"Загадки и вопросы" Вариант 1 Слова-близнецы Какое слово обозначает то же самое, что и слова 1) родник и то, чем открывают дверь; 2) прическу у девочки и инструмент для срезания травы; 3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют. Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по значению". Дополнительные задания к упражнению: 4) овощ, от которого плачут, и оружие для стрельбы стрелами (жгучий овощ и стрелковое оружие); 5) часть ружья и часть дерева; 6) то, на чем рисуют, и зелень на ветках; 7) подъемный механизм для стройки и механизм, который нужно открыть, чтобы полилась вода. Вариант 2 «Что больше?» Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче. - Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему? - Кот или кит? Какое больше? Почему? - Удав или червячок? Какое длиннее? Почему? - Хвост или хвостик? Какое короче? Почему? Учитель Педагог может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше. Вариант 3 «Значение пословиц» "Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например: 1Семь раз отмерь, а один раз отрежь а) Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал Правильный выбор здесь - "Прежде чем сделать, надо хорошо подумать", а ножницы или продавец - лишь частности и не отражают основного смысла". Примерные задания: 1. Лучше меньше, да лучше. а) Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих. б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных. в) Важно не количество, а качество. 2. Поспешишь - людей насмешишь. а) Клоун смешит людей. б) Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать. в) Торопливость может привести к нелепым результатам. 3. Куй железо, пока горячо. а) Кузнец кует горячее железо. б) Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать. в) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится. 4. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. а) Не стоит причину неудач сваливать на обстоятельства, если дело в тебе самом. б) Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла. в) Зеркало висит криво. 5. Не красна изба углами, а красна пирогами. а) Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб. 6) О деле судят по результатам. в) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных. 6. Сделал дело - гуляй смело. а) Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть. б) Мальчик вышел на прогулку. 7. Умелые руки не знают скуки. а) Петр Иванович никогда не скучает. б) Мастер своего дела любит и умеет трудиться. 8. Не в свои сани не садись. а) Если не знаешь дела, не берись за него. б) Зимой ездят на санях, а летом на телеге. в) Езди только на своих санях. 9. Не все золото, что блестит. а) Медный браслет блестел, как золотой. б) Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством. в) Не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо. Вариант 4 «Мозговой штурм» "классические" вопросы для мозгового штурма, а в конце раздела - задачи и их решения. - Как доставить тяжелую пирогу Робинзона к морю? - Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме? - Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? - Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков? - Как обогревать людей на улицах в лютый мороз? - Как не ссориться с мамой? - Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход? - Что бы вы предложили сделать безудержно веселое? - Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу? - Чем можно рисовать на асфальте? - Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, ложечки нет. Что делать? - Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слонов достигает 4,5 м, а вес 5 т, длина китов достигает 30 м, а вес более 100 т.) - Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног? - Придумайте дом будущего. (Сформулируйте функции дома, улучшите их, измените на обратные, сформулируйте потребности человека, пусть дом их удовлетворяет...) - Что будет, если уничтожить всех волков? - Что будет в озерах, если уничтожить всех щук? - Придумайте насекомое с необычными свойствами. - Как сделать разноцветную льдинку? - Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать? - Как курочке спасти своих цыплят от коршуна? - Как можно поприветствовать человека? - Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот...): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой... Какие способы не подойдут? - Аборигены Австралии ловят черепах, когда те выползают на берег. Их просто переворачивают на спину, и они становятся совершенно беспомощными. Как им помочь? - Число людей на Земле стремительно увеличивается. Придет время, когда не будет хватать еды, воды, топлива, места. Что делать? - Вождю племени надо определить, кого больше: мужчин или женщин? Считать он умеет только до 10, а в племени более 100 человек. - Как проникнуть в комнату, не открывая дверей? - Как достать сосульку с крыши? - Как украсить класс к Новому году? - Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным? - Куда в комнате можно спрятать куклу? - Куда я спрятал конфету? - Как обеспечить 100 %-ную посещаемость школы? - Какие качества птиц ты хотел бы иметь? - Как найти самого умного человека в королевстве? - Чем полезен, а чем вреден комар? Задачи: 1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть? 2. Как можно определить время, если нет часов? 3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась? 4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть? 5. Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать? Ответы: 1. Понятно, что надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы. Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю; закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы. 2. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению "тарелки" подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку) ... 3. Не выносить куклу из дома; привязать к платью; играть всегда в одном месте; класть всегда в одно и то же место; никому не давать играть; вделать в куклу автоматическую пищалку, которая через каждые полчаса подает звуковой сигнал. 4. Используем, например, прием "посредник": промыть водой с песком; продуть пылесосом; прогнать внутри трубы кошку; прокалить на костре, а потом проколотить и прочистить; прочистить вращающимся гибким тросиком. 5. Подсказка: назовите, какие природные явления вы знаете. Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния... Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами... Например: дождь из конфет и игрушек... Быстрое перемещение материков Вариант 5 «Жили-были» Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди. Смысл игры объяснять долго - просто приведу примеры. Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами. Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком". "Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился" "Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару". "Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос" "Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...). Вариант 6 «Загадки» примеры Мир Земли, такой огромный, Уместился в шарик скромный. (Глобус). | Бежит по канатику тонкому. Войдет в пузырек – Засветит огонек. (Электрический ток). | Два братца спереди бегут, Два братца сзади догоняют. (Колеса повозки). | Червяк земляной. По туннелю ползет, тебя и меня Под землею везет. (Метропоезд). | Крыльев нет, Но эта птица, Полетит И - прилунится. (Ракета). | Что не пролезет в самую большую кастрюлю в мире? В величайшую из всех кастрюль в мире Целый дом со всей мебелью поместится, Телевизоры, столы, серванты, стулья, Все балконы, этажи, входная лестница. Но сказать хочу я вот что по секрету: влезет пусть в нее хоть телевышка - не пролезет лишь одно в кастрюлю эту: только ее собственная…(Крышка). | Большая голова И стройный стан У той, Что любит головой Нырять в стакан. (Чайная ложка). | Он с жадностью пьет – А не чувствует жажды. Он бел – а купается только однажды: Он смело ныряет в кипящую воду, Себе на беду, Но на радость народу… И добрые люди (Вот это загадка!) Не скажут: - Как жалко… А скажут: - Как сладко! (Сахар). | | Мыло бывает Разным-преразным: Синим, Зеленым, Оранжевым, Красным… Но не пойму, Отчего же Всегда Черной-пречерной Бывает Вода? | Бежит по канатику тонкому. Войдет в пузырек – Засветит огонек. (Электрический ток). | Его пинают, а он не плачет, Его бросают, - назад скачет. (Мяч). | Отгадай загадку: кто мы? В ясный день сидим мы дома. Если дождь, у нас работа - Топать-шлепать по болотам. (Резиновые сапоги). | Конь стальной, Овса не просит. А пашет и косит. (Трактор). | Не человек, А разговаривает. (Радио) | Встаем мы очень рано, Ведь наша забота – Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель) | Кто в дни болезней Всех полезней И лечит нас от всех Болезней? (Доктор) | Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? (Повар) | На что ни взглянет этот глаз Все картинке передаст. (Фотоаппарат) | А кто мной копал, Тот и устал. (Лопата) | Всех на свете обшивает, Что сошьет - не надевает. (Иголка) | В полотняной стране По реке простыне Плывет пароход, То назад, то вперед, А за ним такая гладь, Ни морщинки не видать. (Утюг) | Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела, дуб, дуб, Поломала зуб, зуб. (Пила) | Сам деревянный, А голова железная. (Молоток) | Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор ... (Айболит). | Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше. (Карлсон) | Возле леса, на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя) | Она красива и мила, А имя ей от слова "зола». (Золушка) | Сидит красная девица в темнице, А коса на улице. (Морковь) | Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я ... (капуста). | И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом ... (картошка). | Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (Репка) | Маленький, Горький, Луку брат. (Чеснок) | На жарком солнышке подсох И рвется из стручков ... (горох). | Он большой, как мяч футбольный, Если спелый - все довольны. Так приятен он на вкус! Что это за шар? (Арбуз) | Круглое, румяное, Я расту на ветке; Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко) | Золотой и молодой За неделю стал седой, А денечка через два Облысела голова, Спрячу-ка в карманчик Бывший ... (одуванчик). | Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (Месяцы) | Одна нога и шапка, А головы нет. (Гриб) | Он в мундире ярком. Шпоры для красы. Днем он - забияка, Пo утру - часы. (Петух) | Лежала между елками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. (Еж) | С ветки на ветку, Быстрый, как мяч, Скачет по лесу Рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. (Белка) | Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь) | Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку. (Кролик) | Кто на себе свой дом носит? (Черепаха) | Водяные мастера Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины И плотину. (Бобры) | Пятак есть, А ничего не купит. (Свинья) | На поляне возле елок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нем миллион. (Муравьи) | |