вовлечь в эту забаву всех детей. Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили несколько ребят. Поиграв немного, таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки. Тот, кто достигнет цели, становится позади ведущего, обхватив его руками. Постепенно образуется целая цепочка детей, успешно справившихся с заданием. Делая несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу «Беги на место!» рассыпается. Ребята садятся на свои места, потом снова выстраиваются друг за другом, и можно начинать игру сначала.

Советы ведущему.

Игра в кругу (первый вариант) проходит живее и веселее, чем цепочкой (второй вариант). Но она очень возбуждает детей и может вызвать излишний шум. Поэтому следует чередовать оба варианта игры.

Подвижные и активные дети обычно подавляют вялых и робких. Чтобы этого не произошло, поиграйте со слабыми детьми отдельно, так как эта игра очень полезна для пассивных, неуверенных в себе малышей.

Никогда не делайте во время игры резких замечаний, даже если дети очень расшалились. Не нужно портить им настроение, так как в этом случае игровая мотивация ребят может пропасть. Рекомендуемый прием чередования двух вариантов игры способствует снятию излишнего возбуждения.


№16

"Ловишки"

Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись к стене лицом. Остальные дети у противоположной стены. Под музыку дети подбегают к ловишке, хлопают в ладоши и говорят: “Раз – два – три, Скорее нас лови!” Затем бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят. Игра повторяется. Ловишкой становится тот, кого поймали. Если ребёнку трудно кого-то поймать пусть поймает вас.