Игровые технологии на уроке математики.
«Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста» (Мишель де Монтень).
В этой статье я хочу поделиться своим опытом работы по применению игровой технологии на уроках математики. Мои наблюдения в течении многих лет работы показывают, что большинство детей в начальной школе учатся с удовольствием, но чем старше они становятся, тем быстрее угасает интерес к учению. Для того чтобы сохранить «детский огонек пытливости и жажды знаний» я и разработала систему применения игровых технологий на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. Но прежде, чем я познакомлю вас со своим опытом, есть смысл поговорить о термине «игра».
Игра – это соревнование, борьба либо с соперником, либо с самим собой. Она дает возможности за сравнительно малое время проявить свои способности: качества ума, крепость мышц, быстроту реакции. Причем эти способности могут проявиться как по отдельности, так и все вместе. В игре почти всегда присутствуют положительные эмоции, из дидактики же известно: не пережитое эмоционально, усвоено плохо, формально. Нам же – учителям математики – нужно использовать малейшую возможность для эмоциональной окраски предлагаемого учащимся материала. В игре всегда есть место всему: везению, случайности, максимальному учету обстоятельств, способности анализировать ситуацию, умению мыслить за соперника и предвидеть его действия, интуиции – важнейшей составляющей любого творчества, в том числе и научного. Игру стоит затевать с отчетливой познавательной целью. Она должна по возможности привлекать к участию всех в том или ином качестве. Игра является одним из проверенных способов мотивации учения, формирования у школьников познавательных интересов. Играя, ребенок приобретает новые знания, совершенствует умения и навыки. Она, как никакой другой метод отвечает возрастным особенностям детей и в значительной мере способствует формированию полноценной мотивации учения. Игры возможно применять на всех ступенях обучения, но совершенно необходимо – в работе с младшими школьниками и в среднем звене. Занимательные игры на уроках математики – современный и признанный метод обучения и воспитания. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись игрой, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию.
Каждая игра помогает решить какие-то определенные дидактические задачи: дать такое-то знание, сформировать такое-то умение, развивать такие-то функции мозга (внимание, память, мышление, речь), воспитывать черты личности (сообразительность, находчивость, коллективизм и т.д.).
Игровые технологии способствуют достижению следующих целей:
- активизации мыслительной деятельности, развитию познавательных способностей;
- развитию логического мышления;
- углублению знаний по математике;
- восприятию метапредметных связей;
- развитию математической культуры;
- сплоченности коллектива, формированию деловых взаимоотношений;
- развитию индивидуальности и коммуникативных способностей.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами и мнением других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, формируется характер.Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Игра не должна быть длинной по времени, и ее нужно удачно вписать в урок, содержащий и другие обязательные элементы.
Дидактические игры можно проводить в начале урока, чтобы привлечь внимание детей и подготовить их к усвоению последующего материала.