СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры по областям (Здоровье, коммуникация, познание, творчество, социум)

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                Введение.

 Важнейшим средством  воспитания и развития для детей является игра. Во время игры у ребенка формируются все стороны его личности во взаимодействии и единстве. В различных играх это отражается по-разному. Самое главное в игровом воспитании – заинтересовать ребенка, увлечь в игру. Дошкольник практически все усваивает через восприятие, поэтому следует позаботиться о положительных эмоциях ребенка во время  игры.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Просмотр содержимого документа
«Игры по областям (Здоровье, коммуникация, познание, творчество, социум)»

Введение.

Важнейшим средством  воспитания и развития для детей является игра. Во время игры у ребенка формируются все стороны его личности во взаимодействии и единстве. В различных играх это отражается по-разному. Самое главное в игровом воспитании – заинтересовать ребенка, увлечь в игру. Дошкольник практически все усваивает через восприятие, поэтому следует позаботиться о положительных эмоциях ребенка во время  игры. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игра имеет огромное образовательное значение. Если объединить обучение с игрой ребенку будет проще освоить и запомнить  изучаемый материал. Игры с самого раннего возраста способствуют развитию умственных способностей, воображения, памяти, внимания. Дети, особенно дошкольники, всегда очень наблюдательны. В повседневной жизни они копируют модель поведения близких, их настроение и привычки. Именно с помощью ролевых  игр ребенок воспринимает жизнь взрослого.

Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит де­тей играть, создавать, по словам А. С. Макаренко, «хорошую иг­ру». Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правиль­ность отражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; под­чинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; целена­правленное использование игрушек и игровых материалов; доброжелательность отношений и радостный настрой детей. Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной фор­мой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.

Чтобы использовать положительное влияние игры и не допус­тить возникновения нежелательных игр, нужно учить детей раз­личать, что хорошо и что плохо, воспитывать активное стремле­ние к хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью воспита­тель через игру и в игре раскрывает детям смысл тех или иных положительных фактов, дает их оценку, вызывает у ребят желание подражать им и тем самым формирует их отношение к тому, что отображается в игре.

Каждая игра – это общение ребенка с взрослыми, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится, и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка.

Используя четкую, постепенно развивающуюся систему игр, педагог повышает эффективность физического развития до­школьников. Он создает у них радостное, бодрое настроение в игре, а положительное эмоциональное состояние — это залог полноценного физического и нервно-психического развития ре­бенка и вместе с тем условие воспитания жизнерадостного, доб­рожелательного характера.

Игра широко используется и как средство эстетического вос­питания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ. Огромное значение в игре имеет воображение — со­здание образов на основе ранее полученных впечатлений. В со­держание многих игр, включаются знакомые песни, танцы, стихи, загадки. Все это позволяет воспитателю углублять эстетические переживания детей. Нередко в играх они украшают свои по­стройки, используют элементы ряжения, что содействует воспи­танию художественного вкуса.

Таким образом, игра является средством всестороннего вос­питания и развития детей.


Образовательная область «Познание».

«Девочка заболела». Цель: совершенствовать знания детей о труде врача; воспитывать чуткость, желание помогать больному. Материал: кукла, кровать, телефон, кукла-врач. Ход игры Воспитатель предлагает детям прислушаться, ведь кто-то плачет. Воспитатель. Возможно, кто-то из вас? Нет, это кукла Настенька плачет. Как вы думаете почему? (Воспитатель касается рукой лица куклы.) Настенька заболела. Что нужно делать? Так, отнести нашу куклу в кроватку. Как помочь кукле? Кого необходимо вызвать? (Воспитатель вызывает по игрушечному телефону врача.) «Появляется кукла-доктор», которая «слушает больную куклу», «смотрит горло», «назначает постельный режим и лечебный чай». Воспитатель. Дети, какое настроение у куклы? Какое настроение будет, когда она выздоровеет? (Дети мимикой показывают настроение.)

«Лишний предмет». Цель: учить детей определять лишний предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление. Материал: красные треугольники и квадраты разного размера; синие круги разного размера. Ход игры Воспитатель выставляет геометрические фигуры на наборное полотно, а дети их называют. Затем воспитатель предлагает детям назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

«Чудесный мешочек». Цель: выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать. Вначале в мешочек можно положить плоскостные фигуры, затем объемные, а потом плоскостные и объемные можно смешать.
Геометрические фигуры плоскостные, которые кладутся в «чудесный мешочек», дети должны хорошо знать. Только в этом случае дидактическая игра пройдет интересно и заставит детей преодолевать трудности при выполнении правил игры и игрового действия, т. е. отыскивания фигуры на ощупь.

«Спрячь шарик в ладошки». Цель: закрепить знание «большой», «маленький». Материал: разноцветные шары большие и маленькие. На стол кладут много шариков различной величины. Воспитательница предлагает полюбоваться разноцветными шариками, а затем просит ребенка взять красный шарик и спрятать его в ладошках. «Хорошо Володя спрятал шарик, совсем не видно. А теперь ты, Наташа, спрячь зеленый шарик» (подает большой шар). Ребенок раскрывает ладошки, пытается пальцами охватить весь шар. Воспитательница просит других детей проверить, спрятался ли шар. По очереди все пытаются спрятать шар. «Зеленый — большой шар,— говорит воспитатель,— и его трудно спрятать, а красный — маленький, его легко спрятать». Дети сравнивают шарики.
Игру можно усложнить. Один ребенок закрывает глаза и протягивает руки, соединенные вместе, к воспитателю. Она кладет шар в ладони и просит ребенка сказать, большой он или маленький, или ребенок протягивает руки за спину и отгадывает, какой шар положен в ладони.
Повторяя игру, воспитательница фиксирует внимание детей на величине и учит ощупывающими движениями рук определить размер шара и закрепить словами «Шар большой», «Шар маленький». Можно эту игру дать на закрепление знаний «Этот шар больше, этот меньше». Для проведения этой же игры могут быть подобраны и другие игрушки и предметы, но обязательно контрастные.

«Правильно считай по звуку». Цель: умение соотносить количество звуков и предметов Сколько раз воспитательница ударит в бубен — столько ребенок должен принести кукол. В этой игре развивается и слуховое восприятие детей.

«Что изменилось». Цель: закрепить слева, справа. Воспитатель вместе с детьми ставит на стол знакомые игрушки. Один ребенок выходит за дверь, а в это время воспитатель вместе с детьми делает перестановку одной игрушки. Вошедший должен вспомнить, где стояла игрушка, а сейчас ее поставили слева или справа от игрушки, стоящей рядом. Вначале игры можно взять за основу большую куклу или мишку и давать пространственное определение игрушки по отношению к этой большой кукле.

Раздел «Времена года»

«Что нам осень принесла». Цель: закреплять с детьми признаки осени и ее дары; развивать память, мышление, речь. Материал: разноцветные листочки, овощи, фрукты, картина «Осень». Ход игры Воспитатель выставляет перед детьми картину «Осень», просит назвать время года, вспомнить, какие дары принесла осень людям. Для подсказки на столе разложены овощи, фрукты, разноцветные листочки.

«Что похоже на солнышко?» Цель: закреплять знания детей о солнце, его форме, цвете, развивать зрительную память, логическое мышление. Материал: солнышко, предметные картинки. Ход игры. На коврике лежат предметные картинки. Воспитатель предлагает детям взять только одну картинку, которая похожа на солнце (например: яблоко, мяч, вишня, апельсин). Дети по очереди показывают свои карточки и объясняют, почему они взяли именно эту картинку. (Например: «У меня мяч, потому, что он круглый, как солнышко».)

«День-ночь». Цель: закреплять знания детей о времени суток, действия людей ночью, днем; развивать внимательность. Ход игры Воспитатель называет действия людей днем ​​или ночью. Дети, если это «день», прыгают, кружатся, танцуют, ходят, а если «ночь» - приседают, закрывают глаза, кладут ручки под щечку.

«Что изменилось?» Цель: учить детей замечать в пейзажах изменения; развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость. Материал: весенний пейзаж, птичка, солнышко, цветок, животное. Ход игры Воспитатель предлагает детям рассмотреть весенний пейзаж. Затем дети закрывают глаза, воспитатель в это время что-то меняет что-то в весеннем пейзаже (добавляет птичку, убирает солнышко, добавляет цветок и т.д.).

Раздел «Природа. Животные. Птицы. Цветы».

«Сварите вкусный борщ». Цель: учить детей называть старинную посуду (горшок, миска, ложка, кувшин) учить выбирать нужные овощи для борща; развивать логическое мышление, внимательность. Материал: посуда (горшок, ложка, миска, кувшин) муляжи овощей и фруктов. Ход игры Воспитатель предлагает детям «сварить» блюдо - борщ. Дети называют посуду, в которой они будут «варить» борщ, и выбирают ее среди поставленной перед ними. Вызванные дети выбирают среди положенных перед ними овощей и фруктов нужные овощи для борща и складывают их в горшок. Дети по очереди выбирают овощи, а остальные дети знаками показывают: да или нет.

«Что где растет». Цель: расширять и уточнять представления детей об овощах и фруктах, развивать память, речь, внимательность. Материал: вырезанные овощи и фрукты, макет дерева, макет огорода. Ход игры Воспитатель предлагает детям по очереди подойти к столу и взять один овощ или фрукт, назвать его, определить, где он растет и соответственно положить на макет огорода или повесить на макет дерева. Например: ребенок берет яблоко и говорит: «Это яблоко, оно растет в саду на дереве», потом подходит к макету дерева и вешает вырезанный фрукт на него.

«Волшебный мешочек». Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание. Материал: «волшебный мешочек», овощи. Ход игры Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.

«Где живут витамины». Цель: учить детей отбирать только те картинки, на которых нарисованы полезная для здоровья пища; развивать внимательность, память, мышление. Материал: игрушечный медвежонок; предметные картинки с изображением овощей, фруктов, цитрусовых, мороженого, конфет, печенья, торта и тому подобное. Ход игры Воспитатель предлагает детям «полечить» мишку не таблетками, а витаминами. Для этого нужно выбрать только те картинки с изображением продуктов, в которых «живут» витамины. Дети поочередно или группами подходят и выбирают картинки, называют предмет, а остальные дети знаками показывают согласны ли они с тем, что там «живут» витамины или нет. Если задание выполнено правильно, то ребенок кладет картинку у медвежонка.

«Животные  и их малыши». Цель: учить детей находить малышей домашних животных и называть их; развивать память, речь, внимание. Материал: серия картинок «Домашние животные с малышами». Ход игры Воспитатель предлагает детям помочь домашним животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами. Один ребенок берет животное, второй ищет. Дети должны назвать животное и его детеныша.

«Кто где стоит». Цель: учить детей ориентироваться в пространстве; понимать понятие - «влево», «вправо», «у», «перед», «за», «наверху»; развивать мышление, память. Материал: картинки с изображением домашних животных, дом. Ход игры Воспитатель показывает картинки с изображением животных и их детенышей и предлагает детям назвать их (собака и щенок, кошка и котенок, корова и теленок т.п.). Картинки выставляются на подставку, в том же порядке, в котором показываются. После этого, показывая, например, на кошку, воспитатель спрашивает: «Кто стоит рядом с ней?» Дети отвечают. Игра продолжается, пока дети не назовут всех животных и их детенышей.

«Дикие и домашние животные». Цель: учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе. Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; дом. Ход игры Воспитатель предлагает детям взять игрушку, назвать ее и «поселить» ее там, где она живет. Если это дикое животное, то ребенок ставит игрушку возле елок, а если домашняя - возле дома.

«Кто где живет». Цель: учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе. Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; бабушка; дом. Ход игры Дети сидят на стульчиках группами по 4-5 человек. Каждая группа изображает определенных животных или птиц. Воспитатель договаривается с каждой группой детей, голоса кого, животных или птиц они воспроизведут. Затем обходит «домик», стучит и спрашивает: «Кто в этой избушке живет?» Дети отвечают: «Ко-ко-ко!" Воспитатель отгадывает: «Здесь живут куры». Стучит в другой домик. Игра проводится несколько раз, затем она осложняется тем, что угадывает не воспитатель, а сами дети.

«Освободите птичку из клетки». Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе. Материал: нарисована клетка; картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица). Ход игры Воспитатель предлагает детям «освободить птиц из клетки». Для этого необходимо найти птицу и правильно ее назвать. Ребенок называет птицу. Если ребенок неправильно назвал птичку, то она «остается в клетке».

«Какого цветка не стало». Цель: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях. Материал: цветы «уголка природы». Ход игры Воспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы», дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение. Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало, назвать его.

«Магазин цветов». Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов, растущих в «уголке природы»; учить описывать растения двумя-тремя предложениями развивать связную речь, память. Материал: растения «уголка природы». Ход игры Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок. Например: «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета».

«Кто в лесу живет». Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным. Материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные». Ход игры Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.

«Узнайте животное». Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание. Ход игры Вариант 1 Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают. Вариант 2 Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное. Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.

«Назвать дерево». Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе. Материал: деревья на уличной площадке. Ход игры Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева. Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе. Игра продолжается, пока дети не устанут.



«С какого дерева листочек». Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память, внимание. Материал: засушенные листочки с деревьев, колокольчик. Ход игры На коврике по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает - дети останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у которого они остановились.

«Сбор грибов» Цель: закрепить знания «один» и «много».
Ведущий заранее ставит в разных углах комнаты на подставках елки, а под елками — грибы. Затем идет с детьми собирать грибы. У всех детей корзиночки. Собрав грибы, дети складывают их в корзиночку. А ведущий в это время, создав эмоциональную обстановку, говорит: «Пошли, дети, в лес. Лида нашла самый большой гриб с красной шапочкой — подосиновик. Витя нашел гриб подберезовик с коричневой шапочкой. Зина нашла маленький подосиновик»... Набрав грибов, дети собираются вместе, достают их из корзиночек, смотрят, кто сколько собрал, и устанавливают, сколько грибов всего — «много». Затем воспитатель предлагает детям взять свои грибы, «много» исчезает. Интерес к игре вызывает игровое действие — отыскивать грибы. Это дает возможность несколько раз повторять игру и подводить детей к пониманию того, что множество состоит из отдельных элементов.

«Кто лишний». Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность. Материал: картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно. Ход игры Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она - домашнее животное».

«Какой птицы не стало». Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность. Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно. Ход игры Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.

«Название птицы». Цель: продолжать учить детей узнавать и называть перелетных птиц; развивать память, внимание; воспитывать любовь к птицам. Материал: карточки с изображением птиц (ласточка, скворец, журавль). Ход игры Перед детьми на наборном полотне - птицы. Воспитатель предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, тот получает фишку.

«Использование прищепок одного цвета»

Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Средства: прищепки разного цвета, поднос, заготовка ёжика.
Вариант игры: воспитатель предлагает ребёнку сделать ёжику колючки. Учит нажимать пальчиками на прищепку, чтобы она открывалась.
Когда ребёнок закончит выполнять задание, надо спросить его, прищепки какого цвета он использовал.
А затем предложить снять прищепки, проследив, чтобы ребёнок снова делал нажим на прищепку и открывал её.

«Чередование прищепок по цвету».

Цель: учить чередовать прищепки двух цветов; развивать мелкую моторику рук. Средства: прищепки жёлтого и оранжевого цвета, поднос, заготовка солнышка.
Вариант игры: сначала воспитатель предлагает детям рассмотреть солнышко, у которого уже есть лучики с чередующимися прищепками двух цветов, предлагает найти закономерность и продолжить составлять лучики в определённом порядке, это позволяет не только развивать мелкую моторику рук, а также восприятие, внимание, память и мышление.
Затем задание усложняется. Дети следуют уже словесной инструкции воспитателя.
Можно предложить детям найти и исправить ошибку, которую допустил какой-нибудь персонаж, например, Незнайка.

«Соотнесение количества прищепок с цифрой».

Цель: учить соотносить цифру с количеством предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику рук.
Средства: прищепки разного цвета, поднос, заготовки лошадки, зайчика, птички, морковки и репки, пластмассовые цифры 1, 2, 3, 4, 5. Вариант игр: воспитатель предлагает детям доделать недостающие детали животным и овощам с помощью прищепок.
- Ребята, прищепок надо взять столько, чтобы их количество соответствовало предложенной цифре
/можно изменить задание: когда дети доделают фигурки животных и овощи, спросить у них, сколько прищепок понадобилось, например, чтобы сделать уши, хвост или ноги, затем предложить подобрать цифру, соответствующую количеству приделанных прищепок/

«Собери животное из фигур» Цель: упражнять детей в составлении фигур различных животных (человека) из заготовленных шаблонов круглых и овальных форм. Материалы: шаблоны частей разных животных. Ход игры. Собрать из предложенных частей животное, назвать, какое получилось животное, назвать из каких фигур оно состоит, что изображают эти фигуры (голова, туловище, лапы, хвост, уши).

«Симметричные предметы (кувшины, вазы, горшки)» Цель: закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара. Материалы: шаблоны кувшинов и ваз, разрезанные по оси симметрии. Ход игры. У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия.

Раздел по конструированию

«Лесенка для белочки»

Цель: Учить строить по образцу, использовать игрушки для дополнения, обыгрывать постройки. Ход игры: Воспитатель приносит в группу белочку и показывает детям, как высоко она прыгает. Спрашивает у белочки, где ей ещё хочется поскакать. Белочка говорит о своём желании на ухо воспитателю. Воспитатель строит лесенку, а дети отгадывают, что это такое. Воспитатель сообщает, что белочка просила построить лесенку: ей хочется по ней поскакать, ведь в лесу лесенок нет. Показывает, как белочка скачет по ступенькам. Затем просит детей построить ещё одну лесенку для белочки (по образцу, с помощью воспитателя)

«Построим дом для мишки и зайчика» Цель: Учить создавать постройки из различных строительных материалов; добавлять к постройке соразмерные игрушки. Ход игры: Воспитатель приносит в группу большого мишку и маленького зайчика и предлагает построить для них домики. Дети вместе с воспитателем рассматривают и анализируют строительный материал: кирпичики, призмы. Затем воспитатель строит домик, объясняя способ конструирования. Показывает детям, что домик мишки такой же большой, как и сам мишка. Домик зайчика должен быть таким же маленьким, как он сам.

«Построим сарай для цыплят» Цель: Учить возводить постройку по образцу, используя дополнительные материалы по своему замыслу. Ход игры: Воспитатель  приносит в группу желтеньких цыплят ( настольные игрушки). Комочки желтые не спят, Комочки желтые пищат. Они родились лишь вчера, А нынче бегают с утра. Цыплятам холодно, надо бы их пустить в сарай, но сарая нет. Воспитатель побуждает детей построить цыплятам сарай, но сначала дети рассматривают постройку – образец (сарай), которую сделал воспитатель. Потом они выбирают материал (из кубиков, пластилин, цилиндров), называют его и объясняют, для чего он нужен (на стены, на крышу). Затем возводят постройку. Сарай построен. Цыплята довольны и просят поиграть: взлетают на крышу, прячутся за сарай. Дети ищут цыплят и называют, где они сидят.

«И будет горка во дворе» Цель: Учить детей самостоятельно подбирать и вырезать детали нужного размера; закреплять умение оценивать качества работы. Игровые правила. Возвести постройки для зверей, подходящие по цвету к их шубам, Удобные для игры.

«Приглашение» Цель: Упражнять детей в работе с бумагой; закреплять представления о геометрических фигурах. Игровые правила. Для каждого героя подобрать и украсить приглашение в соответствии с формой окошечка.


Образовательная область «Коммуникация»

Раздел «Люди»

«Профессии». Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание. Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы. Ход игры Воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию. Воспитатель. Кем именно они мечтают стать - отгадайте! Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.

«Все профессии важны». Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление. Материал: картинки с профессиями взрослых. Ход игры Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности. В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.

«Кому что нужно для работы». Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление. Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Ход игры На стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.

Раздел «Времена года»

«Зимние развлечения». Цель: закреплять знания детей о зимних развлечениях; развивать речь, внимание; воспитывать любовь к разным временам года. Материал: сюжетные картинки на тему «Зимние развлечения». Ход игры Дети рассматривают сюжетные картинки и рассказывают: в какие игры дети любят играть зимой.

«Весна». Цель: закреплять с детьми признаки весны; учить подбирать прилагательные к существительным; развивать речь, память, мышление. Материал: мяч. Ход игры Воспитатель бросает детям по очереди мяч. Воспитатель. Весна какая? Весной трава какая? Весной солнышко какое? Ребенок отвечает на вопросы и бросает мяч воспитателю.

«Времена года». Цель: учить детей называть времени года по их признаками, находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание. Материал: большие картины с временами года и маленькие карточки с временами года для всех детей. Ход игры На стульях перед детьми стоят картины с временами года. На коврике лежат карточки. Воспитатель предлагает каждому ребенку взять одну карточку и подойти к картине с соответствующим временем года. Далее необходимо назвать свое время года, объяснить, почему ребенок подошел к той или иной картине.

«Когда это бывает?» Цель: учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание. Материал: картинки с временами года, загадки о временах года. Ход игры Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времени года на картинках и выставляют их на мольберт. Снег на полях, Лед на реках Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой) Сошли снега, шумит вода, Земля уже цветами полна. Растет травка молодая, Все мертвое оживает, Когда это бывает? (Весной) Солнце печет, липа цветет, Вишня поспевает, Когда это бывает? (Летом) Голые поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

«Отгадать по описанию». Цель: учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание. Материал: картинки с временами года. Ход игры Воспитатель описывает время года, а дети его отгадывают. Воспитатель. В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика. Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.

Раздел «Природа. Животные. Птицы. Цветы».

«Отгадайте на вкус». Цель: учить детей различать по вкусу яблоко, грушу, сливы, виноград, морковь, капусту, помидор, огурец, определять - овощ это или фрукт; развивать речь; воспитывать внимание. Материал: на тарелочке лежат разрезанные на кусочки и накрытые салфеткой овощи и фрукты. Ход игры Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и попробовать овощ или фрукт. Ребенок пробует, угадывает, что это, а потом называет: это овощ или фрукт.

«Найти по описанию» Цель: совершенствовать знания ребенка об овощах и фруктах; учить находить предмет по описанию; развивать внимательность, дисциплинированность. Материал: муляжи овощей, фруктов и цитрусов. Ход игры Воспитатель предлагает детям найти тот предмет, который он опишет. Воспитатель. Круглое, желтое, с красным бочком, бывает кисло-сладким, растет на дереве, полезное. Ребенок выходит, выбирает среди муляжей яблоко, показывает его детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

«Узнайте животного по описанию». Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление. Материал: предметные картинки с домашними животными. Ход игры Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет. Воспитатель. Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости. Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

«Кто что ест». Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных. Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них. Ход игры Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным.

«Кто как кричит». Цель: развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных. Материал: набор игрушек «Домашние животные». Ход игры Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит.

«Кто пришел?» Цель: учить детей правильно называть животных и их детенышей; узнавать животных по голосу и воспроизводить их звуки; воспитывать бережное отношение к ним. Материал: веревка и звонок. Ход игры Дети сидят на стульчиках. На некотором расстоянии от них протянуты веревки, к которому подвешен колокольчик на высоте роста детей. Воспитатель подзывает к себе двух-трех детей и договаривается: кто из них кем будет. К веревке подбегает первый ребенок, подпрыгивает и трижды звонит. Дети. Кто пришел? Ребенок. Гав-гав-гав! Дети отгадывают, что пришла собака. Ребенок, изображающий собаку, садится на место. К звонку подбегает другой ребенок - игра продолжается.

«Скажи». Цель: учить детей подбирать прилагательные к существительным; развивать мышление, речь, внимание. Материал: мяч. Ход игры Воспитатель бросает детям по очереди мяч. Воспитатель. Осень какая? Солнышко какое? Трава какая? Ребенок ловит мяч, подбирает прилагательное, потом бросает мяч обратно воспитателю.

«Найди листочек». Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства. Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя. Ход игры Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три - такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.

«Отгадайте что в руке». Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе. Материал: овощи и фрукты. Ход игры Дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.

«Деревья и их плоды». Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание. Материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка). Ход игры Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.

«Назвать птицу». Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе. Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица). Ход игры Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.

«Ухаживать за цветами». Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях. Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.). Ход игры На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают.

«Кто как кричит». Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе. Материал: картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы. Ход игры Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют.



































Образовательная область «Социум»

Раздел «Люди»

«Давайте познакомимся!» Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова. Материал: кукла. Ход игры К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться. Воспитатель. Давай познакомимся, меня зовут Анна Александровна, а тебя? Очень приятно! Дети по очереди подходят к кукле и знакомятся. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы.

«Кто главный?» Цель: учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье. Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок. Ход игры Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.

«Оцени поступок». Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность. Материал: сюжетные картинки. Ход игры Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Как зовут членов семьи». Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье. Ход игры Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Мое имя». Цель: закреплять умение детей четко называть свое имя. Материал: мяч. Ход игры Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.

«Кто где живет». Цель: учить детей называть свой домашний адрес; развивать память, внимание. Ход игры Воспитатель. Мальчик Витя самостоятельно пошел гулять по улицам города и заблудился. Что делать? Он не знает своей домашнего адреса. А вы знаете свой адрес? Дети по очереди называют свой домашний адрес. Например: «Я живу в городе Краснодаре на улице Селезнева, в доме № 20, квартира № 25». Если ребенку трудно назвать свой адрес, то воспитатель ему помогает.

«Маленькие помощники». Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление. Материал: ящик, мишка. Ход игры К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой. Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом. Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Ласковое слово». Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье. Материал: мяч. Ход игры Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.

«Комплименты». Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие. Ход игры Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

«Вежливые слова». Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность. Материал: котик, сумка. Ход игры Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.

«Клубочек волшебных слов». Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность. Материал: клубочек из ниток. Ход игры Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.

«Помоги зайчику». Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность. Материал: игрушечный зайчик. Ход игры Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.

«Цветок доброты». Цель: продолжать учить детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность. Материал: игрушечная Баба-Яга, ваза, цветы. Ход игры Воспитатель предлагает детям подарить Бабе-Яге цветок, говоря добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к Бабе-Яге, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова, ставят цветок в вазу. Например: «Бабушка, стань, пожалуйста, доброй!» Или: «Бабушка, я тебя люблю!» И другие.

«Я умею уступать». Цель: учить детей уважать друг друга, уступать, делиться; воспитывать дружелюбие. Материал: игрушки, конфеты, яблоко, стульчик. Ход игры Воспитатель предлагает детям рассказать: умеют они уступить или поделиться. Для подсказки на столе лежат игрушки, конфеты, яблоко, а рядом со столом стоит стульчик. Дети рассказывают: «Я умею уступить игрушку, я умею делиться конфеткой» и т.п.

«Приветствие-прощание». Цель: закреплять знания детей о том, когда люди здороваются, прощаются; развивать память, внимательность. Материал: игрушечные мишка и зайка. Ход игры Воспитатель предлагает детям «научить» лесных зверюшек здороваться и прощаться, а также объяснить им, когда именно прощаются, а когда - здороваются. Например: когда человек приходит в гости, он говорит: «Добрый день» и т.д. Если дети затрудняются назвать, когда необходимо здороваться, прощаться, то воспитатель предлагает проиграть похожие ситуации.





Образовательная область «Здоровье».

Раздел «Люди»

«Да или нет». Цель: формировать у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет. Ход игры Воспитатель предлагает поиграть в игру. Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.

«Я - мальчик, ты – девочка». Цель: продолжать учить детей различать свой пол; развивать мышление, внимание. Ход игры Дети образуют круг и по очереди называют свой пол. Например: «Я - мальчик, потому что у меня короткие волосы, я ношу брюки, рубашку!» Или: «Я - девочка, потому что у меня есть косички, я одета в платье!» и т.д.

«Я опишу, а ты отгадай!». Цель: учить детей по описанию отгадывать пол ребенка; развивать внимательность. Ход игры Воспитатель предлагает угадать: кого он описывает - мальчика или девочку. Например: «Этот ребенок одет в великолепную розовое платье, на голове у нее завязаны хвостики!» Или: «У этого ребенка короткие волосы, одет в шорты, футболку!» и т.д.

«Почему у меня такая одежда». Цель: закреплять умение детей определять свой пол по одежде; развивать мышление, речь, внимание. Ход игры Воспитатель предлагает детям рассказать, почему у них такая одежда. Дети по очереди рассказывают: «У меня штаны и рубашка, потому что я-мальчик!» Или: «У меня юбка с украшениями и хорошая кофточка, потому что я - девочка» и т.д.

«Принеси предмет» (ориентироваться в пространстве)

Цель: научить детей придерживаться указанного воспитателем направления; изменять направление соответственно заданию; не наталкиваться друг на друга; ориентироваться в пространстве; выполнять в процессе игры несложные задания воспитателя. Материал: любой предмет или игрушка. Ход игры: Воспитатель даёт задание пойти и взять предмет(заранее приготовлен и лежит на определённом месте), а потом принести его ей.

«Прятки» (ориентироваться в пространстве) Цель: научить детей играть по правилам игры: 1. Прятаться только на участке (в группе) 2. Водящему не разрешается подсматривать 3. Водящий идёт искать только после определённых слов. Материал: предметы за которые можно спрятаться. Ход игры: Воспитатель выбирает водящего по считалочке. Водящий закрывает глаза и говорит вслух слова: « 1,2,3,4,5, я иду искать, кто не спрятался, я не виноват». Пока он произносит слова, все остальные прячутся на отведённой им площадке (группе)

«Жмурки» (ориентировка в пространстве) Цель: учить ориентироваться в пространстве с завязанными глазами, соблюдать правила игры и прислушиваться к различным движениям играющих. Материал: Небольшое ограниченное пространство (веранда, зал). Косынка. Ход игры: Воспитатель одному из детей завязывает глаза, а другие тихо стоят или тихо бегают на ограниченном месте, «жмурка» пытается поймать детей. Кого поймал, тот и «жмурка».

«Жмурки с колокольчиком» ( ориентировка в пространстве) Цель: учить ориентироваться в пространстве с завязанными глазами, соблюдать правила игры и прислушиваться к различным движениям играющих. Реагировать на звук колокольчика. Материал: Ограниченное место, косынка, колокольчики. Ход игры:  Одному из детей завязывают глаза, остальным дают колокольчики или одному. «Жмурка» должен поймать малыша.

«Найди себе  пару» (ориентировка в пространстве) Цель: приучать детей действовать по сигналу, соблюдая правила игры. Упражняться в беге, ходьбе, нахождению своей пары. Материал:  Флажки или платочки нескольких цветов. Ход игры:  Детей должно быть нечётное количество. Детям раздаются флажки, по сигналу (один удар в бубен) они разбегаются по залу, а на сигнал, два удара в бубен должны найти себе пару (с одинаковыми флажками должны стоять рядом). Кому не хватило пары, все ему говорят: Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля…), Быстро пару выбирай.

«Найди где спрятано» (ориентировка в пространстве) Цель: учить ориентироваться в комнате или на участке, выполнять действия по сигналу. Материал: Любой предмет, который можно спрятать. Ход игры: Дети стоят вдоль стены. Воспитатель показывает им предмет и говорит, что спрячет его. Воспитатель предлагает детям отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, прячет предмет, после чего говорит: «Пора!». Дети начинают искать предмет.

«Найди и промолчи» (ориентировка в пространстве) Цель: учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку. Материал: Любой предмет, который можно спрятать. Ход игры:  Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре.

«Через ручеёк» (прыжки) Цель: научить правильно прыгать, ходить по узенькой   дорожке, держать равновесие. Материал: На площадке чертятся две линии на расстоянии  1,5-2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определённом расстоянии друг от друга. Ход игры: Играющие стоят у черты – на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился – намочил ноги, идут сушить их на солнышко – садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

«Поймай  бабочку» (прыжки)

Цель: упражнять детей в совместных играх с элементарными правилами; упражняться в прыжках с места. Материал: Палочка к которой привязана бабочка на верёвочке. Ход игры: Воспитатель берёт палочку к которой привязана бабочка, поднимает её повыше и предлагает им её достать. Так же бабочка может летать по площадке, садиться на ковёр.

«На одной ножке вдоль дорожки» (прыжки) Цель: упражнять в прыжках на одной ноге. Материал: дорожка. Ход игры: Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель предлагает им допрыгать до другой стороны площадки на правой ноге. Обратно можно возвращаться бегом. Затем прыгают на левой ноге.

«Дотронься до мяча» (прыжки) Цель: упражнять в прыжках на двух ногах. Материал: Мяч и сеточка под мяч. Ход игры: Воспитатель держит в руке небольшой мяч в сеточке, предлагает каждому из детей подпрыгнуть и дотянуться до мяча двумя руками.

«Из кружка в кружок» (прыжки) Цель: упражнять в прыжках на двух ногах. Энергично отталкиваться и мягко приземляться. Материал: Несколько кружков на расстоянии 30-35 см. Ход игры:  Дети должны перебраться на противоположную сторону площадки, перепрыгивая из кружка в кружок.

«Солнышко и дождик» (бег) Цель: учить детей ходить и бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя. Материал: стульчики (домики). Ход игры: Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять!». Дети бегают по всей площадке. На сигнал «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места (в домик).                                                                                                                                                 «Цветные автомобили» (бег) Цель: учить детей выполнять функцию водителя. Развивать реакцию на цветовой сигнал. Упражняться в лёгком беге с поворотом влево – вправо. Материал: рули синие, жёлтые, зелёные. Флажки таких же цветов. Ход игры:  Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они автомобили. Каждому из них даётся флажок или руль какого-либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке 3 цветных флажка. Когда воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета, то дети с таким же цветом руля (флажка) бегут по площадке, изображая автомобиль. Когда воспитатель опускает флажок, то дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж.

«Такси»  (бег) Цель: учить детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направления движения; быть внимательным к партнёрам по игре. Материал: Обручи большого диаметра. Ход игры: Дети становятся в обруч: один – у передней стороны обода, другой – у задней, лицом за первым. Первый ребёнок – водитель такси, второй – пассажир. Они бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.

«Перебежки»  (бег) Цель: учить детей правильно бежать в заданном направлении и одновременно выполнять простейшие задания. Материал: палки Ход игры: Игры с бегом: 1. Пробежать в среднем темпе как можно дальше (90-180м). 2. пробежать по краям площадки или по ровненькой дорожке, высоко поднимая колени. 3. Бежать, перешагивая через палки, рейки, положенные на землю. 4. Кто меньше сделает шагов, добежав до определённого места. 5. Кто быстрее пробежит дистанцию.

«Птички и кошка» ( бег) Цель: учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал. Материал: Маска кошки и птичек. Начерченный большой круг. Ход игры:  Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребёнок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зёрна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

«Птицы и лиса» (бег) Цель: приучать детей выполнять разные функции. Ориентироваться в пространстве, быстро реагировать на команды. Материал: Маски птиц и лисы. Ход игры:  Дети-птицы устраиваются на пеньках, это их гнёзда. Вдалеке норка лисы. Птицы слетают с деревьев на землю, перелетают с одного места на другое, ищут различных вредных насекомых. По сигналу воспитателя: «Лиса!» - все прячутся в свои гнёзда, а лиса выбегает из норы и пытается догнать птицу.

«По узенькой дорожке» (Бег) Цель: учить двигаться по ограниченной площади опоры, сохраняя равновесие. Материал: Дорожка из верёвочек или начерченная на земле. Ход игры: По дорожке ширенной 15-20 см и длиной 4-5 м дети должны пробежать, не наступая на линии.

«Снежинки и ветер» (бег) Цель:  упражнять в беге  в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; действовать по сигналу. Ход игры:  По сигналу «Ветер!» дети – «снежинки» - бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» - приседают («снежинки упали на землю»)

«Наседка и цыплята» (подлезание) Цель: учить выполнять функции «цыплят». Материал: Верёвка с нанизанными на ней флажками, 2 стойки    или 2 дерева(если на улице игра) Ход игры: Дети изображают цыплят, а воспитатель наседку. На одной стороне площадки или комнаты огорожено место, это – дом. В доме помещается наседка с цыплятами. Наседка отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовёт цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По этому сигналу цыплята подлезают под верёвку, бегут к наседке  и вместе с ней гуляют по площадке. По сигналу воспитателя: «Большая птица!». Все цыплята бегут домой.  

«Перебежки на перегонки» (Бег) Цель: приучать детей действовать по сигналу, упражняться в беге на коротких дистанциях.   Ход игры: Несколько детей становятся в ряд лицом к кустику, до которого надо бежать. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – беги!» - дети бегут до куста, а затем возвращаются шагом.

«Попади в круг» (метание) Цель: учить соблюдать правило поочерёдности, пока действует один участник, остальные должны сдерживать свои действия. Упражняться в метании мешочка одной рукой в цель; развивать глазомер. Материал: Круг и мешочек наполненный песком. Ход игры: Дети строятся в колонну по одному. У первого мешочек с песком он должен бросить его в круг, затем взять мешочек и отдать следующему.

«Целься верней» (меткость) Цель:  упражняться в попадании в цель. Материал:   Мячики(мешочки с песком), корзина. Ход игры:  На земле проводят линию, на расстоянии 1,5-2 м от неё ставят корзину. Ребёнок подходит к линии и бросает мячик в корзину. Выигрывает тот, кто больше забросил мячиков в корзину.

«Перелёт птиц» (лазание) Цель: развивать реакцию на словесные сигналы. Упражняться в лазание по гимнастической лестнице. Материал: Гимнастические лестницы, маски птиц. Ход игры: Дети стоят на одном конце зала, они птицы. На другом конце зала вышка (гимнастическая стенка). По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят расправив крылья. По сигналу «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. После слов: «Буря прекратилась», - птицы снова летят.

«Кегли» ( катание шара) Цель: учить детей основным правилам игры. Упражняться в сильном и резком катание шара в кегли правой рукой. Глазомер. Материал: Кегли, шары. Ход игры:  Кегли ставят с интервалом 10-15 см. друг от друга. Дети прокатывают по одному шару с расстояния 1-1,5 м.  

«Школа мяча» (ловкость) Цель:  развивать ловкость сноровку. Материал:  Несколько мячей. Ход игры:  Дети делятся группами, на группу мяч. Сначала один ребёнок выполняет упражнения с мячом, если он ошибся, то отдаёт мяч другому. Виды движений: 1. Подбросить мяч вверх и поймать                4. Бросить мяч о стену,                                       его двумя руками, подбросить мяч                  дать ему стукнуться о вверх и, пока он летит, хлопнуть в                  землю, отскочить от неё   ладоши перед собой.                                         и поймать.

2. Ударить мяч о землю и поймать.                 5. Отбивать мяч о землю Ударить мяч о землю, хлопнув в                      до пяти раз правой и ладоши перед собой и поймать.                        левой рукой.

3. Стать лицом к стене на рас- стоянии2-3х шагов от неё, ударить об неё мяч и поймать.

«Мяч через сетку» (бросание и ловля мяча) Цель: учить детей соревноваться. Упражнять в бросании мяча через сетку двумя руками снизу и из-за головы. Материал: Мячи и сетка.     Ход игры: На расстоянии 1м от сетки на линии с обеих сторон стоят группки детей напротив друг друга. По сигналу воспитателя: «Начинай!» - ребёнок бросает мяч через сетку ребёнку, стоящему напротив. Тот, поймав мяч, перебрасывает его стоящему рядом и т. д. Когда мяч дойдёт до последнего играющего, воспитатель отмечает какие ошибки были сделаны группками играющих.

«Рыбаки и рыбки» (развитие координации движений) Цель: развитие координации движений и чувства ритма.  Материал: скакалка, кусок мела. Ход игры: Сначала из всех желающих играть в эту игру выбирают при помощи считалки 2-х рыбаков, которым дают скакалку – это их сеть. Остальные будут рыбками. Очертите при помощи мелка круг – это будет пруд или озеро, в котором обитают рыбки. За пределы обозначенного водоёма рыбки не должны выплывать. Малыши и в самом деле выполняют плавательные движения: медленно разводят руками, передвигаясь в воде. Рыбаки хотят поймать рыбок и для этого растягивают скакалку, как сеть, чтобы окружить и поймать рыбок. Рыбки стараются увернуться, но рыбаки попались умелые без улова не уйдут.   Те из рыбок, кого коснулась скакалка, выбывают из игры, выходят на берег, как пойманные. Когда будут пойманы все рыбки, выбирают новых рыбаков и игру повторяют.

«Весёлая карусель» (развитие координации движения) Цель: тренировка вестибулярного аппарата, развитие координации движений, учить действовать согласно правилам игры. Материал: обруч или скакалка. Ход игры: Дети берутся вместе с воспитателем за обруч и бегут в правую сторону со словами: Мы катались на качелях, А теперь – на карусели, Поначалу еле-еле, А потом, потом, потом Всё быстрее и бегом. Пробежав 1-2 круга, воспитатель даёт команду «Стоп!», дети останавливаются, а потом берутся за обруч другой рукой











Образовательная область «Творчество»


«Проявление творчества»
Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
Средства: прищепки разного цвета, поднос, заготовки бабочки, цветка, самолёта.
Вариант игр: воспитатель предлагает доделать недостающие детали предметам. Когда дети выполнят задание, спросить у них, какую часть предмета они доделали и какого цвета прищепки использовали.

«Где мои детки?» Цель: развивать слух, музыкальные способности, внимание. Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке. Ход игры. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля второй октавы). Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

«Буратино» Цель: закрепить музыкальные произведения. Игровой материал. Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются кар точки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д.), знакомым детям. Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие — дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева, ребенок достает карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» 3. Компанейца — из коробки достают картинку паровоза и т. д. Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления программных музыкальных произведений.

«К нам гости пришли» Цель: закреплять музыкальные инструменты. Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик. Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают. Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального   молоточка,   птичка   летит   под   звон   колокольчика. Игра проводится со всеми детьми в свободное от занятий время.

«Что делают дети?» Цель: закреплять музыкальные произведения. Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки (рис. 12). Ход игры. Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в грамзаписи): «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты. Игра сначала проводится на занятии, а затем в свободное от занятий время.

«Колпачки» Цель: закрепить музыкальные инструменты. Игровой материал. Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка. Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок. Игра проводится в свободное от занятий время.

«Волшебные цвета»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Ход игры. Раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.

«Веселые краски» Цель: знакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов. Материал: карточки с изображением девочек-красок, знаки «+»,«-», «=», краски, кисти, бумага, палитра. Ход игры: путем смешения красок решать « примеры» типа «красный +желтый = оранжевый», «зеленый – желтый = синий».

«Подбери цвет к предмету» Цель: знакомить детей 3-4 лет с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета. Материалы:   карточки с разными цветами, карточки с изображением предметов. Ход игры. Дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету.

«Гусенички» Цель: упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот. Материал: цветные круги  теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы гусеницы. Ход игры. Детям предлагается из предложенных кругов составить гусеничку холодной цветовой гамма (теплой) или гусеничку со светлой мордочкой и темным хвостиком (темной мордочкой и светлым хвостиком).

Упражнения на развитие формообразующих движений с применением трафаретов, шаблонов, плоскостных фигур.

«Клубочки» Цель: развивать у детей умения выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами. Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть панно, на котором котенок играет с клубками ниток, которые он размотал. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок. Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.

«Нарисуем, как расположены тарелки на столе» Цель: упражнять детей в рисовании округлых и овальных форм, развивать умение различать  предметы  по  величине от большой к маленькой. Для выполнения упражнения детям дают трафареты с прорезями трех кругов разной величины и прорезями трех овалов, расположенных между кругами. Овалы также разного  размера,   к ним пририсованы ручки. Ход занятия. Педагог говорит: «Дети, к нам в гости пришли три медведя. Давайте мы их угостим. Для этого нам нужна посуда: тарелки и ложки». Педагог показывает детям трафареты и предлагает обвести круги и овалы, а затем дорисовать к овалам ручки, чтобы  получилась ложка. После выполнения задания медведи вместе с детьми смотрят, как выполнена вся работа, сравнивают с реальной сервировкой на столе, где расположены тарелки и ложки. Здесь же можно уточнить, с какой стороны тарелки расположена ложка.

«Украсим предметы» Цель: упражнять детей в умении заполнять  ограниченное пространство в соответствии с заданной формой предметов. Ход занятия. Педагог предлагает детям трафареты с прорезями формы различных предметов: платья, шапки, полотенца, носового платка, чашки, косынки и др. Затем дети разрисовывают цветными  изображения  заданное пространство. В зависимости от уровня развития изобразительных навыков сложность контуров предметов определяется каждому ребенку индивидуально: один разрисовывает полотенце, другой — платье. Такие упражнения обогащают детские впечатления о форме реальных предметов, учат замечать общее между ними, в частности, что все предметы раскрашены цветными полосками, все они разные (посуда, одежда, белье и т. д.). Так формируются у детей умения обобщать предметы по одному сходному признаку, вне зависимости от  их  функционального назначения.

Декоративно-прикладное творчество

«Найди лишнее» Цель: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных;   развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство.                           Материал: 3-4 изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого.                                                                                                                               Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.                                                           Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно. Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

«Что изменилось» Цель: закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.                                                 Материал: предметы разных промыслов.                                                                             Игровые правила: игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.                                                                                                                          Ход игры: воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами и убирает какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается.               Варианты: игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его.

«Узнай элементы узора» Цель: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.                                                             Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.                                       Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.                              Ход игры: получив большую карту и нескольких маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания. 

«Составь узор» Цель: учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.                                                       Материал: плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.                                        Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи.                                                           Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

«Составь хохломской узор» Цель: закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять названия элементов росписи: «осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль». Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.                               Материал: трафареты посуды хохломских художников из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.                                              Игровые правила: детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете посуды методом аппликации.

«Городецкие узоры» Цель: закреплять умение детей составлять городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запоминать порядок выполнения узора, самостоятельно подбирать цвет и оттенок для него. Развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.                                                                     Материал: трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты).  Игровые правила: детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.

«Художественные часы» Цель: закрепить знания детей о народных художественных промыслах, умение находить нужный промысел среди других и обосновывать свой выбор.                                                     Материал: планшет в виде часов (вместо цифр наклеены картинки с изображением разных промыслов). Кубики и фишки.                                                                                        Игровые правила:  играющий бросает  кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой   нужное количество  (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. За правильный ответ – фишка. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

«Укрась поднос» Цель: закреплять знания о жостовской росписи – ее колорите, составными элементами;  учить располагать узор;  развивать чувство ритма, композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству.                                                                     Материал: трафареты подносов разной формы, вырезанные из картона, различные цветы, литья по размеру, форме, цвету.                                                                                                   Игровое правило: брать по одному элементу.                                                                   Игровое действие: выбрав поднос определенной формы расположить узор.

«Из какой росписи птица» Цель: закрепление знаний о декоративно-прикладном творчестве русского народа. Материал: изображения птиц городецкого, хохломского, дымковского, гжельского промыслов. Игровое действие: назвать вид прикладного творчества, найти птиц неизвестных   видов росписи и не относящихся к декоративно-прикладному творчеству.

Жанры живописи
«Определи или найди жанр (портрет, пейзаж, натюрморт)» Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.
2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.

Если видишь, на картине Если видишь, что с картины
Нарисована река, Смотрит кто-нибудь на нас –
Или ель и белый иней, Или принц в плаще старинном,
Или сад и облака, Или в робе верхолаз,
Или снежная равнина, Лётчик, или балерина,
Или поле и шалаш, Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина Обязательно картина
Называется … (пейзаж) Называется … (портрет).

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это … (натюрморт)

«Составь натюрморт»
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.)
Материал: разнообразные картинки с изображением цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов или реальные предметы (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)
Описание игры: воспитатель предлагает детям составить композицию из предложенных картинок, или составить композицию на столе из реальных предметов, используя для фона различные ткани.

«Собери пейзаж»
Цель: закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года, учить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний).
Материал: Цветные изображения деревьев, цветов, трав, грибов и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.
Описание игры: детям нужно с помощью цветных изображений составить пейзаж по собственному замыслу или по заданному воспитателем сюжету.

«Перспектива» Цель: дать детям знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов переднем и заднем плане картины.
Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие)
Описание игры: детям предлагается разложить силуэты на картинной плоскости с учётом перспективы.

«Из чего состоит натюрморт»
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепить знания о предметном мире, его назначении и классификации.
Материал:  разнообразные картинки с изображением предметов, цветов, ягод, грибов, животных, природы, одежды и т.д.
Описание игры: среди разнообразных картинок детям нужно отобрать только те, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта.
«Составь портрет»
Цель: закрепить знания о жанре портрета. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица по цвету и форме.
Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме.
Описание игры: детям предлагается из разных частей лица составить портрет мальчика или девочки.
Можно использовать в игре загадки:

Между двух светил Не сеют, не сажают,
Я в середине один. Сами вырастают.        (Нос) (Волосы)

Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы)

Один говорит, двое глядят, Двое слушают. (Язык, глаза, уши)

Живёт мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. (Глаза)

«Времена года»
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.
Материал: Репродукции картин с пейзажами, аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года»
Описание игры: на стене развешены разные репродукции картин, воспитатель предлагает детям отобрать те из них, в которых рассказывается об одном времени года.
Можно использовать в игре аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года»
художественные тексты о временах года.

 








Литература.

А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду».

Г. С. Швайко «игры и игровые упражнения для развития речи».

Просвещение «Угадай, как нас зовут».

Просвещение «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».